1 Оглавление 1.Целевой раздел Программы 1.1.Пояснительная записка Программы 1.1.1.Цель и задачи реализации Программы 1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы 1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе возрастные и индивидуальные особенности развития детей дошкольного возраста 5-6 лет 1.2.Планируемые результаты 2.Содержательный раздел Программы 2.1.Описание образовательной деятельности 2.2.Учебный план 2.3.Особенности взаимодействия педагога с семьями воспитанников 2.4. Формы, методы, технологии организации воспитанников в структуре дополнительной образовательной деятельности. 3.Организационный раздел Программы 3.1. Материально-техническое обеспечение реализации Программы 3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания 3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий 3.5. Особенности организации развивающей предметно - пространственной среды 4.Используемая литература 3-13 3-4 4-5 5 5-9 9-13 13-17 13 13-16 16 16-17 17-19 17 17-19 19 19 20 2 1. Целевой раздел Программы. 1.1.Пояснительная записка. Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – школе. Развитие логического мышления ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, знаками, символами. Развитие логики детей является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности. Работа в творческом объединении позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, интеллектуально развивать дошкольника. Достичь этого можно путем включения задач связанных с понятиями, которые выходят за рамки программного материала. Для логических задач характерно зачастую неожиданное решение. Формированию творческой личности способствуют задачи, предполагающие как различные способы решений, так и дающие возможность на основе анализа имеющихся данных выдвигать гипотезы и в дальнейшем подвергать их проверке. Задачи с недостающими данными способствуют формированию критичности мышления и умению проводить мини-исследование. Выполнение заданий позволит совершенствовать дошкольникам свои знания и умения. Материал кружковых занятий имеет широкий тематический диапазон, позволяющий дошкольникам расширять свои знания в области познавательного развития. Удовлетворять естественные потребности ребят в познании и изучении окружающего мира, их неуемную любознательность помогают игры – исследования. Одним из средств умственного развития ребенка являются развивающие игры. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий. Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Развивающие игры создают условия для проявления творчества, стимулирует развитие умственных способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности. Значимость развивающих игр для развития дошкольников, их многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для решения указанной проблемы – умственного развития дошкольников. В разработанных играх и упражнениях у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических операций дети тренируют внимание, память, восприятие. 3 Направленность программы – социально-педагогическая Уровень освоения программы – ознакомительный. Новизна данной Программы состоит в том, что особое внимание обращено на развитие логического мышления у дошкольников. В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Данная программа построена так, что большую часть материала дошкольники не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают, разгадывают, расшифровывают, составляют. При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств : умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас. 1.1.1. Цель и задачи реализации Программы Цель программы – Развитие логического мышления, речи и смекалки у детей, умения мыслить самостоятельно, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения, расширять кругозор математических представлений. Задачи: Образовательные Развивающие Воспитательные -Активизировать познавательный интерес; -Формировать приёмы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия). -Формировать общеучебные умения и навыки (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.) -Познакомить с числовым рядом и составом чисел, дать представления задачи, умения вычленять её части, решать и составлять их, формировать индивидуальные творческие способности личности. -Развивать логическое мышление ребёнка. -Развивать познавательные способности и мыслительные операции у дошкольников, развивать память, внимание, творческое воображение. -Воспитывать у детей интерес к занимательным играм -Формировать умение работать в коллективе. -Воспитывать настойчивость, терпение, способность к саморегуляции. Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ состоят в том, что деятельность представляет систему развивающих игр, упражнений, в том числе электронных пособий математического содержания, которые помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления. Дети непосредственно приобщаются к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Программа предполагает возможность индивидуального пути в саморазвитии дошкольников в собственном темпе за счёт выбора заданий, соответствующих уровню подготовки и познавательной мотивации детей. 4 1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы Принцип наглядности - широкое использование зрительных образов, постоянную опору на свидетельства органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью. Принцип доступности изучаемого – все задания подобраны с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей. Принцип интеграции – создание у ребенка целостной картины мира средствами природы, литературы, искусства, продуктивной деятельности. Принцип систематичности - обучать, переходя от известного к неизвестному, от простого к сложному, что обеспечивает равномерное накопление и углубление знаний, развитие познавательных возможностей детей. Принцип комфортности – атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ребенка ситуации успеха. Погружение каждого ребенка в творческий процесс – реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения. Деятельностный принцип – реализуется в принятии идеи главенствующей роли деятельности в развитии ребенка. Основными подходами к формированию Программы являются: - деятельностный подход, предполагающий развитие ребенка в деятельности; - индивидуальный подход, предписывающий гибкое использование педагогами различных средств, форм и методов по отношению к каждому ребенку;личностноориентированный подход, который предусматривает организацию образовательного процесса на основе признания уникальности личности ребенка и склонностей; - создания условий для ее развития на основе изучения задатков, способностей, интересов, cредовой подход, ориентирующий на использование возможностей внутренней и внешней среды образовательного учреждения в воспитании и развитии личности ребенка. Сроки реализации дополнительной образовательной программы. Программа рассчитана на 1 год обучения – 36 часов в год. Формы обучения и режим занятий Данная программа реализовывается в очной форме обучения. Форма занятий – групповая. Тип занятий – комбинированный. Формы проведения занятий: занятие-игра; занятие-путешествие; занятие – развлечение; деловая игра; творческая мастерская; занятие – фантазия. Занятия проводятся 1 раз в неделю. 1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе возрастные и индивидуальные особенности развития детей дошкольного возраста 5-6 лет. Возрастные особенности усвоения программного материала воспитанниками: Показатели Мышление Речь Шестой год жизни Наглядно-образное, начало формирования схематического Формирование планирующей функции речи образно- 5 Произвольность познавательных процессов Объект познания Развитие целенаправленного запоминания Предметы и явления, непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормы Способ познания Общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование Условия успешности Собственный широкий кругозор и хорошо развитая речь Форма общения Внеситуативно-деловое+внеситуативно-личностное Отношения со сверстниками Углубление как к партнеру по играм, предпочтения в общении Отношения со взрослыми Источник информации, собеседник Программа составлена с учетом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников, а также времени их пребывания в ДОУ: в режиме полного пребывания. Развитие логического мышления в соответствии с Программой осуществляется с учетом следующих условий: - ребенок должен быть психологически готов к обучению; - обучение следует проводить с использованием игровых методик, ориентируясь на игру как на основную форму деятельности дошкольника, так как именно игра наиболее доступна, понятна и интересна дошкольникам, именно в игре наиболее полно удовлетворяются их насущные потребности, только в игре можно «как бы мимоходом достигать обучения чтению и письму», о чем писал еще К. Д. Ушинский. «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский; -обучение должно проходить на положительном эмоциональном фоне, без какого бы то ни было давления, насилия, выражения взрослым своего недовольства и разочарования, если ребенок в чем-то не оправдал его ожиданий; Критерии достижения цели Программы: 1. системность диагностики познавательного роста обучающихся в области их грамотности; 2. изучение личного роста (нравственная воспитанность, приоритет духовных ценностей, способность проявлять чувства – сопереживание, негодование и т.д.); 3. система оценки обученности детей и система контроля за знаниями и умениями (графические отметки успеха – неуспеха, символы победы, отличия в проводимом конкурсе, викторине – флаг, цветок, игрушка); 4. эффективность обучения по Программе. Обретение высокого уровня освоения содержания Программы (овладение элементарными математическими представлениями, развитие познавательных процессов); 5. повышение уровня воспитанности; 6. интерес к занятиям, интерес к математике; 7. мотивация на дальнейшее обучение. Условия реализации Программы Для развития логического мышления требуется определенная готовность сенсомоторной и интеллектуальной сферы детей. Эффективность педагогического процесса зависит от соответствия форм, средств и методов работы, направленности упражнений, их дозировки возрастным особенностям детей. Закономерности возрастных периодов отражены в особенностях психических процессов, психических и личностных качествах детей. Развитие логического мышления у дошкольников — особая область познания, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное логическое мышление, повышать интеллектуальный уровень. 6 Овладение простейшими умственными операциями ведет к более высокому уровню обобщения предметов и явлений по их существенным признакам. Таким образом, дошкольник подходит к осознанию логических связей. Одна из основных черт умственного развития дошкольников заключается в том, что разрозненные представления об отдельных предметах и их свойствах, характерные для детей предшествующей возрастной ступени, начинают объединяться и преобразовываться в еще не совершенные, однако целостные знания об окружающей действительности. Именно в дошкольном возрасте впервые появляется возможность отражения некоторых важных связей и зависимостей живой и неживой природы. У старших дошкольников можно сформировать начальное понимание некоторых общих связей окружающего мира. Объектом мыслительной деятельности детей становятся не только отдельные предметы и явления, но и такие общие свойства действительности, как пространство и время; ребенок начинает глубже понимать связи между живой и неживой природой, их отражение в жизни людей, интенсивно идет формирование его представлений об общественных отношениях людей и отражении их в математических символах и понятиях. У детей дошкольного возраста существенное изменение претерпевают познавательные потребности и мотивы. Исходной потребностью, в значительной мере определяющей как умственное, так и общее психическое развитие ребенка, является потребность в новых впечатлениях. С возрастом эта потребность усложняется количественно и качественно и к пяти годам выступает в форме потребности в новых, все более содержательных знаниях о предметах и явлениях окружающей действительности. Эту потребность удовлетворяет и развивает взрослый, который в процессе общения с ребенком передает ему новые знания, сообщает новые сведения, формирует новые познавательные умения (умение сравнивать предметы друг с другом, анализировать их, делать простые обобщения и выводы). Другой путь удовлетворения и развития данной потребности — собственная активная, преобразующая деятельность ребенка с предметами и явлениями. Дело в том, что дети, увидев новый предмет, стремятся познакомиться с ним практически — пощупать его, повертеть в руках, разобрать и по возможности собрать и т. д. В ходе реальных преобразований предметов они познают их скрытые свойства и связи. Здесь деятельность дошкольников выступает в форме своеобразного экспериментирования. Это самостоятельная деятельность детей, в которой ярко проявляется их инициатива и творчество. Данный процесс имеет чрезвычайно важное значение, поскольку в нем ярко проявляются и формируются познавательные потребности дошкольников, происходит становление новых мотивов поведения. В дошкольном возрасте ребенок приобретает умение анализировать свои действия, выделять их существенные звенья, сознательно изменять и перестраивать их в зависимости от получаемого результата. Это, с одной стороны, дает возможность обучать дошкольника не только отдельным конкретным действиям, но и общим принципам, схемам действия, а с другой — подготавливает его к осознанию познавательных процессов (вначале во внешнем, а затем во внутреннем плане). Иначе говоря, последовательное формирование познавательной деятельности ведет к развитию способности управлять своими психическими процессами, что является фундаментом для возникновения более сложных структур мыслительной деятельности ребенка и формирования понятий. Здесь можно говорить о том, что у ребенка формируется умение учиться, развиваются начальные формы познавательной деятельности. Познавательный мотив вызывает существенные изменения психических процессов организма. Дети приобретают умение следовать требованиям взрослого, практически овладевают средствами усвоения знаний и умений, учатся элементарным формам анализа явлений, приобретают способность делать простейшие умозаключения и т. д. Все это оказывает положительное влияние на общее умственное развитие детей 7 дошкольного возраста. В процессе учебной деятельности происходит формирование такой важной способности, как самоконтроль, т. е. умения контролировать процесс своей деятельности на основе задачи, поставленной взрослым. Самоконтроль позволяет значительно повысить уровень детских работ, ликвидировать механическую подражательность друг другу. В дошкольном возрасте ребенок приобретает умение анализировать свои действия, выделять их существенные звенья, сознательно изменять и перестраивать их в зависимости от получаемого результата. Это, с одной стороны, дает возможность обучать дошкольника не только отдельным конкретным действиям, но и общим принципам, схемам действия, а с другой — подготавливает его к осознанию познавательных процессов (вначале во внешнем, а затем во внутреннем плане). Иначе говоря, последовательное формирование познавательной деятельности ведет к развитию способности управлять своими психическими процессами, что является фундаментом для возникновения более сложных структур мыслительной деятельности. Индивидуальные особенности воспитанников Программа реализуется с учетом индивидуальных особенностей развития дошкольников. По Программе обучаются примерно 50 детей в возрасте от 6 до 7(8) лет. Психологические особенности Среди индивидуальных особенностей ребенка, на занятиях по обучению чтению необходимо учитывать темперамент воспитанников. Воспитателем дошкольного учреждения в процессе наблюдения за поведением и деятельностью детей в течение дня были определены типы темперамента и разработаны рекомендации по учету разных темпераментов обучающихся. Сангвиник. Ребенок верток и подвижен. Быстро переключается с одного задания на другое. Однако следует помочь ему сосредоточиться на выбранном занятии и довести дело до конца, опираясь на такое важное качество сангвиника, как целеустремленность. При этом с такими детьми следует быть требовательными. Меланхолик. Ребенок эмоционально очень чувствителен и легко раним. Для меланхолика самым главным является спокойная, доброжелательная психологическая атмосфера. Ребенка надо часто хвалить, демонстрируя веру в его способности. Даже если задание выполнено не очень хорошо, нужно уметь вселить в ребенка уверенность, одобряя саму попытку решить ту или иную задачу. Чаще проговаривайте положительные моменты, старайтесь отвлечь его от тревожных мыслей. Учить меланхолика делать самостоятельный выбор в привычных жизненных ситуациях (с кем танцевать в паре, какой танец ему больше нравится) Холерик. Такой ребенок быстрый, очень подвижный, с трудом переносит ожидания, у него легко возникают эмоциональные вспышки, настроение неустойчиво (быстро переходит от радости к гневу). Такого ребенка нужно контролировать больше других. В обращении с ребенкомхолериком необходимо много терпения и спокойствия. Не следует раздражаться по поводу «неудобного» поведения ребенка, от этого он становится еще более неуправляемым. У такого ребенка на занятии обязательно должна быть интенсивная физическая нагрузка. Ругать и наказывать ребенка лучше после того, как он успокоится, а объясняя последствия его поступка. Ни в коем случае не стыдить при других! Ребенок и сам бы хотел научиться держать себя в руках, так поймите его и помогайте. Флегматик. Невозмутимый и спокойный, эмоционально сдержанный, усидчивый и дисциплинированный В совместных занятиях рекомендуются упражнения на развитие творческой фантазии. Чтобы поведение и мышление флегматика не стали стереотипными, давайте ему побольше творческих заданий, которые имеют несколько вариантов решения. Никогда не торопите его – флегматик от этого начинает действовать еще медленнее. Для такого ребенка совершенно неадекватна атмосфера спешки и четкого лимита времени, в этом случае он может «зависнуть», как компьютер. 8 1.2. Планируемые результаты Ожидаемые результаты, способы определения их результативности. Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы: Выявление дошкольников с математическим, логическим мышлением Желание заниматься развитием логического мышления через игру. Умение детей сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности. Умение детей работать в парах, микрогруппах; Проявление доброжелательного отношения к сверстнику, умение его выслушать, помочь при необходимости. Результативность программы отслеживается в ходе проведения педагогической диагностики, которая предусматривает выявление уровня развития познавательных следующих процессов: 1. Развитие внимания 2. Развитие памяти. 3. Развитие восприятия. 4. Развитие воображения. 5. Развитие мышления. Данная диагностика носит рекомендательный характер, позволяет оценить общий уровень развития познавательных процессов дошкольников. Все результаты заносятся в сводную таблицу в начале и в конце года. Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения программного материала на каждом этапе реализации программы. Предметные результаты арифметический и геометрический навыки на основе зрительного, тактильного и слухового восприятия; произвольность психических процессов, абстрактно-логических и нагляднообразных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций, основных свойств внимания, доказательная речь и речь-рассуждение; основы логического мышления, умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики; творческие способности, умение выражать свои чувства и представления о мире различными способами; навыки сотрудничества, взаимодействия со сверстниками, умение подчинять свои интересы определенным правилам; желание заниматься математической деятельностью. Личностный результат: начальные (элементарные) представления о самостоятельности и личной ответственности в процессе развития логического мышления; проявление любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий; освоение положительного и позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми; умение демонстрировать самостоятельность суждений, независимость и нестандартность мышления; понимание и принятие элементарных правил работы в группе: проявление доброжелательного отношения к сверстникам, стремления прислушиваться к их мнению; 9 определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); опираясь делать выбор, в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Метапредметными результатами изучения материала по программе являются формирование универсальных учебных действий. Дети научатся: • устанавливать причинно-следственные связи при решении логических задач; • строить логическую цепь рассуждений; • выдвигать гипотезы; • составлять задачи-шутки, магические квадраты; • читать графическую информацию; • анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы; • различать существенные и несущественные признаки. • уважение к товарищам и их мнению; • понимание значимости коллектива и своей ответственности перед ним; • умение слушать друг друга. • постановке учебных задач занятия; • оценке своих достижений; • действовать по плану. Предметными результатами изучения программы является формирование следующих умений: ребёнок сможет описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; выделять существенные признаки предметов; сравнивать между собой предметы, явления; обобщать, делать несложные выводы; классифицировать явления, предметы; определять последовательность событий; судить о противоположных явлениях; давать определения тем или иным понятиям; По итогам обучения дети должны знать: • числа от 0 до 20 и их графическое изображение; • порядковый счет от 1 до 20; • числа-соседи; Способы определения результативности Возможно использование следующих методов отслеживания результативности: 1.Педагогическое наблюдение. 2.Педагогический анализ результатов: тестирования, опросов, выполнения обучающимися диагностических заданий, участия обучающихся в викторинах, защиты проектов, решения задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях. Виды контроля: Время Цель проведения Формы контроля проведения Начальный или входной контроль В начале учебного Определение уровня развития детей, их Беседа, опрос. года математических способностей Текущий контроль 10 В течение всего Определение степени усвоения учебного года воспитанниками учебного материала. Определение готовности детей к восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности воспитанников в обучении. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. Промежуточный или рубежный контроль По окончании Определение степени усвоения изучения темы или обучающимися учебного материала. раздела. В конце Определение результатов обучения. месяца, полугодия. Педагогическое наблюдение, опрос, самостоятельная работа. Опрос, контрольное занятие. В конце учебного года или курса обучения В конце учебного Определение изменения уровня развития Открытое занятие. года или курса детей, их творческих способностей. обучения Определение результатов обучения. Ориентирование обучающихся на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения. Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программ – открытое занятие для родителей. Система оценивания предметных результатов: Итоговый контроль результатов обучения обучающихся Показатели Критерии Степень (оцениваемые выраженности параметры) оцениваемого качества Возмо жное количе ство баллов Теоретическая подготовка обучающихся -минимальный уровень (обучающийся овладел Теоретические менее 1 знания (по Соответствие чем ½ объема знаний, основным теоретических предусмотренных разделам учебно- знаний программой); тематического программным -средний уровень плана требованиям (объем усвоенных программы) 5 знаний составляет более ½); Методы диагностики Наблюдение 11 -максимальный уровень (обучающийся освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период). -минимальный уровень (обучающийся, как правило, избегает употреблять специальные термины); Владение Осмысленность -средний уровень специальной и (обучающийся сочетает терминологией правильность специальную по использования терминологию с тематике специальной бытовой); программы терминологии -максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием). Практическая подготовка обучающихся -минимальный уровень (обучающийся овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков); Практические умения и навыки, -средний уровень Соответствие предусмотренные (объем усвоенных практических программой (по умений и умений и основным навыков составляет навыков разделам учебноболее ½); программным тематического -максимальный уровень требованиям плана (обучающийся овладел программы) практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период). -начальный Творческие (элементарный) навыки уровень развития (творческое Креативность в креативности отношение к выполнении (обучающийся делу и умение заданий выполнил проект, воплотить его выполнив в готовом простейшие продукте) практические задания 10 1 5 Собеседование 10 1 5 Демонстрация выполненной практической работы, дегустация блюд 10 1 Демонстрация выполненной практической работы 12 педагога); -репродуктивный уровень (проект выполнен в основном 5 на основе практических работ); - творческий уровень (проект выполнен с максимально возможными 10 улучшениями на основе пройденного материала). Форма оценивания: зачет (набрано более 20 баллов) /незачет (набрано менее 20 баллов). 2.Содержаательный раздел Программы 2.1. Описание образовательной деятельности Содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач. Материал построен так, чтобы его можно было использовать в индивидуальных и групповых занятиях с учащимся. Цель проведения занятий — интеллектуальная и мотивационная подготовка детей к школе, через системное использование интеллектуально-развивающих игр и упражнений. Каждое занятие представляет собой комплекс, включающий не только игры и задания на развитие познавательных психических процессов, но и задания на развитие мелкой моторики. Некоторые занятия носят тематический характер и построены в виде «Путешествий». Цикл занятий «Интеллектуально-познавательного блока» завершает интеллектуальная викторина «Умники и умницы». При проведении занятий целесообразно использовать соревновательный компонент – за каждый правильный ответ детям выдавать фишки. Это позволяет вести диагностику и выявлять лидеров на занятии. Для проведения занятия каждому ребенку необходимо было иметь тетрадь в клетку, простой карандаш, набор цветных карандашей. С детьми имеющих низкий уровень развития тех или иных познавательных психических процессов велись дополнительные коррекционно-развивающие занятия. 2.2. Учебный план № Наименование темы Количе ство часов Форма аттестации и контроля 13 4 Опрос, индивидуальные задания. 2. Инструктаж по технике безопасности. Мониторинг. Знакомство с логическими заданиями 6 Игровые задания. 3. Решение ребусов 6 Игровые задания. 4. Ознакомление с чтением и составлением цифровых и буквенных шифров Ориентировка во времени и пространстве Решение логических задач 6 Игровые задания 6 Игровые задания 7 Индивидуальная работа. 1. 5. 6. Содержание дополнительной общеразвивающей программы. 1.Правила техники безопасности. Знакомство детей с правилами безопасного поведения во время занятия. 2.Логические задания. На основе игры и игровых упражнений, знакомить с логическими заданиями, закреплять понимание отношений между вопросом и ответом. 3.Решение ребусов. Познакомить с основными компонентами ребусов, упражнять в составлении и решение простых ребусов. 4. Ознакомление с чтением и составлением цифровых и буквенных шифров. В разделе чтения и составления шифров закрепляю представления о шифрах и их свойствах, развиваю умение читать и составлять шифры по определённым правилам. 6.Ориентировка во времени В этом разделе развиваю чувство времени, учу определять время по часам, знакомлю с разными видами часов: водными, песочными, механическими, закрепляю представления детей о последовательности дней недели, месяцев года. 7.Логические задачи В данный раздел подобраны игры, игровые упражнения и ситуации, которые развивают у детей мыслительную активность. Календарный учебный график № п/ п Месяц Форма занятия 1 сентябрь Мониторинг октябрь Игра путешествие. Мониторинг. Квест - игра 2 Кол Тема занятия -во час ов 2 Инструктаж по технике безопасности. «Знакомство с логическими задачами» – 2 «Путешествие в страну Логики» 1 «Соберем книжку» Форма контроля Индивидуальные задания. Опрос. Индивидуальные Задания. Опрос. Игровые задания 14 № п/ п Месяц Форма занятия Кол Тема занятия Форма -во контроля час ов Дидактическая игра 1 «Какое слово спряталось?» Дидактическая игра 1 «Четвертый лишний» Игровые задания Занятие - игра 3 ноябрь Дидактическая игра 2 Д.И. «Куда спрятался Игровые и Динозаврик?» практические задания «Путешествие на Игровые задания Северный полюс» «Волшебная снежинка» Практические задания. «Нарисуй по Групповые описанию» задания «Бывает – не бывает» Групповые задания «Украсим елку» Игровые занятия Дидактическая игра 2 «Сходства и различия» Занятие - 1 путешествие Творческая 1 мастерская Дидактическая игра 1 Деловая игра 4 5 6 7 8 9 декабрь январь февраль март апрель май 1 1 Занятие - сюрприз 2 Деловая игра 1 Квест – игра 1 Занятие развлечение Деловая игра – 2 1 Дидактическая игра 2 Занятие путешествие Дидактическая игра Занятие соревнование Деловая игра - 1 1 - 2 2 Дидактическая игра 1 Практические задания. Индивидуальная работа. «Путешествие в сказку Игровые задания. «Моя семья» Практические задания «Проделки Бабы – Яги» Практические задания. «Мы веселые Игровые задания Всезнайки» «Необычное в Игровые задания обычном» «Что? Зачем и почему?» Игровые задания «Космическое путешествие» «Собери слова» Практические задания. Игровые задания «Решаем и составляем Практические ребусы» задания. «Реши задачи»» Игровые задания Дидактическая игра 1 «Составь слова по Игровые задания картинкам» «Помоги Незнайке» Игровые задания Квест - игра «Черный ящик» 1 Игровые задания 15 № п/ п Месяц Форма занятия Деловая игра Кол Тема занятия -во час ов 1 «Умники и умницы»» Форма контроля Практические задания 2.3. Особенности взаимодействия педагога с семьями воспитанников Работа с семьями воспитанников позволяет лучше узнать потребности в приобретаемых знаниях, улучшает общую атмосферу отношений сотрудничества в системе «родитель – педагог», повышает рефлексию педагога. Месяц Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Формы работы ознакомление родителей с учебно– образовательной программой, содержанием и её эффективностью; проведение родительских собраний «Будем грамотны», «В мир сказок». проведение практикумов «Как научиться правильно писать», «Ручка и карандаш – мои помощники», «Развиваем моторику рук»; изготовление игр, пособий. консультационная работа – индивидуальная, групповая. Беседа с родителями об успехах их детей проведение открытых занятий и воспитательных мероприятий с привлечением родителей разработка памяток для родителей «Как выполнить домашнее задание», «Звукобуквенный анализ слова», «Как составить рассказ по картинке» и т.п. анкетирование родителей с целью познания особенностей ребёнка и его особенностей совместные мероприятия родителей и детей: тематическая и интегрированная образовательная деятельность проведение творческих отчетов для родителей индивидуальное консультирование; выступление на родительских собраниях в возрастных группах 2.4. Формы, методы, технологии организации воспитанников в структуре дополнительной образовательной деятельности. Развивающие занятия дополнительной общеразвивающей программы «Ступеньки к школе» имеют четко зафиксированное количество и разделение материала по разделам. Организация занятий предполагается во второй половине дня. Продолжительность одного занятия соответствует возрастным особенностям детей и составляет - 25 минут. Образовательная деятельность воспитанников в условиях объединения имеет свою структуру: 16 Вводная часть(5-10 мин). Включает разминки, игры-приветствия. Направлена на то, чтобы сбросить инертность физического и психического самочувствия, поднять мышечный тонус, повысить внимание и интерес детей к занятию, настроить на активную работу и контакт друг с другом. Основная часть (10-25 мин). Формирование новых и совершенствование ранее приобретенных навыков с помощью упражнений, игр, этюдов, поведенческих тренингов. Заключительная часть (5 мин). Задания и упражнения на развитие самоконтроля и адекватной самооценки. Подведение итогов. 3. Организационный раздел Программы 3.1. Материально-техническое обеспечение Программы: Перечень оборудования кабинета: магнитная доска, телевизор, ноутбук, проектор, столы и стулья для обучающихся, стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов. Перечень оборудования, необходимого для проведения занятий: дидактические игры, счетные палочки, алфавит, линейки, цифровой ряд, печатные тетради, цветные карандаши, простой карандаш. 3.2.Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания Велиева С.В. Диагностика психического Издательство «Речь» 2007 состояния детей Санкт-Петербург дошкольного возраста Марцинковская Т.Д. Диагностика психического Москва, ЛИНКА1997 развития детей ПРЕСС Поддьяков Н Психическое развитие и Санкт-Петербург2013 саморазвитие ребенкаМосква, Обруч дошкольника. Ближние и дальние горизонты Безруких М., Методика оценки уровня Новая школа Москва 1996 Морозова Л развития зрительного восприятия детей 5-7 лет Куражева Н.Ю., Приключения будущих Издательство «Речь» 2007 Козлова И.А. первоклассников Санкт-Петербург Урунтаева Г.А. Диагностика Москва, Издательский 1996 психологических центр «Академия» особенностей дошкольника Андрущенко А.В., Готовиися к школе ООО «Фирма 1999 Снегина Н.Г., «Издательство АСТ» Селиванова В.С. Тарабарина Т.И., Что необходимо знать к 1 Ярославаль. Академия 1999 Соколова Е.И. классу. Развития Академия, К° Академия Холдинг. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый Ярославаль 1999 день: развитие внимания и «Академия развития» воображения дошкольников «Академия, К» Козлова С.А. Мой мир.Приобщения ЛИНКА- ПРЕСС 2000 ребенка к социальному Москва миру. 17 Коррекционноразвивающие занятия с дошкольниками Перечень используемых методических пособий, методик, технологий Печатные: учебные пособия, книги для чтения, раздаточный материал, дидактические игры, рабочие тетради Аудиовизуальные средства: магнитола, аудиозаписи Демонстративные пособия: муляжи, макеты Электронные образовательные ресурсы: мультимедиа, ноутбук Наглядные пособия: плакаты настенные, разрезные картинки, предметные картинки, азбука и т.д. При обучении на занятиях применяется различный дидактический материал, который позволят детям эффективно и качественно усваивать программный материал Направление деятельности Образовательная Наименование оборудования (целевое использование) область Развивающая игра «Речевой Обучение согласованию слов по Познание тренажер» родам, числам и падежам, развивает сообразительность, фантазию, логическое мышление, обогащает словарный запас. Шнуровка «Овощи и фрукты», Развитие у детей сенсорных Познание Логопедическое лото «Говори навыков, тренируется оптикоправильно. Буква «С», пространственное мышление, дидактическая игра «Чей развивается наблюдательность хвост?» внимание, развивает мелкую моторику рук, обогащается словарный запас, развивается творческое воображение, обучение чтению и т.д. Развивающая игра «Мои Обучение чтению, развивает Познание первые буквы», настольная внимание, сообразительность, игра «Звуки», развивающая навыки самоконтроля, формирует игра «Времена года», устойчивое желание учиться. «Веселый зоопарк». Развивающая игра-тренажер «Обучение грамоте». Игра «Кто что ест?» Развивает внимание, память, Познание мелкую моторику рук. Обучение чтению. Дидактические наборы Развитие сенсорных способностей, Познание «Карточки цифры и картинки количество и счет. Способствует для счета», освоению детьми цифр и умению применять их в игровой и результативной деятельности. Развивающая игра «СобирайРазвитие логического мышления, Познание ка. Большой-маленький», математических способностей, тренажер для развития цветовосприятие, навыки 18 математических способностей, Дидактическая игра «Собери слово» «Лото с предлогами» Счетный материал, набор геометрических фигур Буквы и цифры Пазл на тему «Фрукты» Пазл на тему «Ягоды» Буквенно-математический планшет «Азбукварик» Трафареты для подготовки руки к письму «Домашние животные», «Динозавры», «Цветы», «Подводные обитатели», «Животные жарких стран», «Птицы», «Азбука», «Геометрические фигуры» классификации и самоконтроля. Способствует развитию фонематического слуха, связной речи, внимания, памяти, формирует умение правильно подбирать нужные предлоги к словам Развивает мышление, внимание, память. Способствует закреплению понятия количество и счет,геометрические фигуры, буква, цифра Закрепление знаний детей о разновидности фруктов Способствует расширению знаний детей о видах ягод. Развивает память, внимание и мышление Способствует развитию логики, воображению, усидчивости, внимания, формирует представления о буквах и звуках Развитие художественнотворческих способностей. Умение классифицировать. Закрепление знаний детей о животных, птицах, технике и пр. Коммуникация Познание Познание Познание Познание Художественное творчество 3.4 Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий В конце учебного года традиционно во всех возрастных группах в ДОУ проводится итоговое мероприятие «Творческий отчет», в котором принимают участие педагоги дополнительного образования и воспитатели детского сада. Данное мероприятие проводится в праздничной форме. Целью «Творческого отчета» является демонстрация части занятий по обучению чтению родителям дошкольников, а также показ уровня сформированности у детей знаний и умений, полученных за год. 3.5.Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, приспособленной для реализации Программы. Построения предметно-развивающей среды группы основывается на следующих принципах: Принцип дистанции, позиции при взаимодействии. Принцип активности, самостоятельности, творчества. Принцип стабильности — динамичности развивающей среды Принцип комплексирования и гибкого зонирования. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды. 19 4.Используемая литература: «Развиваем логику» Александр Лекомцев, изд. «Феникс» Ростов- на- Дону2014г. «Математическое развитие детей 4-7 лет» Л.В. Колесникова, изд. «Учитель» Волгоград2014г. «Всё по полочкам» А.В. Горячев, Н.В. Ключ, изд. ООО «Баласс» Москва 2004г. «Логические игры для дошкольников» изд. ООО «Ранок» Харьков 2010г. «Развитие пространственного мышления и речи» изд. ООО «Хатрер-пресс» Москва 2013г. Комплексные занятия М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой ,изд. «Учитель» Волгоград 2010г. «Конспекты занятий по математике» Волчкова В.Н., Степанова Н.В., изд. ТЦ «Учитель» Воронеж 2009г « «Логические задачки» О.А. Реуцкая. изд. «Феникс» Ростов –на-Дону 2012г. «Развивающие игры для детей дошкольного возраста» Ю.В. Щербакова, С.Г. Зубанова Москва ООО «Глобус» «Большая книга заданий и упражнений для детей» изд. ЗАО «ОЛМА МЕДИА ГРУПП» Москва 2011г. «Электронные ресурсы: 20