Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников Кувандыкского городского округа Оренбургской области» Образовательная программа, формируемая участниками образовательных отношений «Урок Здравика» Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 9 «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников Кувандыкского городского округа Оренбургской области» Программа разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования г. Кувандык 2 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников Кувандыкского городского округа Оренбургской области» Аннотация на образовательную программу, формируемую участниками образовательных отношений «Урок Здравика» Опыт проектирования программы «Урок Здравика» составлен по материалам воспитателей: Озерной Т.В. Степановой Т.В., Обрядовой З.В., музыкального руководителя Сотниковой Ю.А. Образовательное учреждение, реализующее программу – Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 9 «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников Кувандыкского городского округа Оренбургской области» Общая характеристика программы: 1 образовательная направленность – физическое развитие; 2 возраст воспитанников – 3-7 лет; 3 срок реализации программы – 4 года. Актуальность программы и ее новизна для системы дошкольного образования детей определяется ее направленностью на создание такой системы работы в МАДОУ, при которой происходит интеграция физкультурнооздоровительной деятельности в образовательную. В программу входят не только оздоровительные, но и познавательные элементы, способствующие воспитанию личности на каждой ступени обучения, мотивации здорового образа жизни, социализации ребенка в обществе, что соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»). Ведущая идея программы. Согласно замыслу автора программы, интеграция физического, умственного и эмоционального компонентов обучения дошкольников здоровому образу жизни приведет к формированию у детей здоровьесберегающего поведения, устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих. Программа соответствует специфике дошкольного образования детей, способствует: 1. оптимизации двигательного режима и игровой деятельности дошкольников; 2. стимулированию познавательной активности воспитанников; 3. развитию их коммуникативных навыков; 4. созданию социокультурной среды общения; 5. развитию творческих способностей детей; 6. поддержанию стремления к самостоятельной деятельности и самообразованию; 3 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников Кувандыкского городского округа Оренбургской области» 7. творческому использованию жизненного опыта ребенка. Средства и методы достижения образовательной цели: Решение программных задач предполагается в непрерывной образовательной деятельности, в режимных моментах в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности детей, во взаимодействии с семьями воспитанников. НОД осуществляется в соответствии с вариативной частью учебного плана; проводится 2 раза в месяц во второй половине дня. Продолжительность НОД: 2 младшая группа – 15 минут; средняя группа – 20 минут; старшая группа – 25 минут; подготовительная группа – 30 минут. Характеристика структуры программы Программа носит целостный характер, выделены структурные части, основные компоненты представлены внутри частей, согласованы цели, задачи и способы их достижения. Тематический план учитывает основные требования к организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Содержание программы носит практический характер, соответствует современному состоянию науки: теоретическим подходам к организации оздоровительной работы в ДОУ (В.Г. Алямовская, В.А. Деркунская, И.В. Стародубцева), психолого-педагогической концепции развития личности ребенка средствами физической культуры (Л.Д. Глазырина, В.А. Родионов, В.Н. Шебеко). Основные темы НОД раскрыты в полном объеме. Методическое обеспечение программы в полной мере характеризует педагогические, психологические, организационные условия, необходимые для получения образовательного результата. Доступность — Программа может быть использована при организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях, дополнительном образовании детей, в частных и семейных детских садах. Результативность — Результаты освоения детьми содержания программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. 4 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников Кувандыкского городского округа Оренбургской области» Содержание программы 1.Целевой раздел программы 3 1.1.Пояснительная записка 3 1.1.1. Направленность программы 3 1.1.2.Цели и задачи реализации программы 3 1.1.3. Принципы к формированию программы 4 1.1.4.Возраст детей, участвующих в реализации программы 4 1.2.Планируемые результаты 5 2.Содержательный раздел 6 2.1.Описание образовательной деятельности в соответствии с физкультурно- 6 оздоровительным направлением развития ребенка 2.2.Описание вариативных форм, методов и средств реализации Программы 2.3. Особенности воспитанников взаимодействия педагогического коллектива с 24 семьями 24 3.Организационный раздел 24 3.1. Условия реализации программы 24 3.1.1. Организационные условия 24 3.1.2. Материально – технические условия (развивающая среда) 24 3.1.3. Социокультурные условия 25 3.1.4. Функциональное распределение обязанностей между сотрудниками, реализующими 25 программу 3.2. Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания. 25 5 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников Кувандыкского городского округа Оренбургской области» 1.Целевой раздел. 1.1. Пояснительная записка 1.1.1.Направленность программы. Образовательная программа «Урок Здравика» направлена на реализацию направления физического развития детей и углубляет содержание образовательной области «Физическое развитие» образовательной программы детского сада за счет интеграции физического и умственного компонентов обучения дошкольников здоровому образу жизни. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность. Выбор части программы, формируемой участниками образовательного процесса «Урок Здравика», обусловлен необходимостью создания такой системы работы ДОУ, при которой происходит интеграция физкультурно-оздоровительной деятельности в образовательную. В программу входят не только оздоровительные элементы, но и познавательные элементы, способствующие воспитанию личности на каждой ступени обучения, мотивации здорового образа жизни, социализации ребенка в обществе. Образовательная область «Физическое развитие» наряду с задачами физической культуры предусматривает решение оздоровительных и профилактических задач, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование культурно-гигиенических навыков и начальных представлений о здоровом образе жизни. Программа приведена в соответствие с ФГОС ДО ( Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования»), основывается программой «Радуга» под редакцией дошкольного Т.И. Гризик, Т.Н.Дороновой. Программы основного и дополнительного образования тесно взаимосвязаны, что дает простор для творческого, интеллектуального, нравственно-духовного, эстетического и физического развития личности, усилению мотивации детей к познанию и творчеству. Физическое развитие воспитанников является приоритетным направлением деятельности детского сада. 1.1.2. Цель и задачи программы. Цель: Формирование у детей здоровьесберегающего поведения, устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих людей. Задачи. Образовательные: - сформировать у детей адекватное представление о человеке (о строении собственного тела); 6 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников Кувандыкского городского округа Оренбургской области» - помочь ребенку создать целостное представление о своем теле, - научить « слушать» и «слышать» свой организм; - ознакомить с правилами поведения на улице, в быту; - научить ребенка обращаться с опасными для здоровья веществами; - познакомить детей с травмирующими ситуациями, дать представления о правилах ухода за больным (заботиться, не шуметь, выполнять просьбы и поручения). Развивающие: - привить навыки профилактики и гигиены, первой медицинской помощи, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников; - развивать охранительное самосознание, воспитывать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли; - формировать правильное поведение ребенка в процессе выполнения всех видов деятельности. Воспитательные: - осознать самоценность своей и ценность жизни другого человека; - формировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни. Отличительные особенности программы Отличительные особенности данной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что программа ориентирована на использование различных оздоровительных технологий на одном НОД. В основу программы положено личностноориентированное обучение, где во главу становиться личность ребёнка, ее самоценность, признание ребенка главной действующей фигурой всего физкультурно-оздоровительного процесса. Программа написана и систематизирована с учетом возрастных особенностей детей, включены фрагменты недельных тематик, составлен перспективный план работы по возрастным группам. 1.1.3.Принципы и подходы к формированию программы. 1.Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка. 7 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников Кувандыкского городского округа Оренбургской области» 2. Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей. 3.Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса. 1.1.4. Возраст детей, участвующих в реализации программы. Программа «Урок Здравика», ориентирована на детей от 3-х до 7 лет. Программа учитывает возрастные особенности усвоения программного материала: 3-4 года. Развито самосознания и выделение образа «Я», которое стимулирует развитие личности и индивидуальности. Малыш начинает четко осознавать, кто он и какой он. Он активно стремится к самостоятельности, уверенно осваивает приемы самообслуживания и гигиены. 4-5 лет. Формируются различные грани представления ребенка о себе: чувство Я, управление своим телом и знание его, мальчик или девочка, чувство протяженности жизни («когда я буду большим»), понимание социальных правил поведения. 5-6 лет. Углубляются представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, о значении гигиенических процедур (для чего не обходимо мыть руки, чистить зубы и прочее), закаливания, занятий спортом, утренней гимнастики. Дети проявляют интерес к своему здоровью, приобретают сведения о своем организме (органы чувств, движения, пищеварения, дыхания) и практические умения по уходу за ним. 6-7 лет. Проявляются личные интересы мальчиков и девочек в выборе физических упражнений и подвижных игр. Гигиенические навыки у детей становятся достаточно устойчивыми. Формируется привычка самостоятельно следить за своим внешним видом, пользоваться носовым Повышается общая платком, быть осведомленность опрятными детей о и аккуратными, причесываться. здоровьесберегающем поведении: элементарные правила безопасности, сведения о некоторых возможных травмирующих ситуациях, важности охраны органов чувств (зрения, слуха), некоторых приемах первой помощи в случае травмы (ушиб, порез, ссадина), правилах поведения в обществе в случае заболевания (при кашле, чихании прикрывать рот платком, отворачиваться, не пользоваться общей посудой с заболевшим), некоторых правилах ухода за больным (не шуметь, выполнять просьбы, предложить чай, подать грелку, градусник и т. п.). Сроки реализации программы. Программа рассчитана на 4 года работы с детьми дошкольного возраста (с 3-х до 7-и лет) 8 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников Кувандыкского городского округа Оренбургской области» 1.2. Планируемые результаты усвоения программы Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. К целевым ориентирам усвоения данной программы относятся следующие социальнонормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка: - ребенок способен соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены. 9 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников Кувандыкского городского округа Оренбургской области» 2. Содержательный раздел 2.1.Описание образовательной деятельности в соответствии с физкультурно-оздоровительным направлением развития ребенка Задачи формирования начальных представлений детей о здоровом образе жизни и воспитания культурно-гигиенических навыков. 2 младшая группа /3-4 года/ 1. Совершенствовать умения правильно совершать процессы умывания, мытья рук при незначительном участии взрослого, элементарно ухаживать за внешним видом, пользоваться носовым платком, туалетом. 2. Развивать умения одеваться и раздеваться при участии взрослого, стремясь к самостоятельным действиям. 3. Развивать умения ухаживать за своими вещами и игрушками при участии взрослого. 4. Осваивать правила культурного поведения во время еды, развивать умение правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой. 5. Развивать умения отражать в игре культурно-гигиенические навыки (одеваем куклу на прогулку, купаем кукол, готовим обед и угощаем гостей), правила здоровьесберегающего и безопасного поведения при участии взрослого. месяц тема 09 10 Задачи материалы оборудование и совместная совместная деятельность с детьми деятельность родителями с Первичный мониторинг Активизировать двигательную активность, формировать «Мы веселые ребята, двигательную мотивацию. Улучшить Атрибуты любим бегать и показатели двигательной функции. скакать!» Совершенствовать двигательные умения т навыки. Имитировать Подвижные игры 10 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников Кувандыкского городского округа Оренбургской области» различные виды спорта 11 12 01 «Режим дня» Формировать навыки здорового поведения, связанные с режимом дня. Учить выполнять действия, соответствующие режиму дня. Ознакомить детей с тем, как устроено тело человека. Учить детей понимать значение отдельных частей «Как устроено тело своего тела: руки, ноги, голова, модель «Тело человека». туловище. Объяснить детям, что с человека», кукла. детства нужно заботиться о своем здоровье, знать свое тело, научить заботиться о нем. «Здоровая пища». Рассматривание детских фотографий. Дидактические игры: «Что делает девочка» Научить называть органы чувств в игровой и стихотворной форме: использование потешек: «Ножки, ножки», Выставка «Большие ноги шли по дороге». нетрадиционного Дидактические игры: оборудования «Что есть у игрушки», «Зеркало» Упражнение: «Покажи свой нос, глаза т.д.». Пальчиковая гимнастика. Игры – этюды на произведения: Г.Лазгдынь «Куклу кормили?», О.Дриз «Ну и каша!» Э.Мошковская «Маша и каша», Помочь детям понять, что здоровье С.Капутикян «Кто скорее иллюстрации Круглый стол: зависит от правильного питания, еда допьет?» «Здоровая пища», «Как провести лето должна быть не только вкусной, но и Г Лагздынь «Просто объеденье!» посуда для куклы с ребенком» полезной. И.Токмакова «Ай да суп!» Ситуация: «Будем заваривать чай». Сюжетно-ролевая игра: «В гостях у матрешки» 11 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников Кувандыкского городского округа Оренбургской области» 02 03 Игры – этюды на произведения: потешка «Уж я косу заплету», потешка «Где мой пальчик?», «Мне уже четыре года» (фольклор), кукла, носовые Формировать навык пользования потешка «Завяжу потуже шарф», платочки. «Кукла Таня носовым платком. Приучать детей В.Бардадым «Вот как Галю иллюстрации при чихании и кашле рот прикрывать одевали», простудилась». «Культурно– носовым платком, если кто – нибудь Г. Лагздынь «Одевали малыша», гигиенические находится рядом, отвернуться. С.Капутикян «Пожалейте нас!», навыки» Э.Успенский «Мальчик стричься не желает», Э.Мошковская «Митя и рубашка», Е.Благина «Как у нашей Ирки». Закреплять навыки детей в умывании, в знании предметов туалета и их назначении. Развивать наблюдательность, познавать «Умывание каждый любознательность, свойства воды. Воспитывать у детей день» культурно-гигиенические навыки, желание всегда быть красивым, чистым, аккуратным, уважительно относиться к своему телу. Игры – экспериментирование: «Чистящая вода», кукла, тазик с «Какой формы мыльце», водой «Госпожа Зубная щетка». мыло, полотенце Дидактическая игра: «Мы моем иллюстрации свои расчески», «Культурно – «Купаем куклу», «Укладываем гигиенические куклу спать». навыки» Рассматривание детских фотографий Папка-передвижка «Система оздоравливания малышей» Консультация «Здоровье ребенка в ваших руках» 12 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников Кувандыкского городского округа Оренбургской области» 04 «Экскурсия медицинский кабинет». «Как мы жирафа». 05 Познакомить детей с профессиями врача и медицинской сестры. Воспитывать уважительное в отношение к сотрудникам детского сада. Развивать у детей наблюдательность. Учить детей полным ответом отвечать на вопросы, находить как можно больше слов. Воспитывать у детей бережное отношение к игрушкам, желание оказать больной игрушке посильную лечим помощь. Развивать эмоциональную отзывчивость, испытывать разную гамму чувств от сочувствия другому до восторга своей причастности к доброму делу. Игровая ситуация: «Айболит в атрибуты для с/р Консультация гостях у детей». игры «Доктор», на Беседа: «Мы были у врача». предметные тему:«Организация Сюжетно-ролевая картинки сна» игра:«Больница» Игра-путешествие: «Путешествие в страну Игрушки» игрушка Игры – этюды на произведения: «Жирафик», М.Александрова «Что взяла – Консультация на модель «Как клади на место!», тему «Малыш и его лечить А.Барто «Лошадка», игрушки» Жирафика» Е. Благина «Приходите – поглядите», Н.Глазкова «Мальчик Петя» Повторный мониторинг 13 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников Кувандыкского городского округа Оренбургской области» Средняя группа /4-5 лет/ 1. Способствовать становлению интереса детей к правилам здоровьесберегающего поведения. 2. Развивать умения самостоятельно и правильно совершать процессы умывания, мытья рук; самостоятельно следить за своим внешним видом; соблюдать культуру поведения за столом; самостоятельно одеваться и раздеваться, ухаживать за своими вещами (вещами личного пользования). 3. Воспитывать желание разрешать проблемные игровые ситуации, связанные с охраной здоровья; умение оказывать элементарную поддержку и помощь, если кто-то заболел, плохо себя чувствует. 4. Развивать умения самостоятельно переносить в игру правила здоровьесберегающего поведения. мес яц Тема, литература материалы и совместная деятельность с детьми оборудование программное содержание совместная деятельность родителями с Первичный мониторинг 09 10 Рассматривание «Строение тела». «Как устроено тело человека?» Познакомить детей с тем, как Р.Б. Стеркина устроено тело человека, чем «ОБЖ», «Азбука отличаются люди друг от друга здоровья» (стр.5) внешне (пол, рост, возраст, цвет волос, глаз и т.п.) «Мое Сформировать представления о иллюстраций: Модель «Строение тела», Беседы: «Зачем нужны ресницы, уши, и «Волшебные помощники». глаза, Консультация на т.п.?», тему: «Как учитывать в семье Дидактические игры: куклы: мальчик особенности «Покажи и назови», «Узнай по детей» и девочка голосу». пиктограммы Ситуация: «Кто веселый, грустный, Практическая 14 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников Кувандыкского городского округа Оренбургской области» настроении и чувствах, развивать умение определять настроение по Т.Г.Карепова «Формирование мимике, жестам, способствовать психоэмоциональной здорового образа повышению жизни у устойчивости дошкольников», (стр.76) настроение» 11 Формировать у детей навыки личной гигиены. Объяснить, что здоровье это ценность жизни, необходимо заботиться не только о своем здоровье, но и здоровье окружающих (чихая закрывать рот и т.п.) К.Люцис «Азбука здоровья» (стр.9), 12 - «Берегите зубы» «Как развеселить работа с родителями Рисование на темы: «Веселый «Устройство мини-стадиона» праздник», «Мне грустно» Предметы личной гигиены: мыло, полотенце, расческа, носовой платок, мочалка и т.п. Чтение: А. чумазая», «Предметов Барто «Девочка Консультация на тему: Т. Кожомбердиев «Все равно», «Здоровьесберега ющие технологии И. Ищук «Мои ладошки», в работе с «Мальчик грязнуля» детьми» Л.Толстой Дидактическое упражнение: «Расскажем малышам, как надо умываться» Практикум: «Берегите зубы» К.Люцис «Азбука здоровья»(стр.32 -33), «Уроки Мойдодыра» (стр. 26) сердитый?». друга?». Игра-путешествие: личной гигиены» «Личная гигиена» «Уроки Мойдодыра» (стр. 4) «Эмоции», иллюстрации «Угадай настроение» - Познакомить детей с зубной щеткой, научить правильно держать ее и хранить. Показать приемы чистки зубов. Познакомить с профилактикой кариеса. С работой врача -стоматолога. Беседы: «Зачем человеку зубы?», «Что полезно для зубов, а что Плакат: вредно?, «Почему болят зубы?», Папка«Берегите «Когда нужно идти к зубному передвижка зубы»; зубная врачу?» «Осторожно щетка, зубная Ситуация: «Нас лечит врач – грипп» паста стоматолог и медсестра». — Практикум: «Знакомство с зубной пастой и щеткой», «Приемы чистки 15 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников Кувандыкского городского округа Оренбургской области» зубов». Дидактическая игра: «Чтобы зубы были здоровыми». Сюжетно-ролевая зубного врача». 01 «Здоровье и болезнь» Н.Н. Авдеева «Безопасность» (стр.38.), «Уроки Айболита» (стр.4) Научить детей заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций приносящих здоровью вред. Дать детям элементарное представление об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробы, вирусы) Модели: «Вирусы». Д/игра: «Здоровье болезнь» Н.Н. Авдеева «Безопасность» (стр.101) и Рассказать детям о пользе витаминов, их значении для здоровья человека. Объяснить, как витамины влияют на организм человека, еда должна быть не только вкусной, но и полезной. Папка-раскладка: «Охрана жизни и здоровья детей в семье». Ситуации: «Где это можно купить?», «Готовимся встречать гостей» Картинки: «Продукты». Модель: «Вредные полезные продукты» «У Беседы: «Микробы и вирусы», «Что приносит вред здоровью?», «Здоровье и болезнь». Сюжетнои ролевые игры: «Поликлиника», «Аптека», «Стадион» 02 «Витамины полезные продукты» игра: и Беседы: «Вкусно – невкусно», «Что я съем на завтрак, на обед, на Встреча с врачом ужин». Дидактические игры: «Съедобные и ядовитые растения», «Полезные продукты». Сюжетно-ролевые игры: «День рождения Карлсона», «Столовая». 03 «Если случилась беда» «Уроки Знакомит детей с правилами аптечка, модели поведения при травмах, опасных номеров ситуациях (отравление газом, 01. лекарством, ядовитыми растениями и телефонов Ситуации: «Телефон 01,02,03», Беседа с «Меня укусила пчела», «Если родителями по случилась беда». Теме: «Одежда и Тематическое рисование: «Мы 16 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников Кувандыкского городского округа Оренбургской области» Айболита» т.п.). (стр.31) Познакомить оказания 02, 03 детей с правилами растем здоровыми». Сюжетно-ролевые «Больница»», «Аптека» здоровье игры: детей» первой помощи при травмах 04 «Мы дежурим» («Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» С.В.Петерина, с.43) Формировать навыки сервировки стола. Развивать желание участвовать в общем труде, помогать помощнику воспитателя. Воспитывать ответственность, доброжелательность, активность. 05 «Скажи «нет» вредным привычкам» Т.Г.Карепова «Формирование здорового образа жизни у дошкольников», (стр.71) Формировать сознательный отказ от вредных привычек, способствовать становлению интереса детей к правилам здоровьесберегающего поведения Беседа: «Вспомним, как надо правильно кушать», «Культура еды – серьезное фартучки для дело». Рассматр дежурства, ивание иллюстраций. Тема: «Будь демонстрационн здоров, малыш». ый стол с Чтение: М. Вишневецкая «Милая Обмен опытом по тетушка манная каша», набором проблеме Чтение: С. Махоткин «Завтрак», столовой «Закаливание» посуды, кукла, Д. Грачев «Обед», значок О. Григорьев «Варенье» Модели: «Соблюдай правила гигиены», Дидактическое упражнение: «Зеркало», «Застегни и расстегни», «Помним свои вещи» Оздоровительны Чтение: С.Маршак «Вот какой й досуг «Скажи «нет» рассеянный», Я. Аким «Неумейка», (совместно с вредным С. Михалков «Все родителями) «По привычкам», сам» Игра – тропинкам «Занимайся путешествие: «Путешествие в Здоровья» физкультурой», страну Одежды» куклы: Фырка, Здравик 17 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников Кувандыкского городского округа Оренбургской области» Повторный мониторинг Старшая группа /5-6 лет/ 1.Способствовать становлению устойчивого интереса к правилам и нормам здорового образа жизни, здоровьесберегающего и безопасного поведения, 2. Формировать представления о здоровье, его ценности, полезных привычках, укрепляющих здоровье, о мерах профилактики и охраны здоровья. 3. Способствовать развитию самостоятельности детей в выполнении культурно-гигиенических навыков и жизненно важных привычек. 4. Развивать умение элементарно описывать свое самочувствие; умение привлечь внимание взрослого в случае неважного самочувствия, недомогания. 5. Развивать умение избегать опасных для здоровья ситуаций, обращаться за помощью взрослого в случае их возникновения. месяц тема, литература 09 Первичный мониторинг программное содержание материалы и совместная деятельность с детьми оборудование совместная деятельность родителями с 18 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников Кувандыкского городского округа Оренбургской области» Познакомить детей с тем, «Как устроено устроено тело человека» тело человека, его организм; Авдеева Н.Н. . Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. «Безопасность», (стр.8) Беседы об органах чувств и их значении в жизни человека, «Изучаем свой организм». как Модели: Ситуации: «Я забочусь о глазах, -голова — вверху (самое надежное «Тело человека», ушах», «Какое у меня обоняние, место); «Уход за руками и ногами». «Органы» - руки; Рассматривание фотографий с - ноги - удерживают тело. описанием внешнего облика. Проверить работу сердца. Практикумы: «Слушай во все уши», «Смотри во все глаза». Рекомендации: «Современные подходы к оздоровлению детей» Театр на фланелеграфе: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам», 10 «Опасно ли быть неряхой?» «Личная гигиена» Развить у детей понимание значения Авдеева Н.Н. . и необходимости гигиенических Воспитывать Князева Н.Л., процедур. Стеркина Р.Б. аккуратность «Безопасность» (стр.98) Модели «Культурно – гигиенические навыки» иллюстрации Гигиенические навыки (дидактическая игра: «Мойдодыр») Папкапередвижка Дидактическое упражнение: «Здоровый «Расскажем малышам, как надо ребенок» умываться» Чтение: «Мальчик Л.Толстой грязнуля» «Федорино горе» К.И.Чуковский 11 «Что делаем, едим» мы когда Ознакомить детей с назначением и работой системы пищеварения. Авдеева Н.Н. . Князева Н.Л., Модель: «Строение системы пищеварения», набор детской Ситуации: «Помощники человека» Консультация Беседы на тему: «Что у меня «Как проводить внутри?», «Зачем нужно питаться, закаливание двигаться, трудиться?», «Что нужно детей дома». 19 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников Кувандыкского городского округа Оренбургской области» Стеркина Р.Б. «Безопасность», (стр.89) посуды, человеку для жизни?», салфетки «Приятного аппетита за столом» Практикум: «Сохрани свое здоровье», «Как работает желудок человека», «Что мы едим». Ситуации: «Навестим больного друга», «Если заболела бабушка, мама…», «Письмо больному другу», «Готовимся встретить друга после болезни». 12 Объяснить детям, что для человека «Отношение к самое главное – здоровье. По возможности не оберегать детей от больному знаний о тяжелых, хронических человеку» Авдеева Н.Н. . заболеваниях, инвалидности. СтаКнязева Н.Л., раться пробудить в них чувство Стеркина Р.Б. сострадания, стремление помочь одиноким, пожилым «Безопасность», больным, людям. (стр.95) иллюстрации Практикум: «Я здоровье сберегу – «Здоровье и сам себе я помогу» (обучение болезнь» различным видам самомассажа), «Кто с закалкой дружит – никогда бумага не тужит». карандаши Дидактическая игра: «Служба спасения 01,02,03». Рекомендации: «Точечный массаж в домашних условиях» С-р игра «Поликлиника», «Аптека», «Больница с разными отделениями». 01 Модель: «Микробы и вирусы» Дать детям элементарные «Микробы», Авдеева Н.Н. . представления об инфекционных «Как защитить и их возбудителях себя Князева Н.Л., болезнях от (микробах, вирусах). микробов» Стеркина Р.Б. «Безопасность», Плакат: (стр.96) «Чистота – залог Беседы: «Осторожно, грипп», «Кто нас лечит?», «Поговорим о болезнях»,«Как защитить себя от Консультация:«Ч микробов» истота – та же Практикум: «Мойте руки перед красота» едой», «Мытье игрушек» 20 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников Кувандыкского городского округа Оренбургской области» здоровья»» Беседа: «О витаминов» 02 «Витамины здоровый организм» и Объяснить детям, как витамины Муляжи овощей влияют на организм человека. и фруктов. Модель: «О Дать детям сведения о лекарствах Авдеева Н.Н. . пользе и вреде (их пользе, вреде). Применение по Князева Н.Л., назначению врача, чужих лекарств лекарств», Стеркина Р.Б. не брать, о витаминах, про дуктах «Полезные «Безопасность», где они есть. продукты» (стр.102) роли лекарств и Дидактическая игра: «Что купить в магазине?» Беседы: «Твои любимые фрукты (овощи)?», «Какие фрукты (овощи) растут в нашей стране?», «Какие фрукты (овощи) растут в теплых странах?» Консультация: «Витаминный календарь для детей» Практикумы: «Витаминный салат», «Витамины укрепляют организм». Ситуация «Как заваривать травяной чай». С-р игра «Магазин (овощной)». Культура поведения за столом (театр игрушки «Кукла обедает») 03 « Режим дня» Сформировать представления о у детей Авдеева Н.Н. . Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. «Безопасность», (стр.106) правильном режиме дня и пользе его Папка раскладушка соблюдения для здоровья, развивать у детей представления о «Режим дня» полезности физической активности для организма. Беседа – практикум: «Культура Папкапередвижка: поведения во время еды». «Двигательный – Чтение: С. Махоткин «Завтрак» режим для Д. Грачев «Обед» дошкольников и О. Григорьев «Варенье» его значение в Ценности здорового образа жизни укреплении здоровья (индивидуальная работа с детьми). Дидактическая игра: «Что сначала, что 21 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников Кувандыкского городского округа Оренбургской области» потом?» Практикумы: когда едим». 04 Модель: Помочь детям понять, что здоровье «Полезные Авдеева Н.Н. . зависит от правильного питания — продукты». Князева Н.Л., еда должна быть не только вкус ной, Плакат Стеркина Р.Б. но и полезной. «Правила «Безопасность», поведения (стр.104) столом» «Здоровая пища» «Что мы делаем, Беседы: «Мы составляем меню на один день», «Как мы делали бутерброды», «Что я знаю о своем здоровье (что мне можно есть, а чего нельзя), «Ядовитые растения». Вечер Ситуации: «Угощенье для гостей», развлечений с «Что в корзину мы берем», «Как родителями мама варила варенье», «Кот «Неразлучные Матроскин варит суп», друзья — за «Кулинария». взрослые и дети» Дидактическая игра: грибы и ягоды». Загадки об овощах, грибах, ягодах. «Ядовитые фруктах, Сюжетно-ролевая игра «Столовая», «Детский сад». 22 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников Кувандыкского городского округа Оренбургской области» 05 «Солнце, воздух и вода» Авдеева Н.Н. . Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. «Безопасность», (стр.108) Объяснить детям, что купаться, плавать, загорать полезно для здоровья только в том случае, если соблюдать определенные правила безопасности, рассказать о профилактике заболеваний (воздушных и солнечных ваннах, массаже, закаливании) Беседа с показом: «О профилактике заболеваний» Модель: «Закаливание в летний период» Научить находить точки для Игра выполнения массажа- тренинг «Счастливый Подготовить девочку — случай» массажистку для игры в «Больницу» Повторный мониторинг Подготовительная группа /6-7 лет/ 1. Воспитывать ценностное отношение детей к здоровью и человеческой жизни, развивать мотивацию к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей. 2.Обогащать и углублять представления детей о том, как поддержать, укрепить и сохранить здоровье. 3.Воспитывать самостоятельность в выполнении культурно-гигиенических навыков, обогащать представления детей о гигиенической культуре. тема, месяц литература программное содержание материалы и совместная деятельность с детьми оборудование совместная деятельность родителями с 23 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников Кувандыкского городского округа Оренбургской области» Первичный мониторинг Беседы: «Болезни города», «Что было бы, если бы не было врачей», «Хочу быть здоровым», «Правила поведения в случае эпидемии, заболевания», «Здоровье болезнь» 09 и Научить детей заботиться о своем Авдеева Н.Н. . здоровье, избегать ситуаций, Служебные Князева Н.Л., приносящих вред здоровью. машины Стеркина Р.Б. «Безопасность» (стр.97) Ситуации: «Кукольные разговоры: разговоры о здоровье друг друга» (с использованием Папка-передвижка: обыкновенных кукол и кукол «Как научить детей бибабо)», «Избавляюсь от чистить зубы» вредных привычек», «Говорящие рисунки (обозначение ситуаций моделями)» Практикумы: самомассаж», 10 «Как работает сердце человека» Авдеева Н.Н. . Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. «Безопасность» (стр.96) «Как делать Дидактическая игра: спасения 01,02,03» «Служба Беседы «Чем отличается человек от растений и животных Альбом (модели)», «Что такое красота». НОД альбома Открытый Познакомить детей с назначением и «Человек и его Рассматривание «Формирование организм» «Человек и его организм» работой сердца. привычки к ЗОЖ» Практикумы: «Как работает сердце человека» 24 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников Кувандыкского городского округа Оренбургской области» Дидактические игры: купить в магазине?», грибов и ягод». 11 «Что «Сбор Беседа: «Витамины и здоровый организм». Практикум: «Заготовка овощей и фруктов», «Витаминный салат», «Витамины в жизни человека». «Витамины и полезные продукты» Авдеева Н.Н. . Рассказать детям о пользе витаминов Князева Н.Л., и их значении для здоровья человека. Стеркина Р.Б. «Безопасность» (стр.101) Сюжетно-ролевая игра: «Зеленая аптека», «Мы – фермеры», «Консервный завод». Беседы «Что я люблю из еды», «Почему мне нельзя есть апельсин», «Правильное питание для кожи, волос, ногтей», Практикум: «Куда девается еда». Выставка рисунков на тему: «Моя семья» спортивная Ситуация: «Угощенье для гостей», «Собери грибы в корзинку», «Как беречь свои зубы». Дидактическая игра: «Ядовитые грибы и ягоды». Загадки об овощах, фруктах, грибах, ягодах. Сюжетно-ролевая «Стоматологическая поликлиника» игра: 25 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников Кувандыкского городского округа Оренбургской области» 12 «Как дышим» Беседы: «Как мы дышим», мы Авдеева Н.Н. . Князева Н.Л., Ознакомить Стеркина Р.Б. дыхания. «Безопасность» (стр.90) «Прогулки на свежем воздухе», «Чей нюх острее». детей с органами 01 Устный журнал: Практикум: «Дыхательная «Искусство быть гимнастика», «Мы пользуемся здоровым» носовыми платками» Беседы: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Спорт» Способствовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни: Авдеева Н.Н. . занятия спортом очень полезны для Князева Н.Л., здоровья человека. Стеркина Р.Б. «Безопасность» (стр.109) «Легенды и мифы Древней Греции (зарождение Олимпийского движения)», Выставка нетрадиционного Практикумы: «История развития оборудования спорта»: «Знакомство с современными видами спорта» «Наши земляки – олимпийцы». Сюжетно-ролевая «Стадион» игра «Малые Олимпийские игры» (осенние, зимние, летние). 02 «Как движутся части тела» Ознакомить детей с назначением мышц, костей, суставов, их ролью в строении тела человека, а также с Авдеева Н.Н. . возможностями движения различных Князева Н.Л., частей тела. Беседа: «Как движутся части Папка-передвижка: тела», «Как укрепить свои кости «Отец — пример в и мышцы» воспитании у детей Рассматривание фотографий с привычки к описанием внешнего облика. здоровому 26 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников Кувандыкского городского округа Оренбургской области» Стеркина Р.Б. «Безопасность» (стр.109) Практикум: плоскостопия осанки» Индивидуальная работа с родителями «Детские страхи» 03 «Детские страхи» Авдеева Н.Н. . Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. «Безопасность» (стр.110) 04 «Профилактика образу жизни». и нарушений Цель: через индивидуальные беседы, Песочная терапия, информацию в родительском сказкотерапия, музыкотерапия Научить детей справляться со своими обратить Центр песка и Беседы (индивидуальные) уголке страхами. внимание родителей воды «Расскажи о своем страхе» на детские страхи, Практикум: «Релаксация» не игнорировать их, /педагог-психолог/ помочь детям справиться с подобными состояниями. При необходимости обратиться к специалистам. Научить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом Авдеева Н.Н., состояние и на строение другого Князева Н.Л., человека, а также пользоваться Стеркина Р.Б. нормами -регуляторами (уступить, Конфликты между детьми Индивидуальная работа с детьми Консультация «Конфликты и ссоры между по теме: «Гендарное детьми» воспитание в Цель: научить детей выходить из семье». конфликтов 27 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников Кувандыкского городского округа Оренбургской области» «Безопасность» договориться, соблюсти очередность, извиниться). ( стр.111) -найти причину, решения, - обсудить Петерина С.В. «Воспитание культуры поведения», предложения, - способ принять решение. Коллективные игры: подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные и т.п. (стр. 72) Чтение: «Вот какой рассеянный» С.Маршак, 05 Одежда и здоровье Авдеева Н.Н. . Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. «Безопасность » (стр.113) М. Зощенко «Глупая история» Ребенок должен узнать, что одежда защищает человека от жары и холода, дождя и ветра. Чтобы сохранить здоровье и не болеть, надо правильно одеваться». Дидактическое упражнение: «Застегни и расстегни», «Как правильно одеваться» Семинар на тему: (занятие по конструированию «10 заповедей одежды «Четыре времени года») родителей» Беседа – практикум: «Как заботиться о своей одежде» Беседа – практикум: «Наводим порядок в шкафу для одежды» “Советы мастера (гигиена одежды) портного” Повторный мониторинг 28 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников Кувандыкского городского округа Оренбургской области» 29 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников Кувандыкского городского округа Оренбургской области» 2.2. Описание вариативных форм, методов и средств реализации Решение программных задач предполагается в непосредственно образовательной деятельности, в режимных моментах в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности детей, во взаимодействии с семьями воспитанников. НОД осуществляется в соответствии с вариативной частью учебного плана; проводится 2 раза в месяц во второй половине дня. Продолжительность НОД: 2 младшая группа – 15 минут, средняя группа – 20 минут, старшая группа – 25 минут, подготовительная группа — 30 минут. Данная деятельность соответствует требованиям СанПин. 2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников Вся работа с родителями в ДОУ организована последовательно в семь этапов: 1. Наглядная агитация через педбюллетени «Из опыта семейного воспитания». 2. Анкетирование и тестирование в целях изучения жизни каждого ребенка в семье. 3. Ежедневное наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка в семье и ДОУ. 4. Индивидуальные беседы с родителями с привлечением специалистов ДОУ. 5. Опросы родителей с целью выявления воспитательных проблем в семье. 6. Знакомство с результатами физического развития детей. 7. Работа с родителями. 3. Организационный раздел 3.1. Условия реализации программы 3.1.1.Организационные условия Реализация программы «Уроки Здравика» осуществляется воспитателями групп в непосредственно образовательной деятельности, контролируется воспитателем в рамках режимных моментов, совместной деятельности с детьми и организации самостоятельной деятельности детей. Реализация программы осуществляется на основе комплекснотематического подхода к организации образовательной деятельности. 3.1.2.Материально-технические условия (развивающая среда) Для организации работы по программе в ДОУ созданы определенные условия. Имеется зал для проведения занятий, необходимое физкультурное оборудование, которое включает в 30 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников Кувандыкского городского округа Оренбургской области» себя: скамейки, индивидуальные коврики, гимнастические палки, мячи, гантели, мячи для Су-джок-терапии, фитбол мячи, резиновые жгуты, оборудование для профилактики плоскостопия (колючие валики, диски, дорожки, мелкий инвентарь). Имеются тренажеры: беговая дорожка, велосипед, музыкальный центр с необходимым подбором музыкального материала. Демонстрационные плакаты. 3.1.3.Социокультурные условия Реализация программы «Уроки Здравика» предусматривает взаимодействие с родителями воспитанников в процессе проведения непосредственно образовательной деятельности. С родителями проводятся консультации, они обязательно приглашаются на первое и итоговое НОД, а также вместе с детьми в участвуют в некоторых обучающих НОД. 3.1.4. Функциональное распределение обязанностей между сотрудниками, реализующими программу. Основная нагрузка по выполнению программы ложится на воспитателя. Она проводит НОД - Урок Здравика, ежедневно проводит утреннюю гимнастику и оздоровительные паузы (физкультминутки), закаливающие процедуры, пальчиковую и дыхательную гимнастику, обучает детей приёмам самомассажа, принимает активное участие в подготовке и проведении физкультурных праздников, досугов. Музыкальный руководитель разучивает с детьми песни программы в соответствии с планом и темами, ежеквартально с воспитателем группы, воспитателем по физической культуре подготавливает сценарии и проводит физкультурные праздники, ежемесячно физкультурные досуги. Старшая медсестра принимает самое активное участие в проведении всех оздоровительных мероприятий в детском саду, в том числе в проведении НОД - Урок Здравика. Воспитатель по физкультуре проводит физкультурные занятия с элементами оздоровительной гимнастики, в играх и упражнениях закрепляет двигательные навыки и умения, проводит двигательную диагностику, обучает детей сопровождать исполнение песен определёнными движениями, а также импровизировать, что дополнительно развивает их не только Методическое физически, руководство но по и реализации интеллектуально, программы осуществляет творчески. заместитель заведующего по воспитательной и методической работе детского сада. Она организует и 31 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников Кувандыкского городского округа Оренбургской области» проводит семинары и педагогические советы, на которых обсуждаются вопросы и проблемы проведения НОД - Урока Здравика, тех или иных оздоровительных мероприятий, участвует в консультационной работе с родителями. Родители и семья вносят посильный вклад в оздоровление собственного ребёнка. 3.2. Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания 1. Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада. / Т.И. Гризик. Т.Н., Доронова, , Е.В Соловьева., С.Г Якобсон – М.: Просвещение. – 2010. 2. Программа « Основы безопасности детей дошкольного возраста» / Р.Б.Стеркина, О.Л.Князева, Н.Н.Авдеева. – Санкт-Петербург «ДЕТСТВО – ПРЕСС».- 2002. 3. Уроки Мойдодыра / Г.Зайцев. – СПб.: Акцидент, 1997. 4. Уроки Айболита/ Г.Зайцев. – СПб.: Акцидент, 1997. 5. «Азбука здоровья» / К.Люцис.- М., «Русское энциклопедическое товарищество», 2004. 6. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» / Л.В.Гаврючина.- М. «Сфера», 2007. Как воспитать здорового ребенка / В.Г. Алямовская. М.: linka-pess, 1993 32