С чего начинается Родина

1

Содержание
№
I
1.1
1.2

1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
1.8
1.9
II
2.1
2.2
III
3.1

3.2
IV

Содержание
стр
Целевой раздел
Пояснительная записка.
2
Направленность программы.
Актуальность.
Новизна
и
педагогическая
целесообразность
программы.
Цель и задачи программы
3
Отличительные особенности программы
4
Возраст детей участвующих в реализации программы
Сроки реализации парциальной программы
Формы и объем обучения
5
Предполагаемые результаты реализации программы
6
Формы подведения итогов реализации программы
Содержательный раздел
9
Проектирование образовательного процесса по программе
Перспективно – тематическое планирование
13
Организационный раздел
Организация развивающей предметнопространственной
среды
Литература, используемая педагогами
Дополнительный раздел

2

21

24

I. Целевой раздел

Пояснительная записка
В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед
дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников
ценностного отношения к родной стране, воспитания основ гражданственности.
Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине
является важной составляющей аксиологического опыта личности, и поэтому оно
должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека дошкольного образования.
Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет
свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в
том числе ценностного отношения к малой Родине, воспитания основ
гражданственности. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств
являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве,
усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и
культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему
родной страны, родного края. Поэтому одним из центральных направлений в
работе с детьми становится патриотическое воспитание. Обращение к
отечественному наследию прививает уважение к земле, у ребенка появляется
чувство гордости за нее. Знание истории своего народа, родной культуры поможет
в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом относиться к
истории и культуре других народов. Программа направлена на создание условий
для нравственно-патриотического воспитания дошкольников через знакомство с
традициями семьи, с родным краем, ознакомление с историей нашей Родины,
разработана на основе парциальной программы Князевой О.Л., Маханевой М.Д.
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
1.1 Направленность программы.
Программа реализуется в рамках образовательной области «социальнокоммуникативное развитие» дошкольников и решает задачи патриотического
воспитания детей через внедрение национально-регионального компонента.
Актуальность. Новизна и педагогическая целесообразность программы.
Актуальность программы заключается в том, что в период обновления
дошкольного образования, значительно возрастает роль становления у
дошкольников ценностного отношения к родному краю, городу, воспитания основ
гражданственности как источника формирования чувств патриотизма и
толерантности. Хочется отметить, что на каждом возрастном этапе развития
дошкольника есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые
усваиваются детьми и становятся близкими и незаменимыми. В звуках и красках
предстают перед ребенком первоначально мир родной семьи, затем родного
детского сада; в более старшем возрасте – мир родного края, и наконец, мир
родной отчизны – России. Основоположник русской педагогики К.Д. Ушинский
отмечал, что для каждого конкретного возраста ребенка нужно условно «очертить»
тот мир, который для него особенно важен в плане становления базисных основ
личности. Поэтому очень важно посеять и взрастить в детской душе семена любви.
к природе, родному дому и семье, к истории и культуре своего народа, поскольку
обращает к наследию, воспитывает уважение к тем местам и той земле, на которой
живешь. Новизна идеи состоит в том, что программа «С чего начинается
3

Родина…» решает задачи воспитания любви и привязанности к малой родине,
формирования положительного отношения к родному краю путем реализации
раздела «Родная страна», включенного как региональный компонент отражающий
специфику национально-культурных особенностей Оренбургской области в
общеобразовательной программе ДОУ.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: Воспитание гражданственности, патриотизма, формирование ценностного
отношения к малой Родине, людям, миру природы, труду. Патриотическое
воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с
историей, культурой и природой родного края.
Цели, задачи
(2-3 года)
- формировать представление о Родине на основе знакомства с русскими народными игрушками
(матрешка, кукла-пеленанка).
(3-4 года)
- формировать представление о Родине на основе ознакомления с ближайшим окружением (дом, маршрут
от дома до детского сада, детский сад и его территория);
- воспитывать добрые чувства, интерес к месту, где живет ребенок;
- знакомить с фольклором России, народными сказками и иллюстрациями к ним.
(4-5 лет)
- расширить представления детей о Родине на основе знакомства с городом, где они живут;
- знакомить с географическим расположением города;
- знакомить с историческим прошлым родного города, на материале преданий, экспонатов, музея;
воспитывать желание сохранить чистоту, порядок.
(5-6 лет)
- в доступной форме знакомить с историческим прошлым и настоящим Оренбургского края;
- дать представление о его географическом расположении, природных ресурсах;
- знакомить с городами – Орск, Новотроицк, Медногорск, Гай, станциями и их достопримечательностями;
- рассказать об истоки развития Оренбуржья, народах населяющих край, традициях ее жителей; знакомить с культурным наследием.
(6-7(8)лет)
формировать понятие Родины, как места, где человек родился, , где он живет, славу и богатство которой
должен беречь и приумножать;
- знакомить с географическим расположением России, ее климатическими поясами, природными
ресурсами;
- расширять кругозор детей на основе материала, доступного их пониманию: былин, сказок, рассказов об
исторических событиях нашей страны;
- дать представление о старинных русских городах (города- столицы, города-памятники, города-крепости),
их достопримечательности;
- воспитывать желание познать и возродить лучшие традиции русского народа;
- знакомить с подвигами русских солдат, Российских воинов-героев.

4

Основные принципы, подходы и положения, на которых базируется
программа.
Содержание образовательной программы соответствует основным положениям
возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено в соответствии с
принципами, определёнными Федеральным государственным образовательным
стандартом:

принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
 принцип культуросообразности: построение эстетического содержания программы
с учетом региональных культурных традиций;
 принцип сезонности: построение познавательного содержания программы с учетом
природных и климатических особенностей родного края;
 принцип систематичности и последовательности: постановка задач эстетического
воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к
дальнему», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
 принцип оптимизации
и гуманизации образовательно - воспитательного
процесса;
 принцип культурного обогащения содержания изобразительной деятельности
детей;
 принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание
человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлексирующего);
 принцип постепенного перехода от более близкого ребенку, личностнозначимого
(дом, семья, детский сад, к менее близкому – культурно историческим фактам).
И построена в соответствии с подходами:
 деятельностный подход предусматривает приобщение детей к истории, культуре,
природе родного края: дети сами выбирают деятельность в которой они хотели бы
участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и
услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок,
благоустройство и охрана окружающей природы);
 социокультурный - определяется характером взаимодействия детей со взрослыми,
с другими детьми, с предметно- пространственным миром;
 личностно-ориентированный подход - создание благоприятной среды для усвоения
предложенного к изучению материала каждым ребенком;
 культурологический - позволяет рассмотреть воспитание как культурный процесс,
основанный на присвоении ребенком ценностей общечеловеческой и национальной
культуры. Кроме того, культурологический подход позволяет описать игру
дошкольника с точки зрения формирования пространства игровой культуры, как
культурно-историческую универсалию, позволяющую показать механизмы
присвоения ребенком культуры человечества и
 сформировать творческое отношение к жизни и своему бытию в мире.предполагает
построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с
детьми.
1.3. Отличительные особенности программы
Программа «С чего начинается Родина…» реализуется с учетом национальных
культурных условий, многонационального состава населения и специфического
географического расположения Оренбургской области. Учет этих тенденций
обусловливает подход к национально-региональному компоненту цель которого
определена как развитие, обучение и воспитание гражданина Оренбуржья,
5

обладающего способностью и готовностью к обеспечению собственного
социального благополучия и устойчивого динамично развития региона.
Программа разработана в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об
утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»).
1.4. Возраст детей участвующих в реализации программы.
Программа «С чего начинается Родина…» ориентирована на детей от 2 до 7 лет.
В основе программы лежат возрастные особенности детей. А именно: умения и
навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности,
имение представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремление
выполнять нормы и правила в организации своего поведения, проявление
потребности в общении со взрослыми, привязанности к членам своей семьи,
интереса к проблемам социального характера. В целом ребенок 5-7 лет осознает
себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения,
происходит формирование духовно-нравственной основы ребѐнка, его чувств,
мышления, эмоций, механизмов социальной адаптации в обществе, т.е. начинается
процесс осознания себя в окружающем мире. Начинают развиваться те черты
характера, которые незримо связывают маленького человека со своим народом,
своей страной.
1.6. Сроки реализации парциальной программы.
Программа «С чего начинается Родина…» реализуется в течение 5 лет
работы с детьми от 2 до 7 лет:
в группах общеразвивающей направленности для детей 2-3 лет
осуществляется в совместной деятельности педагога с детьми, другими детьми (20
минут), самостоятельной деятельности детей (20 минут) и при проведении
режимных моментов в различных видах детской деятельности;
в группах общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет
осуществляется в совместной деятельности педагога с детьми, другими детьми (40
минут), самостоятельной деятельности детей (20 минут) и при проведении
режимных моментов в различных видах детской деятельности;
в группах общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет 1занятие (20
минут) 1 раз в 2 недели, а также ежедневно через совместную деятельность
педагога с детьми, другими детьми (30 минут), самостоятельную деятельность
детей (30 минут) при проведении режимных моментов в различных видах детской
деятельности;
- в группах общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет 1 занятие (20
минут) 1 раз в 2 недели, а также ежедневно через совместную деятельность
педагога с детьми, другими детьми (30 минут), самостоятельную деятельность
детей (30 минут) при проведении режимных моментов в различных видах детской
деятельности;
- в группе общеразвивающей направленности для детей 6-7 лет 1 занятие (30
минут) 1 раз в 2 недели, а также ежедневно через совместную деятельность
педагога с детьми, другими детьми (30 минут), самостоятельную деятельность
детей (30 минут) при проведении режимных моментов в различных видах детской
деятельности.
1.7. Формы и объем обучения.
6

1 ступень «Я» (2-3 года).
Формировать представление о Родине на основе знакомства с русскими
народными игрушками (матрешка, кукла-пеленашка).
2 ступень «Мой детский сад» (3-4 года).
Формировать представление о Родине на основе ознакомления с ближайшим
окружением (дом, маршрут от дома до детского сада, детский сад и его
территория). Воспитывать добрые чувства, интерес к месту, где живет ребенок.
Знакомить с фольклором России, народными сказками и иллюстрациями к ним.
3 ступень «Мой город Кувандык» (4-5 лет). Расширить представления детей о
Родине на основе знакомства с городом, где они живут. Знакомить с
географическим расположением города. Знакомить с историческим прошлым
родного города, на материале преданий, экспонатов, музея. Воспитывать желание
сохранить чистоту, порядок.
4 ступень «Мое Оренбуржье» (5- 6 лет). В доступной форме знакомить с
историческим прошлым и настоящим Оренбургского края. Дать представление о
его географическом расположении, природных ресурсах. Знакомить с городами –
Орск, Новотроицк, Медногорск, Гай, станциями и их достопримечательностями.
Рассказать об истоки развития Оренбуржья, народах населяющих край, традициях
ее жителей. Знакомить с культурным наследием.
5 ступень «Я – Россиянин» (6-7 лет). Формировать понятие Родины, как места,
где человек родился, и страны, где он живет славу и богатство которой должен
беречь и приумножать. Знакомить с географическим расположением России, ее
климатическими поясами, природными ресурсами. Расширять кругозор детей на
основе материала, доступного их пониманию: былин, сказок, рассказов об
исторических событиях нашей страны. Дать представление о старинных русских
городах
(города-столицы,
города-памятники,
города-крепости),
их
достопримечательности. Воспитывать желание познать и возродить лучшие
традиции русского народа. Знакомить с подвигами русских солдат и
военачальников.
Данная
программа
демонстрирует
опыт
реализации
социальнокоммуникативного развития детей, включая их в систему культурных практик.
Содержание программы дает возможность показать детям самобытность и
неповторимость оренбургской народной культуры на примере разных
национальностей, тесно связанных с календарно–обрядовой деятельностью.
Организация образовательного процесса осуществляется в совместной
деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей, в ходе
режимных моментов, а также в работе с родителями.
Формами работы с детьми являются: ООД, беседы, экскурсии, продуктивная
деятельность, игры.
1.8. Предполагаемые результаты реализации программы
Результатом усвоения содержания дополнительной образовательной
программы является развитие интеллектуальных и личностных качеств.
( 2 - 3 года)
Имеет представления о Родине на основе знакомства с русскими народными
игрушками (матрешка, кукла -пеленанка).
( 3 - 4 года)
7

Имеет представление о Родине на основе ознакомления с ближайшим
окружением - дом, маршрут от дома до детского сада, детский сад и его
территория. Ребёнок проявляет самостоятельность и инициативность в
событиях группы. Проявляет добрые чувства,
интерес к месту, где живет ребенок. Знаком с фольклором России, народными
сказками ииллюстрациями к ним.
( 4 - 5 лет)
Имеет представления о географическом расположении города. Имеет
представления о историческим прошлым родного города, на материале преданий,
экспонатов, музея. Желает сохранить чистоту, порядок. Контролирует и
управляет своим поведением. Соблюдает все правила поведения в
общественных местах ( музее, в местах отдыха горожан).
Эмоционально
реагирует
на
окружающую
действительность. Имеет
представления о
символах родного города. Знает и называет культурные наследия родного города.
Обладает знаниями о ярких представителях флоры и фауны Кувандыкского
района.
( 5- 6 лет)
Способен свободно общаться со взрослыми и детьми разных национальностей
Оренбуржья. Воспроизводит самостоятельно образцы социального поведения
Расширяет кругозор, постоянно проявляет интерес к достояниям родного края.
Обладает начальными знаниями: о культуре, традициях, промыслах Оренбуржья,
о замечательных людях прославивших родной край; о ярких представителях
флоры и фауны, знаком с полезными ископаемыми (нефть, газ, яшма, соляной
рудник); о названии своего города, его географическом расположении,
Символике. Знает и называет культурные наследия родного края. Обладает
знаниями о ярких представителях флоры и фауны Оренбуржья, называет
некоторые полезные ископаемые. Активно проявляет познавательный интерес к
событиям прошлого и настоящего родного города, задумывается о его прошлом.
Любознателен, стремится к самостоятельному поиску
информации.
(6 – 7(8) лет)
Проявляет самостоятельность и инициативность в событиях группы, детского
сада, города, Оренбургской области, страны: организация мини-музеев,
реализация проектов, участие в праздниках. Обладает развитым воображением,
отражает свои впечатления об Оренбургском крае, России в разных видах
деятельности. Любознателен,
стремится
к самостоятельному поиску
информации;
задает
вопросы взрослым
и сверстникам, проявляет
познавательный интерес к событиям прошлого и настоящего родного
города, Оренбургской области, России, задумывается и его будущем. Обладает
начальными знаниями: о культуре, традициях, промыслах Оренбуржья, России, о
замечательных людях прославивших родной край; о ярких представителях
флоры и фауны, знаком с полезными ископаемыми (нефть, газ, яшма, соляной
рудник); о названии своего города, его географическом расположении, символике.
Обладает знанием о географическим расположением России, ее климатическими
поясами, природными ресурсами. Имеет представление о былинах, сказках об
исторических событиях нашей страны. Имеет представление о старинных русских
городах
(города-столицы,
городапамятники,
города-крепости),
их
8

достопримечательности. Желает познать и возродить
лучшие традиции русского народа. Имеет представления о подвигах русских
солдат и героев-воинов СВО.










Способом проверки ожидаемых результатов является наблюдения, беседы и
викторины. Наблюдение за деятельностью детей в уголке патриотического
воспитания.
В развивающих центрах групп детского сада представлены материалы по теме
«Мы живем в Кувандыке». Это книги о городе и стране, альбомы с фотографиями
достопримечательностей нашего города, изделия народных промыслов, народные
игрушки, куклы в национальных костюмах, разнообразные настольные игры
(пазлы, вкладыши, кубики, настольные конструкторы «Наш город»), альбомы для
раскрашивания.
В ходе наблюдения отмечаются:
как часто дети обращаются к пособиям развивающего центра; какие пособия
вызывают у детей больший интерес; обращаются ли дети за разъяснениями,
дополнениями к педагогу; способствуют ли представленные в центре материалы
возникновению разговоров, игр на темы родного края; как воспитатель использует
материалы центра в совместной деятельности.
Итоги освоения содержания (достижения ребенка).
У ребенка преобладает эмоционально-положительное отношение к малой родине,
он хорошо ориентируется в ближайшем к детскому саду и дому микрорайоне, в
центральных улицах города. Знает основные достопримечательности.
Ребенок проявляет интерес, любознательность по отношению к родному краю, его
истории, необычным памятникам, к малой родине, использует местоимение «мой»
по отношению к городу, району, области.
С удовольствием включается в проектную деятельность, связанную с познанием
малой родины, в детское коллекционирование, создание мини-музеев.
Ребенок проявляет начала социальной активности: участвует в социально
значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и
подвигами Кувандычан, стремится выразить позитивное отношение к его жителям.
Отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности:
рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет.
1.9. Формы подведения итогов реализации программы: итоговые мероприятия,
выставки, конкурсы, развлечения и праздники по темам программы, открытая
непосредственно- образовательная деятельность.

II. Содержательный раздел
2.1. Проектирование образовательного процесса по программе.
Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе
обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в
детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста. На каждом
возрастном этапе происходит расширение содержания образования по принципу
концентричности. Тема должна быть отражена в подборе материалов, находящихся
в группе, и центрах развития.
9

Тематический план непосредственно образовательной деятельности.
возраст( 3 - 4 года)

сроки
сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь
февраль

тема
Беседа «Моя семья»
ООД «Моя дружная семья»
Пальчиковая игра «Семья»
Сюжетно–ролевая игра «Семья»
Рисование «Я люблю свою семью»
Беседа
«Как я помогаю родителям»
Выставка
семейных фотографий
Проект «Я и
моя семья»
Целевая
прогулка
«Моя улица»
Беседа «Где я живу.Мой адрес».
Просмотр слайдов «Мой город Кувандык»
Игры со строительным материалом
«Строим
дом»
Экскурсия на набережную
Рисование «Листопад в нашем городе»
Игровая
ситуация «Кто
в
домике
живет?»
Беседа
«Дикие животные родного края»
Проект
«Времена года»
Беседа «Добрые дела»
Презентация «Природа родного края»
Заучивание потешки
«Как у
наших
у ворот..»
Развлечение «В гости к хозяюшке»
Русская народная игра «Карусель»
Рассматривание игрушек народно-

цель
Знакомить детей с понятием «семья», способствовать
умению детей называть членов семьи. Воспитывать
любовь и отзывчивость к близким людям, родителям.
Формировать
умение приготовить
подарки для
своих родных. Продолжить учить детей играть вместе,
формировать положительное отношение к семье.
Знакомить с понятием
«улица», «город». Расширять представления детей о
городе,
в
котором
живут.
Знакомить
с
достопримечательностями города. Воспитывать любовь и
уважение к своему городу.
Формировать начальные представления о временах
года. Обобщать знания детей о животном мире родного
края. Помочь детям замечать сезонные изменения в
природе. Воспитывать любовь к природе, бережное
отношение к природе
родного
края. Развивать
общения
и взаимодействия
ребёнка
со
взрослыми и сверстниками.
Познакомить детей с прикладным
творчеством.
Продолжать знакомить детей с устным
народным
творчеством, формировать интерес к книгам.
Познакомить детей с атрибутами старинного русского
быта: половиком, печкой, лоскутным одеялом. Расширять

март

апрель

май

сентябрь

октябрь

ноябрь

прикладного искусства
представление
о многообразии
народноприкладного искусства;
формировать
эстетическое
Рисование «Нарядный сарафан»
отношение к окружающей действительности на основе
Чтение сказки «Бычок – смоляной бочок»
ознакомления с народно- прикладным искусством.
ООД «В
гостяху Василисы»
Игра–инсценировка «У матрешки новоселье»
Хороводная игра
Знакомить детей с понятием
«Солнышко и дождик»
«страна», с ее достопримечательностями. Формировать
Аппликация «Космос»
желание
как можно больше
узнавать о своей
Презентация «Изучаем правила дорожного
стране. Совершенствовать способность
рассуждать;
движения»
думать.
ООД «Мыльные пузыри»
Воспитывать у детей уважение и любовь к своей стране.
Проект
«Помоги растению»
Совместная деятельность «Летящие голуби»
Возраст (4-5 лет)
«Семейная фотография» (расширение знаний о Расширять представления детей о семье.
своей семье).
Формировать первоначальные знания о родственных
Беседа
«Мы помощники» (об
отношениях в семье.
обязанностях которые дети выполняют дома)
Формировать у детей положите льное эмоциональное
ООД «Осень наступила»
отношение к членам семьи.
Беседа о младших членах семьи. Рассказывание Формировать представление о том, что у каждого члена
сказки «Гуси-лебеди»
и беседа по ее семьи есть свои обязанности.
содержанию.
Обогащать словарный запас терминами
родства.
Воспитание любви и уважения к своим родным, к членам
ООД «Моя семья» Заучивание домашних
своей семьи.
адресов
Сюжетно-ролевая игра «Семья»
Проект «Моя семья»
ООД «Родной город Кувандык». Виртуальная Продолжать уточнять у детей представления о городе, в
экскурсия по улицам города.
котором они живут. Закрепить знания
детей
о
Экологическая
тропа.
ближайшем окружении детского сада. Продолжать
ООД «Мы пешеходы. Транспорт»
развивать

декабрь

январь

февраль

март

апрель

Создание с детьми фотоальбома «Мой родной познавательные
интересы детей. Воспитывать любовь
город Кувандык»
к родному городу и своему детскому саду. Привлечение
ООД Достопримечательности родного города» внимания детей к различным зданиям и сооружениям
вокруг их домов, детского сада.
ООД «Зимующие
Научить детей вести наблюдения за объектами природы.
птицы Оренбургской области»
Развивать умение делать выводы, устанавливая
Проект
«Мы следопыты»
причинно-следственные
связи
между
объектами
Природоохранная акция «Помоги птицам»
природы.
Воспитывать
навыки
экологически
безопасного
Чтение стихотворения о березе.
поведения в природе, выполняя правила безопасного
Рисование «Ветка рябины».
Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь
Просмотр видеофильма о
нуждающимся объектам природы: растениям,
достопримечательностях Кувандыка.
насекомым, животным, птицам, человеку.
Рассматривание
Дать детям первоначальные представления основ
изделий
народных промыслов.
национальной
культуры,
вызвать
интерес
к
Д/игра «Что матрешка
познанию культуры своего народа, способствовать
расскажет о себе».
формированию
художественных
и
творческих
Рисование «Украшение платочка»(по мотивам способностей. Формировать элементарные представления
дымковской росписи).
об изменении
ООД «Русская матрешка»
видов человеческого труда и быта на примере игрушки и
предметов обихода.
Наши праздники
Драматизация сказки
Виртуальная экскурсия «Быт и традиции
русского народа»
Проект «Формирование патриотических чувств
через культуру и традиции России»
Беседа
«Кувандык– мой любимый город» Формирование представлений о Родине на основе
Беседа «Путешествие в космос»
ознакомления с ближайшим окружением.
Акция «Сделай доброе дело»
Развивать интерес к историческому прошлому России.
ООД «Моя Родина- Россия»
Воспитывать чувство уважения к далеким предкам,

май

сентябрь

октябрь

Целевая экскурсия к памятнику павшим
воинам
в
Великой
Отечественной
войне.
Проект
«Вечный огонь».
Возраст (5-6 лет)
ООД 1. «Мой
город, нет тебя красивей.
2. «Родина большая
и малая».
Беседы: «Мой родной город», «Улицы нашего
города», «Зачем городу имя?», «Какие бывают
города», «Природа нашего города»,
Художественное творчество: «Где я отдыхал
летом», «Осень в городе», «Городские цветы и
клумбы», «Тебе, любимый город», «Город
вечером». Конструирование «Микрорайон»,
«Мост через Сакмару».
ООД 1.История родного города.
2.Достопримечательности города
С/р: « Путешествие по улице» (Игровой сюжет:
Туристы из другого города приехали на
экскурсию. Экскурсовод показывает им
достопримечательности города, рассказывает о
них.
Чтение
художественной
литературы: заучивание стихов о Кувандыке,
природе.
Ручной
труд:
«Кукла
оберег»
изготовление игрушки
Рисование: «Подсолнухи» по стихотворению
Ю.Белякова
«Это
Родина
моя».Интегрированное
занятие
с

землякам. Формировать представление у детей, что
планета Земля – общий дом для всех.
Воспитывать у детей гражданские чувства, чувство
любви к Родине, родному городу, чувства гордости,
восхищения красотой родного города.
Закреплять представления детей об улицах города, домах,
микрорайоне
(почему так
называется,
история
строительства, происхождение названий улиц).

Формировать представление о родном городе – красавце,
труженике о его достопримечательностях памятных
местах уютных уголках. Воспитывать гордость за то, что
ты – житель своего родного города, за людей прошедших
войну.
Воспитывать гордость за свою малую Родину, уважение к
труду взрослых (хлеборобов, пекарей и т.д), бережное
отношение к хлебу.
Воспитывать чувство гордости за малую родину, желание
познавать и возрождать лучшие традиции народа
Оренбуржья.

ноябрь

декабрь

использованием
слайдов,
аудиозаписей.
«Откуда хлеб пришёл».
Рисование «Богатый урожай Кувандыкский.
Ручной труд «Подарки родному городу», «Моя
улица»
ООД .Герб Кувандыка
2.Многонациональный Кувандык.
Путешествие по карте Кувандыка.
Составление карты – схемы детского сада.
Беседы: «Район, в котором ты живёшь», «Где
работают твои родители»,
Рисование «Герб нашего города», «Что я видел
в парке», «Моя мама на работе», «То березка,
то рябинка».
Экскурсия на главную площадь.
Д/и «Сложи картинку», «Сакмара река, а
Кувандык?»
Встреча с героем труда.
ООД Поэты и художники
2 .Природа Кувандыка. Охрана природы.
Кувандык спортивный.
Рассказ воспитателя
с
использованием
видеоматериалов.
Ручной труд:
«Птицы и животные», альбом «Мой город»
Д/и: «Дикие
животные»,
«Домашние
животные», «Ассоциации».
С/р «Экскурсоводы».
Чтение худ.литературы: история города, стихи
поэтов Кувандыка. «Спортивные победы

Познакомить с профессиями горожан, «доской почета», с
народно-прикладным искусством народов, населяющих
наш край – вышивкой, росписью. Дать представление о
традициях уральского быта, воспитывать интерес к
произведениям народного искусства. Развивать умение
ориентироваться по карте города, рассказывать о гербе
города. Воспитывать уважение к труду людей, желание
приумножать и сохранять созданные в городе парки,
площадки, спортивные сооружения.

Продолжать знакомить детей с поэтами и художниками
Кувандыка; растительным
и животным
миром
Кувандыкского района, расширять представления о
приспособлении диких животных к жизни в природных
условиях. Уточнить представления детей о зимующих и
перелетных птицах смешанных лесов, условиях их
жизни; роли человека в жизни зимующих птиц.
Продолжать воспитывать у детей любовь к природе,
стремление заботиться о растениях и животных.
Знакомить
со
спортивной
жизнью
Кувандыка,
известными спортсменами, спортивными объектами
города и области.Рассказать о значении горнолыжной

Кувандычан»,
базы в укреплении здоровья людей.
Работа по проекту «За что я люблю Кувандык».
январь

февраль

март

ООД 1.Бескрайние красоты Оренбуржья. 2.
Реки. Ручьи. Родники.
Беседы: «Откуда текут реки?», «Почему озеро
называют соленым»
Экскурсия к природным объектам: родник
«Рябинушка», река Сакмара, Кураганка.
Акция «Покормите птиц зимой».
Создание альбома «Мой край Оренбургский».
Дидактическая игра « Сакмара – река, а
Кувандык?
Проспект Мира – улица, а
Кувандычка?», озеро «Развал».
ООД 1.Ландшафт Кувандыкского района
(горы, сопки)
2.Улицы в честь героев. Путешествие по
картам и атласам.
Беседа: «Кувандыкский район»
Рисование: «Скалы и сопки».
Рассматривание фотографий «Кувандыкский
район».
ООД
«Оренбургский пуховый платок».
«Растительный мир» Посещение музея.
Рисование: «Растения Красной книги», «Как
мы отдыхали на реке», «Город вечером».
Экскурсия к памятникам, природным объектам
(родник
«Рябинушка»),
река
Сакмара,
Кураганка.

Знакомить
детей
с
особенностями
рельефа,
многообразием водоемов, их роли в жизни людей, в
промышленности, в хозяйстве. Продолжать воспитывать
у детей любовь к природе, бережного отношения к
природным богатствам.

Закреплять представления об особом характере рельефа,
многообразий животного и растительного мира данного
ландшафта, приспособлении диких животных к жизни в
природных условиях. Продолжать воспитывать у детей
любовь и интерес к родной природе.

Познакомить детей. Познакомить с Красной книгой
Оренбургской области. Познакомить с растительным
миром степей, гор, лесов. Учить понимать свою роль в
сохранении природы и защите животных и растений,
занесённых в «Красную книгу».

апрель

май

сентябрь

Акция «Береги природу».
Создание альбома «Природа Кувандыка».
Дидактическая игра « Сакмара – река, а
Кувандык? Проспект Мира – улица, а
Кувандычка?»
Ручной труд: «Жаворонки-веснянки».
Развлечение «Весна пришла».
ООД 1. Животный мир.
2. Птицы. Насекомые.
Беседы: «Животные и птицы Кувандыкского
района», «Береги природу», «Птицы нашего
края», «Не обижайте муравья».
Рисование: «Птичка-невеличка», «Однажды в
лесу», «Кого я видел в траве».

Продолжать знакомить с животным миром, насекомыми,
птицами. Рассказать о лосе, волке, зайце, белке.
Рассказать о животных, занесённых в красную книгу.
Привлечь родителей к участию в работе по
ознакомлению с родным городом, районом.

ООД 1.Кувандычанам – героям войны.
2Кувандычане во время войны.
Рассказ
воспитателя
с
использованием
мультимедиа «Мы будем помнить их всегда»,
беседы: «На страже мира»,
Целевая прогулка к памятнику «Родина –
мать»
Рисование: «Мой прадед на войне», «Вечный
огонь».
Ручной труд «Подарки родному городу», «Моя
улица»

Формировать представление дошкольников о событиях
Великой Отечественной войны, военных действиях,
защитниках города. Познакомить с помощью фотографий
и видео слайдов с памятными местами города Кувандыка
(вечный огонь, мемориал, памятник солдату –
освободителю, аллея памяти) Воспитывать чувство
благодарности к ветеранам Великой Отечественной
войны, любовь к родному городу. На примере
конкретных исторических событий и личностей
воспитывать интерес к истории, патриотические чувства,
гордость за уральский народ.

Возраст (6-7(8) лет)
ООД «Я
– Россиянин», «Москва
– столица нашей Родины».

Формирование
гражданстве.

представлений
о
Закрепление

стране,
своем
тематической

«Святой
Георгий
Победоносец».
Игры,
викторины, работа с картой.
Изготовление
с
детьми
и родителями
герба. Беседа «Кем работают наши родители».
Викторина «Знаешь ли ты свой город?»
ООД 1.Герб и флаг Оренбургской области.
2.Города
Оренбургской
области.3
.Многонациональная Оренбургская область.

терминологии. Знакомство
России.
Приобщение
к
творчеству
композиторов, художников

ноябрь

Традиции и праздники народов Оренбургской
области.
2. Народные промыслы Оренбургской области.
3. Оренбургский пуховый платок
Оренбургской
области»,
«Национальный
костюм», «Центры культуры.
Рассказ воспитателя с презентацией «Народные
промыслы».
Рисование: «Оренбургский пуховый платок»,
«Уральские узоры», «Лоскутное одеяло». «От
козы до платка».

декабрь

ООД 1.Бескрайние красоты Оренбуржья.
2.Заповедники Оренбургской области.
Дидактическая игра

Духовно обогащать детей через участие в народных
праздниках, поддерживать интерес к прошлому и
настоящему. Расширять представления детей о духовном
наследии. Расширять представления детей о духовном
наследии. Воспитывать любовь к своей Родине.Дать
представление о добыче газа, асбеста, яшмы; о полезных
ископаемых: стойматериалы, горючие ископаемые (соль,
песок, камень, известь, цемент).
Совершенствовать совместную работу детского сада и
семьи в области духовно-нравственного воспитания.
Дать представление о пуховязании на Оренбургской
земле.
Познакомить с храмами. Расширять представления о
духовном наследии
Знакомить
детей
с
особенностями
рельефа.
Многообразием водоемов, их роли в жизни людей, в
промышленности, в хозяйстве.

октябрь

с

промыслами

поэтов, писателей,

Д/и: «Город – село», «Сложи картинку».
Рисование: «Городские цветы», «Где я отдыхал летом»,
«На страже мира».
Беседы: «Города Оренбургской области», «Что означает
герб оренбургской области», Рисование: «Осень в
городе», «Просторы Оренбуржья».
Беседы: «Национальный состав Оренбургской области»,

январь

февраль

март

«Сакмара – река, а Кувандык? Проспект Мира
– улица, а Кувандычка?»
Беседы: «Откуда текут реки?», «Почему озеро
называют соленым»
Экскурсия к природным объектам: родник
«Рябинушка», река Сакмара, Кураганка.
ООД 1. Леса. Бузулукский и Карагайский бор.
2. Животные лесов.
Работа с картой области (отметить площадь
лесов).
Беседы: «Какие бывают леса», «Растения
нашего леса», «Обитатели леса».
Рисование: « В гостях у лесника», «Зима в
бору», «Наш город зимой».

Продолжать воспитывать у детей любовь к природе,
бережного отношения к природным богатствам

ООД . 1. «Охрана границ Родины»
Создание группового альбома
«Все профессии важны, все профессии
нужны». Чтение рассказа «Кто хозяин?»
(В.Осеева) Досуг «Зарница». Конкурс рисунков
«Памятники героям». Беседа «Важные даты».
Чтение З. Александрова, Дозор». А. Нехода
«Летчики».
ООД 1. «Москва – город герой.
Наши герои». 2. «Русские богатыри».
с/и «Панорама добрых дел». Организация
встречи с сотрудниками районной библиотеки
по знакомству с тематической литературой.
Сюжетно-ролевая
игра «Путешествие
по г.Москва». Игровые ситуации «Я на карте

Воспитывать
гражданско- патриотические чувства
на основе ознакомления с боевыми традициями нашего
народа. Воспитывать чувство гордости за воинов –
защитников. Познакомить
со
службой
пограничников.

Закреплять представления об особом характере рельефа,
многообразий животного и растительного мира данного
ландшафта, приспособлении диких животных к жизни в
природных условиях. Продолжать воспитывать у детей
любовь и интерес к родной природе.

Воспитывать любовь к Родине, Москве, героям
Отечественной войны 1812 г. Формировать потребность в
получении
исторических
знаний.
Развивать
любознательность, интерес к истории Москвы.
Ознакомить с историей Куликовской битвы, и значении
ее для Руси, о мужестве и отваге воинов. Вызвать у детей
патриотические чувства, гордость за дела своих предков,

город свой найду» (работа с картой)

апрель

май

интерес к отечественной истории; обогащать словарный
запас. Воспитывать в детях гордость за своих предков,
дать почувствовать свою причастность к истории нашего
великого народа. Дать детям понятие, что во все времена
на защиту нашего Отечества вставали храбрые, смелые
войны, что народ с благодарностью чтит
память защитников.
ООД 1. «Мир - это главное слово на свете», 2. Воспитывать интерес к истории жизни казачества.
История и достопримечательности Кувандыка. Развивать познавательные способности, интерес к жизни
Беседы: «Мой город – нет тебя красивей»,
народа в прошлом и настоящем.
Работа с родителями: выставка работ «Моя Знакомить
со
спортивной
жизнью
Кувандыка,
родословная», «Расскажите детям о истории известными спортсменами.
семьи»,
Беседы: «Кого называют Кувандычанином?»,
«Кто такие земляки?».
«Спортивные победы Кувандычан»,
Работа по проекту «За что я люблю Кувандык».
ООД . 1. Памятники героям войны.
2. «Родное Оренбуржье – обобщающее занятие.
Беседы: «Мы будем помнить их всегда»(
Итоговое занятие в форме творческого отчета).
Д/и «На страже мира».
КВН «Знатоки природы».
Викторина «Что мы знаем об Оренбуржье».
Рисование: «Небо на закате солнца», «Город
моей мечты».
Слушание песен о малой родине. Конкурс
чтецов «Стихи о Кувандыке и родном крае».

Формировать представление дошкольников о событиях
Великой Отечественной войны, военных действиях,
защитниках города. Уточнить, расширить и закрепить
знания детейопамятныхместах города Кувандыка
(вечный огонь, мемориал, памятник солдату –
освободителю, аллея памяти). Воспитывать чувство
благодарности к ветеранам Великой Отечественной
войны.
Закрепить знания о малой родине (об Оренбургской
области, о родном городе). Развивать познавательные
способности.. Воспитывать любовь к Родине, родному
краю, желание беречь и приумножать его богатства.

Активизировать познавательную деятельность ребенка,
умение понимать непрерывную связь «прошлоенастоящее».

III. Организационный раздел
В группах, при организации предметно- пространственной развивающей среды в
центре познавательного развития отведено место уголку патриотического
воспитания, где дети могут ознакомиться с культурным наследием родного края,
узнать историю родного города и Оренбургской области. В уголках представлены
фотографии родного города, памятников и достопримечательностей, тематические
альбомы, дидактические игры, портреты знаменитых людей, детские произведения
писателей и поэтов, куклы в национальных костюмах, сшитые руками
воспитателей и родителей, символика города Кувандыка.
Содержание уголков патриотического воспитания:
Патриотический
Кукла в национальном костюме, макет детского сад, макет
уголок
в группах кремля,
карта
Оренбургской
области,
матрешки,
(2-4 лет)
оренбургский пуховый платок, вязанные пуховые изделия,
флаги РФ, тряпичные куклы, глобус, раскраски и альбомы
:«Народные промыслы» и «Народные костюмы».
Лэпбуки: «Красная книга России», «Матрешка». Конспекты
занятий и бесед, консультации для родителей.
Альбомы: «Рукотворная береста», «Гжель», «Хохлома»,
«Городец»,
«Дымка»,
«Дикие животные России»,
«Народные костюмы», «День Победы», «Города -герои»,
«Дети войны», «Боевые награды», «История России»,
«Москва – столица нашей родины», «Красная книга»,
«Победа», «История Кувандыка», «Родословное древо»,
«Ядовитые
растения
Оренбуржья»,
«Лекарственные
растения»,
«Герб
семьи»,
«Достопримечательности
Кувандыка», «Оренбургский пуховый платок», «Военные
профессии», «Тряпичные куклы». Журнал «Славянский
базар».
Энциклопедии: «Древняя Русь», «Чудеса света», «Наша
родина в прошлом», «Наша родина и современный мир»,
«Наша родина Россия», «Достопримечательности России»,
«Животные России».
Игры: «Собери флаг», «Собери матрешку», «Великие люди»,
«Спецназ. Призыв».
Картотека: «Пословицы и поговорки о России»,
«Дидактические игры по нравственно – патриотическому
воспитанию».
Патриотический
Альбомы о родном городе. Москва-столица нашей Родины.
уголок
в Великие люди России. Города России. Как жили на Руси.
группах (5- 7 (8) лет
Символы России. Богатыри. Герб моей семьи. Родословная
моей семьи. Открытки городов России.
Альбомы: «Моя семья», «Мой город», «Москва – столица
нашей Родины», «Родовое древо семьи», «Кто о нас
заботится», «Будни и праздники группы»,Народные
промыслы, Куклы в национальной одежде, Предметы
21

рукоделия, «Наши успехи», «Народные праздники».
Фотографии
родного
города;
Макет
Западного
микрорайона; Куклы в русском народном костюме; Русские
народные сказки, потешки; Флаг России; Глобус; Образцы
поделок декоративно – прикладного искусства России;
Стихи Кувандыкских поэтов; Изделия народных промыслов
родного края.
Настольные игры: «Гербы», «Города», «Собери герб»,
«Собери флаг», игра-лото «Семья», «Наша Родина». Книга
«Наша Родина». Наглядно-дидактические пособия: День
Победы. Великая Отечественная война. Хлеб - всему голова.
Российская геральдика и государственные праздники,
Костюмы народов России.
Лепбуки: «Русский быт», «Мой город Кувандык». Детская
литература о Родине.
Макеты: Наш микрорайон. Русская изба.
Конспекты занятий по патриотическому воспитанию;
Консультации для родителей.
Литература, используемая педагогами:
1. Алешина, Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом / Н.В. Алешина. – М.:

Прогресс, 1999.
2. Апполонова, Н. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре /
Н. Апполонова // Дошкольное воспитание. – 1991. – № 4.
3. Архарова, Л.И. Воспитание на народных традициях / Л.И. Архарова //
Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. Материалы
Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 16-17 ноября 1999). –
М., 2001.
4. Гришина, Г. Н. Приобщение детей к народной игровой культуре / Г. Н. Гришина
// Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005.
5. Давыдова, О.И. Этнопедагогический подход в работе детских садов / О.И.
Давыдова // Детский сад. Управление. – 2003. – № 19 (67).
6. Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры:
Программа.Учеб.-метод.пособие / О. Л. Князева, М. Д. Маханева. – 2-е
изд.,перераб.и доп. – СПб.: Детство-Пресс, 1998.
7. Коломийченко, Л. Программа социального развития: подготовительная к школе
группа: раздел «ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ» / Л. Коломийченко // Дошкольное
воспитание. – 2005. – № 8. 30.
- Круглова, И. Знакомство дошкольников
с истоками русской праздничной культуры / И. Круглова // Дошкольное
воспитание. – 2006. – № 10
8. С.М.Стрельникова. Кувандыкский край в географических названиях. Златоуст
1994 г.
9. Кутасова, М. «Прости меня, земля-матушка»: «Народная культура» в детском
саду / М. Кутасова // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 6.
10. Чибилёв А.А. Природа Оренбургской области. Оренбург 1995 г.
11. Чибилёв А.А. Зелёная книга степного края : южно-уральское книжное
издательство, 1987 г.
22

12. М.Е.Николаева. Природа и мы, южно-уральское книжное издательство.1984 г.
13. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и

сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов
дошкольных образовательных учреждений/ Авт. сост. Куприна Л.С., Бударина
Т.А., Маханева О.А., Корепанова О.Н. и др. – СПБ.: «Детство-Пресс», 2004.
14.
А.А.Чивилёв, Красная книга оренбургской области. Птицы оренбургской
области и их охрана. Екатеринбург УИФ «Наука», 1995 г.
15. М.Мохова. Наш край, южно-уральское книжное издательство.1972 г
Интернет- ресурсы:
1. Оренбургские писатели – краеведы /сайт История Оренбуржья
http://kraeved.opck.org/biblioteka
2. Ермолаев, Д.Е. Гражданско-патриотическое воспитание в дошкольных
Общеобразовательныхучреждениях
//
Электронный
научный журнал
«Современные проблемынауки и образования». – 2011 г. – № 5 URL:
http://www.orenobl.ru/poem.php
3. www.school.edu.ru «Российский общеобразовательный портал».
4. doshkolnik.ru «Дошкольник – сайт для всей семьи»
5. http://allforchildren.ru/friendsongs/friend.php «Всѐ для детей» — музыка, сказки,
родная речь, поделки.
6. Сайт «Оренбургская область», раздел «Стихи оренбургских поэтов о Оренбуржье»
(http://www.orenobl.ru)
IV. Дополнительный раздел
Парциальная программа учитывает образовательные потребности, интересы и
мотивы детей, членов их семей и педагогов, ориентирована на специфику
национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется
образовательная деятельность. Программа «С чего начинается Родина» рассчитана
на 5 лет обучения и ориентирована на детей от 2 до 7 лет. Программа реализуется в
образовательной деятельности и различных режимных моментах.
Целью программы «С чего начинается Родина…»
является: Воспитание
гражданственности, патриотизма, формирование ценностного отношения к малой
Родине, людям, миру природы, труду. Патриотическое воспитание детей старшего
дошкольного возраста в процессе ознакомления с историей, культурой и природой
родного края. Успешное выполнение программы требует создания современной
развивающей предметно-пространственной среды. Для этого (общими усилиями
педагогов и родителей) созданы в группах уголки патриотического воспитания.
Программа призвана помочь детям проникнуться красотой родного края, узнать
больше об основных богатствах нашего края, о его растительном и животном мире.
В ходе ее реализации дети узнают об этих уникальных местах Оренбуржья много
интересных фактов: их местоположение, занимаемую площадь, живописность
ландшафта, растительный и животный мир, а также познакомятся с
геологическими
памятниками
оренбургского
края.

23

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 30.06.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (35361) 2-40-52 (I корпус), +7 (35361) 2-05-69 (II корпус)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».