ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с воспитанником с тяжелыми множественными нарушениями развития. СИПР составлена на основе «Федеральной адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ». Программа разработана в соответствии с действующими федеральными государственными образовательными стандартами. Целью реализации СИПР является возможное обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему соразмерно психическим и физическим возможностям достигать максимальной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, направленных на нормализацию его жизни. 1.Индивидуальные сведения о ребенке Ф.И.О.: ХХХХХХХХХХХХХ Дата рождения: 30.05.2016 Адрес проживания: г. Кувандык, ул. Жукова, 4-74 Законный представитель (опекун): Год обучения: 1 Группа (здоровья): Заключение ПМПК: Смешанное парциальное недоразвитие, ОНР 1 уровня. 2.Структура СИПР Содержание 1. Индивидуальные сведения о ребенке 2. Структура СИПР 3. Психолого-педагогическая характеристика на начало года 4. Индивидуальный план развития на 2023-2024 учебный год 5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре 6. Содержание воспитания и обучения в условиях ОУ и семьи: 7. Мероприятия и формы сотрудничества организации и семьи обучающегося по реализации СИПР 8. Ожидаемые результаты специальной индивидуальной программы 9. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов 10. Средства мониторинга и оценки динамики развития 1. Получение с 2022-2023 учебного года образования по АООП образования обучающихся с тяжёлыми и множественными нарушениями развития в старшей группе компенсирующей направленности. 2. Создание специальных условий для получения образования обучающимся в том числе: 2.1 Разработка СИПР обучающегося. 2.2 Организация и проведение с обучающимся учителем-логопедом, педагогом-психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, воспитателем коррекционно-развивающих занятий, направленных на сенсорное развитие, развитие предметно-практических 2 действий, двигательное развитие, развитие альтернативной коммуникации, коррекцию отдельных сторон психической деятельности и личной сферы, формирование социально приемлемых форм поведения, коррекцию речевых расстройств и нарушений коммуникации. 2.3 Психолого-педагогическое консультирование родителей (законных представителей) обучающегося. 3. Психолого-педагогическая характеристика обучающегося на начало года: Внешний вид и поведение во время обследования: в контакт вступает легко, но безразличен к педагогу, а интересуется только окружающими его предметами (внимание к ним поверхностное), постоянно перебирает мелкие предметы в руках, на обращение к нему не реагирует, на свое имя не откликается. Двигательно расторможен. Соматическое здоровье: часто болеет. Характеристика деятельности: недостаточная сформированность навыков самообслуживания. Адаптационный период протекал без особенностей. Навыки самообслуживания частично сформированы: ест ложкой, пьет из кружки, одевается и раздевается с помощью взрослого, в туалет ходит сам по просьбе воспитателя. Игровая деятельность: не соответствует уровню возрастной нормы. Проявляет поверхностный не стойкий интерес к игрушкам, свойственны простые манипуляции. Мелкие игрушки всё время перебирает в руках, использует их не по назначению. Фиксирует взгляд на предметах непродолжительное время. Конструктивная деятельность: не умеет собирать матрешку, пирамидку, не выполнять даже простые постройки. Инструкцию к заданию не понимает и не воспринимает. Особенности речевого развития: строение артикуляционного аппарата без особенностей. Активной речи нет. В речи фигурирует лепет. Слоговая структура слова, фонематические процессы, лексико-грамматический строй речи не сформированы. Речевые инструкции не выполняет. Логопедическое заключение: ОНР 1уровень. Особенности психических процессов: Восприятие: цвета не знает. Ориентация в пространстве (лево/право, верх/низ, близко/далеко) не сформирована. Восприятие величины не сформировано. Мышление: нарушение всех мыслительных операций, неосознанность и хаотичность действий, а т.ж. низкая мотивация мыслительной деятельности. Димачасто не понимает обращенную к нему речь (просьбы, простые инструкции). Память: резко снижена. Средства, применяемые для развития памяти и лучшего запоминания (яркие игрушки, картинки и т.д.), не воспринимает. Внимание: неустойчивое, отвлекаемое, непроизвольное. Объем внимания и концентрация резко снижены. Уровень мелкой моторики: значительные недостатки и трудности в развитии мелкой моторики. 3 Эмоционально-личностные особенности: ребенок расторможен, эмоциональные реакции неадекватны. эмоционально нестабильный фон. двигательно Отмечается 4. Индивидуальный план развития на 2023-2024 учебный год № п/п 1 Раздел специальной индивидуальной образовательной программы Социально-коммуникативное развитие Физическое развитие Количество занятий 17 Воспитатель/ специалист Воспитатель 3 4 Познавательное развитие Художественно-эстетическое развитие 17 17 5 6 Речевое развитие Индивидуальные коррекционноразвивающие занятия учителялогопеда Индивидуальные коррекционноразвивающие занятия педагогапсихолога Итого по программе 17 61 Инструктор по физической культуре Воспитатель Воспитатель/ Музыкальный руководитель Воспитатель Учитель-логопед 66 Педагог-психолог 2 7 Форма организации коррекционной работы:индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с педагогом-психологом, учителемлогопедом, воспитателем, индивидуальная работа с музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре.Индивидуальные занятия направлены на развитие и поддержку способностей ребенка в соответствии с его возможностями. Они строятся на оценке достижений ребенка и определения зоны его ближайшего развития. Обязательным условием развития ребенка является взаимодействие с другими детьми в микрогруппах, что способствует формированию социальных навыков общения и взаимодействия. Расписание индивидуальной работы педагогов по реализации учебных планов, разработанных по степеням ограничения в соответствии с ИПРА ребенка – инвалида. День недели Время занятий Должность Понедельник 10.15-10.35 Воспитатель Вторник 8.05-8.20 Учитель-логопед среда 9.35- 9:55 Педагог-психолог Четверг 9.05-9.15 Учитель- логопед 9:00- 9:30 Педагог-психолог 4 Пятница 10.30-10.55 Музыкальный руководитель 5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре Ребенок - инвалид в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка - инвалида, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико - социальной экспертизы имеет ограничения: Перечень ограничений основных категорий жизнедеятельности Способности к самообслуживанию Первая Способности к передвижению Способности к ориентации Вторая Способности к общению Вторая Способности к обучению Вторая Способности к трудовой деятельности Способности к контролю за своим Вторая поведением Перечень необходимых специальных материалов и средств для ухода: влажные салфетки, бумажные полотенца, мыло, салфетки. передвижение (соблюдение техники безопасности); реализация коммуникативных и социально-эмоциональных потребностей (создание комфортной окружающей обстановки, восполнение недостатка личного общения). Области и требования профессионального присмотра: обеспечение безопасной среды (подготовка учебного места, помещений и игровых участков на территории организации с учетом особенностей поведения обучающихся: отсутствие в свободном доступе мелких и колюще-режущих предметов, защита на дверях и окнах, индивидуальное сопровождение); составление четких алгоритмов на случай возникновения разных непредвиденных ситуаций, связанных с безопасностью жизни и здоровья обучающихся; контроль при проведении гигиенических процедур и приёма пищи (воспитатель/ младший воспитатель). 6. Содержание воспитания и обучения в условиях ОУ: Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации пребывания в образовательной организации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми и сверстниками 5 Коррекция поведенческих проблем Проблемы поведения Функция поведения. Способы и методы коррекции Коррекция неадекватного крика, плача. Коррекция эмоциональноаффективных стереотипий. Коррекция двигательных (ходьба, прыжки); сенсорнодвигательных стереотипий (крутится вокруг своей оси, трогает уши руками, закручивает предметы перед лицом). Избегание неприятного (внутренний дискомфорт). Тайм-аут (переход в другое помещение). Переключение ребенка на интересную для него деятельность. Релаксация в сенсорной комнате. Аутостимуляция. Повторяющиеся эпизоды крика, которые вызывают аффект у самого ребенка, заменяют прослушиванием музыки. Аутостимуляция. Переключение. Стереотипию прерывают, предлагают ребенку другую знакомую, не вызывающую негативизма деятельность (пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, двигательная стимуляция и др.) 1.Содержание индивидуальной коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда. Коррекционно-педагогическая работа по развитию речи осуществляется в живом общении с ребенком. Цели: создание предпосылок к развитию речи; расширение объема понимания обращенной речи; формированиедоступныхсредствобщения; зрительный контакт, сосредоточение зрительного слухового внимания; реагирование на обращенную речь и своё имя; общение с помощью предметных действий, привлечение к себе внимания, использование простейших жестов и звуков; активизация звукопроизношения с учетом особенностей развития речи; альтернативная коммуникация. 15.09.20 Стимуляция органов артикуляции (Комплекс упражнений 23артикуляционной гимнастики): 15.05.20 Растягивание большим и указательным пальцами уголков 24 рта, делаем улыбку. Сжимание большим и указательным пальцами уголков губ к центру, вытягивание губ в трубочку. Массирование указательным пальцем верхней губы слева 6 направо и справа налево. Массирование нижним пальцем нижней губы слева направо и справа налево. Подтягивание указательным и средним пальцами верхней губы к носу. Выворачивание указательным и средним пальцами нижней губы к подбородку. Оттягивание подбородка книзу путем захвата его рукой, указательный палец находится сверху. Легкое пощипывание верхней губы большим и указательным пальцами. Пощипывание по всей длине нижней губы большим и указательным пальцами. Растирание указательным пальцем верхней губы в направлении влево-вправо. Растирание нижней губы указательным пальцем, совершая движения влево-вправо. Круговые движения по губам ложечкой (слева направо и справа-налево). Частые движения краем шпателя по верхней и нижней губам. Легкие похлопывания плоской частью шпателя по верхней и нижней губам. Придание губам формы, характерной для произношения звуков: а, о, у, и, э, ы. Развитиедыханияиголоса (Комплекс упражнений / игр на формирование речевого дыхания: например«Тихий ветерок задувает свечу, колышет листья деревьев, гонит облака» и тд.): Развиватьфизиологическоедыхание. Развиватьцеленаправленнуюсильнуювоздушнуюструю. Учитьвыдыхатьссопротивлением, с напряжением,ссомкнутыми губами. Сдуватьсостоламелконарезанныецветныебумажки, пушинки, ватку. Дуть на лежащиенастоле палочки,карандаши,стараясьсдвинутьихс места. Дутьнапластмассовыеибумажныеигрушки,плаваю щиевтазике;дуть в дудочку, свистульку;надувать и пускать мыльные пузыри. Учить надуватьщёкидосильногонатяженияимедленносд уватьих. Вырабатывать навыки ротового и носового дыхания. Воспитывать правильноеречевоедыханиеи 7 длительный речевой выдох на материале гласных и их слияний. Развиватьинтонационнуювыразительность,ритмичн остьречина материале звукоподражаний. Слуховая стимуляция( Комплекс упражнений/игр направленный на развитие слухового внимания и слухоречевой памяти, например: игры «Эхо», «Сирена», звукоподражания к сказке «Три медведя»): Шуршание различными видами бумаги то у одного, то у другого уха. Зрение исключается: ребенок не должен видеть шуршащую бумагу. Перемещение неваляшки вправо-влево, вверх-вниз, извлекая мелодичные звуки. Включение и выключение звукового сигнала со словами: Есть звук и нет звука. Воспроизведение мелодии, произношение гласных низким и высоким голосом с попеременным чередованием. Позванивание бубенцами у одного и другого уха попеременно. Игра на музыкальном инструменте то у правого уха, то у левого. Попеременное воспроизведение резких или мелодичных звуков: падение предмета на твердую поверхность, громкий звон колокольчика, мелодичные звуки музыкальной шкатулки. Называние ребенка то слева, то справа, добиваясь, чтобы он поворачивал голову на звук голоса. Проговаривание слов с различной интонацией: ласково и строго. Изменение громкости произношения: фраза произносится громко и шепотом. Произношение слогов то слева, то справа с изменением темпа произношения: то быстро, то медленно. Произношение слогов с отбиванием такта ногами (отбивается такт, соответствующий частоте произношения слогов). Произношение слов с отхлопыванием их слогов, выделяя слоги интонационно. Слушание тихой и громкой музыки. Различение неречевых звуков. Ритмические постукивания. Выполнение простой одноступенчатой инструкции. Обогащение/ развитие пассивного словаря (Комплекс игр и упражнений): 8 Накопление словаря происходит в следующей последовательности: существительные (предъявление, знакомство, называние предмета, организация игры с предметом); глаголы (знакомство ребенка с действием, организация игры и многократное обыгрывание действия, включение слова в быт); прилагательные (аналогичнаяметодика). Обогащение/развитие активного словаря (Комплекс игр и упражнений): называние по подражанию (использование предметной или сюжетной картинки с использованием слова, жеста, звукоподражания). Работа по вызыванию звуков (Методика НовиковойИванцовой; Большакова С.Е. «Работа на начальном этапе. Формирование навыков базового уровня»): побуждение ребенка к самостоятельному произнесению звуков происходит поэтапно: вызывание правильного артикулирования гласных (А,О,У,И) и согласных звуков (М,Н,П,Т,К,Х,Б). повторение за ребенком имеющихся у него звуков; поочередное произнесение с ребенком имеющихся у него звуков; побуждение ребенка произносить новые звуки с опорой на предмет или картинку в сопровождении жеста (в случае необходимости используется опора на тактильные ощущения); имитация звукоподражания вслед за взрослым с опорой на картинку и буквы; спонтанное произнесение звуков с опорой на картинку; работа перед зеркалом по подражанию. Понимание связной речи (Комплекс игр и упражнений): работа над пониманием связной речи ведется в следующей последовательности: изолированные действия демонстрируются и называются простые бытовые действия; жесты, обозначающие действия, включаются в репертуар песенок, потешек, что обеспечивает их многократное усвоение и повторение; демонстрация этого же действия по картинке. Поддерживающее общение (альтернативная коммуникация): Формирование средств общения, доступных для ребенкаинвалида; Формирование умения сигнализировать о своих потребностях и состоянии с помощью речевых и 9 неречевых средств: жестов, слов, предметов, картинок, символов. Формирование умения задерживать взгляд на лице взрослого. Установление зрительного контакта: развитие умения фокусировать взгляд, смотреть и концентрировать внимание, реагировать на зрительные впечатления (двигательно, эмоционально). Учим улыбаться, отвечать взглядом на взгляд, вокализировать и совершать энергичные движения головой, конечностями и корпусом (двигательное оживление; согласие /несогласие). Учим смотреть на предмет; в ответ на вопрос - Где? искать взглядом названный объект, постоянно находящийся в одном и том же месте; который может располагаться в разных местах; игра в «Прятки». Учим провожать взглядом движущийся объект. Учим следить за человеком, движущимся по комнате со звучащей или световой игрушкой; следить за деятельностью окружающих. Учим определять местонахождение источника звука: поворачивать голову в сторону источника звука. Учим искать источник звука глазами и фиксировать на нем взгляд; искать источник звука, находящийся вне комнаты. Учим реагировать (движением, эмоцией, звуком) на различные звучащие игрушки (неваляшка, бубен и др.) и предметы быта (звонок телефона, часы, звонок в дверь, жужжание пылесоса). Обучаем детей подражанию действиям взрослого. Учим подражать движениям различных частей тела; движениям, о которых поется в песенке, произносится в тексте; вокализировать. Обращаем внимание ребенка на звуки среды (звуки чихания, кашля, зевания, плача, радости) и на объект, который их издает. Обучаем имитации (подражанию) звуков, используя световые игрушки, которые зажигаются в тот момент, когда ребенок издает звук. Обучаем имитации звуков речи. Учим выполнять манипулятивные действия с незнакомыми предметами; играть в игру «Дай такой»; давать предмет по его названию, например: дай кубик. Учим соблюдать очередность с помощью подвижных игр (катать мяч, машинку), в процессе исполнения детских 10 песенок, потешек. Учим двигаться при звуках музыки. Учим понимать выражения дай руку, на и др., ориентируясь на указательный жест. Учим реагировать на свое имя. Сменяя тон и высоту голоса, добиваемся ответной реакции ребенка на вопросительные и утвердительные конструкции: Будем играть? Будем играть! Учим пониманию значения важных ежедневных действий, четко и выразительно используя одни и те же слова, например: спать, кушать, мыться. Поощряем голосовые проявления, лепетное говорение. Обучаем повторению простых слов (на, дай), выполнению знакомых действий с предметом. 2.Содержание индивидуальной коррекционно-развивающей воспитателя по образовательным областям. работы Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка Направление развития Образовательная деятельность Социальнокоммуникативное развитие Цель: позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. • овладение навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения воспитанника в общественную жизнь; • усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; • развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; • становление самостоятельности,целенаправленности и саморегуляции собственных действий; • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости,сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности сосверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; • формирование позитивных установок к различным видамтруда и творчества; • формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе; • формирование общепринятых норм поведения. 11 Кроме того, при определении содержания социальнокоммуникативного развития учитываются требования комплексных программ в данной области: • Формирование гендерных и гражданских чувств. • Развитие игровой и театрализованной деятельности (подвижные игры, дидактические игры, сюжетноролевые игры, театрализованные игры). • Совместная трудовая деятельность. Познавательное развитие Цель: развивать познавательные интересы, потребности и способности детей. • Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; • формирование познавательных действий, становление сознания; • развитие воображения и творческой активности; • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.); • о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Речевое развитие Цель: обеспечивать своевременное и эффективное развитие речи как средства общения, познания, самовыражения ребенка, становления разных видов детской деятельности, на основе овладения языком своего народа. • Создание речевой среды, пробуждение у ребенка речевой активности как важнейшего условия дальнейшего овладения речью, интереса к предметному миру и человеку (прежде всего сверстнику как объекту взаимодействия), развитие предметных и предметноигровых действий, способности участия в коллективной деятельности, понимание соотносящих и указательных жестов и т. д.; усвоение ребенком средств общения (речевых и внеречевых) для удовлетворения возникающей коммуникативной потребности; обучение детей рассказыванию (после разыгрывания содержания художественного произведения по ролям для лучшего понимания мотивов поведения и отношений персонажей и формирования смысловой программы высказываний). • владение речью как средством общения и культуры; • обогащение активного словаря; • развитие связной, грамматически правильной 12 диалогической и монологической речи; • развитие речевого творчества; • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Художественноэстетическое развитие Цель: Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении, развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку. Программа предполагает следующие структурные компоненты художественно-эстетического развития. • Восприятие художественной литературы. • Конструктивно-модельная деятельность. • Изобразительная деятельность (рисование, лепка ) • Музыкальное развитие (восприятие музыки, музыкальноритмические движения, пение). Конструктивномодельную деятельность, изобразительную деятельность в процессе специальных дидактических игр и упражнений, направленных на развитие восприятия пространственных и качественных свойств предметов и формирование перцептивных действий; развитие у ребенка социального восприятия: •восприятия человека, его действий, движений, в том числе экспрессивных и мимических (реальных и в изображении), восприятия себя самого и окружающих его сверстников; создания образов в театрализованных играх, в ходе работы с художественной литературой, как подготовительные для сюжетной игры или ее обогащения; •в продуктивной деятельности — рисовании, аппликации, лепке, конструировании, ручном труде. • развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; • становление эстетического отношения к окружающему миру; • формирование элементарных представлений о видах искусства; • восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; • стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; • реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, 13 музыкальной и др.). 3.Содержание индивидуальной коррекционно-развивающей педагога-психолога работы Цель: создание условий для развития познавательных возможностей, коррекция поведения психического и личностного развития ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития; закрепление положительных эмоций от работы на занятиях. Структура занятий носит примерный характер и может меняться в зависимости от потребности ребенка в различных ситуациях. 2023-2024 Содержание учебного плана - Формировать эмоциональный контакт со взрослым -Активизировать и совершенствовать ориентировочную деятельность, развивать восприятие (зрительное, слуховое, тактильно-двигательное) - Развивать и корректировать общие движения, ручную и мелкую моторику, формировать зрительно-двигательную координацию -Формировать предметные и предметно-игровые действия Формировать представления о себе, других и об окружающем мире. Умение слушать и концентрироватьвнимание на том, о чем говорят. -Развитие понимания речи,зрительного восприятия с привлечением внимания. -Умение реагировать на жесты ивыполнять простые указания - Умение выбирать из нескольких предметов то, что нужно. - Обучение пониманию побудительных инструкций в процессе действия с предметами, -развитие мелкой моторики рук. - Обучение простейшему конструированию, развитию речи, мелкой моторики рук. - Развитие восприятия фразовой речи вформе простого нераспространенногопредложения (жест-лепет, жест-слово). - Формирование навыков общения, умения выполнять простую инструкцию. - Развитие зрительного восприятия. Учить фиксировать взгляд на одномпредмете. Фиксирование взгляда на несколькихпредметах. Изучение предмета взглядом. - «Эмоциональное общение со взрослым». Формирование эмоционального контактасо взрослым. Учить слушать и действовать поречевой инструкции, 14 дифференцироватьглаголы: возьми, положи, брось. - «Учимся слушать». Обучение пониманию побудительныхинструкций в процессе действия спредметами. Обучение простейшемуконструированию, развитию речи, мелкоймоторики рук. - «Развитие зрительного восприятия». Умение определять форму предмета исоотносить ее с формами другихпредметов. Учить практически различать форму -перераспределять пальцы на предмете взависимости от формы, чтобы удержать предмет в руках. Развитие слуховой и зрительной памяти - «Формирование тактильно-двигательного восприятия» Развитие произвольного внимания. Соотноситьтактильно-двигательный образ предметасо зрительным: узнавать предмет,опознанный на ощупь, и его изображение. Учить находить по словесной инструкциитеплый, горячий, холодный предметы. - «Развитие ручной моторики». Учить хватать большие предметы двумяруками, распределяя пальцы на предметы. Учить хватать маленькие предметы однойрукой, учитывая их форму и величину. Учить брать предметы щепотью. Развивать координационные движенияобеих рук. Развиваем мелкую моторику «Учимся понимать обращенную речь». - развивать глазомер; - учить вкладывать одну форму вдругую; - развивать цветовой гнозис. - развивать мышление, внимание,восприятие. - учить действовать по подражанию. «Развиваем пальчики» (работа сприщепками) - развивать тактильно-кинестетическуючувствительности; - учить определять предметы наощупь; - побуждать к речевой активности; - развивать мышление, внимание,восприятие. - учить действовать по подражанию. - формировать умение класть,ставить предмет в нужное место; - развивать тактильные ощущения; - учить соприкасаться поочереднопальчики одной ладони с другой,начиная с большого; - побуждать к речевой активности; развивать мышление, внимание,восприятие;учить действовать по подражанию «Разбор мелкой и красной фасоли» - развивать мелкую моторику; - учить раскладывать фасоль разногоцвета по разным емкостям; - учить манипулировать спредметами; 15 - побуждать к речевой активности; - развивать мышление, внимание,восприятие; -учить действовать по подражанию. «Работа с деревянным конструктором» - развивать моторику пальцев рук; - учить разгибать пальчики изкулачка; - учит выкладывать из строительногоматериала предметы; - побуждать к речевой активности; развивать мышление, внимание,восприятие;учить действовать по подражанию. «Работа с бумагой» - развивать моторику; - побуждать к речевой активности; - учить действовать по показувзрослого. «Элементы рисования (пальцем, мелом, штампом, карандашом)». - развивать мелкую моторику; - учить собирать картинку пообразцу; - побуждать к речевой активности. - развивать мышление, внимание,восприятие; - учить действовать по подражанию. 4.Содержание индивидуальной работы музыкального руководителя. Художественно-эстетическое развитие Сентябрь- Приобщать детей к музыкальной культуре, обогащать музыкальными впечатлениями, развивать интерес к музыке и эмоциональную Ноябрь отзывчивость. 2023г Формировать первоначальное представление о жанрах в музыке: марш, колыбельная, танец. Учить различать на слух контрастное звучание инструментов Учить распознавать и определять высоту звука как в широком регистровом диапазоне, так и в узком (в пределах октавы). «Прогулка » муз. В.Волкова «Колыбель ная» муз. Т.Назаровой «Осенний ветерок» муз. А.Гречанинова «Медведь » муз. В.Ребикова «Вальс Лисы» Ж.Калодуба «Полька» муз. Г.Штальбаум, Развивать певческие навыки детей. Развивать умение подпевать конец музыкальных фраз, повторяющиеся слова песен, с инструментом и без него, со взрослым и самостоятельно. Содействовать постепенному расширению певческого голоса детей. Т.Ломовой «Птичка» муз. М. Раухвергера «Собачка» муз. М. Раухвергера «Осень» муз. И.Кишко Развивать интерес к танцевальному творчеству. Побуждать детей самостоятельно импровизировать движения под танцевальную музыку. Развивать творческую активность, самостоятельность. «Пляска с листочками» «Гопак» муз. М.Мусоргского «Осьминожки» «Хитрый кот» «Петушок» «Пойдуль я, выйдуль» ДекабрьФевраль Радовать детей музыкой, вызывать и поддерживать интерес к ней, к 16 2024 разным видам музыкальной Содействовать развитию в процессе музыкальной деятельности складывающейся личности ребенка, его воображения, чувства самоценности, гуманных взаимоотношений; Слушать и понимать тексты вокальных произведении «Марш» муз. Э.Парлова «Лошадка » муз. М.Симанского «Полянка» русская плясовая музыка. «Полька» муз. З.Бетмана «Шалун» муз. О.Бера «Плясовая.» Развивать музыкальный слух (звуковысотный, ритмический, динамический). 2. Учить подпевать и петь звуки разной высоты, различным ритмом, темпом подражания интонациям музыкальноигровым образам. Воспитывать интерес к песне, желание исполнять еѐ; Песни: «Елочка» муз. Н.Бахутов ой «Елочка» муз. М.Красева «Дед Мороз» муз. А.Филиппенко, «Маша и каша» муз. и сл. Т.Назаров Побуждать детей самостоятельно и с помощью педагога придумывать движения под танцевальную музыку; Побуждать передавать характерные движения игровых образов; Вызывать положительные эмоции от самостоятельного танцевального и танцевально-игрового творчества «Пальчики – ручки» «Веселый танец» муз. М.Сатулиной, «Сапожки» русская народная мелодия «Маленький танец» муз. Н.Александровой, «Поссорились – помирились » муз. Т.Вилкорейской МартМай 2024 Побуждать передавать свои эмоции и впечатления от музыки, соотносить их с характером музыкального произведения, используя различные виды уподоблений характеру музыки (вокальное, интонационное, мимическое, тактильное, моторно-двигательное и др.); Содействовать различению на слух контрастного звучания музыкальных инструментов (оркестровое исполнение и соло, вокальное произведение и инструментальное «Капризуля» муз. В.Волкова «Марш» муз. Е.Тиличеев ой «Лошадка» муз. М.Симанского «Мишка» муз. М. Раухвергер а «Курочка» муз. Н.Любарского Воспитывать интерес к песне, желание исполнять еѐ; Формировать певческие умения и навыки: петь естественным голосом, без напряжения, не форсировать звук, вместе начинать и заканчивать пение, слушать вступление и заключение и т.д.; «Есть у солнышка друзья» муз. Е.Тиличеев ой «Петушок» русская народная прибаутка «Кап-кап!» муз. А.Филиппенко «Самолет» муз. Е.Тиличеевой «Машина» муз. Т.Попатенко «Цыплята» муз. А.Филиппенко «Поезд» муз. Н.Метлова «Воробушки и автомобиль » муз. М. Раухвергера 17 Воспитывать интерес к танцу, желание заниматься музыкальноритмической деятельностью; Продолжать формировать умение ритмично ходить под музыку в быстром, умеренном, медленном темпе, с ускорением. Побуждать детей самостоятельно и с помощью педагога придумывать движения под танцевальную музыку; Развивать творческую активность и способности детей «Пляска с платочками » «Поссорились – помирились » «Приседай» (эстонская народная мелодия) «Пляска с султанчика ми» муз. Р.Рустамова «Солнышко и дождик» муз. М. Раухвергера «Березка» муз. Р. Рустамова «Чебурашка 7. Мероприятия и формы сотрудничества организации и семьи обучающегося по реализации СИПР Работа педагогического коллектива с семьей ребенка- инвалида строится на следующих принципах: семья ребенка рассматривается как реабилитационная структура, изначально обладающая потенциальными возможностями к созданию благоприятных условий для развития и воспитания ребенка; 3взаимодействие с семьей ребенка осуществляется в рамках комплексного и непрерывного сопровождения, начиная с раннего и дошкольного возраста; семья ребенка позиционируется как микросоциальная среда, в которой ребенок не только живет, но в которой формируются его представления о себе и мире, нравственные качества, отношение к людям, характер межличностных связей. Взаимодействие с семьёй ребенка-инвалида направлено на решение следующих задач: определение актуальных проблем каждой семьи, поиск путей их разрешения, мотивирование родителей (законных представителей), а также других родственников на совместную работу; психолого-педагогическое просвещение родителей (законных представителей), формирование у них психолого-педагогической компетентности; оптимизация самосознания родителей (законных представителей) ребенка- инвалида, нейтрализация тяжелых и длительных переживаний, стресса, связанного с проблемами психофизического развития ребенка; формирование представлений об особенностях развития ребенка, навыков и умений конструктивного взаимодействия в системе родитель-ребенок посредством проведения психолого-педагогических коррекционных мероприятий. Взаимодействие с семьёй дошкольника осуществляется в следующих направлениях: образовательно-просветительскаяработа, психологическое консультирование и диагностика внутрисемейных взаимоотношений, 18 педагогическаякоррекция, психологическаяпомощь. Направления Задачи работы Образовательно- Повышение осведомленности просветительскаяр родителей об особенностях развития, динамике, перспективах развития абота ребенка- инвалида, возрастных параметрах и специфических образовательных потребностях ребенка Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР, единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации Психологическая повышение самооценки, чувства помощь собственного достоинства родителя; стабилизация и оптимизация психического состояния родителя, преодоление состояния "горя", "безвыходности", "безысходности", "тупиковой ситуации"; обновление мироощущения, самоценности "Я", понимания собственной роли в воспитании ребенка, сохранении семьи, понимании переживаний своих близких, принятие ситуации такой, какая она есть; определение конкретных задач перед родителем на период "здесь и теперь" (так как на начальных этапах во избежание срывов не стоит строить долгосрочных перспектив). Психологическое направлено на определение и консультирование оказание психологической и диагностика поддержки и помощи в решении внутрисемейных семейных проблем, связанных с взаимоотношений принятием и ценностным отношением к ребенку-инвалиду; снятие напряженности и психологической травматизации, Мероприятия индивидуальные консультации родителей со специалистами консультации родителей по темам: «Реализация СИПР в домашнихусловиях » «Коррекцияповеденче скихпроблем». участие родителей в разработке СИПР. психотерапевтические беседы; групповые психотерапевтические тренинги; встречиродительскогоклу ба. Индивидуальное консультирование; Коллективное консультирование (члены семьи); Диагностики внутрисемейных взаимоотношений 19 Педагогическая коррекция возникшей у родителей (законных представителей) в связи с рождением в семье ребенка с инвалидностью; преодоление трудностей в отношениях между членами семьи, обостренных тяжестью состояния ребенка; формирование согласованности между членами семьи в использовании воспитательных приемов; коррекцию позиций родителей (законных представителей) гиперболизирующих или отрицающих наличие проблем у ребенка. практическое обучение родителей (законных представителей) способам коррекционного ухода, приемам и методам воспитания ребенка с учетом выявленных нарушений и с целью создания специальных условий его развития дома; формирование у родителей (законных представителей) представлений о специфических и возрастных особенностях, индивидуальном маршруте развития их собственного ребенка; Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения осуществляется в процессе консультирования. Индивидуальное консультирование; Участие родителей в индивидуальных занятиях, игровых сеансах, тематических семинарах-тренингах, досуговых мероприятиях; консультирование родителей по вопросам обучения ребенка в домашних условиях, выбор единых подходов и приемов работы. 8. Ожидаемые результаты специальной индивидуальной программы Система коррекционно-развивающих мероприятий, направленная на развитие познавательных процессов у ребенка-инвалида будет способствовать улучшению психофизического состояния, формированию определенных умений и навыков, в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Основным ожидаемым результатом освоения СИПР является развитие жизненной компетенции ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития. Ожидаемые личностные результаты: Осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я». 20 Эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности с педагогом. Уважительное отношение к окружающим, овладение начальными навыками адаптации в социуме; освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына/дочери и т.д.). Установка на безопасный здоровый образ жизни, учебная мотивация и т.д. Развитие саморегуляции (через телесно-ориентированные игры, формирование стереотипа занятия, обучение выбору). - Развитие игровой и продуктивной деятельности, взаимодействия с другим человеком в деятельности Предметные результаты: Предполагается сформировать у ребенка-инвалидаследующие коммуникативные навыки: эпизодическиадекватно реагирует на простую инструкцию педагога; при общении использует мимику и жесты; определяет источник речевых и неречевых звуков, направление звука в пространстве; понимает и выполняет действия с игрушкой; показывает иллюстрации в соответствии с содержанием; вслушивается в речь взрослых, отвечает на вопросы о себе, об окружающих людях, предметах ( путемиспользования символов, предметов-заместителей); повторяет один и тот же слог, подражая взрослому; соблюдает очередность в выполнении предметно-игровых действий; использует звукоподражания, лепетные и простые слова для называния объектов окружающего мира; выполняет движения по инструкции, когда она сопровождается жестом («встань, сядь»); Поддерживающее общение (использование альтернативной коммуникации). Планируемые результаты по образовательной области «Социально – коммуникативное развитие»: Предполагается сформировать у ребенка – инвалида: системы доступной коммуникации, социальных способов взаимодействия с педагогическим работником и другими детьми, предметным миром, природой, Я-сознания и положительного самовосприятия, понимания чувственной основы родственных и социальных отношений между людьми; самостоятельность и целенаправленность деятельности, положительные индивидуально-личностных свойства; 21 социальные нормы поведения, основы безопасной жизнедеятельности, а также правила межличностного общения; владение игровой и продуктивными видами деятельности. эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности ребенка с педагогом. Планируемые результаты по образовательной области «Познавательное развитие»: Предполагается сформировать у ребенка – инвалида: сохранные функциональные возможности анализаторов для преобразования ощущений в непосредственное восприятие окружающего мира, развито внимание и память (накопление образоввосприятия), способности обобщать и анализировать сенсорный опыт, овладение социальными способами познания и умственными действиями в качестве основных интеллектуальных операций и базы для появления более совершенных форм мышления. Планируемые развитие»: результаты по образовательной области «Речевое Предполагается сформировать у ребенка – инвалида: такие социальные способы контакта с людьми, как жестовосимволические средства, речь и альтернативные формы коммуникации, Планируемые результаты по образовательной области «Художественно - эстетическое развитие»: Предполагается сформировать у ребенка – инвалида: навыки продуктивной деятельности на аппликацией, конструирования и рисования. занятиях лепкой и 9. Технические средства и дидактические материалы, необходимые для реализации СИПР В дошкольном учреждении созданы условия для реализации СИПР, имеется: Медицинский блок – оснащен медицинским оборудованием. Кабинет психолога – оснащен с учетом основных направлений деятельности, одна из которых – зона индивидуальных занятий, которая предполагает непосредственное взаимодействие психолога с ребенком. 22 Сенсорная комната – оборудована стимуляторами, воздействующими на органы осязания, слуха, зрения, на развитие эмоциональной сферы, высших психических функций и личностных качеств ребенка. Музыкальный зал – оснащен оборудованием и инвентарём в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования, музыкальным центром, фортепиано. Спортивный зал – оснащен атрибутами для обучения элементам спортивных игр, спортивным оборудованием, нетрадиционным оборудованием. Кабинет учителя-логопеда - оснащен оборудованием и инвентарём с учетом основных направлений деятельности, логопедическое обследование; составление индивидуальных программ логопедического сопровождения; проведение индивидуальных и подгрупповых коррекционно-развивающих занятий; консультирование педагогов и родителей; ведение отчётной документации. Специально подготовленная среда в групповой комнате включает в себя пространство с материалами: - для упражнений в развитии социальных навыков и навыков самообслуживания (раковина и полотенце для умывания, корзинка для одевания, раздевания, предметы для стирки, глажки); - для упражнений в обыденных умениях жизненной практики (щетка, совок, ведро для собирания мусора, тряпочки, губки, сушка для белья с прищепками); - для снятия мышечного, эмоционального напряжения (мягкий уголок, пуфик, массажные мячики, тактильные дорожки, мягкие подушки, ящик для рисования на песке) Характеристики развивающей предметно-пространственной среды группы: безопасность; комфортность; соответствие возрастным особенностям развития и интересам; вариативность; информативность. В ОУ педагогическим коллективом созданы специальные педагогические условия, включающие: - использование в образовательной деятельности форм и методов работы с ребенком-инвалидом, соответствующих его возрастным и индивидуальным особенностям; - построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослого с ребенком, ориентированного на интересы и возможности ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития; поддержку инициативы и самостоятельности ребенка в специфических для него видах деятельности; - создание условий для овладения культурно-гигиеническими навыками, навыками самообслуживания. В воспитатели и специалисты работающие с ребенком – инвалидом создают атмосферу доброжелательности и психологической безопасности. Описание используемых специальных методов, приёмов Для коррекционной работы педагоги используют следующие специальные методы: 23 Наглядные методы - практическая деятельность организованна на основе наглядного показа, демонстрация изображений, картинок. Словесные методы – чтение художественной литературы (стихотворения, произведения, сказки и другое), игры-потешки, поручения. Словесные приёмы - речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указание, оценка детской деятельности, вопрос. Игровые методы - игра, упражнения, поручения. Репродуктивныеметоды – воспроизведение готового речевого образца. Практические методы - упражнение (подражательно-исполнительского характера), экспериментирование. Индивидуальные методы - обеспечивают структуру отношений, при которой педагог имеет возможность реагировать на желания и потребность ребенка. Нетрадиционные приёмы: сказкотерапия, музыкотерапия, песочная терапия, самомассаж, су-джок терапия, нетрадиционные техники рисования и др. 1. 2. 3. 4. 5. Используемые методические пособия и литература: Большакова С.Е. «Работа на начальном этапе. Формирование навыков базового уровня». –М., Грифон, 2019г.-256с.– ISBN 978-5-98862-443-1. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание». Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта-М.: Просвещение, 2005 Екжанова, Е.А. Методика педагогического обследования ребенка младшего дошкольного возраста с умственной недостаточностью / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева // Дефектология. - 2007. - №6. Елисеева Е.Н., Истомина О.В., Рудакова Е.А. Проведение первичной оценки развития обучающихся с выраженными нарушениями интеллекта и с ТМНР на основе психолого-педагогического обследования (методические рекомендации и диагностический материал) / научный редактор: канд. пед. наук А.М. Царёв, Псков, 2019; Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Знаете ли Вы нас? Методические рекомендации. – М.: В.Секачев, 2012 – ... с. ISBN 978-5-88923-349-7 6. Котышева Е.Н., «Музыкальная психокоррекция детей с ограниченнымивозможностями здоровья» Программа представляет цикл музыкально –коррекционных занятий для дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и упражнения для развития мелкой моторики, речевых и мимических движений; Издательство РЕЧЬ 2010 7. Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультация, тренинг. Ярославль, Академия Развития, 2002. 8. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. –М., Сфера, 1997 9. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. 24 10. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников — М.: Просвещение, 1990. 11. Маллер А.Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: Учеб. пособие / А.Р. Маллер, Г.В. Цикото. - М.: Академия, 2003. 12. Нищева Н.В. «Играй-ка» -С-П.- «Детство-пресс» 2006 13. ЕкжановаЕ.А. «Изобразительная деятельность в воспитании и обучениидошкольников с разным уровнем умственной недостаточности», С-Петербург. 14. Аксарина Н.Б, Е. Тихеева, «Развивающие игры для детей с нарушением интеллекта и психики -М., «Просвещение». 15. С. Петерина «Воспитание культуры поведение у детей дошкольного возраста» -М., «Просвещение». 16. Дети 6-7 лет с ограниченными возможностями. Планирование работы со старшими дошкольниками, имеющими трудности в обучении / Т.А. Ткачева. – М.: Издательство ГНОМ, 2011. 17. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. / Е.А. Стребелева. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014. 18. Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. 10. Средства мониторинга и оценки динамики развития Учитель – логопед: Диагностика речевого развития и коммуникации предполагает выявление сформированности компонентов речевой деятельности: импрессивной речи (понимания обращенной речи) и экспрессивной речи (собственной речи) / экспрессии (использования взгляда, жеста и т.п. при отсутствии собственной речи). В процессе общения и взаимодействия с ребенком выявляют понимание им обращенной речи: реагирование на свое имя, понимание и выполнение простых и сложных речевых инструкций. Эти параметры выявляют методом наблюдения на протяжении всего процесса психолого-педагогического обследования. Оценивая собственную речь ребенка, обращают внимание на семантическую (смысловую) сторону речи, ее коммуникативную направленность, умение употреблять в процессе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания. Оценку собственной речи ребенка следует проводить в свободной деятельности, которая не предусматривает специальной мотивации к речевым высказываниям. Если ребенок не владеет вербальной речью, необходимо выяснить, какое средство альтернативной коммуникации использует ребенок в процессе общения. Ребенка просят отвечать на вопросы и фиксируют используемое средство альтернативной коммуникации: взгляд, жест, др. В процессе диагностики особенностей контакта со взрослыми оценивают: способность ребенка устанавливать, поддерживать, инициировать контакт, оценивают его избирательность. При оценке 25 установления контакта обращают внимание на способность ребенка устанавливать зрительный контакт в ответ на обращенную речь взрослого. При оценке параметра «поддержание контакта» обращают внимание на особенности удержания контакта ребенком в процессе взаимодействия со взрослым.Оценивая поддержание контакта, необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка. В ходе наблюдения за ребенком на протяжении всего психологопедагогического обследования оценивают инициацию контакта, его избирательность.Наблюдая за ребенком в свободной и игровой деятельности, оценивают его умение инициировать, устанавливать и поддерживать контакт со сверстниками. Представления о себе и о своих родителях ЗАДАНИЯ НГ СГ КГ Кактебязовут? Найди свою фотографию (выбор из3-х фотографий детей); Не находит Найди фотографию своей мамы/папы(выбор из 3-х, Не находит дается фотографии трех женщин\мужчин) Ктоэтонафотографии? Не знает Как зовут твою маму/папу? Не знает Средстваобщенияребенка экспрессивно-мимические (улыбка, взгляд «глаза в глаза», да жесты и т.д.) предметно-действенные (протягивание взрослому да различных предметов, выражение протеста и т.д речевые средства общения (высказывания, вопросы). нет Характеристика контактов ребенка со взрослым Установление контакта устанавливает контакт легко и быстро контактизбирательный иногда контактформальный часто устанавливает контакт в ответ на действия взрослого Не всегда (например, в ответ на поглаживание руки - поднимает руку и др.). не устанавливает контакт в ответ на действия взрослого устанавливает зрительный контакт в ответ на обращенную редко речь взрослого не устанавливает зрительный контакт в ответ на обращен- часто ную речь взрослого невступает в контакт нет Поддержание контакта поддерживает контакт в процессе взаимодействия с взрослым прерывает контакт, после этого включается в процесс нет взаимодействия прерывает контакт, после этого не включается в процесс да взаимодействия нет Инициация контакта - инициирует контакт Способ привличения внимания: обращение по имени, использование звукоподражания, крик, прикосновения, похлопывание по плечу, использование жестов и др - неинициируетконтакт Импрессивнаяречь Уровень развития понимания обращенной речи, изучение словарного запаса ребенка(существительные, глаголы) «Покажи картинку» Оценка действий ребенка: педагог фиксирует умение 26 ребенка называть предметы (действия) звуком, слогом, звукоподражанием, словом или показывать жестом; отмечается наличие фразовой речи (понятной или малопонятной для окружающих) реагирует / нереагирует на свое имя Умения у ребенка выполнять словесные инструкции различной сложности понимает и выполняет простые речевые инструкции («встань», «сядь», «возьми», «дай» и др.) не понимает простые речевые инструкции понимает и выполняет сложные речевые инструкции («Закрой дверь и иди сюда», «Сначала вымой руки, а потом сядь за стол») не понимает сложные речевые инструкции Понимания простых предлогов (на, в, под); Уровень сформированности фразовой речи . «Спрячь игрушку» Оценка речевого развития ребенка: принятие и понимание задания. Способы выполнения: самостоятельная речь, умеет ли повторить за взрослым фразу, слова, лепетные слова, звуки, отсутствие активной речи экспрессивная речь Произносит / не произносит отдельные звуки Произносит слоги, звукокомплексы Произносит слова Произносит простые предложения Произносит фразы из 2-3-х предложений иногда иногда часто нет да - произносит - Анализ и оценка результатов диагностики: Выявленные данные фиксируются в таблице в виде знаков «+» или «-»; выполнение заданийна понимание словесной инструкции: выполняет самостоятельно, выполняет с помощью взрослого (показ, подражание, совместные действия), выполняет задание после обучения, не выполняет задание; результат заданий на изучение экспрессивной речи фиксируется в виде образца речи ребенкаинвалида. Воспитатель: Протоколы для педагогической диагностики составлены на основе содержания периодов обучения последовательно сменяющих друг друга. Каждый из периодов обучения направлен на формирование уникального для определенного этапа ведущего психологического достижения: ориентировочно-поисковая активность; предметные действия; предметная деятельность; познавательная деятельность, включающих в себя «пять образовательных областей», содержание которых изложено с учетом универсальных закономерностей психического развития человека, согласно которым каждый последующий этап психического развития характеризуется более совершенными и результативными взаимоотношениями ребенка с окружающей средой, а их появление становится возможным благодаря наличию и преобразованию психологических достижений предыдущего этапа развития. При проведении педагогической диагностики необходимо использовать метод наблюдения. Педагогическая диагностика не проводится при плохом функциональном состоянии ребёнка - инвалида, то есть ребёнок не должен испытывать голод, жажду, боль и другие неприятные ощущения. Рекомендуется 27 проводить наблюдения за свободной и организованной взрослым деятельностью ребенка, его общением с окружающими в условиях дошкольной организации. По каждой образовательной деятельности заполняется ряд протоколов. Ниже представлена сводная таблица по всем образовательным областям. Сводный протокол обследования ребенка – инвалида по образовательным областям в периоды формирования ориентировочнопоисковой активности, предметных действий, предметной действительности и познавательной деятельности Познавательное развитие Речевое развитие Художественно – эстетическое развитие Физическое развитие к.г. к.г. н.г. н.г. предметная деятельнос ть к.г. н.г. к.г. н.г. Социально коммуникативное развитие познавател ьная деятельнос ть предметны е действия ориентиров очно – поисковая активность Период формирования Анализ и оценка результатов диагностики: 1. Последовательно заполнить таблицы, отражающие содержание образовательных областей в зависимости от периода обучения. 2. Выявленные данные фиксируются в таблице в бальной системе от 0 до 3. 28