Адаптированная образовательная программа ребенка-инвалида №4

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР)
предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с
воспитанником с тяжелыми множественными нарушениями развития. СИПР
составлена на основе «Федеральной адаптированной образовательной
программы для детей с ОВЗ».
Программа разработана
в
соответствии
с действующими
федеральными государственными образовательными стандартами.
Целью
реализации
СИПР является
возможное
обретение
обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему
соразмерно психическим и физическим возможностям достигать
максимальной самостоятельности в решении повседневных жизненных
задач, направленных на нормализацию его жизни.
1.Индивидуальные сведения о ребенке
Ф.И.О.: ХХХХХХХХХХХХХ
Дата рождения: 30.05.2016
Адрес проживания: г. Кувандык, ул. Жукова, 4-74
Законный представитель (опекун):
Год обучения: 1
Группа (здоровья):
Заключение ПМПК: Смешанное парциальное недоразвитие, ОНР 1 уровня.
2.Структура СИПР
Содержание
1. Индивидуальные сведения о ребенке
2. Структура СИПР
3. Психолого-педагогическая характеристика на начало года
4. Индивидуальный план развития на 2023-2024 учебный год
5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре
6. Содержание воспитания и обучения в условиях ОУ и семьи:
7. Мероприятия и формы сотрудничества организации и семьи обучающегося
по реализации СИПР
8. Ожидаемые результаты специальной индивидуальной программы
9. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов
10. Средства мониторинга и оценки динамики развития
1. Получение с 2022-2023 учебного года образования по АООП образования
обучающихся с тяжёлыми и множественными нарушениями развития в
старшей группе компенсирующей направленности.
2. Создание специальных условий для получения образования обучающимся
в том числе:
2.1 Разработка СИПР обучающегося.
2.2 Организация и проведение с обучающимся учителем-логопедом,
педагогом-психологом, музыкальным руководителем, инструктором по
физической культуре, воспитателем коррекционно-развивающих занятий,
направленных на сенсорное развитие, развитие предметно-практических
2

действий, двигательное развитие, развитие альтернативной коммуникации,
коррекцию отдельных сторон психической деятельности и личной сферы,
формирование социально приемлемых форм поведения, коррекцию речевых
расстройств и нарушений коммуникации.
2.3 Психолого-педагогическое консультирование родителей (законных
представителей) обучающегося.
3. Психолого-педагогическая характеристика обучающегося на начало
года:
Внешний вид и поведение во время обследования: в контакт вступает
легко, но безразличен к педагогу, а интересуется только окружающими его
предметами (внимание к ним поверхностное), постоянно перебирает мелкие
предметы в руках, на обращение к нему не реагирует, на свое имя не
откликается. Двигательно расторможен.
Соматическое здоровье: часто болеет.
Характеристика деятельности: недостаточная сформированность навыков
самообслуживания. Адаптационный период протекал без особенностей.
Навыки самообслуживания частично сформированы: ест ложкой, пьет из
кружки, одевается и раздевается с помощью взрослого, в туалет ходит сам по
просьбе воспитателя.
Игровая деятельность: не соответствует уровню возрастной нормы.
Проявляет поверхностный не стойкий интерес к игрушкам, свойственны
простые манипуляции. Мелкие игрушки всё время перебирает в руках,
использует их не по назначению. Фиксирует взгляд на предметах
непродолжительное время.
Конструктивная деятельность: не умеет собирать матрешку, пирамидку,
не выполнять даже простые постройки. Инструкцию к заданию не понимает
и не воспринимает.
Особенности речевого развития: строение артикуляционного аппарата без
особенностей. Активной речи нет. В речи фигурирует лепет. Слоговая
структура слова, фонематические процессы, лексико-грамматический строй
речи не сформированы. Речевые инструкции не выполняет.
Логопедическое заключение: ОНР 1уровень.
Особенности психических процессов:
Восприятие: цвета не знает. Ориентация в пространстве (лево/право,
верх/низ, близко/далеко) не сформирована. Восприятие величины не
сформировано.
Мышление: нарушение всех мыслительных операций, неосознанность и
хаотичность действий, а т.ж. низкая мотивация мыслительной
деятельности. Димачасто не понимает обращенную к нему речь (просьбы,
простые инструкции). Память: резко снижена. Средства, применяемые
для развития памяти и лучшего запоминания (яркие игрушки, картинки и
т.д.), не воспринимает.
Внимание: неустойчивое, отвлекаемое, непроизвольное. Объем внимания
и концентрация резко снижены.
Уровень мелкой моторики: значительные недостатки и трудности в
развитии мелкой моторики.
3

Эмоционально-личностные
особенности:
ребенок
расторможен, эмоциональные реакции неадекватны.
эмоционально нестабильный фон.

двигательно
Отмечается

4. Индивидуальный план развития на 2023-2024 учебный год
№
п/п
1

Раздел специальной
индивидуальной образовательной
программы
Социально-коммуникативное
развитие
Физическое развитие

Количество
занятий
17

Воспитатель/ специалист

Воспитатель

3
4

Познавательное развитие
Художественно-эстетическое
развитие

17
17

5
6

Речевое развитие
Индивидуальные
коррекционноразвивающие
занятия
учителялогопеда
Индивидуальные
коррекционноразвивающие занятия педагогапсихолога
Итого по программе

17
61

Инструктор по физической
культуре
Воспитатель
Воспитатель/
Музыкальный
руководитель
Воспитатель
Учитель-логопед

66

Педагог-психолог

2

7

Форма
организации
коррекционной
работы:индивидуальные
коррекционно-развивающие занятия с педагогом-психологом, учителемлогопедом, воспитателем, индивидуальная работа с музыкальным руководителем,
инструктором по физической культуре.Индивидуальные занятия направлены на
развитие и поддержку способностей ребенка в соответствии с его возможностями.
Они строятся на оценке достижений ребенка и определения зоны его ближайшего
развития. Обязательным условием развития ребенка является взаимодействие с
другими детьми в микрогруппах, что способствует формированию социальных
навыков общения и взаимодействия.
Расписание индивидуальной работы педагогов по реализации учебных
планов, разработанных по степеням ограничения в соответствии
с ИПРА ребенка – инвалида.
День недели
Время занятий
Должность
Понедельник
10.15-10.35
Воспитатель
Вторник
8.05-8.20
Учитель-логопед
среда
9.35- 9:55
Педагог-психолог
Четверг
9.05-9.15
Учитель- логопед
9:00- 9:30
Педагог-психолог
4

Пятница

10.30-10.55

Музыкальный
руководитель

5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре
Ребенок - инвалид в соответствии с индивидуальной программой
реабилитации или абилитации ребенка - инвалида, выдаваемой
федеральными государственными учреждениями медико - социальной
экспертизы имеет ограничения:
Перечень ограничений основных категорий жизнедеятельности
Способности к самообслуживанию
Первая
Способности к передвижению
Способности к ориентации
Вторая
Способности к общению
Вторая
Способности к обучению
Вторая
Способности к трудовой деятельности
Способности к контролю за своим
Вторая
поведением
Перечень необходимых специальных материалов и средств для ухода:
 влажные салфетки, бумажные полотенца, мыло, салфетки.
 передвижение (соблюдение техники безопасности);
 реализация коммуникативных и социально-эмоциональных потребностей
(создание комфортной окружающей обстановки, восполнение недостатка
личного общения).
Области и требования профессионального присмотра:
 обеспечение безопасной среды (подготовка учебного места, помещений и
игровых участков на территории организации с учетом особенностей
поведения обучающихся: отсутствие в свободном доступе мелких и
колюще-режущих предметов, защита на дверях и окнах, индивидуальное
сопровождение);
 составление четких алгоритмов на случай возникновения разных
непредвиденных ситуаций, связанных с безопасностью жизни и здоровья
обучающихся;
 контроль при проведении гигиенических процедур и приёма пищи
(воспитатель/ младший воспитатель).
6. Содержание воспитания и обучения в условиях ОУ:
Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию
положительной мотивации пребывания в образовательной организации и
эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми и
сверстниками

5

Коррекция поведенческих проблем
Проблемы поведения
Функция поведения.
Способы и методы коррекции
Коррекция неадекватного
крика, плача.

Коррекция эмоциональноаффективных стереотипий.
Коррекция двигательных
(ходьба, прыжки); сенсорнодвигательных стереотипий
(крутится вокруг своей оси,
трогает уши руками,
закручивает предметы перед
лицом).

Избегание неприятного (внутренний
дискомфорт).
Тайм-аут (переход в другое помещение).
Переключение ребенка на интересную для
него деятельность.
Релаксация в сенсорной комнате.
Аутостимуляция. Повторяющиеся эпизоды
крика, которые вызывают аффект у самого
ребенка, заменяют прослушиванием
музыки.
Аутостимуляция. Переключение.
Стереотипию прерывают, предлагают
ребенку другую знакомую, не вызывающую
негативизма деятельность (пальчиковая
гимнастика, дыхательная гимнастика,
двигательная стимуляция и др.)

1.Содержание
индивидуальной
коррекционно-развивающей
работы учителя-логопеда.
Коррекционно-педагогическая
работа по развитию речи
осуществляется в живом общении с ребенком.
Цели:
 создание предпосылок к развитию речи;
 расширение объема понимания обращенной речи;
 формированиедоступныхсредствобщения;
 зрительный контакт, сосредоточение зрительного слухового
внимания;
 реагирование на обращенную речь и своё имя;
 общение с помощью предметных действий, привлечение к себе
внимания, использование простейших жестов и звуков;
 активизация звукопроизношения с учетом особенностей развития
речи;
 альтернативная коммуникация.
15.09.20 Стимуляция органов артикуляции (Комплекс упражнений
23артикуляционной гимнастики):
15.05.20  Растягивание большим и указательным пальцами уголков
24
рта, делаем улыбку.
 Сжимание большим и указательным пальцами уголков
губ к центру, вытягивание губ в трубочку.
 Массирование указательным пальцем верхней губы слева
6

направо и справа налево. Массирование нижним пальцем
нижней губы слева направо и справа налево.
 Подтягивание указательным и средним пальцами верхней
губы к носу.
 Выворачивание указательным и средним пальцами
нижней губы к подбородку.
 Оттягивание подбородка книзу путем захвата его рукой,
указательный палец находится сверху.
 Легкое пощипывание верхней губы большим и
указательным пальцами. Пощипывание по всей длине
нижней губы большим и указательным пальцами.
 Растирание указательным пальцем верхней губы в
направлении влево-вправо.
 Растирание нижней губы указательным пальцем,
совершая движения влево-вправо.
 Круговые движения по губам ложечкой (слева направо и
справа-налево).
 Частые движения краем шпателя по верхней и нижней
губам. Легкие похлопывания плоской частью шпателя по
верхней и нижней губам.
 Придание губам формы, характерной для произношения
звуков: а, о, у, и, э, ы.
Развитиедыханияиголоса (Комплекс упражнений / игр на
формирование речевого дыхания: например«Тихий ветерок
задувает свечу, колышет листья деревьев, гонит облака» и
тд.):
 Развиватьфизиологическоедыхание.
 Развиватьцеленаправленнуюсильнуювоздушнуюструю.
 Учитьвыдыхатьссопротивлением,
с
напряжением,ссомкнутыми губами.
 Сдуватьсостоламелконарезанныецветныебумажки,
пушинки, ватку.
 Дуть
на
лежащиенастоле
палочки,карандаши,стараясьсдвинутьихс места.
 Дутьнапластмассовыеибумажныеигрушки,плаваю
щиевтазике;дуть в дудочку, свистульку;надувать и
пускать мыльные пузыри.
 Учить
надуватьщёкидосильногонатяженияимедленносд
уватьих.
 Вырабатывать навыки ротового и носового
дыхания.
 Воспитывать
правильноеречевоедыханиеи
7

длительный
речевой выдох на материале гласных и их слияний.
 Развиватьинтонационнуювыразительность,ритмичн
остьречина материале звукоподражаний.
Слуховая
стимуляция(
Комплекс
упражнений/игр
направленный на развитие слухового внимания и
слухоречевой памяти, например: игры «Эхо», «Сирена»,
звукоподражания к сказке «Три медведя»):
 Шуршание различными видами бумаги то у одного, то у
другого уха. Зрение исключается: ребенок не должен
видеть шуршащую бумагу.
 Перемещение неваляшки вправо-влево, вверх-вниз,
извлекая мелодичные звуки.
 Включение и выключение звукового сигнала со словами:
Есть звук и нет звука.
 Воспроизведение мелодии, произношение гласных
низким и высоким голосом с попеременным
чередованием.
 Позванивание бубенцами у одного и другого уха
попеременно.
 Игра на музыкальном инструменте то у правого уха, то у
левого.
 Попеременное воспроизведение резких или мелодичных
звуков: падение предмета на твердую поверхность,
громкий звон колокольчика, мелодичные звуки
музыкальной шкатулки.
 Называние ребенка то слева, то справа, добиваясь, чтобы
он поворачивал голову на звук голоса.
 Проговаривание слов с различной интонацией: ласково и
строго.
 Изменение громкости произношения: фраза произносится
громко и шепотом. Произношение слогов то слева, то
справа с изменением темпа произношения: то быстро, то
медленно.
 Произношение слогов с отбиванием такта ногами
(отбивается
такт,
соответствующий
частоте
произношения слогов).
 Произношение слов с отхлопыванием их слогов, выделяя
слоги интонационно.
 Слушание тихой и громкой музыки. Различение
неречевых звуков. Ритмические постукивания.
 Выполнение простой одноступенчатой инструкции.
Обогащение/ развитие пассивного словаря (Комплекс игр и
упражнений):
8

Накопление
словаря происходит
в
следующей
последовательности:
 существительные (предъявление, знакомство, называние
предмета, организация игры с предметом);
 глаголы (знакомство ребенка с действием, организация
игры и многократное обыгрывание действия, включение
слова в быт);
 прилагательные (аналогичнаяметодика).
Обогащение/развитие активного словаря (Комплекс игр и
упражнений): называние по подражанию (использование
предметной или сюжетной картинки с использованием
слова, жеста, звукоподражания).
Работа по вызыванию звуков (Методика НовиковойИванцовой; Большакова С.Е. «Работа на начальном этапе.
Формирование навыков базового уровня»): побуждение
ребенка к самостоятельному произнесению звуков
происходит поэтапно:
 вызывание правильного артикулирования гласных
(А,О,У,И) и согласных звуков (М,Н,П,Т,К,Х,Б).
 повторение за ребенком имеющихся у него звуков;
 поочередное произнесение с ребенком имеющихся у него
звуков;
 побуждение ребенка произносить новые звуки с опорой
на предмет или картинку в сопровождении жеста (в
случае необходимости используется опора на тактильные
ощущения);
 имитация звукоподражания вслед за взрослым с опорой
на картинку и буквы;
 спонтанное произнесение звуков с опорой на картинку;
 работа перед зеркалом по подражанию.
Понимание связной речи (Комплекс игр и упражнений):
работа над пониманием связной речи ведется в следующей
последовательности:
 изолированные действия демонстрируются и называются
простые бытовые действия;
 жесты, обозначающие действия, включаются в репертуар
песенок, потешек, что обеспечивает их многократное
усвоение и повторение;
 демонстрация этого же действия по картинке.
Поддерживающее общение (альтернативная коммуникация):
 Формирование средств общения, доступных для ребенкаинвалида;
 Формирование умения сигнализировать о своих
потребностях и состоянии с помощью речевых и
9






















неречевых средств: жестов, слов, предметов, картинок,
символов.
Формирование умения задерживать взгляд на лице
взрослого.
Установление зрительного контакта: развитие умения
фокусировать взгляд, смотреть и концентрировать
внимание, реагировать на зрительные впечатления
(двигательно, эмоционально).
Учим улыбаться, отвечать взглядом на взгляд,
вокализировать и совершать энергичные движения
головой, конечностями и корпусом (двигательное
оживление; согласие /несогласие).
Учим смотреть на предмет; в ответ на вопрос - Где?
искать
взглядом
названный
объект,
постоянно
находящийся в одном и том же месте; который может
располагаться в разных местах; игра в «Прятки».
Учим провожать взглядом движущийся объект.
Учим следить за человеком, движущимся по комнате со
звучащей или световой игрушкой; следить за
деятельностью окружающих.
Учим определять местонахождение источника звука:
поворачивать голову в сторону источника звука.
Учим искать источник звука глазами и фиксировать на
нем взгляд; искать источник звука, находящийся вне
комнаты.
Учим реагировать (движением, эмоцией, звуком) на
различные звучащие игрушки (неваляшка, бубен и др.) и
предметы быта (звонок телефона, часы, звонок в дверь,
жужжание пылесоса).
Обучаем детей подражанию действиям взрослого.
Учим подражать движениям различных частей тела;
движениям, о которых поется в песенке, произносится в
тексте; вокализировать.
Обращаем внимание ребенка на звуки среды (звуки
чихания, кашля, зевания, плача, радости) и на объект,
который их издает. Обучаем имитации (подражанию)
звуков,
используя
световые
игрушки,
которые
зажигаются в тот момент, когда ребенок издает звук.
Обучаем имитации звуков речи.
Учим
выполнять
манипулятивные
действия
с
незнакомыми предметами; играть в игру «Дай такой»;
давать предмет по его названию, например: дай кубик.
Учим соблюдать очередность с помощью подвижных игр
(катать мяч, машинку), в процессе исполнения детских
10








песенок, потешек.
Учим двигаться при звуках музыки.
Учим понимать выражения дай руку, на и др.,
ориентируясь на указательный жест.
Учим реагировать на свое имя. Сменяя тон и высоту
голоса, добиваемся ответной реакции ребенка на
вопросительные и утвердительные конструкции: Будем
играть? Будем играть!
Учим пониманию значения важных ежедневных
действий, четко и выразительно используя одни и те же
слова, например: спать, кушать, мыться.
Поощряем голосовые проявления, лепетное говорение.
Обучаем повторению простых слов (на, дай),
выполнению знакомых действий с предметом.

2.Содержание
индивидуальной
коррекционно-развивающей
воспитателя по образовательным областям.

работы

Образовательная деятельность в соответствии с направлениями
развития ребенка
Направление
развития

Образовательная деятельность

Социальнокоммуникативное
развитие
Цель: позитивная
социализация
детей дошкольного
возраста,
приобщение детей
к
социокультурным
нормам,
традициям семьи,
общества
и
государства.

• овладение навыками коммуникации и обеспечение
оптимального вхождения воспитанника в общественную
жизнь;
• усвоение норм и ценностей, принятых в обществе,
включая моральные и нравственные ценности;
• развитие общения и взаимодействия ребенка со
взрослыми и сверстниками;
• становление самостоятельности,целенаправленности и
саморегуляции собственных действий;
• развитие социального и эмоционального интеллекта,
эмоциональной
отзывчивости,сопереживания,
формирование готовности к совместной деятельности
сосверстниками,
формирование
уважительного
отношения и чувства принадлежности к своей семье и к
сообществу детей и взрослых в Организации;
• формирование позитивных установок к различным
видамтруда и творчества;
• формирование основ безопасного поведения в быту,
социуме, природе;
• формирование общепринятых норм поведения.
11

Кроме того, при определении содержания социальнокоммуникативного развития учитываются требования
комплексных программ в данной области:
• Формирование гендерных и гражданских чувств.
• Развитие игровой и театрализованной деятельности
(подвижные игры, дидактические игры, сюжетноролевые игры, театрализованные игры).
• Совместная трудовая деятельность.
Познавательное
развитие
Цель: развивать
познавательные
интересы,
потребности и
способности детей.

• Развитие интересов детей, любознательности и
познавательной мотивации;
• формирование познавательных действий, становление
сознания;
• развитие воображения и творческой активности;
• формирование первичных представлений о себе,
других людях, объектах окружающего мира, о свойствах
и отношениях объектов окружающего мира (форме,
цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе,
количестве, числе, части и целом, пространстве и
времени, движении и покое, причинах и следствиях и
др.);
• о малой Родине и Отечестве, представлений о
социокультурных ценностях нашего народа, об
отечественных традициях и праздниках, о планете Земля
как общем доме людей, об особенностях ее природы,
многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие
Цель:
обеспечивать
своевременное и
эффективное
развитие речи как
средства общения,
познания,
самовыражения
ребенка,
становления
разных
видов
детской
деятельности, на
основе овладения
языком
своего
народа.

• Создание речевой среды, пробуждение у ребенка
речевой
активности
как
важнейшего
условия
дальнейшего овладения речью, интереса к предметному
миру и человеку (прежде всего сверстнику как объекту
взаимодействия), развитие предметных и предметноигровых действий, способности участия в коллективной
деятельности, понимание соотносящих и указательных
жестов и т. д.; усвоение ребенком средств общения
(речевых
и
внеречевых)
для
удовлетворения
возникающей коммуникативной потребности; обучение
детей рассказыванию (после разыгрывания содержания
художественного произведения по ролям для лучшего
понимания мотивов поведения и отношений персонажей
и формирования смысловой программы высказываний).
• владение речью как средством общения и культуры;
• обогащение активного словаря;
• развитие
связной,
грамматически
правильной
12

диалогической и монологической речи;
• развитие речевого творчества;
• развитие звуковой и интонационной культуры речи,
фонематического слуха;
• формирование звуковой аналитико-синтетической
активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественноэстетическое
развитие
Цель:
Формирование
интереса
к
эстетической
стороне
окружающей
действительности,
удовлетворение
потребности детей
в самовыражении,
развитие
музыкальности
детей, способности
эмоционально
воспринимать
музыку.

Программа предполагает следующие структурные
компоненты художественно-эстетического развития.
• Восприятие художественной литературы.
• Конструктивно-модельная деятельность.
• Изобразительная деятельность (рисование, лепка )
• Музыкальное
развитие
(восприятие
музыки,
музыкальноритмические движения, пение).
Конструктивномодельную
деятельность,
изобразительную деятельность в процессе специальных
дидактических игр и упражнений, направленных на
развитие восприятия пространственных и качественных
свойств предметов и формирование перцептивных
действий; развитие у ребенка социального восприятия:
•восприятия человека, его действий, движений, в том
числе экспрессивных и мимических (реальных и в
изображении), восприятия себя самого и окружающих
его сверстников; создания образов в театрализованных
играх, в ходе работы с художественной литературой, как
подготовительные для сюжетной игры или ее
обогащения;
•в
продуктивной
деятельности
—
рисовании,
аппликации, лепке, конструировании, ручном труде.
• развитие
предпосылок
ценностно-смыслового
восприятия и понимания произведений искусства
(словесного, музыкального, изобразительного), мира
природы;
• становление эстетического отношения к окружающему
миру;
• формирование элементарных представлений о видах
искусства;
• восприятие музыки, художественной литературы,
фольклора;
• стимулирование
сопереживания
персонажам
художественных произведений;
• реализацию самостоятельной творческой деятельности
детей (изобразительной, конструктивно-модельной,
13

музыкальной и др.).

3.Содержание индивидуальной коррекционно-развивающей
педагога-психолога

работы

Цель: создание условий для развития познавательных возможностей, коррекция
поведения психического и личностного развития ребенка
с тяжелыми и
множественными нарушениями развития; закрепление положительных эмоций

от работы на занятиях.
Структура занятий носит примерный характер и может меняться в
зависимости от потребности ребенка в различных ситуациях.
2023-2024

Содержание учебного плана
- Формировать эмоциональный контакт со взрослым
-Активизировать и совершенствовать ориентировочную
деятельность, развивать восприятие (зрительное, слуховое,
тактильно-двигательное)
- Развивать и корректировать общие движения, ручную и
мелкую моторику, формировать зрительно-двигательную
координацию
-Формировать предметные и предметно-игровые действия
Формировать представления о себе, других и об окружающем
мире.
Умение слушать и концентрироватьвнимание на том, о чем
говорят.
-Развитие понимания речи,зрительного восприятия с
привлечением внимания.
-Умение реагировать на жесты ивыполнять простые указания
- Умение выбирать из нескольких предметов то, что нужно.
- Обучение пониманию побудительных инструкций в процессе
действия с предметами, -развитие мелкой моторики рук.
- Обучение простейшему конструированию, развитию речи,
мелкой моторики рук.
- Развитие восприятия фразовой речи вформе простого
нераспространенногопредложения (жест-лепет, жест-слово).
- Формирование навыков общения, умения
выполнять
простую инструкцию.
- Развитие зрительного восприятия.
Учить фиксировать взгляд на одномпредмете.
Фиксирование взгляда на несколькихпредметах.
Изучение предмета взглядом.
- «Эмоциональное общение со взрослым».
Формирование эмоционального контактасо взрослым.
Учить
слушать и действовать поречевой инструкции,
14

дифференцироватьглаголы: возьми, положи, брось.
- «Учимся слушать».
Обучение пониманию побудительныхинструкций в процессе
действия спредметами.
Обучение простейшемуконструированию, развитию речи,
мелкоймоторики рук.
- «Развитие зрительного восприятия».
Умение определять форму предмета исоотносить ее с формами
другихпредметов.
Учить практически различать форму -перераспределять пальцы
на предмете взависимости от формы, чтобы удержать
предмет в руках.
Развитие слуховой и зрительной памяти
- «Формирование тактильно-двигательного восприятия»
Развитие произвольного внимания.
Соотноситьтактильно-двигательный
образ
предметасо
зрительным: узнавать предмет,опознанный на ощупь, и его
изображение.
Учить находить по словесной инструкциитеплый, горячий,
холодный предметы.
- «Развитие ручной моторики».
Учить хватать большие предметы двумяруками, распределяя
пальцы на предметы.
Учить хватать маленькие предметы однойрукой, учитывая их
форму и величину.
Учить брать предметы щепотью.
Развивать координационные движенияобеих рук.
Развиваем мелкую моторику
«Учимся понимать обращенную речь».
- развивать глазомер;
- учить вкладывать одну форму вдругую;
- развивать цветовой гнозис.
- развивать мышление, внимание,восприятие.
- учить действовать по подражанию.
«Развиваем пальчики» (работа сприщепками)
- развивать тактильно-кинестетическуючувствительности;
- учить определять предметы наощупь;
- побуждать к речевой активности;
- развивать мышление, внимание,восприятие.
- учить действовать по подражанию.
- формировать умение класть,ставить предмет в нужное место;
- развивать тактильные ощущения;
- учить соприкасаться поочереднопальчики одной ладони с
другой,начиная с большого;
- побуждать к речевой активности;
развивать
мышление,
внимание,восприятие;учить
действовать по подражанию
«Разбор мелкой и красной фасоли»
- развивать мелкую моторику;
- учить раскладывать фасоль разногоцвета по разным
емкостям;
- учить манипулировать спредметами;
15

- побуждать к речевой активности;
- развивать мышление, внимание,восприятие;
-учить действовать по подражанию.
«Работа с деревянным конструктором»
- развивать моторику пальцев рук;
- учить разгибать пальчики изкулачка;
- учит выкладывать из строительногоматериала предметы;
- побуждать к речевой активности;
развивать
мышление,
внимание,восприятие;учить
действовать по подражанию.
«Работа с бумагой»
- развивать моторику;
- побуждать к речевой активности;
- учить действовать по показувзрослого.
«Элементы рисования (пальцем, мелом,
штампом, карандашом)».
- развивать мелкую моторику;
- учить собирать картинку пообразцу;
- побуждать к речевой активности.
- развивать мышление, внимание,восприятие;
- учить действовать по подражанию.

4.Содержание индивидуальной работы музыкального руководителя.
Художественно-эстетическое развитие
Сентябрь- Приобщать детей к музыкальной культуре, обогащать музыкальными
впечатлениями, развивать интерес к музыке и эмоциональную
Ноябрь
отзывчивость.
2023г
Формировать первоначальное представление о жанрах в музыке:
марш, колыбельная, танец.
Учить различать на слух контрастное звучание инструментов
Учить распознавать и определять высоту звука как в широком
регистровом диапазоне, так и в узком (в пределах октавы).
«Прогулка » муз. В.Волкова «Колыбель ная» муз. Т.Назаровой
«Осенний ветерок» муз. А.Гречанинова «Медведь » муз. В.Ребикова
«Вальс Лисы» Ж.Калодуба «Полька» муз. Г.Штальбаум,
Развивать певческие навыки детей.
Развивать умение подпевать конец музыкальных фраз,
повторяющиеся слова песен, с инструментом и без него, со взрослым
и самостоятельно.
Содействовать постепенному расширению певческого голоса детей.
Т.Ломовой «Птичка» муз. М. Раухвергера «Собачка» муз. М.
Раухвергера «Осень» муз. И.Кишко
Развивать интерес к танцевальному творчеству.
Побуждать детей самостоятельно импровизировать движения под
танцевальную музыку.
Развивать творческую активность, самостоятельность.
«Пляска с листочками» «Гопак» муз. М.Мусоргского «Осьминожки»
«Хитрый кот» «Петушок» «Пойдуль я, выйдуль»
ДекабрьФевраль

Радовать детей музыкой, вызывать и поддерживать интерес к ней, к
16

2024

разным видам музыкальной
Содействовать развитию в процессе музыкальной деятельности
складывающейся личности ребенка, его воображения, чувства
самоценности, гуманных взаимоотношений;
Слушать и понимать тексты вокальных произведении
«Марш» муз. Э.Парлова «Лошадка » муз. М.Симанского «Полянка»
русская плясовая музыка.
«Полька» муз. З.Бетмана «Шалун» муз. О.Бера «Плясовая.»
Развивать музыкальный слух (звуковысотный, ритмический,
динамический). 2. Учить подпевать и петь звуки разной высоты,
различным ритмом, темпом подражания интонациям музыкальноигровым образам.
Воспитывать интерес к песне, желание исполнять еѐ;
Песни:
«Елочка» муз. Н.Бахутов ой «Елочка» муз. М.Красева «Дед Мороз»
муз. А.Филиппенко, «Маша и каша» муз. и сл. Т.Назаров
Побуждать детей самостоятельно и с помощью педагога придумывать
движения под танцевальную музыку;
Побуждать передавать характерные движения игровых образов;
Вызывать положительные эмоции от самостоятельного танцевального
и танцевально-игрового творчества
«Пальчики – ручки» «Веселый танец» муз. М.Сатулиной, «Сапожки»
русская народная мелодия «Маленький танец» муз. Н.Александровой,
«Поссорились – помирились » муз. Т.Вилкорейской

МартМай
2024

Побуждать передавать свои эмоции и впечатления от музыки,
соотносить их с характером музыкального произведения, используя
различные виды уподоблений характеру музыки (вокальное,
интонационное, мимическое, тактильное, моторно-двигательное и
др.);
Содействовать различению на слух контрастного звучания
музыкальных инструментов (оркестровое исполнение и соло,
вокальное произведение и инструментальное
«Капризуля» муз. В.Волкова «Марш» муз. Е.Тиличеев ой «Лошадка»
муз. М.Симанского «Мишка» муз. М. Раухвергер а «Курочка» муз.
Н.Любарского
Воспитывать интерес к песне, желание исполнять еѐ;
Формировать певческие умения и навыки: петь естественным
голосом, без напряжения, не форсировать звук, вместе начинать и
заканчивать пение, слушать вступление и заключение и т.д.;
«Есть у солнышка друзья» муз. Е.Тиличеев ой «Петушок» русская
народная прибаутка «Кап-кап!» муз. А.Филиппенко «Самолет» муз.
Е.Тиличеевой
«Машина» муз. Т.Попатенко «Цыплята» муз. А.Филиппенко «Поезд»
муз. Н.Метлова «Воробушки и автомобиль » муз. М. Раухвергера
17

Воспитывать интерес к танцу, желание заниматься музыкальноритмической деятельностью;
Продолжать формировать умение ритмично ходить под музыку в
быстром, умеренном, медленном темпе, с ускорением.
Побуждать детей самостоятельно и с помощью педагога придумывать
движения под танцевальную музыку;
Развивать творческую активность и способности детей
«Пляска с платочками » «Поссорились – помирились » «Приседай»
(эстонская народная мелодия) «Пляска с султанчика ми» муз.
Р.Рустамова «Солнышко и дождик» муз. М. Раухвергера «Березка»
муз. Р. Рустамова «Чебурашка

7. Мероприятия и формы сотрудничества организации и семьи
обучающегося по реализации СИПР
Работа педагогического коллектива с семьей ребенка- инвалида
строится на следующих принципах:
 семья ребенка рассматривается как реабилитационная структура,
изначально обладающая потенциальными возможностями к созданию
благоприятных условий для развития и воспитания ребенка;
 3взаимодействие с семьей ребенка осуществляется в рамках
комплексного и непрерывного сопровождения, начиная с раннего и
дошкольного возраста;
 семья ребенка позиционируется как микросоциальная среда, в которой
ребенок не только живет, но в которой формируются его представления о
себе и мире, нравственные качества, отношение к людям, характер
межличностных связей.
Взаимодействие с семьёй ребенка-инвалида направлено на решение
следующих задач:
 определение актуальных проблем каждой семьи, поиск путей их
разрешения, мотивирование родителей (законных представителей), а
также других родственников на совместную работу;
 психолого-педагогическое
просвещение
родителей
(законных
представителей), формирование у них психолого-педагогической
компетентности;
 оптимизация самосознания родителей (законных представителей)
ребенка- инвалида, нейтрализация тяжелых и длительных переживаний,
стресса, связанного с проблемами психофизического развития ребенка;
 формирование представлений об особенностях развития ребенка, навыков
и умений конструктивного взаимодействия в системе родитель-ребенок
посредством проведения психолого-педагогических коррекционных
мероприятий.
Взаимодействие с семьёй дошкольника осуществляется в следующих
направлениях:
 образовательно-просветительскаяработа,
 психологическое консультирование и диагностика внутрисемейных
взаимоотношений,
18

 педагогическаякоррекция,
 психологическаяпомощь.
Направления
Задачи
работы
Образовательно- Повышение осведомленности

просветительскаяр родителей об особенностях развития,
динамике, перспективах развития
абота
ребенка- инвалида, возрастных

параметрах и специфических
образовательных потребностях
ребенка
Обеспечение участия семьи в
разработке и реализации СИПР,
единства требований к

обучающемуся в семье и в
образовательной организации
Психологическая  повышение самооценки, чувства 
помощь
собственного достоинства
родителя;

 стабилизация и оптимизация
психического состояния родителя,
преодоление состояния "горя",

"безвыходности",
"безысходности", "тупиковой
ситуации";
 обновление мироощущения,
самоценности "Я", понимания
собственной роли в воспитании
ребенка, сохранении семьи,
понимании переживаний своих
близких, принятие ситуации
такой, какая она есть;
 определение конкретных задач
перед родителем на период "здесь
и теперь" (так как на начальных
этапах во избежание срывов не
стоит строить долгосрочных
перспектив).
Психологическое  направлено на определение и

консультирование
оказание психологической
и диагностика
поддержки и помощи в решении 
внутрисемейных
семейных проблем, связанных с
взаимоотношений
принятием и ценностным
отношением к ребенку-инвалиду; 
 снятие напряженности и
психологической травматизации,

Мероприятия
индивидуальные
консультации родителей
со специалистами
консультации родителей
по темам:
 «Реализация СИПР в
домашнихусловиях »
 «Коррекцияповеденче
скихпроблем».
участие родителей в
разработке СИПР.
психотерапевтические
беседы;
групповые
психотерапевтические
тренинги;
встречиродительскогоклу
ба.

Индивидуальное
консультирование;
Коллективное
консультирование (члены
семьи);
Диагностики
внутрисемейных
взаимоотношений
19





Педагогическая
коррекция







возникшей у родителей (законных
представителей) в связи с
рождением в семье ребенка с
инвалидностью;
преодоление трудностей в
отношениях между членами
семьи, обостренных тяжестью
состояния ребенка; формирование
согласованности между членами
семьи в использовании
воспитательных приемов;
коррекцию позиций родителей
(законных представителей)
гиперболизирующих или
отрицающих наличие проблем у
ребенка.
практическое обучение родителей 
(законных представителей)
способам коррекционного ухода, 
приемам и методам воспитания
ребенка с учетом выявленных
нарушений и с целью создания
специальных условий его
развития дома;
формирование у родителей
(законных представителей)

представлений о специфических и
возрастных особенностях,
индивидуальном маршруте
развития их собственного
ребенка;
Организация регулярного обмена
информацией о ребенке, о ходе
реализации СИПР и результатах
ее освоения

осуществляется в
процессе
консультирования.

Индивидуальное
консультирование;
Участие родителей в
индивидуальных
занятиях, игровых
сеансах, тематических
семинарах-тренингах,
досуговых
мероприятиях;
консультирование
родителей по вопросам
обучения ребенка в
домашних условиях,
выбор единых подходов
и приемов работы.

8. Ожидаемые результаты специальной индивидуальной программы
Система коррекционно-развивающих мероприятий, направленная на
развитие познавательных процессов у ребенка-инвалида будет способствовать
улучшению психофизического состояния, формированию определенных умений и
навыков, в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Основным ожидаемым результатом освоения СИПР является развитие жизненной
компетенции ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития.
Ожидаемые личностные результаты:
 Осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя
как «Я».
20

 Эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности
с педагогом.
 Уважительное отношение к окружающим, овладение начальными
навыками адаптации в социуме; освоение доступных социальных ролей
(обучающегося, сына/дочери и т.д.).
 Установка на безопасный здоровый образ жизни, учебная мотивация и
т.д.
 Развитие саморегуляции (через телесно-ориентированные игры,
формирование
стереотипа
занятия,
обучение
выбору).
- Развитие игровой и продуктивной деятельности, взаимодействия с
другим человеком в деятельности
Предметные результаты:
Предполагается
сформировать
у
ребенка-инвалидаследующие
коммуникативные навыки:
 эпизодическиадекватно реагирует на простую инструкцию педагога;
 при общении использует мимику и жесты;
 определяет источник речевых и неречевых звуков, направление звука в
пространстве;
 понимает и выполняет действия с игрушкой;
 показывает иллюстрации в соответствии с содержанием;
 вслушивается в речь взрослых, отвечает на вопросы о себе, об
окружающих людях, предметах ( путемиспользования символов,
предметов-заместителей);
 повторяет один и тот же слог, подражая взрослому;
 соблюдает очередность в выполнении предметно-игровых действий;
 использует звукоподражания, лепетные и простые слова для называния
объектов окружающего мира;
 выполняет движения по инструкции, когда она сопровождается жестом
(«встань, сядь»);
 Поддерживающее общение (использование альтернативной
коммуникации).
Планируемые результаты по образовательной области «Социально –
коммуникативное развитие»:
Предполагается сформировать у ребенка – инвалида:
 системы
доступной
коммуникации,
социальных
способов
взаимодействия с педагогическим работником и другими детьми,
предметным миром, природой, Я-сознания и положительного
самовосприятия, понимания чувственной основы родственных и
социальных отношений между людьми;
 самостоятельность
и
целенаправленность
деятельности,
положительные индивидуально-личностных свойства;
21

 социальные нормы поведения, основы безопасной жизнедеятельности,
а также правила межличностного общения;
 владение игровой и продуктивными видами деятельности.
 эмоциональное участие в процессе общения и совместной
деятельности ребенка с педагогом.
Планируемые результаты по образовательной области «Познавательное
развитие»:
Предполагается сформировать у ребенка – инвалида:
 сохранные функциональные возможности анализаторов для
преобразования
ощущений
в
непосредственное
восприятие
окружающего мира, развито внимание и память (накопление образоввосприятия),
 способности обобщать и анализировать сенсорный опыт,
 овладение социальными способами познания и умственными
действиями в качестве основных интеллектуальных операций и базы
для появления более совершенных форм мышления.
Планируемые
развитие»:

результаты

по

образовательной

области

«Речевое

Предполагается сформировать у ребенка – инвалида:
 такие социальные способы контакта с людьми, как жестовосимволические
средства,
речь
и
альтернативные
формы
коммуникации,
Планируемые результаты по образовательной области «Художественно
- эстетическое развитие»:
Предполагается сформировать у ребенка – инвалида:
 навыки продуктивной деятельности на
аппликацией, конструирования и рисования.

занятиях

лепкой

и

9. Технические средства и дидактические материалы, необходимые для
реализации СИПР
В дошкольном учреждении созданы условия для реализации СИПР,
имеется:
Медицинский блок – оснащен медицинским оборудованием.
Кабинет психолога – оснащен с учетом основных направлений
деятельности, одна из которых – зона индивидуальных занятий, которая
предполагает непосредственное взаимодействие психолога с ребенком.

22

Сенсорная комната – оборудована стимуляторами, воздействующими
на органы осязания, слуха, зрения, на развитие эмоциональной сферы,
высших психических функций и личностных качеств ребенка.
Музыкальный зал – оснащен оборудованием и инвентарём в
соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы
дошкольного образования, музыкальным центром, фортепиано.
Спортивный зал – оснащен атрибутами для обучения элементам
спортивных
игр,
спортивным
оборудованием,
нетрадиционным
оборудованием.
Кабинет учителя-логопеда - оснащен оборудованием и инвентарём с
учетом основных направлений деятельности, логопедическое обследование;
составление индивидуальных программ логопедического сопровождения;
проведение индивидуальных и подгрупповых коррекционно-развивающих
занятий; консультирование педагогов и родителей; ведение отчётной
документации.
Специально подготовленная среда в групповой комнате включает в
себя пространство с материалами:
- для упражнений в развитии социальных навыков и навыков
самообслуживания (раковина и полотенце для умывания, корзинка для
одевания, раздевания, предметы для стирки, глажки);
- для упражнений в обыденных умениях жизненной практики (щетка,
совок, ведро для собирания мусора, тряпочки, губки, сушка для белья с
прищепками);
- для снятия мышечного, эмоционального напряжения (мягкий уголок,
пуфик, массажные мячики, тактильные дорожки, мягкие подушки, ящик для
рисования на песке)
Характеристики развивающей предметно-пространственной среды группы:
безопасность;
комфортность; соответствие возрастным особенностям развития
и
интересам; вариативность; информативность.
В
ОУ
педагогическим
коллективом
созданы
специальные
педагогические условия, включающие:
- использование в образовательной деятельности форм и методов
работы с ребенком-инвалидом, соответствующих его возрастным и
индивидуальным особенностям;
- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия
взрослого с ребенком, ориентированного на интересы и возможности
ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
поддержку инициативы и самостоятельности ребенка в
специфических для него видах деятельности;
- создание условий для овладения культурно-гигиеническими
навыками, навыками самообслуживания.
В воспитатели и специалисты работающие с ребенком – инвалидом
создают атмосферу доброжелательности и психологической безопасности.
Описание используемых специальных методов, приёмов
Для коррекционной работы педагоги используют следующие специальные
методы:
23

Наглядные методы - практическая деятельность организованна на основе
наглядного показа, демонстрация изображений, картинок.
Словесные методы – чтение художественной литературы (стихотворения,
произведения, сказки и другое), игры-потешки, поручения.
Словесные приёмы - речевой образец, повторное проговаривание,
объяснение, указание, оценка детской деятельности, вопрос.
Игровые методы - игра, упражнения, поручения.
Репродуктивныеметоды – воспроизведение готового речевого образца.
Практические методы - упражнение (подражательно-исполнительского
характера), экспериментирование.
Индивидуальные методы - обеспечивают структуру отношений, при
которой педагог имеет возможность реагировать на желания и потребность
ребенка.
Нетрадиционные приёмы: сказкотерапия, музыкотерапия, песочная
терапия, самомассаж, су-джок терапия, нетрадиционные техники рисования
и др.

1.
2.

3.

4.

5.

Используемые методические пособия и литература:
Большакова С.Е. «Работа на начальном этапе. Формирование навыков
базового уровня». –М., Грифон, 2019г.-256с.– ISBN 978-5-98862-443-1.
Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. «Коррекционно-развивающее обучение и
воспитание». Программа дошкольных образовательных учреждений
компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта-М.:
Просвещение, 2005
Екжанова, Е.А. Методика педагогического обследования ребенка
младшего дошкольного возраста с умственной недостаточностью / Е.А.
Екжанова, Е.А. Стребелева // Дефектология. - 2007. - №6.
Елисеева Е.Н., Истомина О.В., Рудакова Е.А. Проведение первичной
оценки развития обучающихся с выраженными нарушениями интеллекта
и с ТМНР на основе психолого-педагогического обследования
(методические рекомендации и диагностический материал) / научный
редактор: канд. пед. наук А.М. Царёв, Псков, 2019;
Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Знаете ли Вы нас? Методические

рекомендации. – М.: В.Секачев, 2012 – ... с. ISBN 978-5-88923-349-7
6. Котышева
Е.Н.,
«Музыкальная
психокоррекция
детей
с
ограниченнымивозможностями здоровья» Программа представляет цикл
музыкально
–коррекционных
занятий
для
дошкольников
с
ограниченными возможностями здоровья и упражнения для развития
мелкой моторики, речевых и мимических движений; Издательство РЕЧЬ
2010
7. Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультация, тренинг.
Ярославль, Академия Развития, 2002.
8. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. –М.,
Сфера, 1997
9. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и
воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений
компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта.
24

10. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в
обучении умственно отсталых дошкольников — М.: Просвещение, 1990.
11. Маллер А.Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной
недостаточностью: Учеб. пособие / А.Р. Маллер, Г.В. Цикото. - М.:
Академия, 2003.
12. Нищева Н.В. «Играй-ка» -С-П.- «Детство-пресс» 2006
13. ЕкжановаЕ.А. «Изобразительная деятельность в воспитании и
обучениидошкольников с разным уровнем умственной недостаточности»,
С-Петербург.
14. Аксарина Н.Б, Е. Тихеева, «Развивающие игры для детей с нарушением
интеллекта и психики -М., «Просвещение».
15. С. Петерина «Воспитание культуры поведение у детей дошкольного
возраста» -М., «Просвещение».
16. Дети 6-7 лет с ограниченными возможностями. Планирование работы со
старшими дошкольниками, имеющими трудности в обучении / Т.А.
Ткачева. – М.: Издательство ГНОМ, 2011.
17. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. / Е.А.
Стребелева. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014.
18. Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного
образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим
недоразвитием речи) с 3 до 7 лет.
10. Средства мониторинга и оценки динамики развития
Учитель – логопед:

Диагностика речевого развития и
коммуникации предполагает
выявление сформированности компонентов речевой деятельности:
импрессивной речи (понимания обращенной речи) и экспрессивной речи
(собственной речи) / экспрессии (использования взгляда, жеста и т.п. при
отсутствии собственной речи).
В процессе общения и взаимодействия с ребенком выявляют понимание
им обращенной речи: реагирование на свое имя, понимание и выполнение
простых и сложных речевых инструкций. Эти параметры выявляют методом
наблюдения на протяжении всего процесса психолого-педагогического
обследования.
Оценивая собственную речь ребенка, обращают внимание на
семантическую (смысловую) сторону речи, ее коммуникативную
направленность, умение употреблять в процессе общения слоги, слова,
строить предложения, связные высказывания. Оценку собственной речи
ребенка
следует проводить в свободной деятельности, которая не
предусматривает специальной мотивации к речевым высказываниям.
Если ребенок не владеет вербальной речью, необходимо выяснить, какое
средство альтернативной коммуникации использует ребенок в процессе
общения. Ребенка просят отвечать на вопросы и фиксируют используемое
средство альтернативной коммуникации: взгляд, жест, др.
В
процессе
диагностики особенностей
контакта
со
взрослыми оценивают: способность ребенка устанавливать, поддерживать,
инициировать контакт, оценивают его избирательность. При оценке
25

установления контакта обращают внимание на способность ребенка
устанавливать зрительный контакт в ответ на обращенную речь взрослого.
При оценке параметра «поддержание контакта» обращают внимание
на особенности удержания контакта ребенком в процессе взаимодействия со
взрослым.Оценивая поддержание контакта, необходимо учитывать
индивидуальные особенности ребенка.
В ходе наблюдения за ребенком на протяжении всего психологопедагогического обследования оценивают инициацию контакта, его
избирательность.Наблюдая за ребенком в свободной и игровой
деятельности, оценивают его умение инициировать, устанавливать и
поддерживать контакт со сверстниками.
Представления о себе и о своих родителях
ЗАДАНИЯ
НГ

СГ

КГ

Кактебязовут?
Найди свою фотографию (выбор из3-х фотографий детей);
Не находит
Найди фотографию своей мамы/папы(выбор из 3-х,
Не находит
дается фотографии трех женщин\мужчин)
Ктоэтонафотографии?
Не знает
Как зовут твою маму/папу?
Не знает
Средстваобщенияребенка
экспрессивно-мимические (улыбка, взгляд «глаза в глаза»,
да
жесты и т.д.)
предметно-действенные (протягивание взрослому
да
различных предметов, выражение протеста и т.д
речевые средства общения (высказывания, вопросы).
нет
Характеристика контактов ребенка со взрослым
Установление контакта
устанавливает контакт легко и быстро
контактизбирательный
иногда
контактформальный
часто
устанавливает контакт в ответ на действия взрослого Не всегда
(например, в ответ на поглаживание руки - поднимает руку
и др.).
не устанавливает контакт в ответ на действия взрослого
устанавливает зрительный контакт в ответ на обращенную редко
речь взрослого
не устанавливает зрительный контакт в ответ на обращен- часто
ную речь взрослого
невступает в контакт
нет
Поддержание контакта
поддерживает контакт в процессе взаимодействия с
взрослым
прерывает контакт, после этого включается в процесс
нет
взаимодействия
прерывает контакт, после этого не включается в процесс
да
взаимодействия
нет
Инициация контакта
- инициирует контакт
Способ привличения внимания: обращение по имени,
использование звукоподражания, крик, прикосновения,
похлопывание по плечу, использование жестов и др
- неинициируетконтакт
Импрессивнаяречь
Уровень развития понимания обращенной речи,
изучение словарного запаса ребенка(существительные,
глаголы) «Покажи картинку»
Оценка действий ребенка: педагог фиксирует умение
26

ребенка называть предметы (действия) звуком, слогом,
звукоподражанием, словом или показывать жестом;
отмечается наличие фразовой речи (понятной или
малопонятной для окружающих)
реагирует / нереагирует на свое имя
Умения у ребенка выполнять словесные инструкции
различной сложности
 понимает и выполняет простые речевые инструкции
(«встань», «сядь», «возьми», «дай» и др.)
 не понимает простые речевые инструкции
 понимает и выполняет сложные речевые инструкции
(«Закрой дверь и иди сюда», «Сначала вымой руки, а
потом сядь за стол»)
 не понимает сложные речевые инструкции
Понимания простых предлогов (на, в, под);
Уровень сформированности фразовой речи .
«Спрячь игрушку»
Оценка речевого развития ребенка:
принятие и понимание задания. Способы выполнения:
самостоятельная речь, умеет ли повторить за взрослым
фразу, слова, лепетные слова, звуки, отсутствие активной
речи
экспрессивная речь
Произносит / не произносит отдельные звуки
Произносит слоги, звукокомплексы
Произносит слова
Произносит простые предложения
Произносит фразы из 2-3-х предложений

иногда

иногда
часто
нет
да
-

произносит
-

Анализ и оценка результатов диагностики:
 Выявленные данные фиксируются в таблице в виде знаков «+» или «-»;
 выполнение заданийна понимание словесной инструкции: выполняет самостоятельно,
выполняет с помощью взрослого (показ, подражание, совместные действия), выполняет задание
после обучения, не выполняет задание;
 результат заданий на изучение экспрессивной речи фиксируется в виде образца речи ребенкаинвалида.

Воспитатель:
Протоколы для педагогической диагностики составлены на основе
содержания периодов обучения последовательно сменяющих друг друга. Каждый
из периодов обучения направлен на формирование уникального для определенного
этапа ведущего психологического достижения: ориентировочно-поисковая
активность; предметные действия; предметная деятельность; познавательная
деятельность, включающих в себя «пять образовательных областей», содержание
которых изложено с учетом универсальных закономерностей психического
развития человека, согласно которым каждый последующий этап психического
развития
характеризуется
более
совершенными
и
результативными
взаимоотношениями ребенка с окружающей средой, а их появление становится
возможным благодаря наличию и преобразованию психологических достижений
предыдущего этапа развития.
При проведении педагогической диагностики необходимо использовать
метод наблюдения. Педагогическая диагностика не проводится при плохом
функциональном состоянии ребёнка - инвалида, то есть ребёнок не должен
испытывать голод, жажду, боль и другие неприятные ощущения. Рекомендуется
27

проводить наблюдения за свободной и организованной взрослым деятельностью
ребенка, его общением с окружающими в условиях дошкольной организации.
По каждой образовательной деятельности заполняется ряд протоколов.
Ниже представлена сводная таблица по всем образовательным областям.
Сводный протокол обследования ребенка – инвалида по
образовательным областям в периоды формирования ориентировочнопоисковой активности, предметных действий, предметной действительности и
познавательной деятельности
Познавательное
развитие

Речевое
развитие

Художественно
– эстетическое
развитие

Физическое
развитие

к.г.
к.г.

н.г.

н.г.

предметная
деятельнос
ть

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

Социально коммуникативное
развитие

познавател
ьная
деятельнос
ть

предметны
е действия

ориентиров
очно –
поисковая
активность

Период
формирования

Анализ и оценка результатов диагностики:
1.
Последовательно заполнить таблицы, отражающие содержание
образовательных областей в зависимости от периода обучения.
2.
Выявленные данные фиксируются в таблице в бальной системе от 0 до 3.

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 30.06.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (35361) 2-40-52 (I корпус), +7 (35361) 2-05-69 (II корпус)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».