ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с воспитанником с тяжелыми множественными нарушениями развития. СИПР составлена на основе «Федеральной адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ». Программа разработана в соответствии с действующими федеральными государственными образовательными стандартами. Целью реализации СИПР является возможное обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему соразмерно психическим и физическим возможностям достигать максимальной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, направленных на нормализацию его жизни. 1.Индивидуальные сведения о ребенке Ф.И.О.: Митрофанов Максим Дата рождения: 06.08.2017 Адрес проживания: г. Кувандык, ул. Тенистая д.11А Законный представитель (опекун): Год обучения: 2 Группа (здоровья): Заключение ПМПК: Смешанное парциальное недоразвитие. Системное нарушение речи тяжелой степени. Содержание программы 1. Индивидуальные сведения о ребенке 2. Структура СИПР 3. Психолого-педагогическая характеристика на начало года 4. Индивидуальный план развития на 2023-2024 учебный год 5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре 6. Содержание воспитания и обучения в условиях ОУ и семьи: 7. Мероприятия и формы сотрудничества организации и семьи обучающегося по реализации СИПР 8. Ожидаемые результаты специальной индивидуальной программы 9. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов 10. Средства мониторинга и оценки динамики развития 1. Получение с 2022-2023 учебного года образования по АООП образования обучающихся с тяжёлыми и множественными нарушениями развития в старшей группе компенсирующей направленности. 2. Создание специальных условий для получения образования обучающимся в том числе: 2.1 Разработка СИПР обучающегося. 2.2 Организация и проведение с обучающимся учителем-логопедом, педагогомпсихологом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, воспитателем коррекционно-развивающих занятий, направленных на сенсорное развитие, развитие предметно-практических действий, двигательное развитие, 2 развитие альтернативной коммуникации, коррекцию отдельных сторон психической деятельности и личной сферы, формирование социально приемлемых форм поведения, коррекцию речевых расстройств и нарушений коммуникации. 2.3 Психолого-педагогическое консультирование родителей (законных представителей) обучающегося. 3. Психолого-педагогическая характеристика обучающегося на начало года: Внешний вид и поведение во время обследования: в контакт вступает легко, но безразличен к педагогу, а интересуется только окружающими его предметами (внимание к ним поверхностное), на обращение к нему не реагирует, на свое имя не откликается. Двигательно расторможен. Соматическое здоровье: часто болеет. Характеристика деятельности: недостаточная сформированность навыков самообслуживания. Адаптационный период протекал без особенностей. Походка неуверенная, периодами неустойчивая. Из-за нарушения в координации движений ребенок не всегда может самостоятельно принимать пищу, посещать туалет, в результате нуждается в помощи воспитателя. Игровая деятельность: не соответствует уровню возрастной нормы. Проявляет поверхностный не стойкий интерес к игрушкам, свойственны простые манипуляции. Фиксирует взгляд на предметах непродолжительное время. Конструктивная деятельность: не умеет собирать матрешку, пирамидку, выполнять даже простые постройки. Инструкцию к заданию не понимает и не воспринимает. Особенности речевого развития: строение артикуляционного аппарата без особенностей. Активной речи нет. Слоговая структура слова, фонематические процессы, лексико-грамматический строй речи не сформированы. Речевые инструкции не выполняет. Особенности психических процессов: Восприятие: цвета не знает. Ориентация в пространстве (лево/право, верх/низ, близко/далеко) не сформирована. Восприятие величины не сформировано. Мышление: нарушение всех мыслительных операций, неосознанность и хаотичность действий, а т.ж. низкая мотивация мыслительной деятельности. Максим часто не понимает обращенную к нему речь (просьбы, простые инструкции). Не всегда откликается на свое имя. Память: резко снижена. Средства, применяемые для развития памяти и лучшего запоминания (яркие игрушки, картинки и т.д.), не воспринимает. Внимание: неустойчивое, отвлекаемое, непроизвольное. Объем внимания и концентрация резко снижены. Уровень мелкой моторики: значительные недостатки и трудности в развитии мелкой моторики. Эмоционально-личностные особенности: ребенок двигательно расторможен, эмоциональные реакции неадекватны, могут проявляться аффективные вспышки, проявляет склонность к отказным реакциям, гневу. Отмечается эмоционально нестабильный фон. В последнее время стал заметно проявлять самоагрессию (кусает руки). 4. Индивидуальный план развития на 2023-2024 учебный год 3 № п/п 1 2 3 4 5 6 7 Раздел специальной Количество индивидуальной образовательной занятий программы Социально-коммуникативное 1 развитие Физическое развитие 3 Познавательное развитие Художественно-эстетическое развитие Речевое развитие Индивидуальные коррекционноразвивающие занятия учителялогопеда Индивидуальные коррекционноразвивающие занятия педагогапсихолога Итого по программе Воспитатель/ специалист Воспитатель 3 Инструктор по физической культуре Воспитатель Воспитатель/ Музыкальный работник Воспитатель Учитель-логопед 2 Педагог-психолог 1 5 15 Форма организации коррекционной работы: индивидуальные коррекционноразвивающие занятия с педагогом-психологом, учителем-логопедом, воспитателем, индивидуальная работа с музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре. Индивидуальные занятия направлены на развитие и поддержку способностей ребенка в соответствии с его возможностями. Они строятся на оценке достижений ребенка и определения зоны его ближайшего развития. Обязательным условием развития ребенка является взаимодействие с другими детьми в микрогруппах, что способствует формированию социальных навыков общения и взаимодействия. Расписание индивидуальной работы педагогов по реализации учебных планов, разработанных по степеням ограничения в соответствии с ИПРА ребенка – инвалида. День недели Время занятий Должность Понедельник 10.15-10.35 Воспитатель Вторник 9.30-9.50 Учитель-логопед Среда 9.00-9.20 Педагог-психолог Четверг 10.30-10.55 Музыкальный руководитель 9.30-9.50 Учитель-логопед Пятница 9.00 - 9.20 Педагог-психолог 5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре Ребенок - инвалид в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка - инвалида, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико - социальной экспертизы имеет ограничения: 4 Перечень ограничений основных категорий жизнедеятельности Способности к самообслуживанию Первая Способности к передвижению Способности к ориентации Вторая Способности к общению Вторая Способности к обучению Третья Способности к трудовой деятельности Способности к контролю за своим Первая поведением Перечень необходимых специальных материалов и средств для ухода: влажные салфетки, бумажные полотенца, мыло, салфетки. передвижение (соблюдение техники безопасности); реализация коммуникативных и социально-эмоциональных потребностей (создание комфортной окружающей обстановки, восполнение недостатка личного общения). Области и требования профессионального присмотра: обеспечение безопасной среды (подготовка учебного места, помещений и игровых участков на территории организации с учетом особенностей поведения обучающихся: отсутствие в свободном доступе мелких и колюще-режущих предметов, защита на дверях и окнах, индивидуальное сопровождение); составление четких алгоритмов на случай возникновения разных непредвиденных ситуаций, связанных с безопасностью жизни и здоровья обучающихся; контроль при проведении гигиенических процедур и приёма пищи (воспитатель/ младший воспитатель). 6. Содержание воспитания и обучения в условиях ОУ: Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации пребывания в образовательной организации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми и сверстниками. Коррекция поведенческих проблем Проблемы поведения Функция поведения. Способы и методы коррекции Коррекция агрессии, Избегание неприятного. самоагрессии и аффективных Проблемное поведение прерывают, вспышек: агрессия, переключают внимание ребенка на другие направленная на людей? – действия (выйти из помещения, пройти по кусает, бьет; самоагрессия – коридору, умыться), интересную для ребенка бьется головой о поверхности и деятельность (игрушка, прослушивание музыки, предметы, кусает себе руки и тд. качание на качелях), на то, что может его заинтересовать («Сухой» бассейн и др.) Коррекция неадекватного крика, Избегание неприятного (внутренний плача. дискомфорт). 5 Тайм-аут (переход в другое помещение). Переключение ребенка на интересную для него деятельность. Коррекция эмоциональноАутостимуляция. Повторяющиеся эпизоды аффективных стереотипий. крика, которые вызывают аффект у самого ребенка, заменяют прослушиванием музыки. Коррекция двигательных Аутостимуляция. Переключение. Стереотипию (ходьба, прыжки); сенсорнопрерывают, предлагают ребенку другую двигательных стереотипий знакомую, не вызывающую негативизма (крутится вокруг своей оси, деятельность (пальчиковая гимнастика, трогает уши руками, закручивает дыхательная гимнастика, двигательная предметы перед лицом). стимуляция и др.) 1.Содержание индивидуальной коррекционно-развивающей работы учителялогопеда. Коррекционно-педагогическая работа по развитию речи осуществляется в живом общении с ребенком. Цели: создание предпосылок к развитию речи; расширение объема понимания обращенной речи; формирование доступных средств общения; зрительный контакт, сосредоточение зрительного слухового внимания; реагирование на обращенную речь и своё имя; общение с помощью предметных действий, привлечение к себе внимания, использование простейших жестов и звуков; активизация звукопроизношения с учетом особенностей развития речи; альтернативная коммуникация. 15.09.2023- Стимуляция органов артикуляции (Комплекс упражнений 15.05.2024 артикуляционной гимнастики): Растягивание большим и указательным пальцами уголков рта, делаем улыбку. Сжимание большим и указательным пальцами уголков губ к центру, вытягивание губ в трубочку. Массирование указательным пальцем верхней губы слева направо и справа налево. Массирование нижним пальцем нижней губы слева направо и справа налево. Подтягивание указательным и средним пальцами верхней губы к носу. Выворачивание указательным и средним пальцами нижней губы к подбородку. Оттягивание подбородка книзу путем захвата его рукой, указательный палец находится сверху. Легкое пощипывание верхней губы большим и указательным пальцами. Пощипывание по всей длине нижней губы большим и указательным пальцами. Растирание указательным пальцем верхней губы в направлении влево-вправо. 6 Растирание нижней губы указательным пальцем, совершая движения влево-вправо. Круговые движения по губам ложечкой (слева направо и справаналево). Частые движения краем шпателя по верхней и нижней губам. Легкие похлопывания плоской частью шпателя по верхней и нижней губам. Придание губам формы, характерной для произношения звуков: а, о, у, и, э, ы. Развитие дыхания и голоса (Комплекс упражнений / игр на формирование речевого дыхания: например «Тихий ветерок задувает свечу, колышет листья деревьев, гонит облака» и тд.): Развивать физиологическое дыхание. Развивать целенаправленную сильную воздушную струю. Учить выдыхать с сопротивлением, с напряжением, с сомкнутыми губами. Сдувать со стола мелко нарезанные цветные бумажки, пушинки, ватку. Дуть на лежащие на столе палочки, карандаши, стараясь сдвинуть их с места. Дуть на пластмассовые и бумажные игрушки, плавающие в тазике; дуть в дудочку, свистульку; надувать и пускать мыльные пузыри. Учить надувать щёки до сильного натяжения и медленно сдувать их. Вырабатывать навыки ротового и носового дыхания. Воспитывать правильное речевое дыхание и длительный речевой выдох на материале гласных и их слияний. Развивать интонационную выразительность, ритмичность речи на материале звукоподражаний. Слуховая стимуляция( Комплекс упражнений/игр направленный на развитие слухового внимания и слухоречевой памяти, например: игры «Эхо», «Сирена», звукоподражания к сказке «Три медведя»): Шуршание различными видами бумаги то у одного, то у другого уха. Зрение исключается: ребенок не должен видеть шуршащую бумагу. Перемещение неваляшки вправо-влево, вверх-вниз, извлекая мелодичные звуки. Включение и выключение звукового сигнала со словами: Есть звук и нет звука. Воспроизведение мелодии, произношение гласных низким и высоким голосом с попеременным чередованием. Позванивание бубенцами у одного и другого уха попеременно. Игра на музыкальном инструменте то у правого уха, то у левого. Попеременное воспроизведение резких или мелодичных звуков: падение предмета на твердую поверхность, громкий звон колокольчика, мелодичные звуки музыкальной шкатулки. 7 Называние ребенка то слева, то справа, добиваясь, чтобы он поворачивал голову на звук голоса. Проговаривание слов с различной интонацией: ласково и строго. Изменение громкости произношения: фраза произносится громко и шепотом. Произношение слогов то слева, то справа с изменением темпа произношения: то быстро, то медленно. Произношение слогов с отбиванием такта ногами (отбивается такт, соответствующий частоте произношения слогов). Произношение слов с отхлопыванием их слогов, выделяя слоги интонационно. Слушание тихой и громкой музыки. Различение неречевых звуков. Ритмические постукивания. Выполнение простой одноступенчатой инструкции. Обогащение/ развитие пассивного словаря (Комплекс игр и упражнений): Накопление словаря происходит в следующей последовательности: существительные (предъявление, знакомство, называние предмета, организация игры с предметом); глаголы (знакомство ребенка с действием, организация игры и многократное обыгрывание действия, включение слова в быт); прилагательные (аналогичная методика). Обогащение/развитие активного словаря (Комплекс игр и упражнений): называние по подражанию (использование предметной или сюжетной картинки с использованием слова, жеста, звукоподражания). Работа по вызыванию звуков (Методика Новиковой-Иванцовой; Большакова С.Е. «Работа на начальном этапе. Формирование навыков базового уровня»): побуждение ребенка к самостоятельному произнесению звуков происходит поэтапно: вызывание правильного артикулирования гласных (А,О,У,И) и согласных звуков (М,Н,П,Т,К,Х,Б). повторение за ребенком имеющихся у него звуков; поочередное произнесение с ребенком имеющихся у него звуков; побуждение ребенка произносить новые звуки с опорой на предмет или картинку в сопровождении жеста (в случае необходимости используется опора на тактильные ощущения); имитация звукоподражания вслед за взрослым с опорой на картинку и буквы; спонтанное произнесение звуков с опорой на картинку; работа перед зеркалом по подражанию. Понимание связной речи (Комплекс игр и упражнений): работа над пониманием связной речи ведется в следующей последовательности: изолированные действия демонстрируются и называются простые бытовые действия; жесты, обозначающие действия, включаются в репертуар песенок, потешек, что обеспечивает их многократное усвоение и повторение; 8 демонстрация этого же действия по картинке. Поддерживающее общение (альтернативная коммуникация): Формирование средств общения, доступных для ребенкаинвалида; Формирование умения сигнализировать о своих потребностях и состоянии с помощью речевых и неречевых средств: жестов, слов, предметов, картинок, символов. Формирование умения задерживать взгляд на лице взрослого. Установление зрительного контакта: развитие умения фокусировать взгляд, смотреть и концентрировать внимание, реагировать на зрительные впечатления (двигательно, эмоционально). Учим улыбаться, отвечать взглядом на взгляд, вокализировать и совершать энергичные движения головой, конечностями и корпусом (двигательное оживление; согласие /несогласие). Учим смотреть на предмет; в ответ на вопрос - Где? искать взглядом названный объект, постоянно находящийся в одном и том же месте; который может располагаться в разных местах; игра в «Прятки». Учим провожать взглядом движущийся объект. Учим следить за человеком, движущимся по комнате со звучащей или световой игрушкой; следить за деятельностью окружающих. Учим определять местонахождение источника звука: поворачивать голову в сторону источника звука. Учим искать источник звука глазами и фиксировать на нем взгляд; искать источник звука, находящийся вне комнаты. Учим реагировать (движением, эмоцией, звуком) на различные звучащие игрушки (неваляшка, бубен и др.) и предметы быта (звонок телефона, часы, звонок в дверь, жужжание пылесоса). Обучаем детей подражанию действиям взрослого. Учим подражать движениям различных частей тела; движениям, о которых поется в песенке, произносится в тексте; вокализировать. Обращаем внимание ребенка на звуки среды (звуки чихания, кашля, зевания, плача, радости) и на объект, который их издает. Обучаем имитации (подражанию) звуков, используя световые игрушки, которые зажигаются в тот момент, когда ребенок издает звук. Обучаем имитации звуков речи. Учим выполнять манипулятивные действия с незнакомыми предметами; играть в игру «Дай такой»; давать предмет по его названию, например: дай кубик. Учим соблюдать очередность с помощью подвижных игр (катать мяч, машинку), в процессе исполнения детских песенок, потешек. Учим двигаться при звуках музыки. Учим понимать выражения дай руку, на и др., ориентируясь на указательный жест. Учим реагировать на свое имя. Сменяя тон и высоту голоса, 9 добиваемся ответной реакции ребенка на вопросительные и утвердительные конструкции: Будем играть? Будем играть! Учим пониманию значения важных ежедневных действий, четко и выразительно используя одни и те же слова, например: спать, кушать, мыться. Поощряем голосовые проявления, лепетное говорение. Обучаем повторению простых слов (на, дай), выполнению знакомых действий с предметом. 2.Содержание индивидуальной коррекционно-развивающей работы воспитателя по образовательным областям. «Социально-коммуникативное развитие». Цели: формирование у обучающегося системы доступной коммуникации, социальных способов взаимодействия с педагогическим работником и другими детьми, предметным миром, природой, Я-сознания и положительного самовосприятия, понимания чувственной основы родственных и социальных отношений между людьми; становление самостоятельности и целенаправленности деятельности, положительных индивидуальноличностных свойств; усвоение социальных норм поведения, основ безопасной жизнедеятельности, а также правил межличностного общения; овладение игровой и продуктивными видами деятельности. направление развития Социальнокоммуникативное развитие образовательная деятельность ориентировочно-поисковой активности: - формирование биологического ритма и положительного отношения к разнообразным сенсорным (слуховым, зрительным, тактильным, вибрационным) ощущениям при выполнении педагогическим работником гигиенических процедур и режимных моментов; - поддержание социальных форм поведения при последовательной смене периодов сна и бодрствования, - формирование умения фиксировать внимание и направлять голову и взгляд в сторону лица педагогического работника при непосредственной тактильной стимуляции; - формирование ответных эмоциональных реакций при контакте с родителями (законными представителями), педагогическим работником в различных ситуациях (гигиенические процедуры, кормление, общение, подготовка ко сну); - создание условий для формирования у ребенка ответных реакций на любое воздействие со стороны родителей (законных представителей), педагогического работника. предметных действий: - формирование умения согласовывать движения рук, удерживать предмет двумя руками, использовать движения с целью влияния и (или) изменения ситуации, в том числе при приеме пищи: делать паузы во время кормления, мимикой и поведением информировать педагогического работника о чувстве голода и насыщении, нежелании принимать пищу; 10 - поддержание устойчивого интереса к окружающим сенсорным стимулам, предметам среды и происходящему вокруг; - формирование дифференцированных способов информирования педагогического работника при возникновении чувства удовольствия и неудовольствия, в том числе при возникновении желания до или при появлении неприятных ощущений после акта дефекации и (или) мочеиспускания; - формирование интереса к совместным действиям с педагогическим работником в процессе осуществления режимных моментов, бытовых и игровых ситуаций; - формирование умения реагировать на свое имя; - формирование навыков социального поведения: умения выполнять элементарные действия в процессе выполнения режимных моментов; формирование социальных способов эмоциональноположительного общения с родителями (законными представителями), педагогическим работником. предметной деятельности: - поддержание интереса ребенка к взаимодействию с педагогическим работником в процессе эмоционального общения, осуществления режимных моментов, бытовых и игровых ситуаций и совместных предметно-игровых действий; - совершенствование точности и координации движений рук и пальцев при выполнении действий с полотенцем, расческой, ложкой, чашкой; - увеличение продолжительности сотрудничества и навыка подражания действиям педагогического работника с предметами; - обучение выполнению цепочки последовательных действий с предметами по подражанию; - формирование социального поведения при выполнении режимных моментов: помощь в выполнении действий и поддержание проявлений самостоятельности; - формирование умения демонстрировать свое отношение к происходящему изменением поведения, мимикой, интонацией и социальными жестами. познавательной деятельности: - расширение средств социальной коммуникации с педагогическим работником и другими детьми; - обеспечение определенной степени самостоятельности при выполнении знакомой деятельности и ориентировки в окружающем; - совершенствование навыка приема пищи за столом с помощью различных столовых приборов (вилкой, ложкой); - развитие самостоятельности во время выполнения гигиенических процедур; - развитие навыков одевания - раздевания; - развитие интереса к совместным играм с детьми. - формирование норм поведения воспитанника: ориентироваться на требования педагогического работника, вести себя спокойно, спать в кроватке, брать вещи из шкафчика, убирать игрушки в емкость. «Познавательное развитие». 11 Цель: развитие сохранных функциональных возможностей анализаторов для преобразования ощущений в непосредственное восприятие окружающего мира, развитие внимания и памяти (накопление образов-восприятия), формирование способности обобщать и анализировать сенсорный опыт, овладевать социальными способами познания и умственными действиями в качестве основных интеллектуальных операций и базы для появления более совершенных форм мышления. направление развития Познавательное развитие образовательная деятельность ориентировочно-поисковой активности: - стимуляция к поиску сенсорного стимула за счет выполнения движений головы, поисковых движений глаз, поисковых движений руки, локализации зоны его воздействия (накопление опыта ощущений); - формирование интереса к звукам высокой и средней громкости, к громкому голосу педагогического работника с постепенным удалением источника от уха;; - формирование захвата вложенной в руку игрушки, выполнения движений рукой с целью извлечения звука, ощупывание как исследование ее свойств; - развитие умения ощупывать пальцами предмет, вложенный в руку педагогического работника, затем самостоятельно захватывать и удерживать как основы осязания; - формирование интереса и социальных ответов на воздействие различных сенсорных стимулов. предметных действий: - развитие длительного сенсорного сосредоточения на предметах, находящихся рядом и на удалении от него; - формирование умения сосредотачивать внимание на неречевых звуках повышенной громкости (барабан, бубен, дудочка, колокольчик, трещотка, колотушка, металлофон) и речевых сигналах обычной громкости и произносимые шёпотом (папапапа, пупупупуу, ааааа, пипипипи) с постепенным увеличением расстоянии до уха от источника звука; - увеличение продолжительности и качества действий с предметами (манипулятивных, специфических и орудийных), осуществляемых под контролем зрительным или тактильных и (или) перцептивных ощущений; - создание условий для накопления ребенком опыта практических действий с дискретными (предметы, игрушки) и непрерывными (песок, вода, крупа) множествами; - развитие зрительно-моторной координации; - формирование навыка отраженного повторения простого моторного акта или социального действия с предметом после его выполнения в совместной с педагогическим работником деятельности, то есть развитие имитации. предметной деятельности: - формирование умения обследовать предмет доступными способами; - формирование умения сравнивать одну группу предметов с другой методом сопоставления (последовательно подкладывая один 12 предмет к другому); - осуществление выбора предмета и самостоятельное выполнение ребенком результативной последовательности действий для достижения намеченной цели; - совершенствование координации и точности движений рук, обучение сложным социальным движениям: перелистывание, нажимание пальцами, кручение, нанизывание, закрывание; - развитие подражания цепочке социальных действий и формирование осознания их смысловой последовательности, навыка осмысленного выполнения, умения реализовывать их по памяти. познавательной деятельности: - развитие навыка ориентировки на свойства предметов, различения и объединения в группы согласно одному сенсорному признаку; - формировать умение сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров - по длине, ширине, высоте, величине; - формирование умения выделять и группировать предметы по заданному признаку; - формировать умение выделять 1, 2 и много предметов из группы; - развитие умения сообщать доступным коммуникативным способом о том, что происходит вокруг и где он находится, что делает; - обучение ориентировке на плоскости листа, расположению предметов в пространстве изначально ориентируясь от положения собственного тела "от себя", а затем исходя из положения другого человека; - формирование ориентировки во времени: ночь, день, светло-темно, вчера, сегодня, завтра, было, сейчас, будет, тепло-холодно, зима, лето. «Речевое развитие» Цель: формирование таких социальных способов контакта с людьми, как жестовосимволические средства, речь и альтернативные формы коммуникации, а также совершенствование звуковой и интонационной культуры речи. направление развития Речевое развитие образовательная деятельность ориентировочно-поисковой активности: - формирование моторной готовности к непроизвольному воспроизведению артикуляционных поз и элементарной речевой коммуникации; - стимуляция голосовой активности путем пассивной гимнастики; - формирование невербальных средств общения; - стимулирование внимания ребенка к речи педагогического работника, изменениям интонации и силы голоса. предметных действий: - привлечение внимания к партнеру по общению; - формирование потребности использования руки как средства коммуникации; - формирование навыка нахождения предмета, выполнения действия с ним или изменения поведения по речевому или тактильному обращению педагогического работника; 13 - стимуляция развития лепета как важного компонента речевого развития; - развитие умения реагировать (прислушиваться) к разным интонациям разговаривающего с ребенком педагогического работника; - формирование умения называть предмет в доступной коммуникативной форме. предметной деятельности: - создание условий для осознания взаимосвязи между движением, действием и его обозначением в доступной коммуникативной форме; - развитие невербальных средств коммуникации: увеличение числа социальных жестов и мимических проявлений; - привлечение внимания к речевому обращению педагогического работника; - стимулирование звукоподражания и копирования речевых образцов, а также их ситуативного использования. познавательной деятельности: - развитие символической конкретной коммуникации: умение пользоваться звукоподражаниями, естественными жестами, предметами-символами, картинками; - развитие умения понимать и выполнять простые устно-жестовые инструкции; - формирование умения высказывать свои просьбы и желания простыми фразами в доступной коммуникативной форме. «Художественно - эстетическое развитие» Цель: формирование продуктивной деятельности на занятиях лепкой и аппликацией, конструирования и рисования. направление образовательная деятельность развития Художетсвенно – ориентировочно-поисковой активности: - формирование сосредоточения и интереса к звукам окружающей эстетическое среды, музыке; развитие - фиксация внимания на звучании музыкальных игрушек (для слепоглухих обучающихся на тактильно-вибрационной основе); - формирование различных социальных ответов на звучание музыки (замирание, сосредоточение, поисковые реакции глазами, головой, телом). предметных действий: раздел "Лепка" - формирование навыка тактильного обследования предмета; - знакомство со свойствами пластилина; - обучение выполнению простых действий с пластилином: разминание, соединение или разъединение, раскатывание; - формирование умения выполнять простые поделки из пластилина. Раздел "Аппликация" - знакомство со свойствами некоторых материалов и 14 функциональными возможностями инструментов, необходимых для выполнения аппликации, формирование навыка безопасной работы с ними; - обучение простым приемам аппликации (наклеивание, соединение или разъединение); - формирование навыка подражания действиям педагогического работника при выполнении аппликации; - развитие навыка сотрудничества при участии в выполнении аппликации. Раздел "Рисование" - формирование навыка обследования и ориентировки на контур, форму, величину, цвет предмета, нахождение и узнавание отдельных элементов, запоминание их расположения, взаимосвязи между собой; - обучение социально приемлемому использованию карандаша и кисти; - формирование умения правильно захватывать карандаш\кисть и удерживать при рисовании; - формирование простых графических навыков: рисования прямых, замкнутых линий, черкания. Раздел "Конструирование" - знакомство с различными типами конструкторов и техникой их использования, способом соединения деталей; - формирование умения последовательно выполнять постройку из 23 деталей по подражанию действиям педагогического работника; - формирование умения использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств за счет ориентировки на их сенсорные характеристики и свойства. познавательной деятельности: Раздел "Лепка" - знакомство с основными приемами лепки; - формирование навыка ориентирования на образец при лепке; - формирование умения выполнять поделки из пластилина путем подражания продуктивным действиям педагогического работника; - формирование умения выполнять поделки из пластилина по инструкции педагогического работника, предъявленной в доступной коммуникативной форме. Раздел "Аппликация" - формирования навыка ориентировки на образец при выполнении поделки; - выполнение поделки по подражанию продуктивным действиям педагогического работника; - формирование умения выполнять аппликацию по инструкции педагогического работника, предъявленной в доступной коммуникативной форме. Раздел "Рисование" - развитие умения пользоваться кистью, карандашом, фломастером; - формирование умения выполнять различные линии и виды штриховки подражая действиям педагогического работника; - формирование умения изображать простые предметы по подражанию действиям педагогического работника; Раздел "Конструирование" 15 - развитие ориентировки в пространстве и знакомство с понятиями: слева, справа, над или под, дальше, ближе; - знакомство со свойствами и возможностями природных материалов, обучение изготовлению из них поделок с учетом их свойств; - формирование умения выполнять постройки по инструкции педагогического работника, предъявленной в доступной коммуникативной форме. 7. Мероприятия и формы сотрудничества организации и семьи обучающегося по реализации СИПР Работа педагогического коллектива с семьей ребенка- инвалида строится на следующих принципах: семья ребенка рассматривается как реабилитационная структура, изначально обладающая потенциальными возможностями к созданию благоприятных условий для развития и воспитания ребенка; взаимодействие с семьей ребенка осуществляется в рамках комплексного и непрерывного сопровождения, начиная с раннего и дошкольного возраста; семья ребенка позиционируется как микросоциальная среда, в которой ребенок не только живет, но в которой формируются его представления о себе и мире, нравственные качества, отношение к людям, характер межличностных связей. Взаимодействие с семьёй ребенка-инвалида направлено на решение следующих задач: определение актуальных проблем каждой семьи, поиск путей их разрешения, мотивирование родителей (законных представителей), а также других родственников на совместную работу; психолого-педагогическое просвещение родителей (законных представителей), формирование у них психолого-педагогической компетентности; оптимизация самосознания родителей (законных представителей) ребенкаинвалида, нейтрализация тяжелых и длительных переживаний, стресса, связанного с проблемами психофизического развития ребенка; формирование представлений об особенностях развития ребенка, навыков и умений конструктивного взаимодействия в системе родитель-ребенок посредством проведения психолого-педагогических коррекционных мероприятий. Взаимодействие с семьёй дошкольника осуществляется в следующих направлениях: образовательно-просветительская работа, психологическое консультирование и диагностика внутрисемейных взаимоотношений, педагогическая коррекция, психологическая помощь. Направления работы Задачи Мероприятия 16 Образовательно- Повышение осведомленности индивидуальные просветительская родителей об особенностях развития, консультации родителей динамике, перспективах развития работа со специалистами ребенка- инвалида, возрастных консультации родителей параметрах и специфических по темам: образовательных потребностях «Реализация СИПР в ребенка домашних условиях » Обеспечение участия семьи в «Коррекция разработке и реализации СИПР, поведенческих единства требований к проблем». обучающемуся в семье и в участие родителей в образовательной организации разработке СИПР. Психологическая повышение самооценки, чувства психотерапевтические помощь собственного достоинства беседы; родителя; групповые стабилизация и оптимизация психотерапевтические психического состояния родителя, тренинги; преодоление состояния "горя", встречи родительского "безвыходности", клуба. "безысходности", "тупиковой ситуации"; обновление мироощущения, самоценности "Я", понимания собственной роли в воспитании ребенка, сохранении семьи, понимании переживаний своих близких, принятие ситуации такой, какая она есть; определение конкретных задач перед родителем на период "здесь и теперь" (так как на начальных этапах во избежание срывов не стоит строить долгосрочных перспектив). Психологическое направлено на определение и Индивидуальное консультирование оказание психологической консультирование; и диагностика поддержки и помощи в решении Коллективное внутрисемейных семейных проблем, связанных с консультирование (члены взаимоотношений принятием и ценностным семьи); отношением к ребенку-инвалиду; Диагностики снятие напряженности и внутрисемейных психологической травматизации, взаимоотношений возникшей у родителей (законных осуществляется в представителей) в связи с процессе рождением в семье ребенка с консультирования. инвалидностью; преодоление трудностей в 17 Педагогическая коррекция отношениях между членами семьи, обостренных тяжестью состояния ребенка; формирование согласованности между членами семьи в использовании воспитательных приемов; коррекцию позиций родителей (законных представителей) гиперболизирующих или отрицающих наличие проблем у ребенка. практическое обучение родителей (законных представителей) способам коррекционного ухода, приемам и методам воспитания ребенка с учетом выявленных нарушений и с целью создания специальных условий его развития дома; формирование у родителей (законных представителей) представлений о специфических и возрастных особенностях, индивидуальном маршруте развития их собственного ребенка; Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения Индивидуальное консультирование; Участие родителей в индивидуальных занятиях, игровых сеансах, тематических семинарах-тренингах, досуговых мероприятиях; консультирование родителей по вопросам обучения ребенка в домашних условиях, выбор единых подходов и приемов работы. 8. Ожидаемые результаты специальной индивидуальной программы Система коррекционно-развивающих мероприятий, направленная на развитие познавательных процессов у ребенка-инвалида будет способствовать улучшению психофизического состояния, формированию определенных умений и навыков, в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Основным ожидаемым результатом освоения СИПР является развитие жизненной компетенции ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития. Ожидаемые личностные результаты: Осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я». Эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности с педагогом. Уважительное отношение к окружающим, овладение начальными навыками адаптации в социуме; освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына/дочери и т.д.). 18 Установка на безопасный здоровый образ жизни, учебная мотивация и т.д. Предметные результаты: Предполагается сформировать у ребенка-инвалида следующие коммуникативные навыки: эпизодически адекватно реагирует на простую инструкцию педагога; при общении использует мимику и жесты; определяет источник речевых и неречевых звуков, направление звука в пространстве; понимает и выполняет действия с игрушкой; показывает иллюстрации в соответствии с содержанием; вслушивается в речь взрослых, отвечает на вопросы о себе, об окружающих людях, предметах ( путем использования символов, предметов-заместителей); повторяет один и тот же слог, подражая взрослому; соблюдает очередность в выполнении предметно-игровых действий; использует звукоподражания, лепетные и простые слова для называния объектов окружающего мира; выполняет движения по инструкции, когда она сопровождается жестом («встань, сядь»); Поддерживающее общение (использование альтернативной коммуникации). Планируемые результаты по образовательной коммуникативное развитие»: области «Социально – Предполагается сформировать у ребенка – инвалида: системы доступной коммуникации, социальных способов взаимодействия с педагогическим работником и другими детьми, предметным миром, природой, Я-сознания и положительного самовосприятия, понимания чувственной основы родственных и социальных отношений между людьми; самостоятельность и целенаправленность деятельности, положительные индивидуально-личностных свойства; социальные нормы поведения, основы безопасной жизнедеятельности, а также правила межличностного общения; владение игровой и продуктивными видами деятельности. эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности ребенка с педагогом. Планируемые результаты по образовательной области «Познавательное развитие»: Предполагается сформировать у ребенка – инвалида: 19 сохранные функциональные возможности анализаторов для преобразования ощущений в непосредственное восприятие окружающего мира, развито внимание и память (накопление образов-восприятия), способности обобщать и анализировать сенсорный опыт, овладение социальными способами познания и умственными действиями в качестве основных интеллектуальных операций и базы для появления более совершенных форм мышления. Планируемые результаты по образовательной области «Речевое развитие»: Предполагается сформировать у ребенка – инвалида: такие социальные способы контакта с людьми, как жестово-символические средства, речь и альтернативные формы коммуникации, Планируемые результаты по образовательной области «Художественно эстетическое развитие»: Предполагается сформировать у ребенка – инвалида: навыки продуктивной деятельности на занятиях лепкой и аппликацией, конструирования и рисования. 9. Технические средства и дидактические материалы, необходимые для реализации СИПР В дошкольном учреждении созданы условия для реализации СИПР, имеется: Медицинский блок – оснащен медицинским оборудованием. Кабинет психолога – оснащен с учетом основных направлений деятельности, одна из которых – зона индивидуальных занятий, которая предполагает непосредственное взаимодействие психолога с ребенком. Сенсорная комната – оборудована стимуляторами, воздействующими на органы осязания, слуха, зрения, на развитие эмоциональной сферы, высших психических функций и личностных качеств ребенка. Музыкальный зал – оснащен оборудованием и инвентарём в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования, музыкальным центром, фортепиано. Спортивный зал – оснащен атрибутами для обучения элементам спортивных игр, спортивным оборудованием, нетрадиционным оборудованием. Кабинет учителя-логопеда - оснащен оборудованием и инвентарём с учетом основных направлений деятельности, логопедическое обследование; составление индивидуальных программ логопедического сопровождения; проведение индивидуальных и подгрупповых коррекционно-развивающих занятий; консультирование педагогов и родителей; ведение отчётной документации. Специально подготовленная среда в групповой комнате включает в себя пространство с материалами: - для упражнений в развитии социальных навыков и навыков самообслуживания (раковина и полотенце для умывания, корзинка для одевания, раздевания, предметы для стирки, глажки); 20 - для упражнений в обыденных умениях жизненной практики (щетка, совок, ведро для собирания мусора, тряпочки, губки, сушка для белья с прищепками); - для снятия мышечного, эмоционального напряжения (мягкий уголок, пуфик, массажные мячики, тактильные дорожки, мягкие подушки, ящик для рисования на песке) Характеристики развивающей предметно-пространственной среды группы: безопасность; комфортность; соответствие возрастным особенностям развития и интересам; вариативность; информативность. В ОУ педагогическим коллективом созданы специальные педагогические условия, включающие: - использование в образовательной деятельности форм и методов работы с ребенком-инвалидом, соответствующих его возрастным и индивидуальным особенностям; - построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослого с ребенком, ориентированного на интересы и возможности ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития; - поддержку инициативы и самостоятельности ребенка в специфических для него видах деятельности; - создание условий для овладения культурно-гигиеническими навыками, навыками самообслуживания. В воспитатели и специалисты работающие с ребенком – инвалидом создают атмосферу доброжелательности и психологической безопасности. Описание используемых специальных методов, приёмов Для коррекционной работы педагоги используют следующие специальные методы: Наглядные методы - практическая деятельность организованна на основе наглядного показа, демонстрация изображений, картинок. Словесные методы – чтение художественной литературы (стихотворения, произведения, сказки и другое), игры-потешки, поручения. Словесные приёмы - речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указание, оценка детской деятельности, вопрос. Игровые методы - игра, упражнения, поручения. Репродуктивные методы – воспроизведение готового речевого образца. Практические методы - упражнение (подражательно-исполнительского характера), экспериментирование. Индивидуальные методы - обеспечивают структуру отношений, при которой педагог имеет возможность реагировать на желания и потребность ребенка. Нетрадиционные приёмы: сказкотерапия, музыкотерапия, песочная терапия, самомассаж, су-джок терапия, нетрадиционные техники рисования и др. Используемые методические пособия и литература: 1. Большакова С.Е. «Работа на начальном этапе. Формирование навыков базового уровня». –М., Грифон, 2019г.-256с. – ISBN 978-5-98862-443-1. 2. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание». Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта-М.: Просвещение, 2005 21 3. Екжанова, Е.А. Методика педагогического обследования ребенка младшего дошкольного возраста с умственной недостаточностью / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева // Дефектология. - 2007. - №6. 4. Елисеева Е.Н., Истомина О.В., Рудакова Е.А. Проведение первичной оценки развития обучающихся с выраженными нарушениями интеллекта и с ТМНР на основе психолого-педагогического обследования (методические рекомендации и диагностический материал) / научный редактор: канд. пед. наук А.М. Царёв, Псков, 2019; 5. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Знаете ли Вы нас? Методические рекомендации. – М.: В.Секачев, 2012 – ... с. ISBN 978-5-88923-349-7 6. Котышева Е.Н., «Музыкальная психокоррекция детей с ограниченными возможностями здоровья» Программа представляет цикл музыкально – коррекционных занятий для дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и упражнения для развития мелкой моторики, речевых и мимических движений; Издательство РЕЧЬ 2010 7. Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультация, тренинг. Ярославль, Академия Развития, 2002. 8. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. –М., Сфера, 1997 9. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. 10. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников — М.: Просвещение, 1990. 11. Маллер А.Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: Учеб. пособие / А.Р. Маллер, Г.В. Цикото. - М.: Академия, 2003. 12. Нищева Н.В. «Играй-ка» -С-П.- «Детство-пресс» 2006 13. Екжанова Е.А. «Изобразительная деятельность в воспитании и обучении дошкольников с разным уровнем умственной недостаточности», С-Петербург. 14. Н. Аксарина, Е. Тихеева, «Развивающие игры для детей с нарушением интеллекта и психики - М., «Просвещение». 15. С. Петерина «Воспитание культуры поведение у детей дошкольного возраста» М., «Просвещение». 16. Дети 6-7 лет с ограниченными возможностями. Планирование работы со старшими дошкольниками, имеющими трудности в обучении / Т.А. Ткачева. – М.: Издательство ГНОМ, 2011. 17. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. / Е.А. Стребелева. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014. 10. Средства мониторинга и оценки динамики развития Диагностика речевого развития и коммуникации предполагает выявление сформированности компонентов речевой деятельности: импрессивной речи (понимания обращенной речи) и экспрессивной речи (собственной речи) / экспрессии (использования взгляда, жеста и т.п. при отсутствии собственной речи). В процессе общения и взаимодействия с ребенком выявляют понимание им обращенной речи: реагирование на свое имя, понимание и выполнение простых и 22 сложных речевых инструкций. Эти параметры выявляют методом наблюдения на протяжении всего процесса психолого-педагогического обследования. Оценивая собственную речь ребенка, обращают внимание на семантическую (смысловую) сторону речи, ее коммуникативную направленность, умение употреблять в процессе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания. Оценку собственной речи ребенка следует проводить в свободной деятельности, которая не предусматривает специальной мотивации к речевым высказываниям. Если ребенок не владеет вербальной речью, необходимо выяснить, какое средство альтернативной коммуникации использует ребенок в процессе общения. Ребенка просят отвечать на вопросы и фиксируют используемое средство альтернативной коммуникации: взгляд, жест, др. В процессе диагностики особенностей контакта со взрослыми оценивают: способность ребенка устанавливать, поддерживать, инициировать контакт, оценивают его избирательность. При оценке установления контакта обращают внимание на способность ребенка устанавливать зрительный контакт в ответ на обращенную речь взрослого. При оценке параметра «поддержание контакта» обращают внимание на особенности удержания контакта ребенком в процессе взаимодействия со взрослым. Оценивая поддержание контакта, необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка. В ходе наблюдения за ребенком на протяжении всего психологопедагогического обследования оценивают инициацию контакта, его избирательность. Наблюдая за ребенком в свободной и игровой деятельности, оценивают его умение инициировать, устанавливать и поддерживать контакт со сверстниками. Представления о себе и о своих родителях ЗАДАНИЯ НГ СГ КГ Как тебя зовут? Найди свою фотографию (выбор из3-х фотографий детей); Найди фотографию своей мамы/папы (выбор из 3-х, дается фотографии трех женщин\мужчин) Кто это на фотографии? Как зовут твою маму/папу? Средства общения ребенка экспрессивно-мимические (улыбка, взгляд «глаза в глаза», жесты и т.д.) предметно-действенные (протягивание взрослому различных предметов, выражение протеста и т.д речевые средства общения (высказывания, вопросы). Характеристика контактов ребенка со взрослым Установление контакта устанавливает контакт легко и быстро контакт избирательный контакт формальный устанавливает контакт в ответ на действия взрослого (например, в ответ на поглаживание руки - поднимает руку и др.). не устанавливает контакт в ответ на действия взрослого устанавливает зрительный контакт в ответ на обращенную речь взрослого не устанавливает зрительный контакт в ответ на обращенную речь взрослого не вступает в контакт 23 Поддержание контакта поддерживает контакт в процессе взаимодействия с взрослым прерывает контакт, после этого включается в процесс взаимодействия прерывает контакт, после этого не включается в процесс взаимодействия Инициация контакта - инициирует контакт Способ привличения внимания: обращение по имени, использование звукоподражания, крик, прикосновения, похлопывание по плечу, использование жестов и др - не инициирует контакт Импрессивная речь Уровень развития понимания обращенной речи, изучение словарного запаса ребенка(существительные, глаголы) «Покажи картинку» Оценка действий ребенка: педагог фиксирует умение ребенка называть предметы (действия) звуком, слогом, звукоподражанием, словом или показывать жестом; отмечается наличие фразовой речи (понятной или малопонятной для окружающих) реагирует / нереагирует на свое имя Умения у ребенка выполнять словесные инструкции различной сложности понимает и выполняет простые речевые инструкции («встань», «сядь», «возьми», «дай» и др.) не понимает простые речевые инструкции понимает и выполняет сложные речевые инструкции («Закрой дверь и иди сюда», «Сначала вымой руки, а потом сядь за стол») не понимает сложные речевые инструкции Понимания простых предлогов (на, в, под); Уровень сформированности фразовой речи . «Спрячь игрушку» Оценка речевого развития ребенка: принятие и понимание задания. Способы выполнения: самостоятельная речь, умеет ли повторить за взрослым фразу, слова, лепетные слова, звуки, отсутствие активной речи Зкспрессивная речь Произносит / не произносит отдельные звуки Произносит слоги, звукокомплексы Произносит слова Произносит простые предложения Произносит фразы из 2-3-х предложений Анализ и оценка результатов диагностики: Выявленные данные фиксируются в таблице в виде знаков «+» или «-»; выполнение заданий на понимание словесной инструкции: выполняет самостоятельно, выполняет с помощью взрослого (показ, подражание, совместные действия), выполняет задание после обучения, не выполняет задание; результат заданий на изучение экспрессивной речи фиксируется в виде образца речи ребенка-инвалида. Результаты индивидуальной коррекционно-развивающей работы Динамика состояния ребёнка: В конце первого полугодия ______________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ____________________________________________ 24 Результативность обучения (на конец учебного года) _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ___________________________________ __________________________________________________________________ Рекомендации по дальнейшей работе _________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ________________________________________ 25