АОП ребенка-инвалида (№3)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Специальная индивидуальная программа развития
(далее СИПР)
предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с
воспитанником с тяжелыми множественными нарушениями развития. СИПР
составлена на основе «Федеральной адаптированной образовательной программы
для детей с ОВЗ».
Программа разработана в соответствии с действующими федеральными
государственными образовательными стандартами.
Целью реализации СИПР является возможное обретение обучающимся
таких жизненных компетенций, которые позволяют ему соразмерно психическим и
физическим возможностям достигать максимальной самостоятельности в решении
повседневных жизненных задач, направленных на нормализацию его жизни.
1.Индивидуальные сведения о ребенке
Ф.И.О.: Митрофанов Максим
Дата рождения: 06.08.2017
Адрес проживания: г. Кувандык, ул. Тенистая д.11А
Законный представитель (опекун):
Год обучения: 2
Группа (здоровья):
Заключение ПМПК: Смешанное парциальное недоразвитие. Системное
нарушение речи тяжелой степени.
Содержание программы
1. Индивидуальные сведения о ребенке
2. Структура СИПР
3. Психолого-педагогическая характеристика на начало года
4. Индивидуальный план развития на 2023-2024 учебный год
5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре
6. Содержание воспитания и обучения в условиях ОУ и семьи:
7. Мероприятия и формы сотрудничества организации и семьи обучающегося
по реализации СИПР
8. Ожидаемые результаты специальной индивидуальной программы
9. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов
10. Средства мониторинга и оценки динамики развития
1. Получение с 2022-2023 учебного года образования по АООП образования
обучающихся с тяжёлыми и множественными нарушениями развития в старшей
группе компенсирующей направленности.
2. Создание специальных условий для получения образования обучающимся в том
числе:
2.1 Разработка СИПР обучающегося.
2.2 Организация и проведение с обучающимся учителем-логопедом, педагогомпсихологом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре,
воспитателем коррекционно-развивающих занятий, направленных на сенсорное
развитие, развитие предметно-практических действий, двигательное развитие,
2

развитие альтернативной коммуникации, коррекцию отдельных сторон
психической деятельности и личной сферы, формирование социально приемлемых
форм поведения, коррекцию речевых расстройств и нарушений коммуникации.
2.3
Психолого-педагогическое
консультирование
родителей
(законных
представителей) обучающегося.
3. Психолого-педагогическая характеристика обучающегося на начало года:
Внешний вид и поведение во время обследования: в контакт вступает легко, но
безразличен к педагогу, а интересуется только окружающими его предметами
(внимание к ним поверхностное), на обращение к нему не реагирует, на свое имя
не откликается. Двигательно расторможен.
Соматическое здоровье: часто болеет.
Характеристика деятельности: недостаточная сформированность навыков
самообслуживания. Адаптационный период протекал без особенностей. Походка
неуверенная, периодами неустойчивая. Из-за нарушения в координации движений
ребенок не всегда может самостоятельно принимать пищу, посещать туалет, в
результате нуждается в помощи воспитателя.
Игровая деятельность: не соответствует уровню возрастной нормы. Проявляет
поверхностный не стойкий интерес к игрушкам, свойственны простые
манипуляции. Фиксирует взгляд на предметах непродолжительное время.
Конструктивная деятельность: не умеет собирать матрешку, пирамидку,
выполнять даже простые постройки. Инструкцию к заданию не понимает и не
воспринимает.
Особенности речевого развития: строение артикуляционного аппарата без
особенностей. Активной речи нет. Слоговая структура слова, фонематические
процессы, лексико-грамматический строй речи не сформированы. Речевые
инструкции не выполняет.
Особенности психических процессов:
Восприятие: цвета не знает. Ориентация в пространстве (лево/право, верх/низ,
близко/далеко) не сформирована. Восприятие величины не сформировано.
Мышление: нарушение всех мыслительных операций, неосознанность и
хаотичность действий, а т.ж. низкая мотивация мыслительной деятельности.
Максим часто не понимает обращенную к нему речь (просьбы, простые
инструкции). Не всегда откликается на свое имя.
Память: резко снижена. Средства, применяемые для развития памяти и лучшего
запоминания (яркие игрушки, картинки и т.д.), не воспринимает.
Внимание: неустойчивое, отвлекаемое, непроизвольное. Объем внимания и
концентрация резко снижены.
Уровень мелкой моторики: значительные недостатки и трудности в развитии
мелкой моторики.
Эмоционально-личностные особенности: ребенок двигательно расторможен,
эмоциональные реакции неадекватны, могут проявляться аффективные вспышки,
проявляет склонность к отказным реакциям, гневу. Отмечается эмоционально
нестабильный фон. В последнее время стал заметно проявлять самоагрессию
(кусает руки).
4. Индивидуальный план развития на 2023-2024 учебный год
3

№
п/п
1
2
3
4
5
6

7

Раздел специальной
Количество
индивидуальной образовательной
занятий
программы
Социально-коммуникативное
1
развитие
Физическое развитие
3
Познавательное развитие
Художественно-эстетическое
развитие
Речевое развитие
Индивидуальные
коррекционноразвивающие
занятия
учителялогопеда
Индивидуальные
коррекционноразвивающие занятия педагогапсихолога
Итого по программе

Воспитатель/ специалист

Воспитатель

3

Инструктор по физической
культуре
Воспитатель
Воспитатель/
Музыкальный работник
Воспитатель
Учитель-логопед

2

Педагог-психолог

1
5

15

Форма организации коррекционной работы: индивидуальные коррекционноразвивающие занятия с педагогом-психологом, учителем-логопедом, воспитателем,
индивидуальная работа с музыкальным руководителем, инструктором по физической
культуре. Индивидуальные занятия направлены на развитие и поддержку способностей
ребенка в соответствии с его возможностями. Они строятся на оценке достижений
ребенка и определения зоны его ближайшего развития. Обязательным условием
развития ребенка является взаимодействие с другими детьми в микрогруппах, что
способствует формированию социальных навыков общения и взаимодействия.
Расписание индивидуальной работы педагогов по реализации учебных планов,
разработанных по степеням ограничения в соответствии
с ИПРА ребенка – инвалида.
День недели
Время занятий
Должность
Понедельник
10.15-10.35
Воспитатель
Вторник
9.30-9.50
Учитель-логопед
Среда
9.00-9.20
Педагог-психолог
Четверг
10.30-10.55
Музыкальный руководитель
9.30-9.50
Учитель-логопед
Пятница
9.00 - 9.20
Педагог-психолог
5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре
Ребенок - инвалид в соответствии с индивидуальной программой
реабилитации или абилитации ребенка - инвалида, выдаваемой федеральными
государственными учреждениями медико - социальной экспертизы имеет
ограничения:
4

Перечень ограничений основных категорий жизнедеятельности
Способности к самообслуживанию
Первая
Способности к передвижению
Способности к ориентации
Вторая
Способности к общению
Вторая
Способности к обучению
Третья
Способности к трудовой деятельности
Способности к контролю за своим
Первая
поведением
Перечень необходимых специальных материалов и средств для ухода:
 влажные салфетки, бумажные полотенца, мыло, салфетки.
 передвижение (соблюдение техники безопасности);
 реализация коммуникативных и социально-эмоциональных потребностей
(создание комфортной окружающей обстановки, восполнение недостатка
личного общения).
Области и требования профессионального присмотра:
 обеспечение безопасной среды (подготовка учебного места, помещений и
игровых участков на территории организации с учетом особенностей поведения
обучающихся: отсутствие в свободном доступе мелких и колюще-режущих
предметов, защита на дверях и окнах, индивидуальное сопровождение);
 составление четких алгоритмов на случай возникновения разных
непредвиденных ситуаций, связанных с безопасностью жизни и здоровья
обучающихся;
 контроль при проведении гигиенических процедур и приёма пищи
(воспитатель/ младший воспитатель).
6. Содержание воспитания и обучения в условиях ОУ:
Создание
благоприятной
обстановки,
способствующей
формированию
положительной мотивации пребывания в образовательной организации и
эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми и сверстниками.
Коррекция поведенческих проблем
Проблемы поведения
Функция поведения.
Способы и методы коррекции
Коррекция агрессии,
Избегание неприятного.
самоагрессии и аффективных
Проблемное поведение прерывают,
вспышек: агрессия,
переключают внимание ребенка на другие
направленная на людей? –
действия (выйти из помещения, пройти по
кусает, бьет; самоагрессия –
коридору, умыться), интересную для ребенка
бьется головой о поверхности и
деятельность (игрушка, прослушивание музыки,
предметы, кусает себе руки и тд. качание на качелях), на то, что может его
заинтересовать («Сухой» бассейн и др.)
Коррекция неадекватного крика, Избегание неприятного (внутренний
плача.
дискомфорт).
5

Тайм-аут (переход в другое помещение).
Переключение ребенка на интересную для него
деятельность.
Коррекция эмоциональноАутостимуляция. Повторяющиеся эпизоды
аффективных стереотипий.
крика, которые вызывают аффект у самого
ребенка, заменяют прослушиванием музыки.
Коррекция двигательных
Аутостимуляция. Переключение. Стереотипию
(ходьба, прыжки); сенсорнопрерывают, предлагают ребенку другую
двигательных стереотипий
знакомую, не вызывающую негативизма
(крутится вокруг своей оси,
деятельность (пальчиковая гимнастика,
трогает уши руками, закручивает дыхательная гимнастика, двигательная
предметы перед лицом).
стимуляция и др.)
1.Содержание индивидуальной коррекционно-развивающей работы учителялогопеда.
Коррекционно-педагогическая работа по развитию речи осуществляется в
живом общении с ребенком.
Цели:
 создание предпосылок к развитию речи;
 расширение объема понимания обращенной речи;
 формирование доступных средств общения;
 зрительный контакт, сосредоточение зрительного слухового внимания;
 реагирование на обращенную речь и своё имя;
 общение с помощью предметных действий, привлечение к себе внимания,
использование простейших жестов и звуков;
 активизация звукопроизношения с учетом особенностей развития речи;
 альтернативная коммуникация.
15.09.2023- Стимуляция органов артикуляции (Комплекс упражнений
15.05.2024 артикуляционной гимнастики):
 Растягивание большим и указательным пальцами уголков рта,
делаем улыбку.
 Сжимание большим и указательным пальцами уголков губ к
центру, вытягивание губ в трубочку.
 Массирование указательным пальцем верхней губы слева направо
и справа налево. Массирование нижним пальцем нижней губы
слева направо и справа налево.
 Подтягивание указательным и средним пальцами верхней губы к
носу.
 Выворачивание указательным и средним пальцами нижней губы к
подбородку.
 Оттягивание подбородка книзу путем захвата его рукой,
указательный палец находится сверху.
 Легкое пощипывание верхней губы большим и указательным
пальцами. Пощипывание по всей длине нижней губы большим и
указательным пальцами.
 Растирание указательным пальцем верхней губы в направлении
влево-вправо.
6

 Растирание нижней губы указательным пальцем, совершая
движения влево-вправо.
 Круговые движения по губам ложечкой (слева направо и справаналево).
 Частые движения краем шпателя по верхней и нижней губам.
Легкие похлопывания плоской частью шпателя по верхней и
нижней губам.
 Придание губам формы, характерной для произношения звуков: а,
о, у, и, э, ы.
Развитие дыхания и голоса (Комплекс упражнений / игр на
формирование речевого дыхания: например «Тихий ветерок
задувает свечу, колышет листья деревьев, гонит облака» и тд.):
 Развивать физиологическое дыхание.
 Развивать целенаправленную сильную воздушную струю.
 Учить выдыхать с сопротивлением, с напряжением, с
сомкнутыми губами.
 Сдувать со стола мелко нарезанные цветные бумажки,
пушинки, ватку.
 Дуть на лежащие на столе палочки, карандаши, стараясь
сдвинуть их с места.
 Дуть на пластмассовые и бумажные игрушки,
плавающие в тазике; дуть в дудочку, свистульку;
надувать и пускать мыльные пузыри.
 Учить надувать щёки до сильного натяжения и медленно
сдувать их.
 Вырабатывать навыки ротового и носового дыхания.
 Воспитывать правильное речевое дыхание и длительный
речевой выдох на материале гласных и их слияний.
 Развивать интонационную выразительность, ритмичность
речи на материале звукоподражаний.
Слуховая стимуляция( Комплекс упражнений/игр направленный
на развитие слухового внимания и слухоречевой памяти,
например: игры «Эхо», «Сирена», звукоподражания к сказке
«Три медведя»): Шуршание различными видами бумаги то у одного,
то у другого уха. Зрение исключается: ребенок не должен видеть
шуршащую бумагу.
 Перемещение неваляшки вправо-влево, вверх-вниз, извлекая
мелодичные звуки.
 Включение и выключение звукового сигнала со словами: Есть
звук и нет звука.
 Воспроизведение мелодии, произношение гласных низким и
высоким голосом с попеременным чередованием.
 Позванивание бубенцами у одного и другого уха попеременно.
 Игра на музыкальном инструменте то у правого уха, то у левого.
 Попеременное воспроизведение резких или мелодичных звуков:
падение предмета на твердую поверхность, громкий звон
колокольчика, мелодичные звуки музыкальной шкатулки.
7

 Называние ребенка то слева, то справа, добиваясь, чтобы он
поворачивал голову на звук голоса.
 Проговаривание слов с различной интонацией: ласково и строго.
 Изменение громкости произношения: фраза произносится громко
и шепотом. Произношение слогов то слева, то справа с
изменением темпа произношения: то быстро, то медленно.
 Произношение слогов с отбиванием такта ногами (отбивается
такт, соответствующий частоте произношения слогов).
 Произношение слов с отхлопыванием их слогов, выделяя слоги
интонационно.
 Слушание тихой и громкой музыки. Различение неречевых звуков.
Ритмические постукивания.
 Выполнение простой одноступенчатой инструкции.
Обогащение/ развитие пассивного словаря (Комплекс игр и
упражнений):
Накопление словаря происходит в следующей последовательности:
 существительные
(предъявление,
знакомство,
называние
предмета, организация игры с предметом);
 глаголы (знакомство ребенка с действием, организация игры и
многократное обыгрывание действия, включение слова в быт);
 прилагательные (аналогичная методика).
Обогащение/развитие активного словаря (Комплекс игр и
упражнений): называние по подражанию (использование предметной
или сюжетной картинки с использованием слова, жеста,
звукоподражания).
Работа по вызыванию звуков (Методика Новиковой-Иванцовой;
Большакова С.Е. «Работа на начальном этапе. Формирование навыков
базового уровня»): побуждение ребенка к самостоятельному

произнесению звуков происходит поэтапно:
 вызывание правильного артикулирования гласных (А,О,У,И) и
согласных звуков (М,Н,П,Т,К,Х,Б).
 повторение за ребенком имеющихся у него звуков;
 поочередное произнесение с ребенком имеющихся у него звуков;
 побуждение ребенка произносить новые звуки с опорой на
предмет или картинку в сопровождении жеста (в случае
необходимости используется опора на тактильные ощущения);
 имитация звукоподражания вслед за взрослым с опорой на
картинку и буквы;
 спонтанное произнесение звуков с опорой на картинку;
 работа перед зеркалом по подражанию.
Понимание связной речи (Комплекс игр и упражнений): работа над
пониманием связной речи ведется в следующей последовательности:
 изолированные действия демонстрируются и называются простые
бытовые действия;
 жесты, обозначающие действия, включаются в репертуар песенок,
потешек, что обеспечивает их многократное усвоение и
повторение;
8

 демонстрация этого же действия по картинке.
Поддерживающее общение (альтернативная коммуникация):
 Формирование средств общения, доступных для ребенкаинвалида;
 Формирование умения сигнализировать о своих потребностях и
состоянии с помощью речевых и неречевых средств: жестов, слов,
предметов, картинок, символов.
 Формирование умения задерживать взгляд на лице взрослого.
 Установление
зрительного
контакта:
развитие
умения
фокусировать взгляд, смотреть и концентрировать внимание,
реагировать
на
зрительные
впечатления
(двигательно,
эмоционально).
 Учим улыбаться, отвечать взглядом на взгляд, вокализировать и
совершать энергичные движения головой, конечностями и
корпусом (двигательное оживление; согласие /несогласие).
 Учим смотреть на предмет; в ответ на вопрос - Где? искать
взглядом названный объект, постоянно находящийся в одном и
том же месте; который может располагаться в разных местах; игра
в «Прятки».
 Учим провожать взглядом движущийся объект.
 Учим следить за человеком, движущимся по комнате со звучащей
или световой игрушкой; следить за деятельностью окружающих.
 Учим
определять
местонахождение
источника
звука:
поворачивать голову в сторону источника звука.
 Учим искать источник звука глазами и фиксировать на нем взгляд;
искать источник звука, находящийся вне комнаты.
 Учим реагировать (движением, эмоцией, звуком) на различные
звучащие игрушки (неваляшка, бубен и др.) и предметы быта
(звонок телефона, часы, звонок в дверь, жужжание пылесоса).
 Обучаем детей подражанию действиям взрослого.
 Учим подражать движениям различных частей тела; движениям, о
которых поется в песенке, произносится в тексте; вокализировать.
 Обращаем внимание ребенка на звуки среды (звуки чихания,
кашля, зевания, плача, радости) и на объект, который их издает.
Обучаем имитации (подражанию) звуков, используя световые
игрушки, которые зажигаются в тот момент, когда ребенок издает
звук.
 Обучаем имитации звуков речи.
 Учим выполнять манипулятивные действия с незнакомыми
предметами; играть в игру «Дай такой»; давать предмет по его
названию, например: дай кубик.
 Учим соблюдать очередность с помощью подвижных игр (катать
мяч, машинку), в процессе исполнения детских песенок, потешек.
 Учим двигаться при звуках музыки.
 Учим понимать выражения дай руку, на и др., ориентируясь на
указательный жест.
 Учим реагировать на свое имя. Сменяя тон и высоту голоса,
9

добиваемся ответной реакции ребенка на вопросительные и
утвердительные конструкции: Будем играть? Будем играть!
 Учим пониманию значения важных ежедневных действий, четко и
выразительно используя одни и те же слова, например: спать,
кушать, мыться.
 Поощряем голосовые проявления, лепетное говорение. Обучаем
повторению простых слов (на, дай), выполнению знакомых
действий с предметом.
2.Содержание индивидуальной коррекционно-развивающей работы воспитателя по
образовательным областям.
«Социально-коммуникативное развитие».
Цели: формирование у обучающегося системы доступной коммуникации, социальных
способов взаимодействия с педагогическим работником и другими детьми, предметным
миром, природой, Я-сознания и положительного самовосприятия, понимания чувственной
основы родственных и социальных отношений между людьми; становление
самостоятельности и целенаправленности деятельности, положительных индивидуальноличностных свойств; усвоение социальных норм поведения, основ безопасной
жизнедеятельности, а также правил межличностного общения; овладение игровой и
продуктивными видами деятельности.
направление
развития
Социальнокоммуникативное
развитие

образовательная деятельность
ориентировочно-поисковой активности:
- формирование биологического ритма и положительного отношения
к разнообразным сенсорным (слуховым, зрительным, тактильным,
вибрационным) ощущениям при выполнении педагогическим
работником гигиенических процедур и режимных моментов;
- поддержание социальных форм поведения при последовательной
смене периодов сна и бодрствования,
- формирование умения фиксировать внимание и направлять голову
и взгляд в сторону лица педагогического работника при
непосредственной тактильной стимуляции;
- формирование ответных эмоциональных реакций при контакте с
родителями
(законными
представителями),
педагогическим
работником в различных ситуациях (гигиенические процедуры,
кормление, общение, подготовка ко сну);
- создание условий для формирования у ребенка ответных реакций
на любое воздействие со стороны родителей (законных
представителей), педагогического работника.
предметных действий:
- формирование умения согласовывать движения рук, удерживать
предмет двумя руками, использовать движения с целью влияния и
(или) изменения ситуации, в том числе при приеме пищи: делать
паузы во время кормления, мимикой и поведением информировать
педагогического работника о чувстве голода и насыщении,
нежелании принимать пищу;
10

- поддержание устойчивого интереса к окружающим сенсорным
стимулам, предметам среды и происходящему вокруг;
- формирование дифференцированных способов информирования
педагогического
работника
при
возникновении
чувства
удовольствия и неудовольствия, в том числе при возникновении
желания до или при появлении неприятных ощущений после акта
дефекации и (или) мочеиспускания;
- формирование интереса к совместным действиям с педагогическим
работником в процессе осуществления режимных моментов,
бытовых и игровых ситуаций;
- формирование умения реагировать на свое имя;
- формирование навыков социального поведения: умения выполнять
элементарные действия в процессе выполнения режимных
моментов;
формирование
социальных
способов
эмоциональноположительного
общения
с
родителями
(законными
представителями), педагогическим работником.
предметной деятельности:
- поддержание интереса ребенка к взаимодействию с педагогическим
работником в процессе эмоционального общения, осуществления
режимных моментов, бытовых и игровых ситуаций и совместных
предметно-игровых действий;
- совершенствование точности и координации движений рук и
пальцев при выполнении действий с полотенцем, расческой, ложкой,
чашкой;
- увеличение продолжительности сотрудничества и навыка
подражания действиям педагогического работника с предметами;
- обучение выполнению цепочки последовательных действий с
предметами по подражанию;
- формирование социального поведения при выполнении режимных
моментов: помощь в выполнении действий и поддержание
проявлений самостоятельности;
- формирование умения демонстрировать свое отношение к
происходящему изменением поведения, мимикой, интонацией и
социальными жестами.
познавательной деятельности:
- расширение средств социальной коммуникации с педагогическим
работником и другими детьми;
- обеспечение определенной степени самостоятельности при
выполнении знакомой деятельности и ориентировки в окружающем;
- совершенствование навыка приема пищи за столом с помощью
различных столовых приборов (вилкой, ложкой);
- развитие самостоятельности во время выполнения гигиенических
процедур;
- развитие навыков одевания - раздевания;
- развитие интереса к совместным играм с детьми.
- формирование норм поведения воспитанника: ориентироваться на
требования педагогического работника, вести себя спокойно, спать в
кроватке, брать вещи из шкафчика, убирать игрушки в емкость.
«Познавательное развитие».

11

Цель: развитие сохранных функциональных возможностей анализаторов для
преобразования ощущений в непосредственное восприятие окружающего мира, развитие
внимания и памяти (накопление образов-восприятия), формирование способности
обобщать и анализировать сенсорный опыт, овладевать социальными способами познания
и умственными действиями в качестве основных интеллектуальных операций и базы для
появления более совершенных форм мышления.
направление
развития
Познавательное
развитие

образовательная деятельность
ориентировочно-поисковой активности:
- стимуляция к поиску сенсорного стимула за счет выполнения
движений головы, поисковых движений глаз, поисковых движений
руки, локализации зоны его воздействия (накопление опыта
ощущений);
- формирование интереса к звукам высокой и средней громкости, к
громкому голосу педагогического работника с постепенным
удалением источника от уха;;
- формирование захвата вложенной в руку игрушки, выполнения
движений рукой с целью извлечения звука, ощупывание как
исследование ее свойств;
- развитие умения ощупывать пальцами предмет, вложенный в руку
педагогического работника, затем самостоятельно захватывать и
удерживать как основы осязания;
- формирование интереса и социальных ответов на воздействие
различных сенсорных стимулов.
предметных действий:
- развитие длительного сенсорного сосредоточения на предметах,
находящихся рядом и на удалении от него;
- формирование умения сосредотачивать внимание на неречевых
звуках повышенной громкости (барабан, бубен, дудочка,
колокольчик, трещотка, колотушка, металлофон) и речевых
сигналах обычной громкости и произносимые шёпотом (папапапа,
пупупупуу, ааааа, пипипипи) с постепенным увеличением
расстоянии до уха от источника звука;
- увеличение продолжительности и качества действий с предметами
(манипулятивных, специфических и орудийных), осуществляемых
под контролем зрительным или тактильных и (или) перцептивных
ощущений;
- создание условий для накопления ребенком опыта практических
действий с дискретными (предметы, игрушки) и непрерывными
(песок, вода, крупа) множествами;
- развитие зрительно-моторной координации;
- формирование навыка отраженного повторения простого
моторного акта или социального действия с предметом после его
выполнения в совместной с педагогическим работником
деятельности, то есть развитие имитации.
предметной деятельности:
- формирование умения обследовать предмет доступными
способами;
- формирование умения сравнивать одну группу предметов с другой
методом сопоставления (последовательно подкладывая один
12

предмет к другому);
- осуществление выбора предмета и самостоятельное выполнение
ребенком результативной последовательности действий для
достижения намеченной цели;
- совершенствование координации и точности движений рук,
обучение сложным социальным движениям: перелистывание,
нажимание пальцами, кручение, нанизывание, закрывание;
- развитие подражания цепочке социальных действий и
формирование осознания их смысловой последовательности, навыка
осмысленного выполнения, умения реализовывать их по памяти.
познавательной деятельности:
- развитие навыка ориентировки на свойства предметов, различения
и объединения в группы согласно одному сенсорному признаку;
- формировать умение сравнивать предметы контрастных и
одинаковых размеров - по длине, ширине, высоте, величине;
- формирование умения выделять и группировать предметы по
заданному признаку;
- формировать умение выделять 1, 2 и много предметов из группы;
- развитие умения сообщать доступным коммуникативным способом
о том, что происходит вокруг и где он находится, что делает;
- обучение ориентировке на плоскости листа, расположению
предметов в пространстве изначально ориентируясь от положения
собственного тела "от себя", а затем исходя из положения другого
человека;
- формирование ориентировки во времени: ночь, день, светло-темно,
вчера, сегодня, завтра, было, сейчас, будет, тепло-холодно, зима,
лето.
«Речевое развитие»
Цель: формирование таких социальных способов контакта с людьми, как жестовосимволические средства, речь и альтернативные формы коммуникации, а также
совершенствование звуковой и интонационной культуры речи.
направление
развития
Речевое развитие

образовательная деятельность
ориентировочно-поисковой активности:
- формирование моторной готовности к непроизвольному
воспроизведению артикуляционных поз и элементарной речевой
коммуникации;
- стимуляция голосовой активности путем пассивной гимнастики;
- формирование невербальных средств общения;
- стимулирование внимания ребенка к речи педагогического
работника, изменениям интонации и силы голоса.
предметных действий:
- привлечение внимания к партнеру по общению;
- формирование потребности использования руки как средства
коммуникации;
- формирование навыка нахождения предмета, выполнения действия
с ним или изменения поведения по речевому или тактильному
обращению педагогического работника;
13

- стимуляция развития лепета как важного компонента речевого
развития;
- развитие умения реагировать (прислушиваться) к разным
интонациям разговаривающего с ребенком педагогического
работника;
- формирование умения называть предмет в доступной
коммуникативной форме.
предметной деятельности:
- создание условий для осознания взаимосвязи между движением,
действием и его обозначением в доступной коммуникативной
форме;
- развитие невербальных средств коммуникации: увеличение числа
социальных жестов и мимических проявлений;
- привлечение внимания к речевому обращению педагогического
работника;
- стимулирование звукоподражания и копирования речевых
образцов, а также их ситуативного использования.
познавательной деятельности:
- развитие символической конкретной коммуникации: умение
пользоваться
звукоподражаниями,
естественными
жестами,
предметами-символами, картинками;
- развитие умения понимать и выполнять простые устно-жестовые
инструкции;
- формирование умения высказывать свои просьбы и желания
простыми фразами в доступной коммуникативной форме.

«Художественно - эстетическое развитие»
Цель: формирование продуктивной деятельности на занятиях лепкой и аппликацией,
конструирования и рисования.
направление
образовательная деятельность
развития
Художетсвенно – ориентировочно-поисковой активности:
- формирование сосредоточения и интереса к звукам окружающей
эстетическое
среды, музыке;
развитие
- фиксация внимания на звучании музыкальных игрушек (для
слепоглухих обучающихся на тактильно-вибрационной основе);
- формирование различных социальных ответов на звучание музыки
(замирание, сосредоточение, поисковые реакции глазами, головой,
телом).
предметных действий:
раздел "Лепка"
- формирование навыка тактильного обследования предмета;
- знакомство со свойствами пластилина;
- обучение выполнению простых действий с пластилином:
разминание, соединение или разъединение, раскатывание;
- формирование умения выполнять простые поделки из пластилина.
Раздел "Аппликация"
- знакомство со свойствами некоторых материалов и
14

функциональными возможностями инструментов, необходимых для
выполнения аппликации, формирование навыка безопасной работы с
ними;
- обучение простым приемам аппликации (наклеивание, соединение
или разъединение);
- формирование навыка подражания действиям педагогического
работника при выполнении аппликации;
- развитие навыка сотрудничества при участии в выполнении
аппликации.
Раздел "Рисование"
- формирование навыка обследования и ориентировки на контур,
форму, величину, цвет предмета, нахождение и узнавание отдельных
элементов, запоминание их расположения, взаимосвязи между
собой;
- обучение социально приемлемому использованию карандаша и
кисти;
- формирование умения правильно захватывать карандаш\кисть и
удерживать при рисовании;
- формирование простых графических навыков: рисования прямых,
замкнутых линий, черкания.
Раздел "Конструирование"
- знакомство с различными типами конструкторов и техникой их
использования, способом соединения деталей;
- формирование умения последовательно выполнять постройку из 23 деталей по подражанию действиям педагогического работника;
- формирование умения использовать строительные детали с учетом
их конструктивных свойств за счет ориентировки на их сенсорные
характеристики и свойства.
познавательной деятельности:
Раздел "Лепка"
- знакомство с основными приемами лепки;
- формирование навыка ориентирования на образец при лепке;
- формирование умения выполнять поделки из пластилина путем
подражания продуктивным действиям педагогического работника;
- формирование умения выполнять поделки из пластилина по
инструкции педагогического работника, предъявленной в доступной
коммуникативной форме.
Раздел "Аппликация"
- формирования навыка ориентировки на образец при выполнении
поделки;
- выполнение поделки по подражанию продуктивным действиям
педагогического работника;
- формирование умения выполнять аппликацию по инструкции
педагогического
работника,
предъявленной
в
доступной
коммуникативной форме.
Раздел "Рисование"
- развитие умения пользоваться кистью, карандашом, фломастером;
- формирование умения выполнять различные линии и виды
штриховки подражая действиям педагогического работника;
- формирование умения изображать простые предметы по
подражанию действиям педагогического работника;
Раздел "Конструирование"
15

- развитие ориентировки в пространстве и знакомство с понятиями:
слева, справа, над или под, дальше, ближе;
- знакомство со свойствами и возможностями природных
материалов, обучение изготовлению из них поделок с учетом их
свойств;
- формирование умения выполнять постройки по инструкции
педагогического
работника,
предъявленной
в
доступной
коммуникативной форме.

7. Мероприятия и формы сотрудничества организации и семьи обучающегося
по реализации СИПР
Работа педагогического коллектива с семьей ребенка- инвалида строится на
следующих принципах:
 семья ребенка рассматривается как реабилитационная структура, изначально
обладающая потенциальными возможностями к созданию благоприятных
условий для развития и воспитания ребенка;
 взаимодействие с семьей ребенка осуществляется в рамках комплексного и
непрерывного сопровождения, начиная с раннего и дошкольного возраста;
 семья ребенка позиционируется как микросоциальная среда, в которой ребенок
не только живет, но в которой формируются его представления о себе и мире,
нравственные качества, отношение к людям, характер межличностных связей.
Взаимодействие с семьёй ребенка-инвалида направлено на решение
следующих задач:
 определение актуальных проблем каждой семьи, поиск путей их разрешения,
мотивирование родителей (законных представителей), а также других
родственников на совместную работу;
 психолого-педагогическое просвещение родителей (законных представителей),
формирование у них психолого-педагогической компетентности;
 оптимизация самосознания родителей (законных представителей) ребенкаинвалида, нейтрализация тяжелых и длительных переживаний, стресса,
связанного с проблемами психофизического развития ребенка;
 формирование представлений об особенностях развития ребенка, навыков и
умений конструктивного взаимодействия в системе родитель-ребенок
посредством
проведения
психолого-педагогических
коррекционных
мероприятий.
Взаимодействие с семьёй дошкольника осуществляется в следующих
направлениях:
 образовательно-просветительская работа,
 психологическое консультирование и диагностика внутрисемейных
взаимоотношений,
 педагогическая коррекция,
 психологическая помощь.
Направления
работы

Задачи

Мероприятия

16

Образовательно- Повышение осведомленности
 индивидуальные
просветительская родителей об особенностях развития,
консультации родителей
динамике, перспективах развития
работа
со специалистами
ребенка- инвалида, возрастных
 консультации родителей
параметрах и специфических
по темам:
образовательных потребностях
 «Реализация СИПР в
ребенка
домашних условиях »
Обеспечение участия семьи в
 «Коррекция
разработке и реализации СИПР,
поведенческих
единства требований к
проблем».
обучающемуся в семье и в
 участие родителей в
образовательной организации
разработке СИПР.
Психологическая  повышение самооценки, чувства  психотерапевтические
помощь
собственного достоинства
беседы;
родителя;
 групповые
 стабилизация и оптимизация
психотерапевтические
психического состояния родителя,
тренинги;
преодоление состояния "горя",
 встречи родительского
"безвыходности",
клуба.
"безысходности", "тупиковой
ситуации";
 обновление мироощущения,
самоценности "Я", понимания
собственной роли в воспитании
ребенка, сохранении семьи,
понимании переживаний своих
близких, принятие ситуации
такой, какая она есть;
 определение конкретных задач
перед родителем на период "здесь
и теперь" (так как на начальных
этапах во избежание срывов не
стоит строить долгосрочных
перспектив).
Психологическое  направлено на определение и
 Индивидуальное
консультирование
оказание психологической
консультирование;
и диагностика
поддержки и помощи в решении  Коллективное
внутрисемейных
семейных проблем, связанных с
консультирование (члены
взаимоотношений
принятием и ценностным
семьи);
отношением к ребенку-инвалиду;  Диагностики
 снятие напряженности и
внутрисемейных
психологической травматизации,
взаимоотношений
возникшей у родителей (законных
осуществляется в
представителей) в связи с
процессе
рождением в семье ребенка с
консультирования.
инвалидностью;
 преодоление трудностей в
17



Педагогическая
коррекция







отношениях между членами
семьи, обостренных тяжестью
состояния ребенка; формирование
согласованности между членами
семьи в использовании
воспитательных приемов;
коррекцию позиций родителей
(законных представителей)
гиперболизирующих или
отрицающих наличие проблем у
ребенка.
практическое обучение родителей 
(законных представителей)
способам коррекционного ухода, 
приемам и методам воспитания
ребенка с учетом выявленных
нарушений и с целью создания
специальных условий его
развития дома;
формирование у родителей
(законных представителей)

представлений о специфических и
возрастных особенностях,
индивидуальном маршруте
развития их собственного
ребенка;
Организация регулярного обмена
информацией о ребенке, о ходе
реализации СИПР и результатах
ее освоения

Индивидуальное
консультирование;
Участие родителей в
индивидуальных
занятиях, игровых
сеансах, тематических
семинарах-тренингах,
досуговых
мероприятиях;
консультирование
родителей по вопросам
обучения ребенка в
домашних условиях,
выбор единых подходов
и приемов работы.

8. Ожидаемые результаты специальной индивидуальной программы
Система коррекционно-развивающих мероприятий, направленная на развитие
познавательных процессов у ребенка-инвалида будет способствовать улучшению
психофизического состояния, формированию определенных умений и навыков, в
зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Основным ожидаемым
результатом освоения СИПР является развитие жизненной компетенции ребенка с
тяжелыми множественными нарушениями развития.
Ожидаемые личностные результаты:
 Осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как
«Я».
 Эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности с
педагогом.
 Уважительное отношение к окружающим, овладение начальными навыками
адаптации в социуме; освоение доступных социальных ролей (обучающегося,
сына/дочери и т.д.).
18

 Установка на безопасный здоровый образ жизни, учебная мотивация и т.д.
Предметные результаты:
Предполагается
сформировать
у
ребенка-инвалида
следующие
коммуникативные навыки:
 эпизодически адекватно реагирует на простую инструкцию педагога;
 при общении использует мимику и жесты;
 определяет источник речевых и неречевых звуков, направление звука в
пространстве;
 понимает и выполняет действия с игрушкой;
 показывает иллюстрации в соответствии с содержанием;
 вслушивается в речь взрослых, отвечает на вопросы о себе, об окружающих
людях, предметах ( путем использования символов, предметов-заместителей);
 повторяет один и тот же слог, подражая взрослому;
 соблюдает очередность в выполнении предметно-игровых действий;
 использует звукоподражания, лепетные и простые слова для называния
объектов окружающего мира;
 выполняет движения по инструкции, когда она сопровождается жестом
(«встань, сядь»);
 Поддерживающее общение (использование альтернативной коммуникации).
Планируемые результаты по образовательной
коммуникативное развитие»:

области «Социально

–

Предполагается сформировать у ребенка – инвалида:
 системы доступной коммуникации, социальных способов взаимодействия с
педагогическим работником и другими детьми, предметным миром,
природой, Я-сознания и положительного самовосприятия, понимания
чувственной основы родственных и социальных отношений между людьми;
 самостоятельность и целенаправленность деятельности, положительные
индивидуально-личностных свойства;
 социальные нормы поведения, основы безопасной жизнедеятельности, а
также правила межличностного общения;
 владение игровой и продуктивными видами деятельности.
 эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности
ребенка с педагогом.
Планируемые результаты по образовательной области «Познавательное
развитие»:
Предполагается сформировать у ребенка – инвалида:

19

 сохранные функциональные возможности анализаторов для преобразования
ощущений в непосредственное восприятие окружающего мира, развито
внимание и память (накопление образов-восприятия),
 способности обобщать и анализировать сенсорный опыт,
 овладение социальными способами познания и умственными действиями в
качестве основных интеллектуальных операций и базы для появления более
совершенных форм мышления.
Планируемые результаты по образовательной области «Речевое развитие»:
Предполагается сформировать у ребенка – инвалида:
 такие социальные способы контакта с людьми, как жестово-символические
средства, речь и альтернативные формы коммуникации,
Планируемые результаты по образовательной области «Художественно эстетическое развитие»:
Предполагается сформировать у ребенка – инвалида:
 навыки продуктивной деятельности на занятиях лепкой и аппликацией,
конструирования и рисования.
9. Технические средства и дидактические материалы, необходимые для
реализации СИПР
В дошкольном учреждении созданы условия для реализации СИПР, имеется:
Медицинский блок – оснащен медицинским оборудованием.
Кабинет психолога – оснащен с учетом основных направлений деятельности,
одна из которых – зона индивидуальных занятий, которая предполагает
непосредственное взаимодействие психолога с ребенком.
Сенсорная комната – оборудована стимуляторами, воздействующими на
органы осязания, слуха, зрения, на развитие эмоциональной сферы, высших
психических функций и личностных качеств ребенка.
Музыкальный зал – оснащен оборудованием и инвентарём в соответствии с
требованиями
основной общеобразовательной программы дошкольного
образования, музыкальным центром, фортепиано.
Спортивный зал – оснащен атрибутами для обучения элементам спортивных
игр, спортивным оборудованием, нетрадиционным оборудованием.
Кабинет учителя-логопеда - оснащен оборудованием и инвентарём с учетом
основных направлений деятельности, логопедическое обследование; составление
индивидуальных программ логопедического сопровождения; проведение
индивидуальных
и
подгрупповых
коррекционно-развивающих
занятий;
консультирование педагогов и родителей; ведение отчётной документации.
Специально подготовленная среда в групповой комнате включает в себя
пространство с материалами:
- для упражнений в развитии социальных навыков и навыков
самообслуживания (раковина и полотенце для умывания, корзинка для одевания,
раздевания, предметы для стирки, глажки);
20

- для упражнений в обыденных умениях жизненной практики (щетка, совок,
ведро для собирания мусора, тряпочки, губки, сушка для белья с прищепками);
- для снятия мышечного, эмоционального напряжения (мягкий уголок, пуфик,
массажные мячики, тактильные дорожки, мягкие подушки, ящик для рисования на
песке)
Характеристики развивающей предметно-пространственной среды группы:
безопасность;
комфортность; соответствие возрастным особенностям развития и интересам;
вариативность; информативность.
В ОУ педагогическим коллективом созданы специальные педагогические
условия, включающие:
- использование в образовательной деятельности форм и методов работы с
ребенком-инвалидом, соответствующих его возрастным и индивидуальным
особенностям;
- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия
взрослого с ребенком, ориентированного на интересы и возможности ребёнка и
учитывающего социальную ситуацию его развития;
- поддержку инициативы и самостоятельности ребенка в специфических для
него видах деятельности;
- создание условий для овладения культурно-гигиеническими навыками,
навыками самообслуживания.
В воспитатели и специалисты работающие с ребенком – инвалидом создают
атмосферу доброжелательности и психологической безопасности.
Описание используемых специальных методов, приёмов
Для коррекционной работы педагоги используют следующие специальные методы:
Наглядные методы - практическая деятельность организованна на основе
наглядного показа, демонстрация изображений, картинок.
Словесные методы – чтение художественной литературы (стихотворения,
произведения, сказки и другое), игры-потешки, поручения.
Словесные приёмы - речевой образец, повторное проговаривание, объяснение,
указание, оценка детской деятельности, вопрос.
Игровые методы - игра, упражнения, поручения.
Репродуктивные методы – воспроизведение готового речевого образца.
Практические методы - упражнение (подражательно-исполнительского
характера), экспериментирование.
Индивидуальные методы - обеспечивают структуру отношений, при которой
педагог имеет возможность реагировать на желания и потребность ребенка.
Нетрадиционные приёмы: сказкотерапия, музыкотерапия, песочная терапия,
самомассаж, су-джок терапия, нетрадиционные техники рисования и др.
Используемые методические пособия и литература:
1. Большакова С.Е. «Работа на начальном этапе. Формирование навыков базового
уровня». –М., Грифон, 2019г.-256с. – ISBN 978-5-98862-443-1.
2. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. «Коррекционно-развивающее обучение и
воспитание».
Программа
дошкольных
образовательных
учреждений
компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта-М.: Просвещение,
2005
21

3. Екжанова, Е.А. Методика педагогического обследования ребенка младшего
дошкольного возраста с умственной недостаточностью / Е.А. Екжанова, Е.А.
Стребелева // Дефектология. - 2007. - №6.
4. Елисеева Е.Н., Истомина О.В., Рудакова Е.А. Проведение первичной оценки
развития обучающихся с выраженными нарушениями интеллекта и с ТМНР на
основе психолого-педагогического обследования (методические рекомендации
и диагностический материал) / научный редактор: канд. пед. наук А.М. Царёв,
Псков, 2019;
5. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Знаете ли Вы нас? Методические

рекомендации. – М.: В.Секачев, 2012 – ... с. ISBN 978-5-88923-349-7
6. Котышева Е.Н., «Музыкальная психокоррекция детей с ограниченными
возможностями здоровья» Программа представляет цикл музыкально –
коррекционных занятий для дошкольников с ограниченными возможностями
здоровья и упражнения для развития мелкой моторики, речевых и мимических
движений; Издательство РЕЧЬ 2010
7. Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультация, тренинг. Ярославль,
Академия Развития, 2002.
8. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. –М., Сфера,
1997
9. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и
воспитание.
Программа
дошкольных
образовательных
учреждений
компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта.
10. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении
умственно отсталых дошкольников — М.: Просвещение, 1990.
11. Маллер А.Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной
недостаточностью: Учеб. пособие / А.Р. Маллер, Г.В. Цикото. - М.: Академия,
2003.
12. Нищева Н.В. «Играй-ка» -С-П.- «Детство-пресс» 2006
13. Екжанова Е.А. «Изобразительная деятельность в воспитании и обучении
дошкольников с разным уровнем умственной недостаточности», С-Петербург.
14. Н. Аксарина, Е. Тихеева, «Развивающие игры для детей с нарушением
интеллекта и психики - М., «Просвещение».
15. С. Петерина «Воспитание культуры поведение у детей дошкольного возраста» М., «Просвещение».
16. Дети 6-7 лет с ограниченными возможностями. Планирование работы со
старшими дошкольниками, имеющими трудности в обучении / Т.А. Ткачева. –
М.: Издательство ГНОМ, 2011.
17. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. / Е.А.
Стребелева. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014.
10. Средства мониторинга и оценки динамики развития
Диагностика речевого развития и коммуникации предполагает выявление
сформированности компонентов речевой деятельности: импрессивной речи
(понимания обращенной речи) и экспрессивной речи (собственной речи) /
экспрессии (использования взгляда, жеста и т.п. при отсутствии собственной речи).
В процессе общения и взаимодействия с ребенком выявляют понимание им
обращенной речи: реагирование на свое имя, понимание и выполнение простых и
22

сложных речевых инструкций. Эти параметры выявляют методом наблюдения на
протяжении всего процесса психолого-педагогического обследования.
Оценивая собственную речь ребенка, обращают внимание на семантическую
(смысловую) сторону речи, ее коммуникативную направленность, умение
употреблять в процессе общения слоги, слова, строить предложения, связные
высказывания. Оценку собственной речи ребенка следует проводить в свободной
деятельности, которая не предусматривает специальной мотивации к речевым
высказываниям.
Если ребенок не владеет вербальной речью, необходимо выяснить, какое
средство альтернативной коммуникации использует ребенок в процессе общения.
Ребенка просят отвечать на вопросы и фиксируют используемое средство
альтернативной коммуникации: взгляд, жест, др.
В процессе диагностики особенностей контакта со взрослыми оценивают:
способность ребенка устанавливать, поддерживать, инициировать контакт,
оценивают его избирательность. При оценке установления контакта обращают
внимание на способность ребенка устанавливать зрительный контакт в ответ на
обращенную речь взрослого.
При оценке параметра «поддержание контакта» обращают внимание на
особенности удержания контакта ребенком в процессе взаимодействия со
взрослым.
Оценивая
поддержание
контакта,
необходимо
учитывать
индивидуальные особенности ребенка.
В ходе наблюдения за ребенком на протяжении всего психологопедагогического
обследования
оценивают
инициацию
контакта,
его
избирательность. Наблюдая за ребенком в свободной и игровой деятельности,
оценивают его умение инициировать, устанавливать и поддерживать контакт со
сверстниками.
Представления о себе и о своих родителях
ЗАДАНИЯ
НГ

СГ

КГ

Как тебя зовут?
Найди свою фотографию (выбор из3-х фотографий детей);
Найди фотографию своей мамы/папы (выбор из 3-х, дается
фотографии трех женщин\мужчин)
Кто это на фотографии?
Как зовут твою маму/папу?
Средства общения ребенка
экспрессивно-мимические (улыбка, взгляд «глаза в глаза», жесты
и т.д.)
предметно-действенные (протягивание взрослому различных
предметов, выражение протеста и т.д
речевые средства общения (высказывания, вопросы).
Характеристика контактов ребенка со взрослым
Установление контакта
устанавливает контакт легко и быстро
контакт избирательный
контакт формальный
устанавливает контакт в ответ на действия взрослого (например, в
ответ на поглаживание руки - поднимает руку и др.).
не устанавливает контакт в ответ на действия взрослого
устанавливает зрительный контакт в ответ на обращенную речь
взрослого
не устанавливает зрительный контакт в ответ на обращенную
речь взрослого
не вступает в контакт
23

Поддержание контакта
поддерживает контакт в процессе взаимодействия с взрослым
прерывает контакт, после этого включается в процесс
взаимодействия
прерывает контакт, после этого не включается в процесс
взаимодействия
Инициация контакта
- инициирует контакт
Способ привличения внимания: обращение по имени,
использование звукоподражания, крик, прикосновения,
похлопывание по плечу, использование жестов и др
- не инициирует контакт
Импрессивная речь
Уровень развития понимания обращенной речи, изучение
словарного запаса ребенка(существительные, глаголы)
«Покажи картинку»
Оценка действий ребенка: педагог фиксирует умение ребенка
называть предметы (действия) звуком, слогом,
звукоподражанием, словом или показывать жестом; отмечается
наличие фразовой речи (понятной или малопонятной для
окружающих)
реагирует / нереагирует на свое имя
Умения у ребенка выполнять словесные инструкции
различной сложности
 понимает и выполняет простые речевые инструкции
(«встань», «сядь», «возьми», «дай» и др.)
 не понимает простые речевые инструкции
 понимает и выполняет сложные речевые инструкции
(«Закрой дверь и иди сюда», «Сначала вымой руки, а потом
сядь за стол»)
 не понимает сложные речевые инструкции
Понимания простых предлогов (на, в, под);
Уровень сформированности фразовой речи .
«Спрячь игрушку»
Оценка речевого развития ребенка:
принятие и понимание задания. Способы выполнения:
самостоятельная речь, умеет ли повторить за взрослым фразу,
слова, лепетные слова, звуки, отсутствие активной речи
Зкспрессивная речь
Произносит / не произносит отдельные звуки
Произносит слоги, звукокомплексы
Произносит слова
Произносит простые предложения
Произносит фразы из 2-3-х предложений
Анализ и оценка результатов диагностики:
 Выявленные данные фиксируются в таблице в виде знаков «+» или «-»;
 выполнение заданий на понимание словесной инструкции: выполняет самостоятельно, выполняет с
помощью взрослого (показ, подражание, совместные действия), выполняет задание после обучения, не
выполняет задание;
 результат заданий на изучение экспрессивной речи фиксируется в виде образца речи ребенка-инвалида.

Результаты индивидуальной коррекционно-развивающей работы
Динамика состояния ребёнка:
В конце первого полугодия ______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
____________________________________________
24

Результативность обучения (на конец учебного года)
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
___________________________________
__________________________________________________________________
Рекомендации по дальнейшей работе _________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
________________________________________

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 30.06.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (35361) 2-40-52 (I корпус), +7 (35361) 2-05-69 (II корпус)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».