1 Оглавление 1.Целевой раздел Программы 1.1.Пояснительная записка программы 1.1.1.Цели и задачи реализации программы 1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы 1.1.3.Характеристика особенностей развития детей 1.2.Планируемые результаты 2.Содержательный раздел Программы 2.1.Описание образовательной деятельности 2.2.Комплексно-тематическое планирование 2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников 3.Организационный раздел Программы 3.1. Обеспеченность материально-техническими и информационно- техническими ресурсами 3.2. Обеспеченность учебно-методическими комплектами и методическими пособиями. Приложения 3-7 3-4 4 4-5 5-6 7 7-10 7-8 8-10 10 10-12 10-11 11-12 13-15 2 Ι. Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка Возможно, самое лучшее, самое радостное, что есть в жизни - это красивая речь и свободное движение под музыку. И ребенка можно этому научить… А. И. Буренина. Известно, что наша речь и музыкальный язык схожи по своему строению и многим другим параметрам. Так, например, слову в музыке соответствует мотив (выразительная частица мелодии), фразам – мелодии или музыкальные фразы, предложения и т.д. Как в речи, так и в музыке присутствуют такие элементы, как ритм, темп, динамика, интонация, фразировка. В каждой речевой и музыкальной фразе есть высшая точка развития – кульминация. Паузы в музыке выполняют функции знаков препинания. В работе с детьми дошкольного возраста художественное поэтическое слово занимает очень большое место. Оно обогащает эмоциональную жизнь, помогает воспитывать художественно-эстетический вкус с первых лет жизни. У ребенка появляются любимые песенки и стихи. Усваивать стихотворения и понимать музыкальные произведения помогает чувство ритма. Ритмические движения способствуют активации различных анализаторных систем, становлению интегративной деятельности человека. Развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх, которым отводится важная роль в работе по созданию ритмического строя речи. Поэтому очень важны занятия с детьми логоритмикой. Логоритмика полезна всем детям, особенно детям, имеющим проблемы становления речевой функции. Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки. Они включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально – двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма. Координация движения со словом, в первую очередь, способствует речевому развитию детей. Направленность программы. Данная программа имеет коррекционно-развивающую направленность, способствует социальной адаптации ребенка и представляет собой систему музыкально-двигательных, речедвигательных, музыкально-речевых заданий и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции. Новизна и актуальность программы, педагогическая целесообразность. С каждым годом, по наблюдению педагогов, в детском саду растет количество детей с различными речевыми патологиями. Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Перед специалистами, работающими с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска наиболее эффективных методов формирования произносительных возможностей, сохранения и укрепления физического здоровья дошкольников, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы наиболее успешное овладение навыками нормативного произношения. Новизна и уникальность 3 программы заключается в создании системы логоритмических занятий для дошкольников со структурой занятий, отличной от традиционной. Тематическая направленность и организационная вариативность программы, использование современных образовательных технологий (здоровьесберегающие, игровые, технологии музыкального воздействия, проблемного обучения, информационно-коммуникационные, моделирование) способствуют формированию устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное отношение детей к логоритмическим упражнениям, а, значит, помогают достигнуть результативности в процессе развития речи. 1.1.1. Цели и задачи программы. Цель – помощь в преодолении речевых нарушений у детей путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Задачи Оздоровительные: - укреплять костно-мышечный аппарат; - развивать дыхание, моторные функции; - воспитывать правильную осанку, походку, грацию движений; - развивать выносливость, гибкость, ловкость, быстроту реакции. Образовательные: - формировать двигательные умения и навыки, учить двигаться в заданном направлении, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега, быстро реагировать на смену движений; - развивать координацию движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, выработать четкость координированных движений во взаимосвязи с речью; - формировать пространственные представления и способность произвольно передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов. Воспитательные: - развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность; - развивать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии с данным образом; - воспитывать положительные личностные качества, чувство коллективизма, обучать правилам в различных видах деятельности; - создавать на занятиях положительный эмоциональный настрой, атмосферу праздника, радости. Развивающие: - развивать фонематическое восприятие; - формировать и развивать слуховое и зрительное внимание и память; - развивать грамматический строй речи, связную речь, формировать словарь детей; - развивать просодические компоненты речи; коррекционные: - развивать речевое дыхание; - развивать артикуляционный аппарат, умение правильно выполнять артикуляцию звуков; - развивать голосовой аппарат; - развивать функции контроля и саморегуляции; - развивать и совершенствовать основные психомоторные качества (статическую и динамическую координацию, переключаемость движений, мышечный тонус, двигательную память и произвольное внимание) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной); - развивать умение снимать физическое и эмоциональное напряжение. 1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы. 4 В основу программы заложен принцип комплексной коррекции психических процессов, развития органов голосового и речевого аппарата у детей. Процесс развития у дошкольников логоритмических движений построен на комплексе музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, в ходе которых и осуществляется коррекция речи. 1.1.3. Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста, участвующих в реализации рабочей программы Дошкольное возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями . Это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Речевые игры и ролевые стихи являются основой для развития просодических компонентов речи: ритмичности, мелодики, интонационной выразительности, кроме того, они оказывают благоприятное воздействие на состояние вербальной памяти и продуктивности запоминания. Важность их использования на занятиях по логопедической ритмике объясняется тесной взаимосвязью в развитии музыкального и речевого слуха, так как речь и музыка имеют единую интонационную природу. Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Хорошо развитая речь помогает ему легко вступать в общение с окружающим его миром, понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами, способствует развитию мыслительных функций и успешному обучению в школе. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания, для полноценного формирования личности ребёнка. Несмотря на значительное расширение лексики, ребенок еще далек от свободного пользования словами. Словарь все еще недостаточно богат прилагательными, наречиями глаголами, да и слова, близкие по смыслу, они могут подобрать в недостаточном количестве и не всегда удачно. Ошибки в употреблении слов возможны и при пересказах сказок, когда ребенок вкладывает в слово неправильное значение. В рассказах детей иногда наблюдаются неточности в употреблении союзов, предлогов (например, вместо предлога между, используются слова в середине). Однако в речи детей все еще встречаются грамматические ошибки: неправильное согласование существительных с прилагательными в косвенных падежах, неправильное образование формы родительного падежа множественного числа некоторых существительных («грушев» вместо груш), изменение по падежам несклоняемых существительных («На «пианине» стоят часы»). В диалогической (разговорной) речи ребенок в соответствии с вопросом и темой разговора использует как краткие, так и развернутые ответы. На шестом году жизни ребенка мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли и дети способны правильно произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых детей в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков, звуков л, р. В общении со сверстниками и взрослыми дети не всегда пользуются умеренной громкостью голоса, но по мере необходимости многие способны говорить громче и тише. В повседневном общении дети стараются пользоваться умеренным темпом, но при пересказах их речь часто бывает замедленна за счет длительных необоснованных задержек, пауз. Однако в моменты эмоционального подъема, находясь под впечатлением просмотренного фильма, прочитанной сказки, ребенок в процессе высказывания часто не в состоянии проконтролировать свою речь и говорит громче и быстрее обычного. 5 Ориентируясь на образец, дети не всегда способны воспроизводить стихи с соблюдением интонационных средств выразительности. Однако не все шестилетние дети владеют правильным произношением звуков: у одних могут быть задержки в усвоении звуков, у других — неправильное их формирование: р — горловое, одно-ударное, звуки ш, ж — боковые, с, з — межзубные и т.д. Некоторые дети не всегда четко дифференцируют в словах свистящие и шипящие звуки, звуки лир. Такое смешение звуков чаще наблюдается при произнесении слов и фраз, включающих одновременно оба звука («шушка» вместо сушка), но почти не встречается ошибок при произнесении слов, в которых есть лишь один из этих звуков (собака, кошка). Фразы, насыщенные такими звуками, произносятся детьми не всегда четко. Не все дети имеют достаточно развитый фонематический слух, они недостаточно четко различают звонкие и глухие согласные, например при выделении слога или слова со звуком с из группы слогов или слов дети называют и такие, в которых есть звук з (или даже звук ш). Смешивают дети твердые и мягкие согласные, шипящие и свистящие: с и ш, ж и з, звуки с и ц, щ и ч, ц и ч. Произношение шестилетних детей отличается от речи взрослых из-за нарушения фонетической и грамматической стороны речи, но к семи годам при условии систематической работы над звукопроизношением дети вполне справляются с этими трудностями. В старшем дошкольном возрасте источником получения музыкальных впечатлений становится не только педагог, но и сам большой мир музыки. Возрастные возможности детей, уровень их художественной культуры позволяют устанавливать связи музыки с литературой, живописью, театром. С помощью педагога искусство становится для ребенка целостным способом познания мира и самореализации. Интегративный подход к организации взаимодействия детей с искусством позволяет каждому ребенку выражать свои эмоции и чувства более близкими для него средствами: звуками, красками, движениями, словом. Ребенок начинает понимать, что музыка позволяет общаться и быть понятым любому человеку. Эмоции, переживаемые при восприятии музыкального произведения, вызывают эмоциональный подъем, активизируют творческий потенциал старшего дошкольника. Глубина эмоционального переживания выражается в способности старшего дошкольника интерпретировать не столько изобразительный музыкальный ряд, сколько нюансы настроений и характеров, выраженных в музыке. Закономерности и особенности развития психических процессов ребенка этого возраста позволяют формировать его музыковедческий опыт, музыкальную эрудицию. Старший дошкольник не только чувствует, но и познает музыку, многообразие музыкальных жанров, форм, композиторских интонаций. Естественной базой и предпосылкой для получения знаний становится накопленный в младшем и среднем возрасте эмоционально-практический опыт общения музыкой. Слушание музыки остается по-прежнему весьма привлекательным для ребенка. Большинство детей к этому времени овладевают культурой слушания. Легко различают не только первичный жанр музыки, но и виды музыкальных произведений. Вникают в эмоциональнообразное содержание музыки, воспринимают формы произведения, чувствуют смену характера музыки. Интенсивно продолжают развиваться музыкально-сенсорные способности. Дети могут различать выразительные отношения музыкальных звуков, активизируется ладовый слух. Развивается музыкальное мышление, ребенок анализирует и оценивает сложное музыкально произведение, может сравнивать, обобщать. В этом возрасте у ребенка сформирована потребность в пении. Можно отметить такие положительные особенности пения: голос становится звонче, характерен диапазон в пределах РЕ – СИ первой октавы, налаживается вокально-слуховая координация, дети могут петь как напевно, так и отрывисто. Они способны петь на одном дыхании целые фразы песни. Певческая дикция у большинства детей правильная, в то же время голос ребенка остается довольно хрупким, поскольку продолжается формирование вокальных связок. 6 1.2. Планируемые результаты освоения образовательной программы О положительной динамике, достигнутой в ходе коррекционно-развивающего процесса средствами логопедической ритмики свидетельствуют, следующие показатели: сформированность знаний, расширение словарного запаса по лексическим темам, умение самостоятельно составлять небольшие рассказы на определенную тему, придумывать необычные окончания знакомых сказок, песен; сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ; сформированность модуляции голоса, плавности и интонационной выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания, умения правильно брать дыхание во время пения; сформированность произносительных навыков, подвижности артикуляционного аппарата; способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки в слоговых рядах, словах, чистоговорках; способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные (по А. Стрельниковой) и пальчиковые упражнения, самомассаж лица (по А. Уманской) и тела, психогимнастические этюды на напряжение и расслабление мышц тела, на преодоление двигательного автоматизма; способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега; способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений; положительные результаты диагностик музыкальных и творческих способностей детей в соответствии с возрастом дошкольников (дети внимательно слушают музыку, активно отвечают на вопросы о характере и содержании музыкальных произведений, поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, сочиняют мелодии, ритмические рисунки, танцевальные и общеразвивающие движения); улучшение результатов диагностик развития речи, в том числе и диалогической; воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к культуре и традициям народов России, родного края, труду людей; воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей. ΙI. Содержательный раздел 2.1. Описание образовательной деятельности Занятия проводятся 1 раз в неделю во вторую половину дня. Продолжительность: 15-20 минут, так как занятия являются интегрированными. Форма занятий: фронтальные. Количество детей на занятиях 10-15 человек. Одежда соответствует роду логоритмической деятельности: футболка, шорты, чешки. Каждое занятие проводится в игровой форме. Одна лексическая тема берётся на одно занятие (1 неделя). Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям в сочетании с какой-либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение. Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. Комплексно-игровой метод наиболее целесообразен для развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответственно повышает результативность в усвоении знаний. 7 Структура занятия. Занятия строятся с учетом равномерности распределения психофизической и речевой нагрузки. Вводная часть предусматривает приветствие, объявление педагогом темы предстоящего занятия и проведение ритмической разминки. Вводная часть составляет примерно 10% от времени всего логоритмического занятия. Задача ритмической разминки – подготовить организм ребенка к предстоящей моторной и речевой нагрузке. Разминка включает различные виды двигательных упражнений под музыку: ходьбу спокойного характера, энергичную ходьбу, маршировку и бег с изменением направления движения, с перестроениями, а также со сменой видов движений. Основная часть составляет 70-80 % времени логоритмического занятия. Она включает в себя разнообразные виды музыкальных, двигательных и речевых упражнений. Заключительная часть по времени непродолжительна (10-15%). Заканчивается занятие упражнениями на восстановление дыхания, релаксацию, различными видами спокойной ходьбы и лёгкого бега. Заключительная часть, кроме того, предполагает подведение итогов занятия. Дети, отвечая на вопросы педагога, ещё раз называют тему пройденного занятия, закрепляют полученные на нём знания в виде новых слов, выражений или информации об окружающем мире. В заключении педагог даёт оценку работы детей на занятии. 2.2. Комплексно – тематическое планирование. Месяц Сентябрь Октябрь Неделя Количество часов 1 Диагностика Диагностика 2 «Мой детский сад» 3 «Признаки осени» «Мои друзья детском саду» «Листопад» 4 «Куда улетают птицы» «Птички» 1 1 «Грибы» «В лес по грибы» 1 2 «Достопримечательности 1«Прогулка» моего города» «Мой город - моя малая 1 «На набережной» родина» «Профессии» 1 «В магазине» 1 «Во саду ли, в огороде: «Овощи».«Фрукты» овощи-фрукты» «Комнатные растения» «Поливаем цветы» 1 3 «Если хочешь быть здоров «Быть здоровым – – закаляйся» здорово!» 1 4 «Сезонная одежда и «Дождик» обувь» «Как звери готовятся к «Зайка» зиме» 1 4 1 2 Декабрь Тема занятия 1 3 Ноябрь Тема недели 1 в 1 1 1 1 1 1 8 Январь Февраль Март 2 «Проказы матушки зимы» «Вьюга» 1 3 «Приметы зимы» «В зимнем лесу» 1 4 «Новый год у ворот» «Что за праздник Новый год» 1 1 «История создания стекла» «Разноцветная игра» 1 2 «Зимние чудеса» «Все деревья серебре…» 3 «Животный мир Крайнего «Путешествие Севера» Север» 1 «Мы любим свою родину. «Кремлёвские Город Москва.» куранты» 1 2 «Виды транспорта» «Водный транспорт» 1 3 «23 февраля» «Папин день» 1 4 «Поговорим о маме» «Самая любимая» 1 1 «8 марта» «Песенка мамы» 1 2 «Весёлые котята» 1 1 «Признаки весны» «Широкая масленица» «Что мы любим делать всей семьёй» «Ветер - ветерок» 1 4 «В гостях у бабушки Федоры» «Русская народная культура» «Семейные традиции» 2 «Изменения в природе» «Бегут ручьи» 1 3 «Цветущая весна» «В лесу» 1 4 «Флажок» 1 1 «Государственная символика России» «День Победы» «Главный праздник» 1 2 «День Победы» 3 Апрель Май в 1 на 1 для 1 1 «Праздничный 9 салют» Итого 3 «Насекомые» «Бабочка» 1 4 «Лето красное пришло» «Солнышко лучистое» 1 5 «Что мы умеем» «Чему мы научились» (итоговое занятие) 1 36 36 2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Современная семья нуждается в педагогическом сопровождении, а именно, в совместной деятельности. Эта задача вполне решаема, если объединить усилия всех педагогов дошкольного учреждения, родителей и детей. В основу совместной деятельности семьи, учителя-логопеда и музыкального руководителя заложены следующие принципы: единый подход к процессу воспитания ребёнка; открытость Учреждения для родителей; взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей; уважение и доброжелательность друг к другу; дифференцированный подход к каждой семье Формы работы с родителями: Посещение родителями открытых занятий (особенно важен начальный этап обучения); Индивидуальные и коллективные консультации (в том числе, на родительских собраниях); Организация тренингов по логопедической ритмике для родителей; Семейные мероприятия (праздники, конкурсы, семейные вечера, посвященные различной тематике, на которых воспитанники будут иметь возможность проявить способности, приобретенные в ходе работы по всем разделам программы). Анкетирование родителей с целью получения обратной связи по проводимой педагогами работе; Оформление информационных стендов для родителей. ΙII. Организационный раздел 3.1. Обеспеченность материально-техническими и информационно- техническими ресурсами Индивидуальные зеркала; 10 стульчики для занятий у зеркала; дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания; «живые игрушки» (костюмы для переодевания детьми или воспитателем); коврики для проведения релаксации; игровые атрибуты; картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, стишки, чистоговорки, скороговорки, тексты); предметные и сюжетные картинки по лексическим темам, серии сюжетных картинок; иллюстрации и репродукции; игры для совершенствования грамматического строя речи; дидактические игры для совершенствования памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия; шумовые, музыкальные инструменты для развития фонематического восприятия. пособия для развития мелкой моторики и проведения самомассажа: шарики Су-Джок, резиновые мячи и кольца с шипами, шишки, прищепки, сухой бассейн (фасоль, горох); картотеки пальчиковой гимнастики, подвижных игр, оздоровительной гимнастики; информационные стенды и папки-передвижки с информацией для родителей; Техническое оснащение занятий: Фортепиано. Проектор, ноутбук, экран. Компьютер, принтер. Мультимедиа презентации по лексическим темам, видеоматериалы. Магнитофон, диски с аудиозаписями (песенки, распевки по темам). Электронные картотеки с гимнастиками, подборками песен. 3.2. Обеспеченность учебно-методическими комплектами и методическими пособиями. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой 2014г.). «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР» под ред. Н.В.Нищевой. «Программа обучения и воспитания детей с ФФНР» под ред. Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной. «Индивидуально - подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения» (пособие для логопедов) Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» (планирование и конспекты занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей) О.С. Гомзяк. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов. Е.С. Анищенковой. Комплексы упражнений для формирования правильного речевого дыхания. О.В.Бурлакиной. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях: практическое пособие для педагогов и родителей О.А.Новиковской. Организация двигательной активности дошкольников с использованием логоритмики Г.А.Хацкалёвой. Логопедические музыкально-игровые упражнения для дошкольников, комплект с музыкальным сопровождением (CD) Е.А.Судаковой. Аудио пособие «Весёлая логоритмика» (серия «Музыка с мамой) Екатерины и Сергея Железновых. 11 Логопедические распевки, музыкальная и пальчиковая гимнастика и подвижные игры – Л.Б.Гавришева, Н.В.Нищева. Логопедическая грамматика О.А.Новиковской. Речевые, ритмические и релаксационные игры для дошкольников Л.И.Зайцевой, комплект с музыкальным сопровождением (CD-R). 12 Приложение№1 Мониторинг по Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахе Критерии мониторинга: Слуховое внимание. 1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника»). По 1 баллу за каждую угаданную игрушку. 2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) – впереди, сзади, справа, слева. По 1 баллу за каждое угаданное направление. Восприятие и воспроизведение ритма. 1-й элемент - - .. 2-й элемент: - .. - 3-й элемент: - - … 4-й элемент: … - По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение. Ориентирование в пространстве. 1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо. По 1 баллу за правильное выполнение. 2. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади. По 1 баллу за каждое правильно указанное направление. Состояние общей моторики. 1. Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям. Наблюдая за детьми, определить и оценить по 5-балльной шкале: силу движений, точность движений, темп движений, координацию движений, переключение от одного движения к другому. Состояние мелкой моторики. 1.Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза, корзинка, кошка. По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру. 2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Апельсин». Оценка от 1 до 3-х. 3. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую игру «Мы капусту солим, солим». Оценка от 1 до 3-х баллов. 4. Переключение от одного движения к другому. «Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3 – 2 – 1). По 1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение. Игра «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой). По 1 баллу. 13 Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее – наоборот. По 1 баллу. Максимальное количество за четыре задания – 21 балл. Состояние мелкой моторики Сентябр ь Сентябр ь Сентябр ь Май Состояние общей моторики Май Ориентирование в пространстве Май Восприятие и воспроизведение ритма Май Слуховое внимание Сентябр ь Фамилия, имя ребенка Май. № п/ п Сентябр ь Результаты заносятся в сводную таблицу. Результаты диагностики неречевых психических функций на логоритмических занятиях (в баллах) Показатели развития детей. Образовательные области и Показатели развития ребёнка направления организации жизнедеятельности детей РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ Овладение речью как средством • Участвует в коллективных разговорах, владеет общения и культуры нормами вежливого речевого общения. • Пересказывает литературное произведение без существенных пропусков. Выразительно читает заученные произведения • Понимает авторские средства выразительности, использует их в собственном рассказе. • Использует осознанно слова, обозначающие видовые и родовые обобщения. • Подбирает к существительному несколько прилагательных; заменяет слово другим словом со сходным значением. • Имеет чистое и правильное звукопроизношение. • Осуществляет звуковой анализ слова (четырёх пятизвуковые слова). • Выделяет ударный слог и ударный гласный звук в слове. • Пользуется способами установления речевых контактов со взрослыми и детьми; уместно пользоваться интонацией, мимикой, жестами. • Использует самостоятельно грамматические формы для точного выражения мыслей. • Точно употребляет слово в зависимости от замысла, контекста или речевой ситуации. 14 • Понимает значения слов в переносном и иносказательном значении. • Использует средства интонационной выразительности при чтении стихов, пересказе, собственном творческом рассказывании Обогащение активного словаря • Знает 2—3 программных стихотворения, в процессе восприятия 2—3 считалки, 2—3 загадки. художественной • Называет жанр произведения. литературы • Драматизирует небольшие сказки, читает по ролям стихотворения. • Называет любимого детского писателя, любимые сказки и рассказы. • Придумывает загадки, сравнения к образам прочитанных произведений. • Самостоятельно включается в игру драматизацию ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Развитие детей в процессе • Называет элементарные музыкальные термины и овладения музыкальной использует их в собственной самостоятельной деятельностью музыкальной деятельности в детском саду и дома. • Оценивает, различает и высказывается о жанрах (песня, марш, танец). • Определяет тембр музыкальных инструментов, различает их голоса в оркестровом исполнении, узнаёт детские музыкальные инструменты. • Ориентируется в сфере спектра немузыкальных звуков, умеет выделять звук из окружающей действительности (голосов природы), анализирует звуковую реальность. • Поёт с аккомпанементом, чётко проговаривая слова, без напряжения. Умеет одновременно начинать и заканчивать пение по показу педагога. • Поёт без сопровождения «по цепочке» друг за другом по фразам. • Владеет основными движениями, следит за положением головы, рук, умеет двигаться соответственно характеру звучащей музыки Развитие детей в процессе • Включается в творческий процесс, развивает овладения театрализованной внимание к особенностям исполнения роли. деятельностью • Погружается в музыкально-двигательную среду с целью развития пластичности и выразительности тела, понимания его возможностей. • Сопереживает и подражает образу. • Осознаёт себя в мире цвета, звука, движения ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Овладение двигательной • Бегает легко, сохраняя правильную осанку, темп, деятельностью скорость, направление, координируя движения рук и ног. • Самостоятельно организовывает знакомые подвижные игры, придумывает с помощью воспитателя игры на заданные сюжеты. 15 16