1 Оглавление 1. Целевой раздел 3 1.1. Пояснительная записка Программы 3 1.1.1. Цель и задачи реализации Программы 5 1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы 7 1.1.3.Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе возрастные и индивидуальные особенности развития детей дошкольного возраста 5-7 лет 9 1.2. Планируемые результаты 13 2. Содержательный раздел Программы 2.1. Описание образовательной деятельности. 17 2.2. Учебно-методический план 20 2.3. Календарно – тематический план 22 2.4.Особенности взаимодействия с родительской общественностью 33 3. Организационный раздел 34 3.1. Материально-техническое обеспечение Программы 34 4. Список литературы 35 2 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка. Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Рисовашка» разработана в соответствии с: - Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012, ФЗ №185 от 02.07.2013, - Приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 г.№ 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Уровень программы: программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста 5-7 лет МАДОУ «Детский сад № 9 «Теремок». Срок освоения Программы: 1 учебный год Целевая аудитория: воспитанники старшего дошкольного возраста (57 лет), в т.ч. с ОВЗ (тяжёлые нарушения речи). Количество воспитанников: 25 человек. Направленность программы: художественно-эстетическая (правополушарная живопись). Уровень освоения Программы – ознакомительный. Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Рисовашка» направлена на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, используя методику правополушарного рисования. В данной программе используются и реализуются общедоступные и универсальные формы организации материала, и имеет минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы, т.е. стартовый уровень. До недавнего времени система образования поощряла обучающихся за то, как много они знают, и, соответственно, обучение было нацелено на накопление знаний. Но подходы к воспитанию и обучению меняются. Педагоги из передатчиков знаний превращаются в педагогов-организаторов. Акцент переносится на развитие критического мышления, коммуникативных навыков, творческой изобретательности и навыков взаимодействия. Данные направления находят воплощение в Федеральном государственном образовательном стандарте, нацеливая содержание образовательного процесса на: - Раскрытие потенциала каждого ребенка, развитие его индивидуальности, создание оптимальных условий для обогащения жизненного опыта и личностного роста; - Обеспечение ресурсов для самореализации детей, подготовка их к достижению жизненных успехов, приучение к самоконтролю и саморегуляции; 3 - Содействие трансляции культуры, «вооружение» культурными инструментами, позволяющими ориентироваться и самоопределяться в культуре, пользоваться ею, воспроизводить и преобразовывать; - Обучение детей эффективному взаимодействию и сотрудничеству с другими. Уникальные возможности для реализации новой образовательной модели предоставляет художественно-продуктивная, в т.ч. изобразительная, деятельность. Художественная деятельность - специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства. Вот почему изобразительная деятельность выступает как содержательная основа и важнейшее условие эстетического развития детей на всех возрастных ступенях дошкольного детства. Нетрадиционные методики по развитию творческих способностей дошкольников пользуются наибольшей популярностью в практике обучения изобразительной деятельности в дошкольный учреждениях и центрах дополнительного образования. Научиться рисовать за короткое время можно используя инновационную методику правополушарного рисования. Как правило, система образования сформирована так, что на изучение точных наук отводится гораздо больше времени, чем на творческие процессы. Все это способствует стимуляции левого полушария, которое, как известно, отвечает за логические процессы и аналитическое мышление. Слаженная работа обоих полушарий обеспечивает эффективную работу мозга. Применение методов по правополушарному рисованию позволяет внести гармонию в работу левого и правого полушария, что помогает раскрытию творческого потенциала ребенка. Кроме того, это помогает уберечь его от стрессов и нагрузок, а еще оказывает помощь в усвоении материала. Во время выполнения упражнений по правополушарному рисованию происходит изменение восприятия мира, развиваются способности к визуализации, ломаются стереотипы. Формируется отношение к жизни как к творчеству и развивается интуитивное мышление. Все эти процессы происходят за счет временного подавления левого полушария и ребенок, не обращая внимания на логику, переносит на бумагу свое видение предмета. Дети просто рисуют то, что видят, не задумываясь о том, как нужно рисовать правильно. Отключение логики и рациональной оценки является результатом такого интуитивного метода творчества. Дополнительное образование по обучению детей такому нетрадиционному виду рисования как правополушарное направлена на обеспечение целостного процесса психического, физического, творческого и умственного развития личности ребенка. Рисование - уникальный инструмент развития творческого мышления, фантазии. Правополушарное рисование позволяет выявить и развить творческие способности ребенка независимо от имеющихся у него изобразительных 4 навыков посредством сочетания традиционных и нетрадиционных техник рисования. Использование метода правополушарного рисования позволяет в короткие сроки развить творческие задатки, заложенные в каждом ребенке от природы, и создаёт ситуацию успеха, в которой ребёнок получает стимул для дальнейшего творческого самовыражения и развития. Актуальность Для детей естественно любить рисование красками и карандашом. К сожалению, в системе образования остается все меньше времени на эти вдохновляющие занятия. Дети все больше времени заняты точными науками, что больше стимулирует развитие левого полушария. Между тем, для эффективной работы мозга необходима согласованная работа обоих полушарий. Гармонизация работы правого и левого полушарий с помощью метода правополушарного рисования не только раскрывает истинный потенциал ребенка и помогает ему легче усваивать материал, но и бережет от перегрузок и стрессов. Дети, у которых в гармонии работа обоих полушарий, меньше устают, более работоспособны. Есть у правополушарного рисования и еще одно заметное преимущество – родителям будет гораздо легче оторвать ребенка от телевизора и компьютера, ведь творчество – это естественная и очень сильная мотивация для развития творческого мышления у ребенка. Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных средств является наиболее благоприятной для развития творческого мышления детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. А главное, нетрадиционная техника рисования даёт ребёнку возможность увидеть мир «по-новому». 1.1.1. Цель и задачи реализации Программы Цель Программы: Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, воспитание интереса к художественно-творческой деятельности; Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения; Развитие интереса к самостоятельной изобразительно-творческой деятельности, удовлетворение потребности детей в самовыражении, формирование уверенности в своих силах. Задачи программы «Рисовашка» Обучающие: Освоить основные навыки правополушарного рисования: 1. Восприятие краев предмета (умение видеть, где кончается один предмет и начинается второй); 5 2. Восприятие пространства (умение выделять пространство вокруг предмета); 3. Восприятие соотношений предметов и их частей (умение передавать перспективу и пропорции); 4. Восприятие света и тени (умение видеть и передавать характеристики цвета) 5. Восприятие целостного образа (умение видеть целое и его части). Развивающие: 1. Раскрепостить, убрать и раздвинуть рамки для свободного творчества; 2. Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности; 3. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение. 4. Развивать желание экспериментировать, стимулируя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от познания нового. Воспитательные: 1. Формировать эмоционально-положительное восприятие окружающего мира; 2. Воспитывать художественный вкус; 3. Привить любовь и уважение к различным видам искусства; 4. Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом; 5. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию. Отличительные особенности программы Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей: «Речевое развитие». На занятиях используется прием комментированного рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, используется художественное слово - потешки, загадки, элемент театрализации. Выполняя практические действия, идёт развитие коммуникативной функции речи, развитие связной речи детей. «Познавательное развитие». Для рисунков подбираются сюжеты, близкие опыту детей, позволяющие уточнить усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. На занятиях дети узнают о различных явлениях природы, о жизни людей, о жизни животных. Занятия способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении. «Художественно-эстетическое развитие». Использование рисунков в оформлении фойе (выставка), приемных групп, музыкального зала к праздникам, для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств. «Физическое развитие». Использование физминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки. 6 Педагогическая целесообразность данной программы, заключается в возможности средствами технологии правополушарного рисования помочь детям раскрыть их творческие способности и потенциал. 1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы В основу Программы «Рисовашка» заложены принципы: – принцип поэтапности «погружения» в программу (с учетом возрастных особенностей детей); – принцип динамичности (каждое занятие необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохраняется логическая цепочка – от самого простого до заключительного, максимально сложного задания, проработана преемственность занятий, имеет место ярко выраженный накопительный эффект: обучающиеся получают запас позитивных чувств, запас усвоенных приемов работы, пополняемый на занятиях ресурс знаний); – принцип сравнений (подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом, нетрадиционной техникой изображения, помогает развитию творчества, воображения); – принцип выбора (заключается в творческом взаимодействии взрослого и ребенка при решении данной темы, без каких - либо определенных и обязательных ограничений); – связь обучения с жизнью (изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от действительности; – принцип культуросообразности. Обучающийся, воспринимая творческую работу, не только развивает умение познавать, но и формирует умение переживать вечное, прекрасное, эстетически привлекательное, возвышенное. При этом надо учитывать индивидуальные условия социальной среды, в которой он развивается, взаимодействует со сверстниками; – принцип индивидуализации образования: построение образовательного процесса на основе индивидуальных особенностей каждого, при котором сам обучающийся становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная композиция, менее подготовленным можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это даёт возможность предостеречь их от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать. Методы организации образовательного процесса – Информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный). Данный метод педагог использует при организации наблюдений, обследовании предметов и игрушек, рассматривании картин и иллюстраций, несущих детям информацию о предметах или явлениях. В изобразительной деятельности дети отражают предметы и явления окружающей 7 действительности или содержание музыкальных, литературных произведений. Поэтому работа педагога должна быть направлена на обеспечение восприятия и понимания содержания. С этой целью организуется обследование предмета, как прием обучения. При этом в строго определенной последовательности выделяются стороны и свойства предмета, которые необходимо усвоить детям для его последующего изображения. – Указание. Указания педагога не должны быть прямой диктовкой. Необходимо чтобы они стимулировали мыслительную деятельность ребенка. При указании на ошибку ребенка, необходимо обратить его внимание на нарушение смысла, логики изображения, стремится при этом к самостоятельному исправлению самим ребенком допущенной ошибки. Обычно педагог дает детям указания, разъясняя поставленные учебные задачи. Детям предлагается подумать, что они будут изображать, а главное, как они расположат изображаемый предмет. При этом им даются как общие, так и индивидуальные указания, к которым педагог прибегает в случае крайней необходимости, чтобы не нарушить творческий процесс. – На занятиях в объединении помимо обучающих задач педагог ставит и добивается решения творческих задач. С этой целью применяются специальные методы, вызывающие эмоциональную отзывчивость детей их активность и самостоятельность, а именно эвристический метод. Решению вышеизложенных задач так же способствует частично – поисковый или исследовательский методы. Эти два метода в обучении используются в единстве и направлены на развития творческого мышления, воображения, на обучение детей самостоятельному решению изобразительной задачи. Данные группы методов используется при выполнении творческих заданий. В случае если у детей возникнут затруднения при выполнении работы, педагог прибегает к использованию частичного показа. Анализ творческих работ – наиболее результативный психологический тест на выявление системы ценностей, личности ребенка, его характера, предпочтений, роли в семье, социуме и т.п. У ребенка складывается особое, трепетное отношение к выполненному собственноручно произведению, к своим художественным работам, которые он накапливает. Обучающиеся начинают понимать, что значит уважать свой труд и труд других людей, особенно если этот труд – творческий. Программа направлена на выявление способностей и творческого потенциала каждого обучающегося через мир изобразительного искусства, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. При этом подчёркнута опора на самостоятельное творческое решение. Выполнение заданий по образцу часто бывает не интересно обучающемуся. Такие задания тормозят творческое развитие. Поэтому главное внимание обращено на непосредственность впечатлений и уникальность каждой творческой работы, что развивает у обучающихся эстетическое отношение к действительности, способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей. Даже 8 самые сложные композиции приобретают авторское прочтение и необычное исполнение. Сроки реализации Программы. Программа рассчитана на один год обучения -34 занятия (17 часов) в год. Формы обучения и режим занятий Данная программа реализовывается в очной форме обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Форма занятий – групповая. Тип занятий – комбинированный. День недели вторник Время проведения 15.00- 15.30 (1 подгруппа) 15.30- 16.00 (2 подгруппа) Программа обучения рассчитана для детей 5-7 (8) лет, наполненность группы 12 человек. В середине занятий проводят физкультминутки, во время которых проводиться гимнастика для глаз, мышц шеи, спины, рук в форме игры. Продолжительность 1 занятия – 25 минут (старший возраст 5-6 лет), 30 минут (возраст 6-7 лет). Формы проведения занятий: - занятие-игра; -занятие-путешествие; - занятие – развлечение; - деловая игра; - творческая мастерская; -занятие – фантазия. 1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе возрастные и индивидуальные особенности развития детей дошкольного возраста 5-6 лет. Возрастные особенности детей 5-7(8) лет, содержание психологопедагогической работы. Ребенок на пороге школы (6-7 лет) обладает устойчивыми социально-нравственными чувства и эмоциями, высоким самосознанием и осуществляет себя как субъект деятельности и поведения. Мотивационная сфера дошкольников 5—7 лет расширяется за счёт развития таких социальных мотивов, как познавательные, просоциальные (побуждающие делать добро), самореализации. Поведение ребёнка начинает регулироваться также его представлениями о том, что хорошо и что плохо. С развитием морально-нравственных представлений напрямую связана и возможность эмоционально оценивать свои поступки. Ребёнок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, хорошо, и смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает плохо. Общая самооценка детей представляет собой глобальное, положительное 9 недифференцированное отношение к себе, формирующееся под влиянием эмоционального отношения со стороны взрослых. К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. С одной стороны, у детей этого возраста более богатая эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. С другой стороны, они более сдержанны и избирательны в эмоциональных проявлениях. К концу дошкольного возраста у них формируются обобщённые эмоциональные представления, что позволяет им предвосхищать последствия своих действий. Это существенно влияет на эффективность произвольной регуляции поведения — ребёнок может не только отказаться от нежелательных действий или хорошо себя вести, но и выполнять неинтересное задание, если будет понимать, что полученные результаты принесут кому-то пользу, радость и т. п. Благодаря таким изменениям в эмоциональной сфере поведение дошкольника становится менее ситуативным и чаще выстраивается с учётом интересов и потребностей других людей. Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребёнка со взрослым. Дошкольник внимательно слушает рассказы родителей о том, что у них произошло на работе, живо интересуется тем, как они познакомились, при встрече с незнакомыми людьми часто спрашивает, где они живут, есть ли у них дети, кем они работают и т. п. Большую значимость для детей 6—7 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. Дети продолжают активно сотрудничать, вместе с тем у них наблюдаются и конкурентные отношения — в общении и взаимодействии они стремятся в первую очередь проявить себя, привлечь внимание других к себе. Однако у них есть все возможности придать такому соперничеству продуктивный и конструктивный характер и избегать негативных форм поведения. К семи годам дети определяют перспективы взросления в соответствии с гендерной ролью, проявляют стремление к усвоению определённых способов поведения, ориентированных на выполнение будущих социальных ролей. К 6—7 годам ребёнок уверенно владеет культурой самообслуживания и культурой здоровья. Продолжается дальнейшее развитие моторики ребёнка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта. Расширяются представления о самом себе, своих физических возможностях, физическом облике. Совершенствуются ходьба, бег, шаги становятся равномерными, увеличивается их длина, появляется гармония в движениях рук и ног. Ребёнок способен быстро перемещаться, ходить и бегать, держать правильную осанку. По собственной инициативе дети могут организовывать подвижные игры и простейшие соревнования со сверстниками. В возрасте 6—7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Ребёнок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности 10 предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.). К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребёнка зависит от её привлекательности для него. Внимание мальчиков менее устойчиво. В 6—7 лет у детей увеличивается объём памяти, что позволяет им непроизвольно запоминать достаточно большой объём информации. Девочек отличает больший объём и устойчивость памяти. Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой — более логичным и последовательным, оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов. Несмотря на то, что увиденное или услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных продуктах их воображения чётче прослеживаются объективные закономерности действительности. Так, например, даже в самых фантастических рассказах дети стараются установить причинно-следственные связи, в самых фантастических рисунках — передать перспективу. При придумывании сюжета игры, темы рисунка, историй и т. п. дети 6—7 лет не только удерживают первоначальный замысел, но могут обдумывать его до начала деятельности. В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребёнок этого возраста, как правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях затруднений. Возможность успешно совершать действия сериации и классификации во многом связана с тем, что на седьмом году жизни в процесс мышления всё более активно включается речь. Использование ребёнком (вслед за взрослым) слова для обозначения существенных признаков предметов и явлений приводит к появлению первых понятий. Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова. Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. В своей речи старший дошкольник всё чаще использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями). В 6—7 лет увеличивается словарный запас. В процессе диалога ребёнок старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам задаёт вопросы, понятные собеседнику, согласует свои реплики с репликами других. Активно развивается и другая форма речи — монологическая. Дети могут последовательно и связно пересказывать или 11 рассказывать. Важнейшим итогом развития речи на протяжении всего дошкольного детства является то, что к концу этого периода речь становится подлинным средством как общения, так и познавательной деятельности, а также планирования и регуляции поведения. К концу дошкольного детства ребёнок формируется как будущий самостоятельный читатель. Тяга к книге, её содержательной, эстетической и формальной сторонам — важнейший итог развития дошкольника-читателя. Музыкально-художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью. Развитие познавательных интересов приводит к стремлению получить знания о видах и жанрах искусства (история создания музыкальных шедевров, жизнь и творчество композиторов и исполнителей). Дошкольники начинают проявлять интерес к посещению театров, понимать ценность произведений музыкального искусства. В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать всё, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Совершенствуется и усложняется техника рисования, лепки, аппликации. Наиболее важным достижением детей в данной образовательной области является овладение композицией. Индивидуальные особенности воспитанников Среди индивидуальных особенностей ребенка, на занятиях по обучению рисованию необходимо учитывать темперамент воспитанников. Воспитателем дошкольного учреждения в процессе наблюдения за поведением и деятельностью детей в течение дня были определены типы темперамента и разработаны рекомендации по учету разных темпераментов обучающихся. Сангвиник. Ребенок верток и подвижен. Быстро переключается с одного задания на другое. Однако следует помочь ему сосредоточиться на выбранном занятии и довести дело до конца, опираясь на такое важное качество сангвиника, как целеустремленность. При этом с такими детьми следует быть требовательными. Меланхолик. Ребенок эмоционально очень чувствителен и легко раним. Для меланхолика самым главным является спокойная, доброжелательная психологическая атмосфера. Ребенка надо часто хвалить, демонстрируя веру в его способности. Даже если задание выполнено не очень хорошо, нужно уметь вселить в ребенка уверенность, одобряя саму попытку решить ту или иную задачу. Чаще проговаривайте положительные моменты, старайтесь отвлечь его от тревожных мыслей. Учить меланхолика делать самостоятельный выбор в привычных жизненных ситуациях (с кем танцевать в паре, какой танец ему больше нравится) 12 Холерик. Такой ребенок быстрый, очень подвижный, с трудом переносит ожидания, у него легко возникают эмоциональные вспышки, настроение неустойчиво (быстро переходит от радости к гневу). Такого ребенка нужно контролировать больше других. В обращении с ребенком-холериком необходимо много терпения и спокойствия. Не следует раздражаться по поводу «неудобного» поведения ребенка, от этого он становится еще более неуправляемым. У такого ребенка на занятии обязательно должна быть интенсивная физическая нагрузка. Ругать и наказывать ребенка лучше после того, как он успокоится, а объясняя последствия его поступка. Ни в коем случае не стыдить при других! Ребенок и сам бы хотел научиться держать себя в руках, так поймите его и помогайте. Флегматик. Невозмутимый и спокойный, эмоционально сдержанный, усидчивый и дисциплинированный В совместных занятиях рекомендуются упражнения на развитие творческой фантазии. Чтобы поведение и мышление флегматика не стали стереотипными, давайте ему побольше творческих заданий, которые имеют несколько вариантов решения. Никогда не торопите его – флегматик от этого начинает действовать еще медленнее. Для такого ребенка совершенно неадекватна атмосфера спешки и четкого лимита времени, в этом случае он может «зависнуть», как компьютер. 1.2. Планируемые результаты Основа метода правополушарного рисования заключается в активации правого полушария в режим творчества. При использовании специальных техник активизируется творческая деятельность и интуиция у любого человека. Детям свойственно заниматься творческой деятельностью. Но, как правило, система образования сформирована так, что на изучение точных наук отводится гораздо больше времени, чем на творческие процессы. Все это способствует стимуляции левого полушария, которое, как известно, отвечает за логические процессы и аналитическое мышление. Слаженная работа обоих полушарий обеспечивает эффективную работу мозга. Применение методов по правополушарному рисованию позволяет внести гармонию в работу левого и правого полушария, что помогает раскрытию творческого потенциала ребенка. Кроме того, это помогает уберечь его от стрессов и нагрузок, а еще оказывает помощь в усвоении материала. Во время выполнения упражнений по правополушарному рисованию происходит изменение восприятия мира, развиваются способности к визуализации, ломаются стереотипы. Формируется отношение к жизни как к творчеству и развивается интуитивное мышление. Все эти процессы происходят за счет временного подавления левого полушария и ребенок, не обращая внимания на логику, переносит на бумагу свое видение предмета. Дети просто рисуют то, что видят, не задумываясь о том, как нужно рисовать правильно. Отключение логики и рациональной оценки является результатом такого интуитивного метода творчества. 13 Целью упражнений правополушарного рисования является не просто обучение навыкам рисования. Это возможность открыть источник творческих способностей и приобрести чувство вдохновения. Режим творческого полета открывается у детей с хорошо развитым правым полушарием и этому способствует методика и техника правополушарного рисования, включающая в себя набор различных упражнений, которые на первый взгляд кажутся очень необычными. Именно оригинальность и непонятность этих упражнений помогает отключать логику. Рисование используя то правую, то левую руку, прописывание букв в зеркальном отображении и много других неожиданных заданий позволяет раскрыть детям мир волшебного полета фантазии. Дополнительная общеразвивающая программа «Рисовашка» включает в себя использование разнообразных материалов и техники, что будит в ребёнке творческую инициативу, развивает фантазию и воображение. Не обладая достаточными навыками, дети, рисуя на нечастых и непродолжительных занятиях в образовательной организации, обычно не удовлетворяются своими слабыми рисунками и постепенно утрачивают интерес к изобразительному искусству. При выполнении же нестандартных работ, сочетая традиционные и нетрадиционные техники изобразительной деятельности, обучающиеся начинают с увлечением заниматься рисованием, стремятся выполнять свои работы на высоком уровне, творчески подходить к выполнению задачи. В результате повышается мотивация, качество знаний, развивается познавательный интерес к искусству, обучающиеся становятся более активными и стремятся к самостоятельным творческим работам и достижениям. Ожидаемые результаты и способы их проверки Критерии достижения цели Программы –развиты специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму; –умение почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира; – сформированное эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования; – более эффективное развитие воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей. К концу освоения программы Воспитанники должны знать: основные понятия и термины области изобразительного искусства: искусство, живопись, эскиз, линия, пятно, точка, мазок, подмалевок, перспектива, линия горизонта, свет, тень, основные цвета, дополнительные цвета, оттенок, контраст. Метапредметные Обучающиеся будут уметь: 14 смешивать краски на палитре, получая нужные цветовые оттенки; соблюдать последовательность в работе; владеть основами перспективы основами цветоведения; правильно расположить предмет на листе; самостоятельно разбираться в этапах своей работы; работать в технике правополушарного рисования; Личностные: Обучающиеся научатся: творчески подходить к выполнению работы; грамотно оценивать свою работу, находить ее достоинства и недостатки; работать самостоятельно и в коллективе; организовывать и содержать в порядке свое рабочее место; радоваться своим успехам и успехам товарищей; уважительно относятся к работам товарищей, при этом, способны объективно оценивать свою работу; проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; быть дисциплинированными, трудолюбивыми, проявлять упорство в достижении поставленной цели активно принимать участие в выставках, конкурсах и т.д. Критерии оценки достижений воспитанников Критерии оценки уровня теоретической подготовки обучающихся: – высокий уровень – обучающийся освоил практически весь объём (3 балла); знаний 100-80%, предусмотренных программой за конкретный период, употребляет профессиональные термины осознанно и в полном соответствии с их содержанием –средний уровень (2 балла) – низкий уровень (1 балл). – у обучающегося объём усвоенных знаний составляет 70-50%; он сочетает профессиональную терминологию с бытовой; – обучающийся овладел менее чем 50% объёма знаний, предусмотренных программой, избегает употреблять профессиональные термины Критерии оценки уровня практической подготовки обучающихся: –высокий уровень – обучающийся овладел на 100-80% умениями, 15 (3 балла); предусмотренными программой за конкретный период, работает с профессиональным оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей, выполняет практические задания с элементами творчества –средний уровень – у обучающегося объём усвоенных умений составляет 70-50%, работает с оборудованием с помощью педагога, в основном, выполняет задания на основе образца (2 балла); –низкий уровень (1 балл). – обучающийся овладел менее чем 50%, предусмотренных умений, испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием, в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога Критерии оценки достижений обучающихся: –высокий (3 балла); уровень – являлся победителем или призёром конкурсных мероприятий международного, федерального, регионального уровней за весь период обучения по дополнительной общеразвивающей программе –средний уровень (2 – являлся победителем или призёром конкурсных балла); мероприятий муниципального уровня за весь период обучения по дополнительной общеразвивающей программе –низкий уровень (1 – являлся участником конкурсных мероприятий балл). международного, федерального, регионального, муниципального уровней за весь период обучения по дополнительной обще развивающей программе Формы контроля и поведения итогов реализации программы Для оценки планируемых результатов применяется начальный и итоговый контроль. - начальный – проводится на начало года (октябрь) - итоговый – в мае. Проводится в форме выставки, обсуждения, просмотра работ. 16 Итоговая аттестация - оценивает качество усвоения знаний за первое полугодие, освоение программы дополнительного образования. Проводится в форме выставки, обсуждения, просмотра работ. Аттестация обучающихся проводится по нескольким критериям: Посещаемость занятий в течение отчетного периода – 1-3 балла Качество исполнения творческих работ – 1-3 балла Творческий подход – 1-3 балла Освоение техник рисования – 1-3 балла В соответствии с набранным количеством баллов определяется уровень освоения программы: Высокий – 10-12 баллов Средний – 5-9 баллов Низкий до 5 баллов Педагогическая целесообразность программы В процессе реализации данной программы «Рисовашка», дети не только обучаются рисовать нетрадиционными методами, но и справляются с проблемами, вызывающими у них запредельные эмоции, которые, зачастую, дети не могут вербализировать. Воспитанники вооружаются одним из доступных и приятных для них способов снятия эмоционального напряжения. 2. Содержательный раздел 2.1. Описание образовательной деятельности. Программа нацелена на развитие в детях познавательного интереса, стремления к получению знаний, положительной мотивации; Направленность на сохранение и укрепление психологического здоровья детей, потребности в творческой активности, развитии мелкой и крупной моторики рук. Направленность на учет индивидуальных особенностей ребенка. Программа направлена на обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, что достигается за счет учета индивидуальных особенностей детей (проявление уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональным состояниям, поддержка его чувства собственного достоинства и т. д.). Правополушарное рисование – метод создания произведений искусства, основанный на активизации работы правого полушария головного мозга. Метод не только раскрывает истинный потенциал ребенка и помогает ему легче усваивать материал, но и бережет от перегрузок и стрессов. Люди, у которых развиты оба полушария, меньше устают и имеют более высокую работоспособность. Суть метода правополушарного рисования заключается во временном подавлении работы левого полушария и передачу ведущей 17 роли в рисовании правому, более пригодному для этой деятельности. При работе игнорируются мнения из памяти о том, как объект должен выглядеть. Вместо этого художник «видит объект на самом деле» — сравнивая его размер в целом, размер отдельных элементов, отношение пространства, света и тени и объединении всего этого в единую картину. Для этого используется ряд упражнений, облегчающих переход начинающего художника в «П» режим (термин Бетти Эдвардс). Приемы и методы: Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений. Практические – упражнения, игровые ситуации. Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснение, пояснение, педагогическая оценка. Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца. Показ способов выполнения и др. Все методы используются в комплексе. Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети не ограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Приемы, используемые в работе Упражнения на восприятие света и тени (передачу характеристик цвета) включают в себя изображение фигур, образованных игрой света и тени. Нарисованные фигуры являются настолько сложными и неопределенными, что их невозможно выразить и описать словами. По этой причине левое полушарие самоустраняется от выполнения данного упражнения, и к работе приступает правое полушарие, которое обожает сложные задания. Оно с радостью берется за создание трехмерного изображения, образованного переплетением света и тени. Кинезиологические упражнения, направленные на гармонизацию межполушарного взаимодействия; Упражнения на восприятие пространства (передачу негативного пространства) - левое полушарие сразу отказывается их выполнять, потому что негативное пространство — это не предмет, который можно описать или назвать, а просто-напросто пустое место. Пустоты, по мнению левого полушария, недостаточно важны, за дело берется правое полушарие, способное воспринимать целостные образы (как фигуры, так и пустоты между ними), и справляется с поставленной задачей) 18 Рисование перевернутых изображений — активизирует правое полушарие мозга, так как левое полушарие «отказывается» его выполнять, потому что не может правильно определить и назвать части перевернутого изображения. К тому же, по мнению левого полушария, перевернутый рисунок выглядит слишком непривычно, а значит, копировать его не имеет никакой практической пользы. Упражнения на восприятие краев (передачу линий и контуров) - для выполнения этих заданий потребуется быть чрезвычайно внимательным ко всем, даже самым незначительным (по мнению левого полушария) и мельчайшим деталям. Более того, нужно замечать отдельные составляющие каждой такой несущественной детали. Данное упражнение быстро надоест левому полушарию, поскольку его выполнение занимает слишком много времени и этот процесс не может быть описан словами. Как только левое полушарие отключится, за работу принимается правое. Упражнения на восприятие соотношений (передачу перспективы и пропорций при изображении зданий и интерьеров) - при выполнении этого задания левое полушарие вынуждено столкнуться с ненавистными ему парадоксами и неясностями, ведь в перспективе пропорции и углы изменяются, поэтому кажется, что изображаемые предметы выглядят несколько непривычно. Правое полушарие воспринимает реальность такой, какой она видится, а потому без труда сможет передать в рисунке перспективу и пропорции. Систематические занятия рисованием обеспечивают детям радость творчества. Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют о том, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка. Уникальный метод правополушарного рисования, который успешно применяется в различных художественных школах и студиях, детских садах, кружках и считается верным способом «научиться рисовать каждому». Таким образом, данная Методика рисования постепенно приучает рисовать с использованием возможностей правого полушария, а именно: - видеть контуры вместо фигуры; - различать негативные и позитивные пространства (менять местами фигуру и фон); -видеть перспективу и соотношение предметов (чувствовать пропорции); -видеть работу света и тени; -собирать отдельные элементы в целостное восприятие. Основные навыки. Согласно методу Бетти Эдвард, рисование состоит из 5 базовых навыков и двух тренировочных. Базовые навыки: 19 1. Восприятие краёв. 2. Восприятие пространства. 3. Восприятие соотношений. 4. Восприятие света и тени. 5. Восприятие целостного образа. Тренировочные навыки: 1. Рисование по памяти 2. Рисование при помощи воображения 2.2. Учебно-методический план Старший возраст (5-6 лет) Тема занятия № п/п Кол во часов Теория /практи ка Октябрь 1 Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности, 1 гигиене, правилах поведения на занятиях. Знакомимся с инструментами художника, творческим материалом и бережному уходу за ним. Различные фоны 0,5/0,5 Сказка «О чем поспорили белая бумага и белая краска» Смешение красок. Знакомство с гуашь. 2 Волшебные листья 1 0,5/0,5 3 Вкусные дары щедрой осени. Долька арбуза 1 0,5/0,5 4 В грибном царстве, лесном государстве 1 0,5/0,5 5 Вертикальный фон. «Под дождем». 1 0,5/0,5 Ноябрь 6 Горизонтальный холодный фон картины. Рисование пальцами. «Облака и птицы» 1 0,5/0,5 7 Горизонтальный фон «Теплая картина» 1 0,5/0,5 8 Горизонтальный фон «Разноцветные зонты» 1 0,5/0,5 9 Круговой фон. «Кто спрятался» 1 0,5/0,5 1 0,5/0,5 Декабрь 10 Круговой фон «первый снег». 20 11 Круговой фон. « Следы на снегу» 1 0,5/0,5 12 Метель ей пела песенку 1 0,5/0,5 13 Горизонтальный радужный фон. «Счастливый снеговик» силуэтное рисование 1 0,5/0,5 14 Горизонтальный фон. Зайчонок в зимнем лесу 1 0,5/0,5 15 Диагональный фон «Елочные игрушки» 1 0,5/0,5 16 Рисование другой рукой 1 0,5/0,5 17 Круговой холодный фон «Птицы. Снегири на ветке» 1 0,5/0,5 18 Диагональный фон. «Ветка рябины» 1 0,5/0,5 19 Вертикальный фон. «Вьюга в зимнюю ночь» 1 0,5/0,5 20 Горизонтальный фон рисование «вверх ногами» 1 0,5/0,5 21 Вертикальный фон. «рисование облаков мазками. Пальцы. Силуэтное рисование. 1 0,5/0,5 22 Моё настроение сегодня». Рисование пальчиками 1 0,5/0,5 23 Диагональный фон. «Цветы для мамы». 1 0,5/0,5 24 Диагональный фон. «Полянка». Мазки. 1 0,5/0,5 25 Вертикальный фон. «рисование другой рукой» 1 0,5/0,5 26 Круговой фон «Волшебный цветок» 1 0,5/0,5 27 Круговой фон. «Звездопад». Набрызг. Рисование пальцами. 1 0,5/0,5 28 Круговой фон. «Весеннее настроение» 1 0,5/0,5 29 Круговой фон. «Пушистый котик». 1 0,5/0,5 30 Подготовка фона. 1 0,5/0,5 Январь Февраль Март Апрель Май 21 31 Горизонтальный фон «Одуванчики». 1 0,5/0,5 32 Радужный фон «Жук» 1 0,5/0,5 33 Фон полукруглый по вертикали от нижнего угла. «Стрекоза над прудом» 1 0,5/0,5 34 Фон диагональный в лево и право (рисование двумя руками) «Весенний луг» способ примакивания 1 0,5/0,5 Всего 34 занятия Подготовительная к школе группа (6-7 лет) Тема занятия № п/п Кол во часов Теория /практи ка Октябрь 1 Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности, 1 гигиене, правилах поведения на занятиях. 0,5/0,5 Сказка «О чем поспорили белая бумага и белая краска» Смешение красок. Знакомство с гуашь. 2 Знакомимся с инструментами художника, творческим материалом и бережному уходу за ним. Различные фоны. Смешение красок. 1 0,5/0,5 3 Вкусные дары щедрой осени 1 0,5/0,5 4 В грибном царстве, лесном государстве 1 0,5/0,5 5 Вертикальный фон. «Осенний букет в вазе». 1 0,5/0,5 Ноябрь 6 Горизонтальный холодный фон картины. Рисование пальцами. «Облака и птицы» 1 0,5/0,5 7 Горизонтальный фон «Рябина» 1 0,5/0,5 8 Горизонтальный фон «Разноцветная осень.» 1 0,5/0,5 9 Круговой фон. «Небо над городом» 1 0,5/0,5 Декабрь 22 10 Круговой фон. «Совушка на ветке». Силуэтное рисование 1 0,5/0,5 11 Круговой фон. «Пингвин» 1 0,5/0,5 12 Рисуем елочку разными способами 1 0,5/0,5 13 Горизонтальный радужный фон. «Счастливый снеговик» силуэтное рисование 1 0,5/0,5 14 Горизонтальный фон. Лисичка в зимнем лесу 1 0,5/0,5 15 Диагональный фон «Елочные игрушки» 1 0,5/0,5 16 Горизонтальный фон «Берёза Зимой» 1 0,5/0,5 17 Круговой холодный фон «Птицы. Снегири на ветке» 1 0,5/0,5 18 Диагональный фон. «Синицы» 1 0,5/0,5 19 Вертикальный фон. «Вьюга в зимнюю ночь» 1 0,5/0,5 20 Горизонтальный фон «Узоры на окнах» 1 0,5/0,5 21 Вертикальный фон. «Воздушный шар» рисование облаков мазками. Пальцы. Силуэтное рисование. 1 0,5/0,5 22 Моё настроение сегодня». Рисование пальчиками 1 0,5/0,5 23 Диагональный фон. «Цветы для мамы». 1 0,5/0,5 24 Диагональный фон. Подснежник. Мазки. 1 0,5/0,5 25 Вертикальный фон. Натюрморт «Верба в стакане» 1 0,5/0,5 26 Круговой фон «Волшебный цветок» 1 0,5/0,5 27 Круговой фон. «Космос». Набрызг. Рисование пальцами. 1 0,5/0,5 28 Круговой фон. «Весеннее настроение» 1 0,5/0,5 29 Круговой фон. «Пушистый котик». 1 0,5/0,5 30 Подготовка фона. 1 0,5/0,5 Январь Февраль Март Апрель 23 Май 31 Горизонтальный фон «Одуванчики». 1 0,5/0,5 32 Радужный фон «Паучок на паутинке» 1 0,5/0,5 33 Фон полукруглый по вертикали от нижнего угла. «Стрекоза над прудом» 1 0,5/0,5 34 Фон диагональный в лево и право (рисование двумя руками) «Ромашковое поле» способ примакивания 1 0,5/0,5 Всего 34 занятия 2.3. Календарно – тематический план № п/п Тема занятия Цель Материал Знакомство. Инструктаж по технике безопасности, гигиене, правилах внутреннего распорядка и поведения на занятиях. Знакомство с основными цветами. Рассказ об инструментах художника, о технике правополушарного рисования. Игры с цветом Знакомимся с инструментами художника, творческим материалом и бережному уходу за ним. Различные фоны. Смешение красок. Создавать условия для формирования познавательного интереса к рисованию. Продолжать знакомить детей методами работы и смешивания красок. Развивать художественное восприятие и творческое воображение. Творческий материал: лист акварельной бумаги А5 (А4) Вкусные дары щедрой осени Способствовать накоплению знаний о живописи – натюрморте, дать представление о композиции. Показать роль цветового фона для Творческий материал: лист акварельной Октябрь 1 Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности, гигиене, правилах поведения на занятиях. Сказка «О чем поспорили белая бумага и белая краска» Смешение красок. Знакомство с гуашь. 2 3 Беседа, знакомство с материалом, правилами поведения. Презентация к сказке Гуашь 12 цветов, кисти круглые, вода. Иллюстративный материал Музыкальное сопровождение. 24 4 5 натюрморта. Учить рисовать несложную композицию из трех предметов. Познакомить с понятие способами его рисования. Способствовать формированию умения передавать в рисунке форму, цвет и размер предметов. Развивать видение эстетической красоты в натюрморте. бумаги А5 (А4) В грибном царстве, Учить рисовать несложную лесном государстве композицию. Способствовать формированию умения передавать в рисунке форму, цвет и размер предметов. Развивать видение эстетической красоты в природе. Воспитывать любовь к природе, желание передавать её красоту в рисунке. Творческий материал: лист акварельной бумаги А5 (А4) Вертикальный фон. Пейзаж. Теплая и холодная «Осенний букет в цветовая гамма. Фон. Передний и вазе». дальний планы. Тень. Выполнение рисунка «Осенний пейзаж» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение горизонтального фона с помощью губки, работа с дальним и передним планами с помощью кисти, создание листвы способом тычка (с помощью ватных палочек). Способствовать накоплению знаний о живописи – натюрморте, дать представление о композиции. Показать роль цветового фона для натюрморта. Учить рисовать несложную композицию из трех предметов. Познакомить с понятием способами его рисования. Способствовать формированию умения передавать в рисунке форму, цвет и размер предметов. Развивать видение эстетической красоты в натюрморте. Воспитывать любовь к природе, желание передавать её красоту в рисунке. Творческий материал: лист акварельной бумаги А5 (А4) Гуашь 12 цветов, кисти круглые, квадратные Гуашь 12 цветов, кисти круглые, Гуашь 12 цветов, кисти круглые, квадратные, щетина, вода, ватные палочки, влажные и сухие салфетки. Образец. Музыкальное сопровождение. Ноябрь 25 6 7 Горизонтальный холодный фон картины. Рисование пальцами. «Облака и птицы» Познакомить с техникой рисования по сырому. Помочь в создании выразительного образа облаком с помощью пальцев. Определять тон света и тени. Развивать воображение, наблюдательность. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. Творческий материал: лист акварельной бумаги А5 (А4) Горизонтальный фон «Рябина» Учить рисовать несложную композицию. Способствовать формированию умения передавать в рисунке форму, цвет и размер предметов. Развивать видение эстетической красоты в природе. Воспитывать любовь к природе, желание передавать её красоту в рисунке. Творческий материал: лист акварельной бумаги А5 (А4) Гуашь 12 цветов, кисти круглые, щетина, вода, влажные и сухие салфетки. Образец. Музыкальное сопровождение. Гуашь 12 цветов, кисти круглые, квадратные, щетина, вода, ватные палочки, влажные и сухие салфетки. Образец. Музыкальное сопровождение. 8 Горизонтальный фон «Разноцветная осень.» Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию, передавая впечатления об осени адекватными изобразительными средствами. Развивать интерес к природе и отображению представлений в изобразительной деятельности. Показать детям связь между разными видами искусства. Творческий материал: лист акварельной бумаги А5 Гуашь 12 цветов, кисти круглые, квадратные, щетина, вода, ватные палочки, влажные и сухие салфетки. Образец. Музыкальное сопровождение. 9 Круговой фон. «Небо над городом» Пейзаж. Радужный фон. Передний и дальний планы. Формирование чувства композиции и ритма. Свет и тень. Развивать воображение, наблюдательность. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. Творческий материал: лист акварельной бумаги А5. Гуашь 12 цветов, кисти круглые, квадратные, щетина, влажные и 26 сухие салфетки. Образец. Музыкальное сопровождение. Декабрь 10 11 Круговой фон. «Совушка на ветке». Силуэтное рисование Круговой фон. «Пингвин» Теория Круговой фон. Композиция. Сочетание цветов. Практика. Выполнение рисунка «Совушка»» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью губки и пальцев, работа дальним планом (луна) с помощью пальцев, работа с передним планом с помощью кисти (сова) и ватных палочек (листья на ветке). Сюжет. Теплая и холодная цветовая гамма. Контраст. Круговой фон. Тень. Практика. Выполнение рисунка «Любопытный пингвинёнок» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью пальцев, работа с передним планом (рисование головы и туловища пингвинёнка из круга и овала, прорисовывание деталей) с помощью кисти. 12 Рисуем елочку разными способами Познакомить детей с творчеством И. Шишкина. Развивать у детей художественное восприятие произведений изобразительного искусства, учить понимать содержание картины. Формировать представления о выразительных средствах, которые использовал художник. Закрепить умение выражать свое отношение к природе изобразительными средствами. Творческий материал: лист акварельной бумаги А5 (А4) Гуашь 12 цветов, кисти круглые, квадратные, щетина, вода, ватные палочки, влажные и сухие салфетки. Образец поэтапного рисования совы. Музыкальное сопровождение. Творческий материал: лист акварельной бумаги А5 (А4) Гуашь 12 цветов, кисти круглые, квадратные Игры с цветом Творческий материал: лист акварельной бумаги А5 (А4) Гуашь 12 цветов, кисти круглые, квадратные, щетина, вода, ватные палочки, влажные и сухие 27 салфетки. Образец. Музыкальное сопровождение. 13 Горизонтальный радужный фон. «Счастливый снеговик» продолжать учить рисованию предметов округлой формы, умение дорисовывать предмет; расширить представления о характерных особенностях зимней природы; развивать композиционные умения, располагать предмет на листе с учетом его пропорций, развивать аккуратность, эстетическое восприятие окружающего. воспитывать интерес к нетрадиционному рисованию, вызывать чувство радости от выполненной работы, воспитывать желание аккуратно выполнять свою работу. 14 Горизонтальный фон. Лисичка в зимнем лесу Готовый фон. Рисовать лисичку на основе овала и круга, передавать строение, называть оранжевый цвет. Техническая задача совершенствовать умение держать правильно кисточку, прополаскивать ее после использования краски, мелкие детали прорисовывать концом кисти. Воспитательная (или развивающая) задача (развивать воображение и восприятие окружающего мира, познавательные способности, (развивать координацию глаза и руки, владение кистью руки, мелкую моторику пальцев) Игры с цветом Творческий материал: лист акварельной бумаги А5 (А4) Гуашь 12 цветов, кисти круглые, квадратные, щетина, вода, ватные палочки, влажные и сухие салфетки. Образец. Музыкальное сопровождение. Творческий материал: лист акварельной бумаги А5. Гуашь 12 цветов, кисти круглые, квадратные, щетина, вода, ватные палочки, влажные и сухие салфетки. Образец. Музыкальное сопровождение. Январь 15 Диагональный фон «Елочные продолжать учить рисованию предметов округлой формы, Творческий материал: лист 28 16 игрушки» умение дорисовывать предмет, изображать предметы по памяти, украшать игрушку различными узорами акварельной бумаги А5. Гуашь 12 цветов, кисти Горизонтальный фон. «Берёза Зимой» Учить детей создавать в рисунке образ красавицы березы по мотивам стихотворения С. Есенина «Белая береза». Листы бумаги формата А4, тонированные в пастельные тона: голубой, розовый, сиреневый, либо цветная бумага для принтера; гуашь, блестки, клей; кисти мягкие, например, белка №4, 5. У педагога – образец с изображением зимней березы. Задачи: -Совершенствовать технические приемы работы кистью: концом кисти, боковым мазком. -Формировать эстетический вкус. -Воспитывать бережное отношение к природе. 17 Круговой холодный фон «Птицы. Снегири на ветке» Учить передавать в рисунке образ птиц. Задачи: -Совершенствовать технические приемы работы кистью: концом кисти, боковым мазком. -Формировать эстетический вкус. 18 Диагональный фон. Теплая и холодная цветовая «Синицы» гамма. Диагональный фон. использование Передний и дальний планы. ватных дисков. Выполнение рисунка «Синица» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью пальцев, работа с передним планом с помощью кисти (синица, ветви ели) и ватных палочек (шишки). Творческий материал: лист акварельной бумаги А5 Гуашь 12 цветов, кисти круглые, влажные и сухие салфетки Творческий материал: лист акварельной бумаги А5 Гуашь 12 цветов, кисти круглые, квадратные, щетина, вода, ватные палочки, влажные и сухие салфетки. Образец. Муз. сопровождение. Февраль 19 Вертикальный фон. Учить создавать зимнюю «Вьюга в зимнюю холодную погоду. Закрепить ночь» умение рисовать «по - мокрому». Воспитывать аккуратность. Развивать интерес к Творческий материал: лист акварельной бумаги А5 (А4) 29 20 21 Горизонтальный фон. «Узоры на окнах» Вертикальный фон «Воздушный шар» изобразительной деятельности. Гуашь 12 цветов, кисти круглые, квадратные, щетина, вода, ватные палочки, влажные и сухие салфетки. Образец Плакат «Времена года».. Музыкальное сопровождение. Грунтовка. Фон: вертикальный, горизонтальный, диагональный, радужный, круговой. Теплее и холодные цвета. Практика. Тренировочные упражнения на листах формата А4: горизонтальный, диагональный, радужный и круговой фоны в теплой и холодной цветовых гаммах. Творческий материал: лист акварельной бумаги А5 (А4) Грунтовка. Фон: вертикальный, холодные цвета. Практика. Тренировочные упражнения на листах формата А4: Закрепить понятие пейзаж Творческий материал: лист акварельной бумаги А5 (А4) Дать понятие о значении деталей в пейзаже Гуашь 12 цветов, кисти круглые, квадратные, щетина, вода, ватные палочки, влажные и сухие салфетки. Образец. Музыкальное сопровождение. Развивать умение подбирать краску соответствующую настроению, изображать широкими мазками Творческий материал: лист акварельной бумаги А5 (А4) Закрепить понятие средств выразительности в графике (точка, линия, пятно) Дать понятие о значении композиции в пейзаже 22 «Моё настроение сегодня». Рисование пальчиками Гуашь 12 цветов, кисти круглые, квадратные, щетина, вода, ватные палочки, влажные и сухие салфетки. Образец. Музыкальное сопровождение. Гуашь 12 цветов, 30 кисти Март 23 Диагональный фон. Цветовые переходы. «Цветы для мамы». Вертикальный фон. Тень, свет. Практика. Выполнение рисунка «Цветы для мамы» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение вертикального фона с помощью губки, работа с передним планом (прорисовка тюльпанов). 24 Диагональный фон. Пейзаж. Контраст. диагональный Подснежник. фоны. Дальний и передний планы. Мазки. Выполнение рисунка гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение горизонтального и диагонального фона кистью; работа с дальним планом (река, берег) и передним планом (трава, маки) с помощью кисти. Цель: развитие творческих изобразительных способностей детей путем овладения приёмами правополушарного рисования. - познакомить детей со способами рисования подснежника; Игры с цветом Творческий материал: лист акварельной бумаги А5 (А4) Гуашь 12 цветов, кисти круглые, квадратные, щетина, вода, ватные палочки, влажные и сухие салфетки. Образец. Музыкальное сопровождение. Игры с цветом Творческий материал: лист акварельной бумаги А5 (А4) Гуашь 12 цветов, кисти круглые, квадратные, щетина, вода, ватные палочки, влажные и сухие салфетки. Образец. Музыкальное сопровождение. - вызвать интерес к предложенной методике рисования; - раскрыть творческий потенциал детей; - проявление индивидуальности, развитие креативности; - воспитать интерес к рисованию, чувство прекрасного, любовь к творчеству. 31 25 26 Вертикальный фон. Упражнять детей в обследовании Натюрморт «Верба природного материала (веточка в стакане» вербы, пояснять словами, что они видят; определять словами тактильные ощущения (гладкие, пушистые, мягкие). Учить детей рисовать веточки вербы, продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования. Творческий материал: лист акварельной бумаги А5 (А4) Круговой фон «Волшебный цветок» формирование технических навыков рисования способом примакивания Творческий материал: лист акварельной бумаги А5.Гуашь 12 цветов, кисти круглые, квадратные, щетина, вода, ватные палочки, влажные и сухие салфетки. Образец. Музыкальное сопровождение. Круговой фон. «Космос». Набрызг. Рисование пальцами. Пейзаж. Горизонтальный фон. Тычкование и набрызг. Творческий материал: лист акварельной бумаги А5 (А4) Круговой фон «Весеннее Пейзаж. Тёплые и холодные цвета. Творческий Тычкование. материал: лист акварельной Гуашь 12 цветов, кисти круглые, квадратные, щетина, вода, ватные палочки, влажные и сухие салфетки. Образец. Музыкальное сопровождение. Апрель 27 28 Выполнение рисунка «Космос» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение горизонтального фона с помощью губки, работа с дальним планом (техниками набрызг и тычкование) и передним планом. Гуашь 12 цветов, кисти круглые, квадратные, щетина, вода, ватные палочки, влажные и сухие салфетки. Образец. Музыкальное сопровождение 32 настроение» 29 Круговой фон. «Пушистый котик». Выполнение рисунка «Весенние деревья» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью пальцев, работа с передним планом (рисование кистью стволов деревьев и листьев с помощью тычкования). бумаги А5 (А4) Тёплые и холодные цвета. Тычкование сухой кистью Творческий материал: лист акварельной бумаги А5 Гуашь 12 цветов, кисти круглые, квадратные, щетина, влажные и сухие салфетки. Образец изображения. фото выставка. Музыкальное сопровождение Выполнение рисунка гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью пальцев, работа с передним планом (рисование кистью шертки с помощью тычкования). Гуашь 12 цветов, кисти круглые, квадратные, щетина, вода, ватные палочки, влажные и сухие салфетки. Образец. Музыкальное сопровождение Май 31 Горизонтальный познакомить детей со способами фон «Одуванчики». рисования подснежника; вызвать интерес к предложенной методике рисования; раскрыть творческий потенциал детей; проявление индивидуальности, развитие креативности; воспитать интерес к рисованию, чувство прекрасного, любовь к творчеству. 32 Силуэтное рисование. Радужный фон «Паучок на паутинке» Включение творческого правополушарного режима работы мозга через технику экспрессрисования и закрепление приёмов, позволяющих осознанно включать и длительно удерживать состояние вдохновения. Выполнение рисунка «Паучок на паутине» гуашью: создание грунтовочного слоя, Творческий материал: лист акварельной бумаги А5 (А4) Гуашь 12 цветов, кисти, ватные палочки, влажные и сухие салфетки. Творческий материал: лист акварельной бумаги А5 (А4) Гуашь 12 цветов, кисти круглые, квадратные, щетина, вода, ватные палочки, 33 33 Фон полукруглый по вертикали от нижнего угла. «Стрекоза над прудом» выполнение радужного фона с помощью кисти, работа с планом (ветка, паутинка,) и передним планом (паучок трава) кистью и пальцами. влажные и сухие салфетки. Образец иллюстрации пауков, паутинок. Музыкальное сопровождение Включение творческого правополушарного режима работы мозга через технику экспрессрисования и закрепление приёмов, позволяющих осознанно включать и длительно удерживать состояние вдохновения. создание грунтовочного слоя. Развивать умение дорисовывать мелкие детали, создавая образ стрекозы; закрепить умение складывать бумагу пополам; закрепить умение отгадывать загадки, подбирать слова-определения; закрепить знания о насекомых; Творческий материал: лист акварельной бумаги А5 (А4) Гуашь 12 цветов, кисти круглые, квадратные, щетина, вода, ватные палочки, влажные и сухие салфетки. Образец Стрекозы. Музыкальное сопровождение - развивать умение внимательно слушать воспитателя и ответы других детей, не перебивать товарища; развивать творческое воображение, логическое мышление, память, речь; - воспитывать эстетический вкус. интерес к рисованию. 34 Фон диагональный в лево и право (рисование двумя руками) «Ромашковое поле» способ примакивания. Пейзаж. Радужный фон. Композиция. Тычкование, примакивание. Выполнение рисунка «Ромашковое поле» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение перевёрнутого радужного фона с помощью пальцев, с передним планом (кистью и ватными палочками в технике тычкование). Творческий материал: лист акварельной бумаги А5 (А4) Гуашь 12 цветов, кисти круглые, квадратные, щетина, вода, ватные палочки, влажные и сухие салфетки. Образец пейзажа луг, поляна, цветочное поле. Музыкальное сопровождение 34 2.4. Особенности взаимодействия педагога с семьями воспитанников Работа с семьями воспитанников позволяет лучше узнать потребности в приобретаемых знаниях, улучшает общую атмосферу отношений сотрудничества в системе «родитель – педагог», повышает рефлексию педагога. Месяц Мероприятия работы с родителями Сентябрь Формирование группы. Подготовка материалов. Октябрь Встреча участников взаимодействия. Знакомство, обсуждение материала для работы дошкольников, знакомство с графиком ОД, способом оплаты, заполнение договоров. Организация дистанционной группы в мессенджерах. Ноябрь Выставка работ, фото выставки в общей группе в чате Мастер класс для родителей по правополушарному рисованию. «Осеннее настроение» Декабрь Выставка работ, фото выставки в общей группе в чате Январь Выставка работ, фото выставки в общей группе в чате Февраль Выставка работ, фото выставки в общей группе в чате Мастер класс по правополушарному рисованию «Фонарь счастья» Выставка работ, фото выставки в общей группе в чате Март Апрель Май Выставка работ, фото выставки в общей группе в чате Мастер класс для родителей «Пляж желаний» итоговый мастер классы для родителей и детей правополушарному рисованию. по Вручение сертификата годового обучения дошкольников Раннее профессиональное просвещение. Знакомство со спецификой работы художника позволяет понять, что только в результате трудовой деятельности художника – мастера появляется художественное произведение. Работа с родителями. Линия воспитания и образования, которая намечена программой, должна иметь свое продолжение и в семье обучающегося. Родители должны знать, чему и как обучают ребенка, какие качества и умения развиваются, понимать назначение различных принадлежностей, инструментов и художественных материалов. Однако они не должны учить его «правильно рисовать» и навязывать свои стереотипы, а участвовать в образовательных событиях и в процессе сотворчества. Эмоционально-положительное отношение родителей к художественной деятельности на занятиях способствует раскрытию 35 творческого потенциала. Для обучающихся дошкольного возраста родители являются эмоционально близкими людьми. Поэтому очень важно чувство уважения к его творчеству, адекватная реакция родителей на успехи и творческие неудачи. 3. Организационный раздел 3.1. Материально-техническое обеспечение Программы. Программа реализуется, через специально созданные условия. Обеспечение образовательного процесса складывается из: кадрового; информационно – методического; материально – технического. Кадровое обеспечение: Педагог, имеющий высшее или средне-специальное образование, прошедший курсы повышения квалификации по темам: 1. «Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС» не менее 72 ч. 2. «Правополушарная живопись» не менее 72 часов Информационно-методическое обеспечение. дополнительная общеразвивающая программа «Рисовашка»; методические пособия; конспекты занятий; дидактический материал (схемы, рисунки и т.д.); презентации; индивидуальный раздаточный материал; литература: для педагога, для детей, для родителей. Материально – техническое обеспечение. Перечень оборудования изостудии: столы 6 шт., стулья 20 шт., видео проектор, Телевизор LED (41”, USB), Музыкальный центр, магнитная белая доска, мебель для демонстрационного материала, мольберты - 2 шт, дидактический материал, игры по цветоведению. Кабинет изостудии оборудован в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и требованиями для организации учебно-воспитательного процесса. Материал для реализации программы: материалы и инструменты, необходимые для выполнения творческих работкисти – 20 шт, (синтетика, круглая: № 1, № 2, № 4, № 6; плоская № 10), бумага для гуаши и акварели формат А4 – 20 листов (1 набор на весь курс обучения для одного ребёнка), бумага для гуаши и акварели формат А3 36 – 20 листов (набор на весь курс обучения по количеству дошкольников), гуашь фирмы «Луч», «Классика», «Гамма» (12цветов) (наборов гуаши по количеству дошкольников на весь курс обучения), гуашь «Луч» белила титановые 700 мл ( 4-5 шт.на весь курс обучения), ватные палочки 20 упаковок), влажные салфетки; малярный скотч (20 шт.), пластиковая палитра, подложки для работ, губки – 1 упаковка. 4. Список литературы 1. Аствацатуров Г.О. Технология современного урока и творчества учителя/ 2002. 2. Ашикова С. Подружись с карандашами// Дошкольное воспитание – 2004. №4, с. 19- 23 3. Борисова Е. Развиваем творческие способности старших дошкольников в рисовании/ Дошкольное воспитание. 2002.- №2 4. Вальдес Одриосола М.С. Интуитивное рисование. Развитие творческих способностей средствами арттерапии»/ 2009. 5. Вальдес Одриосола М.С. Интуиция, творчество, арттерапия/ 2012. 6. Гульчевская В.Г. Что должен знать педагог о современных образовательных технологиях: практическое пособие/ АРКТИ: 2010. 7. Доронова Т.Н. Обучаем детей изобразительной деятельности/ М.: 2005. 8. Казакова Р.Г. Рисование с детьми — нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/ ООО ТЦ Сфера: 2009г. 9. Комарова Т.С. Обучение младших школьников технике рисования/ М.: Педагогическое общество России, 2005 10. Королева Т. В. Занятия по рисованию с детьми 6-7 лет/ М.: Сфера, 11. Коломейцев,П. Каждый ребенок особенный. Иллюзия дефекта/ П. Коломейцев, К. Манске.–М.:Никея,2015.–240с. 2009. 12. Никишина И. В. Интерактивные формы методического обучения/М.: 2007. 13. Селевко Г.К «Современные образовательные технологии»/ М.: 1998. 14. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы. – М.: Айрис-пресс, 2002 г., 208 с 15. Третьякова, Н. Г. Обучение детей рисованию в детском саду / Н. Г. Третьякова/ М.: Академия Развития, 2009. 15. Шайдурова Н. В. Обучение детей дошкольного возраста рисованию животных по алгоритмическим схемам /М.: Детство-Пресс, 2009. 17. Янушко Е.А Развитие мелкой моторики рук/ М.: Мозаика, 2007. Информация сети интернет. 37