1 Оглавление Разделы программы 1.Целевой раздел Программы. 1.1. Пояснительная записка 1.1.1. Цель и задачи реализации Программы 1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы 1.1.3.Значимые для разработки и реализации программы характеристики, в том числе возрастные и индивидуальные особенности развития детей дошкольного возраста 6-7(8) лет 1.2. Планируемые результаты освоения Программы (промежуточная аттестация) 2. Содержательный раздел Программы 2.1. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы 2.2. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка (перспективное и тематическое планирование по возрастам) 2.3. Особенности взаимодействия педагога с семьями воспитанников 3. Организационный раздел Программы 3.1. Описание материально-технического обеспечения Программы 3.2.Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания 3.3. График реализации программы 3.4.Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий 3.5.Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды 4.Приложения стр. 3-10 3-7 3 4 3-7 7-10 10-16 10-13 13-16 16 17-20 17 17-18 18 18 18-20 21-34 2 1.Целевой раздел Программы 1.1.Пояснительная записка. Развивающая программа дополнительного образования «Английский язык малышам» (далее Программа) имеет социально-педагогическую направленность и призвана обеспечить усвоение ребенком базовых основ английского языка, ознакомление его с культурой, традициями и обычаями Великобритании. Деятельность по реализации развивающей программы дополнительного образования «Английский язык малышам» в дошкольном учреждении направлена на максимальное удовлетворение образовательных запросов обучающихся и их родителей (или законных представителей) на основе дифференциации и индивидуализации обучения с помощью современных образовательных программ и технологий. Актуальность изучения английского языка продиктована потребностями современного мира. Иностранный язык сегодня становится в большей мере средством жизнеобеспечения общества. Роль иностранного языка возрастает в связи с развитием экономических связей. Изучение иностранного языка и иноязычная грамотность наших граждан способствует формированию достойного образа россиянина за рубежом, позволяющий разрушить барьер недоверия, дают возможность нести и распространять свою культуру и осваивать другую. Раннее обучение иностранного языка создает прекрасные возможности для того, чтобы вызвать интерес к языковому и культурному многообразию мира, уважение к языкам и культуре других народов, способствует развитию коммуникативно-речевого такта. Роль иностранного языка особенно неоценима в развивающем плане. Л.В. Щерба утверждает, что «образовательное значение иностранных языков заключается в развитии мыслительных способностей детей, в развитии филологического образования путем сопоставления языков, тщательного изучения строя иностранного языка». Итак, язык для детей становится, прежде всего, средством развития, познания и воспитания. Проблема раннего обучения заключается в необходимости изыскивать резервы в организации обучения, чтобы не упустить и воспользоваться преимуществом сенситивного периода усвоения иностранного языка в дошкольном возрасте. Ведь экспериментальные исследования указывают на то, что после 7-9 лет у ребенка в известной мере утрачивается гибкость речевого механизма. В связи с этим значимость данной программы не вызывает сомнений. Данная программа базируется на принципах коммуникативного обучения и направлена на формирование положительной познавательной мотивации. Программа предназначена для коллективной работы с учащимися. Но упражнения рассчитаны на осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к обучению детей с разным уровнем подготовки и разными способностями. 1.1.1. Цели и задачи реализации Программы. Цель программы: формирование элементарных умений и навыков общения на английском языке обучающихся дошкольного возраста. Задачи программы: -формирование навыков и умений самостоятельного решения простейших коммуникативно-познавательных задач на английском языке. -расширение представлений ребенка об окружающем их мире посредством английского языка; - развитие их восприятия, внимания, языковой памяти, воображения, основ логического мышления; - развитие речевой культуры; - воспитание у воспитанников устойчивого интереса к изучению английского языка; - воспитание инициативности в обучении английского языка 3 1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы. Весь курс предполагает образовательный, воспитывающий и развивающий характер обучения и строится на таких принципах: -Принцип коммуникативной направленности. Его основная функция состоит в создании условий коммуникативности: мотивов, целей и задач обучения. Коммуникативная направленность определяет отбор в организации языкового материала, его ситуативную обусловленность, ценность как речевых, так и языковых тренировочных упражнений, коммуникативную формулировку учебных задач, а так же организацию и структуру занятий. Этот принцип предполагает создание условий для речемыслительной активности детей в каждый момент обучения. - Принцип дифференцированного и интегрированного обучения; -Принцип опоры на родной язык- является также важнейшим в обучении. Поскольку у обучающихся не велик еще опыт коллективного общения и он учится общению не только на английском языке, но и общению вообще – необходима опора на осознанные обучающимися образцы общения на родном языке. К родному языку рекомендуется прибегать приведении новой лексики, при анализе занятия с обучающимися (нач. этап), диалоги (перевод шепотом), при объяснении игр и т.д. - Принцип учета возрастных особенностей – предусматривает знание уровней актуального психического и личностного развития, воспитанности и социальной зрелости обучаемых. - Принцип активности - предполагает целенаправленное активное восприятие изучаемых явлений, их осмысление, творческая переработка и применение. - Принцип наглядности - предусматривает непосредственный показ предметов и явлений окружающего мира, наглядных пособий с целью облегчения понимания и запоминания материала; - Принцип комплексной реализации целей - развивающей, воспитательной, практической и образовательной. Этот принцип является основным принципом обучения иностранного языка поскольку воспитание и развитие учащихся посредством данного предмета невозможно без практического овладения языком. - Принцип коллективно-индивидуального взаимодействия заключается в реализации способностей каждого ребенка, через коллективные формы обучения, которые служат для возможности самовыражения в рамках решения общей, коллективной задачи. 1.1.3. .Значимые для разработки и реализации программы характеристики, в том числе возрастные и индивидуальные особенности развития детей дошкольного возраста 6-7(8) лет При обучении английскому языку дошкольников следует максимально учитывать их возрастные и психологические особенности воспитанников. Подготовительный к школе возраст (6 -7(8) лет) Дети старше пяти лет способны относиться к английскому языку как к предмету изучения, задавать о нем вопросы. Воспитатель может проводить беседы на новом языке, может пользоваться родным языком для объяснения простых грамматических правил (формирование множественного числа существительных, времен глагола и др.), использовать схемы и символы. Манипуляции с предметами и игрушками становятся более абстрактными. Ребенок сначала соотносит звук и букву, потом овладевает алфавитом и понимает разницу в принципах чтения на каждом из языков. В ролевой игре ребенок способен охарактеризовать своего персонажа, спланировать свои действия, провести примитивную сюжетную линию. 4 В группе начинается индивидуализация реплик и высказываний, свободное комбинирование осознанных элементов, сопоставление простых лингвистических явлений двух языков. В определенных условиях текст монолога достигает длины 10 предложений, а в диалоге ребенок способен поддерживать беседу длиной до 20 реплик. Дети любят выполнять задания, имеющие письменно-наглядную опору. Наибольшее значение имеют попытки самовыражения на английском языке, интерес к нему как к явлению. Взрослый является источником сведений об английском языке и культуре, руководителем в процессе их изучения. Дети узнают сведения по истории, географии, быту страны английского языка, им рассказывают и читают о национальных героях. Психолого-педагогические особенности развития детей 6 -7(8) лет Успешное овладение дошкольниками иноязычной речью становится возможным в силу ряда психолого-педагогических особенностей возраста. Их отличают более гибкое и быстрое, чем на последующих возрастных этапах, запоминание языкового материала; наличие естественности мотивов общения, отсутствие так называемого языкового барьера, сравнительно небольшой опыт в речевом общении на родном языке. Возможность опоры на игровую деятельность при обучении малышей позволяет обеспечить естественную мотивацию речи на иностранном языке, сделать интересным и осмысленным даже самые элементарные высказывания. Игра способствует развитию мышления, памяти, восприятия, воображения. Дошкольники очень любознательны. Они отличаются остротой и свежестью восприятия, особенной чертой которого является его ярко выраженная эмоциональность. В первую очередь они воспринимают то, что вызывает непосредственный отклик. Наглядное, яркое, необычное воспринимается лучше, отчетливее. Поэтому в процессе обучения учителям следует использовать яркие картинки, оригинальные сюжеты, новые приключения известных детям героев. В познавательной деятельности восприятие неразрывно связано с вниманием. Внимание дошкольника отличается непроизвольностью, неустойчивостью, оно легко переключается и отвлекается. В этом возрасте дети обращают внимание лишь на то, что вызывает их непосредственный интерес. Их внимание не может долго концентрироваться на выполнении однообразных, долгих, утомительных задач, поэтому урок должен включать довольно частую смену видов деятельности. Внимание дошкольника становится более устойчивым в том случае, если размышляя об увиденном, он одновременно действует (например, ребенок должен взять в руки предмет, нарисовать его или что-либо построить и т. п.). Для этого целесообразно использовать при обучении английскому языку предметную наглядность: куклы, игрушки, кубики, мячики. Память в этом возрасте довольно хорошо развита, но дети запоминают непроизвольно, в основном, яркие впечатляющие их события или предметы. Кроме того, дети дошкольного возраста очень импульсивны, им трудно сдерживать себя, они не умеют управлять своим поведением. Дети этого возраста быстро утомляются. Необходимо следить за нарастанием их утомления и при первых признаках снижения внимания поиграть с ними в подвижные игры. Таким образом, познавательные возможности детей дошкольного возраста довольно широки. Учитель английского языка должен стремиться максимально их задействовать и развивать в учебном процессе, а также учитывать индивидуальноличностные особенности каждого ученика, поскольку индивидуальные различия в психическом развитии в этом возрасте велики. Индивидуальные особенности воспитанников 5 Индивидуальные особенности в преобладающем способе восприятия информации. Некоторые воспитанники испытывают трудности при работе вместе со всей группой, так как методы обучения, применяемые педагогом, не соответствуют их индивидуальным особенностям. Причиной могут быть различия дошкольников в преобладающем способе восприятия информации. По индивидуальным особенностям восприятия детей выделяют три группы: аудиалы, визуалы, кинестеты. Аудиалы – это воспитанники, отдающие предпочтение слуховому восприятию. Они хорошо воспринимают устное объяснение, любят слушать, но и с нетерпением ждут возможности высказаться. Визуалы – это воспитанники, отдающие предпочтение зрительному восприятию. Они обучаются на основе наблюдений и демонстраций, невосприимчивы к звукам, отвлекаются на зрительную информацию. Кинестеты – обучаются в действии, через непосредственное участие в деле, они импульсивны, сразу начинают действовать, выбирают решения, требующие активных действий. Для учащихся с преимущественно кинестетическим типом восприятия лучший способ для развития речевой деятельности – ролевая игра. Педагогу английского языка важно знать особенности восприятия своих учеников. Опираясь на эти знания, можно помогать детям усваивать учебный материал, задействуя по возможности все каналы ввода информации. Из наблюдения воспитателя и педагога по обучению английскому языку было выявлено, что в группе воспитанников «Веснушки»: аудиалы визуалы кинестеты визуалы-кинестеты 1 10 2 2 В группе воспитанников «Пчелки»: аудиалы визуалы кинестеты визуалы-кинестеты 2 10 2 1 Как видно из результатов исследования, что в данных группах воспитанников преобладают визуалы-кинестеты, поэтому в процессе обучения педагог должен: - использовать рисунки, иллюстрированные книги, красочные карточки, мультфильмы, фильмы, презентации, головоломки, поделки; - отдавать предпочтение подвижным и ролевым играм, на которых запоминание информации идет при выполнении движений. - использовать грамматические конструкции через пение песней, проговаривание, составление стихотворений, так как детям с такими способностями легче запомнить слова. Среди индивидуальных особенностей ребенка, которые ярко характеризуют динамические особенности его поведения, деятельности, общения, психических процессов, особое место принадлежит темпераменту. 6 Количество воспитанников, посещающих занятия по дополнительной программе «Английский язык малышам», составляет 57 детей. Воспитатели групп провели обследование воспитанников и выделили группы детей по темпераменту. Группа «Веснушки» Типы темперамента холерик сангвиник флегматик меланхолик Группа «Пчелки» Типы темперамента холерик сангвиник флегматик меланхолик Кол-во детей 7 3 2 3 Кол-во детей 9 2 2 2 Разработаны рекомендации по работе с детьми разных темпераментов: Сангвиник. Ребенок верток и подвижен. Слезы появляются мгновенно, но он быстро утешается. Быстро переключается с одного задания на другое. Игры и повседневная жизнь ребенка должны быть подвижными, требования к спокойствию и уравновешенности со стороны родителей надо согласовывать с учетом особенностей его темперамента. Такому ребенку необходимо обеспечить доступ к разным видам деятельности, не загружать его неинтересной монотонной работой. Однако следует помочь ему сосредоточиться на выбранном занятии и довести дело до конца, опираясь на такое важное качество сангвиника, как целеустремленность. При этом с такими детьми следует быть требовательными. Меланхолик. Ребенок эмоционально очень чувствителен и легко раним. Для меланхолика самым главным является спокойная, доброжелательная психологическая атмосфера. Ребенка надо часто хвалить, демонстрируя веру в его способности. Даже если задание выполнено не очень хорошо, нужно уметь вселить в ребенка уверенность, одобряя саму попытку решить ту или иную задачу. У меланхолика должна быть постоянная возможность переживания успеха от выполнения самых незначительных дел. Накопление проблем, грубое обращение неприемлемы для ребенка-меланхолика, так как он долго фиксируется на этом и переживает. Чаще проговаривайте положительные моменты, старайтесь отвлечь его от тревожных мыслей.. Учить меланхолика делать самостоятельный выбор в привычных жизненных ситуациях Холерик. Такой ребенок быстрый, очень подвижный, с трудом переносит ожидания, у него легко возникают эмоциональные вспышки, настроение неустойчиво (быстро переходит от радости к гневу). Такого ребенка нужно контролировать больше других. В обращении с ребенкомхолериком необходимо много терпения и спокойствия. Не следует раздражаться по поводу «неудобного» поведения ребенка, от этого он становится еще более неуправляемым. Самое главное – занять такого ребенка соответствующим его интересам делом. В играх желательно предусмотреть возможность проигрыша ребенка и показать, что часто прежде, чем что-то сделать, неплохо бы и подумать. Педагоги должны помнить, что воспитание детей с холерическим темпераментом требует особого терпения и 7 гуманности, ибо нажим, а тем более репрессии, вызывают резкое противодействие и даже ненависть. Флегматик. Невозмутимый и спокойный, эмоционально сдержанный, усидчивый и дисциплинированный В совместных занятиях рекомендуются упражнения на развитие творческой фантазии. Чтобы поведение и мышление флегматика не стали стереотипными, давайте ему побольше творческих заданий, которые имеют несколько вариантов решения. Никогда не торопите его – флегматик от этого начинает действовать еще медленнее. Взрослым необходимо помнить, что детям-флегматикам следует с «малых ногтей» прививать привычку быть деятельным и активным. Ребенку – флегматику легко можно доверить какое-либо дело, так как он очень ответственен и добросовестен. 1.2. Планируемые результаты освоения Программы. Программа рассчитана на 1 год обучения и предполагает достижение следующих результатов: К концу первого года обучения при систематических занятиях ребенок владеет лексикой по основным темам: «Приветствие и прощание», «Животные», «Приятные слова», «Счет до 5», «Команды», «Части тела», «Мои игрушки», «Цвета». Ребенок владеет следующими умениями: - аудирование: уметь понимать на слух английскую речь изученной тематики, просьбы, выполнять их. - говорение: в диалогической речи ребенок должен уметь приветствовать собеседника, выражать команду, использовать 1-2 реплики. -правильно произносить звуки английского языка в потоке речи. - петь английские песни, участвовать в играх, базирующихся на знании изученных слов и выражений. -пользоваться выражениями речевого этикета (приветствовать, прощаться, извиняться, благодарить, спрашивать как дела?). - считать до 5. -давать краткие ответы (да/ нет). На протяжении всего года параллельно изучению новой теме идет активизация и закрепление уже изученной лексики, а также продолжается изучение новых стихов и песен. К концу второго года обучения при систематических занятиях ребенок владеет лексикой по основным темам: «Моя семья», «Транспорт», «Счет до 10», «Фрукты», «Овощи», «Мой дом», «Времена года». Ребенок владеет умениями: -аудирование: учащиеся должны понимать на слух слова по изученному материалу в стихах, в обращениях; понимать на слух просьбы, выполнять их, просьбы своих товарищей. -говорение: уметь вести диалог, используя 3-4 вопросно-ответные реплики. -фонетический: овладение всеми звуками английского языка, уметь правильно произносить лексический материал. -лексический: овладение лексическими единицами в пределах изучающих тем, уметь пользоваться ими в различных игровых заданиях, просьбах, уметь петь английские песни. -грамматический: уметь считать до 10, строить повествовательные предложения, использовать местоимение I и глагол like, высказываться по образцу сущ+прилаг, и местоимение I+ глагол. 8 При систематических занятиях воспитанники овладевают лексикой по основным темам: «глагол tohave, tolike, tosee», «продукты питания», « Магазин», «Счет до 20», «Предлоги места», «Школа», «Мое увлечение или хобби», «Профессии», «О себе». Ребенок владеет следующими умениями: -аудирование: понимать на слух, построенную на языковом материале иноязычную речь. Уметь понимать и выполнять просьбы, поручения, предложения. Понимать простые тексты из 10-12 предложений с опорой на наглядность. -Говорение: вести диалог 8-10 вопросно-ответных реплики по теме «Знакомство», «Встреча», «Магазин», «О себе»; уметь задавать общие и специальные вопросы по теме и отвечать ; уметь выражать согласие и несогласие по темам. -В фонетическом материале: овладение всеми звуками английского языка; интонацией в общих и специальных вопросов, интонацией в повелительных и утвердительных предложениях, интонация в стихотворениях и песнях. -В лексическом материале: овладение лексическим минимумом в пределах изучающихся тем. -В грамматическом материале: уметь считать до 20; использовать в разговорной речи местоимения я/ты/мы; глаголы иметь/ видеть/уметь; формировать умение задавать вопросы: сколько тебе лет? Как твоя фамилия? Какое у тебя хобби? Какой любимый вид спорта? Почему? Тебе нравиться …? сколько это стоит? И уметь отвечать на них; строить сложное предложение со словом because. Диагностический инструментарий итоговой аттестации Итоговая аттестация для определения уровня освоения Программы воспитанниками проводится один раз в год (в мае месяце) С целью контроля знаний обучающихся и проверки результативности обучения применяются такие формы, как: фронтальные и индивидуальные вопросы; занятия повторения; проведение праздников; проведение интеллектуальных и дидактических игр; проведение открытых занятий для родителей; Формы аттестации воспитанников. Итоговая аттестация воспитанников проходит в форме открытых занятий. На открытом занятии знания детей оцениваются по следующим критериям: Диалогическая речь Высокий уровень: задает более 2х вопросов, вопросы правильно сформулированы, ответы дает четкие, используя полные и краткие предложения. Средний уровень: задает менее 2х вопросов, вопросы условно-правильные, ответы нечеткие, условно-правильные (не нарушающие смысла, но содержащие лексические и грамматические ошибки). Низкий уровень: не задает вопроса, ответы неправильные (нарушающие смысл и с ошибками). Монологическая речь. Высокий уровень: учитывается общее количество фраз, построенных по различным моделям, речь корректная, содержит 3 и более фраз. Средний уровень: речь условно-правильная (есть лексические и грамматические ошибки), 2-3 фразы. Низкий уровень: не дает ответа. Аудирование Высокий уровень: правильно передает содержание сказанного. 9 Средний уровень: с помощью педагога передает содержание сказанного (не нарушающие смысла, но содержащие лексические и грамматические ошибки ответы). Низкий уровень: не понимает, о чем шла речь. Лексические навыки Высокий уровень: лексический запас соответствует программным требованиям, называет все лексические единицы по каждой теме, не испытывая при этом затруднений. Средний уровень: лексический запас не соответствует программным требованиям, называет более 60% лексических единиц по каждой теме, испытывает при этом затруднения. Низкий уровень: лексический запас не соответствует программным требованиям, называет менее 60% лексических единиц по каждой теме, испытывает при этом серьезные затруднения. Фонетические навыки Высокий уровень: произношение звуков соответствует программным требованиям, все звуки произносит четко и правильно, не испытывая при этом затруднений. Средний уровень: произношение звуков частично соответствует программным требованиям, не все звуки, произносит четко и правильно, испытывая при этом затруднения. Низкий уровень: произношение звуков не соответствует программным требованиям, многие звуки произносит неправильно, испытывает при этом серьезные затруднения, отказывается произносить заданные звуки. Грамматические навыки Высокий уровень: имеет предусмотренный программой запас знаний, умеет их использовать для решения поставленных перед ним задач, справляется с заданием самостоятельно, без посторонней помощи и дополнительных (вспомогательных) вопросов. Ответы дает четкие, используя полные и краткие предложения, вопросы правильно сформулированы. Средний уровень: имеет предусмотренный программой запас знаний, умеет их использовать для решения поставленных перед ним задач. Однако требуется помощь (подсказка) педагога, вспомогательные вопросы. Если учащиеся пытаются справиться сами, то делают это не в полном объеме, рекомендуемом программой для данного возраста, делают грамматические ошибки. Ответы нечеткие, содержащие грамматические ошибки, вопросы условно-правильные. Низкий уровень: учащиеся не имеют предусмотренного программой запаса знаний, испытывают затруднения при их использовании. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значительно влияния на ответы, учащиеся не всегда справляются с заданием или не справляются совсем, часто отмалчиваются, отказываются выполнять задания или выполняют с серьезными ошибками, соглашаются с предложенным вариантом, не вникая в суть задания. 2.Содержательный раздел Программы 2.1.Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы формы подгрупповая групповая индивидуальная занятия с привлечением способы Методы 6--7 лет наглядные практические игровые словесные ознакомление, хоровое повторение за преподавателем, индивидуальное повторение, хоровое и индивидуальное пение, декламация средства учебно-наглядные пособия раздаточный материал иллюстрации 10 подвижных игр и физкультурных упражнений, занятия – беседы; занятия английским языком на природе; специальные занятия – просмотр видео фрагментов – как дополнение к основным занятиям; музыкальное занятие; утренники и праздники, на которых дети могут показать свои достижения – инсценировать сказку, продекламировать стихотворение; совместная игровая деятельность педагога и детей, где решаются творческие задачи, проблемные ситуации, придумываются загадки, составляются лимерики; индивидуальная работа учащихся; знакомство с литературой; стихов, организация игр с элементами соревнования, чередование подвижных и спокойных игр, рисование тренировка и применение дидактические игры аудиозаписи подражательное упражнение досуг драматизация беседа чтение художественной литературы составление рассказа рассказывание по картине заучивание словесные игры мини . Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом индивидуальных психологических особенностей учащихся: по преобладающему способу восприятия информации. форма Индивидуальная, совместная игра со сверстниками, Совместная деятельность воспитателя с детьми Самостоятельная деятельность детей Аудиалы способ метод составление рассказа Индивидуальные рассказывание по Словесные картине заучивание словесные игры мини-викторины пение проговаривание составление стихотворений средство аудиотека со с записями спокойных песенок, стихов на английском языке визуалы 11 Самостоятельная деятельность детей Индивидуальная Подгрупповая Групповая, совместные игры с детьми Групповая, Совместные игры с детьми Самостоятельная деятельность Самостоятельная деятельность детей Индивидуальная Подгрупповая Игра-ситуация Показ способов действия Напоминание Поручение Сюжетно-ролевая игра Индивидуальные Наглядные Практические кинестеты ролевые игры, на Индивидуальные которых запоминание Наглядные информации идет Поручение при выполнении Практические движений. Визуалы-кинестеты грамматические Индивидуальные конструкции через Наглядные пение песней, Поручение проговаривание Практические составление стихотворений ролевые игры, на которых запоминание информации идет при выполнении движений рисунки, иллюстрированные книги, красочные карточки, мультфильмы, фильмы, презентации, головоломки, поделки Демонстрационный материал Игровые пособия Дидактический материал (раздаточный материал) ТСО рисунки, иллюстрированные книги, красочные карточки, мультфильмы, фильмы, презентации, головоломки, поделки Демонстрационный материал Игровые пособия Дидактический материал (раздаточный материал) ТСО рисунки, иллюстрированные книги, красочные карточки, мультфильмы, фильмы, презентации, головоломки, поделки демонстрационный материал игровые пособия дидактический материал (раздаточный материал) ТСО Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом индивидуальных психологических особенностей учащихся: по типу темперамента 12 форма Индивидуальная, совместная игра со сверстниками, Совместная деятельность воспитателя с детьми Самостоятельная деятельность детей Самостоятельная деятельность детей Индивидуальная Подгрупповая Групповая, совместные игры с детьми Групповая, Совместные игры с детьми Самостоятельная деятельность Самостоятельная деятельность детей Индивидуальная Подгрупповая способ малоподвижные игры, спокойные игры Игра-ситуация Показ способов действия Напоминание Поручение Сюжетно-ролевая игра холерик метод Индивидуальные Словесные Наглядные Создание ситуации успеха Решение проблемных ситуаций Напоминание Поручение Музыкальное сопровождение сангвиник Индивидуальные Словесные Наглядные Практические флегматик Игры Индивидуальные соревновательного Словесные характера, Наглядные подвижные игры Создание ситуации игре успеха совместные игры в Поручение коллективе Метод сверстников проговаривания меланхолик Показ способов Создание ситуации действия успеха Напоминание Метод Беседа, проговаривания малоподвижные игры, Индивидуальные игры направленные на Словесные развитие навыков Метод повышения взаимодействия и самооценки общения со взрослым и детьми, средство Дидактический материал, картотека игр, разноуровневые задания, , аудиотека со с записями спокойных песенок на английском языке Демонстрационный материал Игровые пособия Дидактический материал (раздаточный материал) ТСО Игровые пособия Дидактический материал, картотека игр направленных на развитие навыков взаимодействия и общения со взрослым и детьми, разноуровневые задания 2.2. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка по основам английского языка. 13 Основные направления и содержание деятельности. 1.Практическое овладение основам английского языка (аудирование, говорение, диалогическая и монологическая речь) 2. Овладение языковым материалом (фонетика, лексика, грамматика) Перспективное планирование по основам английского языка: -продолжать закреплять правильное произношение звуков английского языка в потоке речи»; -дать знания по таким темам, как: «Счет до 20», «В магазине», «Школа», «Профессии», «У врача», «Погода»; -формировать речевые умения использовать в различных ситуациях, играх, просьбах изученные слова и выражения по темам, а также уметь петь английские песни; -формировать умения вести диалог, используя 8-10 вопросно-ответные реплики по раннее изученным темам и сценках; -осуществлять закрепление и усложнение слов и выражений по темам, изученных в прошлом году; -дать знания о таких грамматических структурах, как: числительные, предлоги места, глагол иметь, видеть; а также формировать умение задавать вопросы. Календарно-тематическое планирование по английскому языку: № Мес яц Тема 1 сент ябрь «О себе» 2 октя брь «Погода» 3 4 5 Задачи обучения Колво часов Воспитанники должны знать слова и выражения по 8 основным изученным темам. Воспитанники должны уметь рассказывать о себе: назвав свое имя, фамилию, сколько лет, чем занимается, какой вид спорта любит, что любит поесть, какие животные и игрушки ему нравиться, что у него есть, перечислить свою семью. Воспитанники должны знать: фразы описания погоды типа it`s sunny; слова по теме: the sun, the wind, rain, snow, a cloud, a star, the sky. Учащиеся должны уметь описывать погоду, используя активную лексику. нояб «Счет до Воспитанники должны знать количественные рь 20» числительные от 1 -20, правила образования десяток. Учащиеся должны уметь считать, использовать числа в различных заданиях и ситуациях, играх. дека Глаголto Воспитанники должны знать значение данных глаголов. брь like, to Воспитанники должны уметь строить фразы: I have a have, to see. dog, I like lemon, I can see two apples. Уметь описать содержание тематической картинки, уметь задать вопросы по ней, участвовать в диалоге; рассказать о себе и своих любимых животных, фруктах, овощах. янва «Предлоги Воспитанники должны знать предлоги места: on, in, рь места» under, between. Воспитанники должны уметь понимать слова и фразы с данными предлогами; отвечать на вопросы, строить 8 8 8 8 14 6 фев раль «Продукты питания» 7 март Магазин 8 апре ль Школа 9 май Профессии фразы onthesofa, underthetable. Воспитанники должны знать слова: an apple, a banana, a bone, a carrot, a nut, a cheese, bread, milk, meat, fish, egg, sandwich, burger, sugar, soup, biscuit, pizza, chicken, dish, kebab, chocolate, ice-cream, shrimp, candy, coffee, tea, champagne, juice, cake, salad, butter, water, pepper, ketchup, salt, patty, youghurt, kefir, honey, fruit, porridge, pancakes, sausage, jam. Воспитанники должны уметь называть продукты, строить фразы: I like apples, I can cheese, a dog likes bones. What do you like? Do you like…? Воспитанники должны знать фразы: Ilikeit. how much is it? 5 dollars. Thank you for your shopping. WhatcanI doforyou? Iwantto buyabanana… Воспитанники должны уметь оперировать этими фразами и участвовать в диалоге в сценке «Магазин». Воспитанники должны знать:schoolbag, textbook, copybook, coloured pencils, paints, brush, to go, school, pen, desk, map, globe, lamp, ruler, felt-tip-pens, glue. Знать выражения: I go to school, I want to go to school, I am a pupil, I need…/ you need… Воспитанники должны уметь использовать слова по теме, а также рассказать по теме с опорой на наглядность. Воспитанники должны знать слова по теме: teacher, pilot, driver, dancer, clown, doctor, painter, postman, policeman, photographer, worker, shop-assistant, nurse, cook, because. Знать выражения: I want to be… I like to drivea car. My father can drive a car. I don`t want to be Воспитанники должны уметь понимать и называть слова по теме, использовать выражения в диалоге, задавать вопрос Whatd oyou wanttobe? Уметь отвечать на вопрос, уметь отрицать. Итого в год 8 8 8 8 72 Календарно-тематическое планирование внеаудиторных занятий на год. месяц октябрь ноябрь Возрастная группа Подготовительная группа Подготовительная группа Форма организации Кол-во Показ сказки «Репка» на английском языке 1 Развлечение «Дары осени» 1 15 февраль май Подготовительная группа Подготовительная группа КВН в подготовительных группах 1 Открытый урок для родителей «Винни пух и друзья» 1 Конкурс рисунков «Герои английских мультфильмов» 1 1 Итого за год 7 2.3.Особенности взаимодействия педагога с семьями воспитанников. Родители, хорошо зная своего ребенка, его характер, увлечения, склонности и найдя нужный подход, могут заинтересовать его языком, те самым дать возможность развитию его лингвистических способностей. Для того чтобы эта задача выполнялась в семье, Рабочая программа предусматривает следующие формы работы с родителями с целью пропаганды педагогических знаний в области английского воспитания: - выступления на родительских собраниях; - индивидуальные и коллективные консультации по иностранному языку; - творческие отчеты; - неделя английского языка; Перспективный план работы с родителями н/п Формы работы Цель 1 Консультация для родителей Донести родителям цели обучения детей «полезные советы в изучении английскому языку. английского языка» 2 Открытые уроки для родителей Повышать интерес к изучению английского языка, воспитывать умение работать в группе, развивать чувство эмпатии. 3 Творческий отчет 4 Неделя английского языка 5 Выступления собраниях на Показать полученные знания детей. Тренировать понимание изученного материала и активно использовать в речи. родительских Дать рекомендации по особенностям изучения английского языка. 3.Организационный раздел Программы обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. 3.1. Описание материально-технического обеспечения Программы. Занятия проходят в коференц зале и в группах ДОУ. Оборудование: комплект столов и стульев для дошкольников; магнитная доска; стенка для хранения дидактического материала; стеллажи для игрушек и дидактических игр. 16 Технические средства обучения: Телевизор CD материал. Магнитофон с комплектом аудиозаписей. Подача материала или игры должна быть яркой и эмоциональной. Для этой цели кроме видео и аудио кассет, DVD дисков, в моем распоряжении есть большое количество игрушек, дидактических материалов по темам: «Животные», Для каждой игровой ситуации – свой набор игрушек и картинок. Наглядно – образный материал: 1. Иллюстрации и картинки; 2. Наглядно – дидактический материал; 3. Игровые атрибуты; 4. «Живые игрушки» (воспитатели или дети, одетые в соответствующие костюмы); 5. Стихи, загадки. Фонетический материал вводится и отрабатывается с помощью различных историй о Мистере Язычке. В рабочей программе предусмотрено использование различных видов дидактических игр, а именно: на развитие восприятия цвета; на количество предметов; на развитие англоязычной речи, мышления, памяти, внимания; на закрепление названий различных предметов; на узнавание и называние членов семьи; на закрепление названий частей тела. 3.2.Обеспеченность методическими воспитания. Методическое пособие материалами Лыкова, Л.Л. Обучение английскому языку дошкольников и младших школьников. Земченкова Т.В. Английский для дошкольников. Шабельникова Е.Ю. обучение детей 5-6 лет английскому языку: занятия, игры, мероприятия, лингвострановедческий материал. Кириллова Ю.В. Английский для дошкольников Державина В. Английский для малышей. 4-6 лет Вронская И.В. 105 занятий по английскому языку для дошкольников. Мильруд Р.П. английский до школы: пособие для детей 5-6 лет. и средствами Издательство Ярославль: развития М.:ВАКО обучения и Год издания Академия 2011 Волгоград : Учитель. 2008 2015 Изд.6-е. – Ростов н/Д: 2013 Феникс Москва: Издательство АСТ 2015 СПб.:КАРО 2014 М.:Просвещение 2016 3.4.График реализации Программы Занятия проходят 2 раза в неделю в каждой группе во второй половине дня с 15.30 до 17.50. Продолжительность занятия - 30 минут 17 3.5.Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий. № Название мероприятий Виды мероприятия Цель мероприятия 1 Творческие отчеты - утренники Цель: показать владение и понимание детьми полученными знаниями. 2 Неделя английского языка -Показ театра сказок на английском языке; Цель: поддерживать интерес у детей к изучению английского языка через различные формы работы. -рассказывание стихотворений на английском языке; -КВН в старших группах; -спортивные праздники по английскому языку; -развлечения 3 Открытые занятия -занятия Цель: систематизировать полученные знания детей. 3.6. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. Развивающая среда по английскому языку в группах должна быть организована таким образом, чтобы дети имели возможность самостоятельно применять свои компетентностные показатели развития в практической деятельности по английскому языку. Наличие современных игр и игрушек способствуют организации творческих, подвижных, динамических, спортивных и т.п. игр. Чтобы изучение английского языка превратилось в удовольствие, необходимо уделять особое внимание: оформлению предметно-развивающей среды по английскому языку в группе, качеству наглядных пособий, картин, слайдов, т.е. всему методическому инструментарию. Все это должно вызывать эстетическую мотивацию к иностранному языку и способствовать развитию детей, обеспечению состояния комфорта. Мир английского языка полон новых, неизведанных дорог. Ребенок познает его руками, глазами и слухом. Если ребенок чувствует, значит - знает. Творчество - это тот канал, по которому может выявляться и реализовываться в материале внутренняя жизнь детской души. Задача педагога - создать для этого все необходимые условия. Предметная развивающая среда по английскому языку в группе - важный компонент обучения английскому языку детей в детском саду. Она способствует развитию творческой личности, формирует образ мира ребенка. Развивающая среда - это система условий, обеспечивающая всю полноту развития детской деятельности и его личности. Для обеспечения подлинно творческого развития ребенка необходимо единство развивающей предметной среды и содержательного общения взрослых и детей. Она строится с целью предоставления детям как можно больше возможностей для целенаправленной и разнообразной деятельности. Необходимый уровень информативности среды на разных этапах развития личности ребенка обеспечивается: разнообразием тематики, обогащением функциональных свойств ее элементов, комплексностью и многообразием материалов. Развивающая функция среды требует для своей полной реализации сочетания необычных компонентов. 18 Важное требование к предметной среде - вариативность. Благодаря своеобразию материалов, художественно-образным решением, мобильностью ее компонентов - она приобретает свой колорит и форму. Предметная среда в целом и ее фрагменты нужны всегда, как поле детской деятельности, как система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. В ней ребенок действует, применяя уже имеющиеся у него знания, поэтому она должна быть неисчерпаема, информативна, удовлетворяя потребность ребенка в новизне, преобразовании и самоутверждении. Предметно-развивающая среда по английскому языку в группе – это маленькая заграница. В условиях группы нужно передать дух страны изучаемого языка. Подобный подход не только повысит мотивацию детей и их родителей к изучению, но и будет способствовать нравственному и эмоциональному развитию. Не лишними будут предметные и сюжетные картинки, картины, изображающие достопримечательности, дидактические игры и плакаты. Предметно-развивающая среда по английскому языку в группе играет немаловажную роль в процессе освоения детьми иностранного языка и развитии их творческого потенциала. Это маленькое окно в англоязычную страну. Поэтому, чем больше сил вложено в его оформление, тем проще детям будет настроиться на изучение английского языка. Перечень дидактического оборудования № Наименование оборудования н/п/п 1 д/и «Кто что ест» 3 д/и «Волшебный кубик» по темам: «Животные»; «Игрушки»; «Времена года» Лото «Времена года» 4 Лото «Кто где живет» 5 6 Пазлы по теме «Животные», «Игрушки» д/и «чьи ушки» 7 д/и «угадай кто это» 8 д/и с прищепками 9 10 Картинки по темам «животные»; «цвета»; «времена года, погода»; «моя семья»; «игрушки»; «части тела»; «еда (фрукты, овощи)»; «одежда»; «счет»; «команды»; «мебель»; д/и «кушать подано» 11 д/и математическиепазлы 2 Цель Учить детей соотносить название животного и чем он питается Закреплять названия животных, времена года, погоду, игрушки. Тренировать лексику по теме «Времена года»; уметь различать признаки времен года. Классифицировать животных : домашние, дикие Закреплять название животных и игрушек, собирая пазлы Подобрать по цвету, форме; уметь называть названия животных, цвета, формы. Научить ребенка группировать предметы по порядку Закрепление лексики и развитие мотрики с использование прищепок Знакомство и закрепление лексики по темам Закреплять лексику по теме»Продукты питания» Закреплять счет , используя пазлы 19 20