1 Оглавление 1.Целевой раздел Программы 1.1.Пояснительная записка Программы 1.1.1.Цели и задачи реализации Программы 1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы 1.1.3.Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе возрастные и индивидуальные особенности детей 4-5 лет 1.2.Планируемые результаты 2.Содержательный раздел Программы 2.1.Описание образовательной деятельности 2.2. Учебный план 2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников 3.Организационный раздел Программы 3.1. Материально-техническое обеспечение реализации Программы 3.2. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий 3.3. Особенности организации развивающей предметно - пространственной среды 3-6 3 3-4 4-5 5 5-6 6-9 6-7 7-9 9 10 10 10 10 2 1. Целевой раздел. 1.1. Пояснительная записка Программы Театрализованная деятельность занимает особое место среди разнообразных форм обучения и воспитания разностороннего развития ребёнка. Мир детства, внутренний мир ребёнка – ключ ко многим волнующим проблемам жизни. Театрализованная деятельность решает задачи, связанные с воспитанием и развитием личности, вносит разнообразие в жизнь ребёнка и дарит ему радость. Игры и занятия с педагогом позволяют дошкольникам строить взаимодействие и общение друг с другом с учетом возрастных возможностей и индивидуальных особенностей. Театр очень близок и понятен детям, т.к. в его основе лежит игра. А ведь игра – основной вид деятельности дошкольника. Уже в раннем возрасте малыши охотно изображают зверюшек, подражают, имитируют. Действия их насыщены и несут в себе большой положительный заряд. Ребёнок, играя роль, не только представляет, но и эмоционально переживает поступок своего персонажа. Именно в этой деятельности у детей появляется возможность на фоне положительных эмоций управлять своим поведением. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные вопросы педагога, побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Велико значение театрализованной деятельности и для речевого развития (совершенствуется диалогическое и монологическое освоение выразительности речи, активизируется словарь ) Ребёнок воспроизводит знакомые литературные сюжеты, а это активизирует его мышление, тренирует память и художественно-образное восприятие, развивает воображение и фантазию. Выступая перед зрителями, дети преодолевают робость и смущение, мобилизуют своё внимание. Направленность программы – художественная, так как она ориентирована на развитие мотивации личности обучающегося (далее – воспитанника, ребенка, дошкольника) к познанию, творчеству, перевоплощению и способствует воспитанию в целом художественного вкуса ребенка, лучших нравственных качеств. Программа направлена на развитие художественных способностей и склонностей к театральному искусству, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира. Отличительные особенности. Отличие программы состоит в том, что образовательный процесс осуществляется через различные направления работы - развитие навыков исполнительской деятельности, воспитание основ зрительской культуры, накопление знаний о театре, которые дополняют, взаимно обогащают друг друга, что способствует формированию нравственных качеств у обучающихся по программе «Музыкальная шкатулка – театр». В данной программе предпринята попытка по-новому подойти к организации, содержанию и методам работы в области музыкальнотеатрализованной деятельности. Особое внимание уделено взаимодействию ДОО с семьей. Поэтому задачи социально-личностного и художественно-эстетического развития детей в театрализованной деятельности представлены по 2-м направлениям: для педагога и родителей. В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой педагогики, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального перевоплощения. 1.1.1. Цель и задачи реализации Программы Цель: Создание благоприятных условий для формирования у обучающихся социальных норм поведения как к одного из главных путей в достижении успеха в жизни через развитие креативных способностей средствами театрального искусства. 3 Задачи: Образовательные: учить детей сочетать движение и речь; выразительно произносить фразы, несущие различную эмоциональную окраску; свободно общаться, двигаться; формировать навыки кукловождения. Развивающие: развивать мелкую и общую моторику, артикуляционный аппарат; развивать пантомимические и имитационные навыки; развивать устойчивый интерес к театрализованной деятельности; побуждать к участию в театрализованных играх, поощрять творческую инициативу; пополнять и активизировать словарь. Воспитательные: воспитывать коммуникативные качества, доброжелательность, партнёрские отношения, уважение к взрослым; вызвать у детей радостный эмоциональный настрой. 1.1.2. Принципы и походы к формированию Программы Творческая группа формируется по принципу сходства и контраста индивидуальных особенностей юных актеров, а также по разновозрастному принципу. Практическая работа по реализации программы строится на основе следующих принципов театрализованной деятельности: - Принцип адаптивности, обеспечивающий гуманный подход к развивающейся личности ребѐнка. - Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности ребѐнка и обеспечение готовности к дальнейшему развитию. - Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищѐнность ребѐнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации. - Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным. - Принцип смыслового отношения к миру. Ребѐнок осознаѐт, что окружающий его мир – это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысляет для себя. - Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания. Принцип ориентировочной функции знаний. Форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими. - Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребѐнка ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей. - Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а создание условий для такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путѐм решения доступных проблемных задач. - Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Предполагает опору на опыт ребенка, на самостоятельное, «житейское» развитие. - Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самодеятельности. Основными подходами к формированию Программы являются: - деятельностный подход, предполагающий развитие ребенка в деятельности; - индивидуальный подход, предписывающий гибкое использование педагогами различных средств, форм и методов по отношению к каждому ребенку;личностноориентированный подход, который предусматривает организацию образовательного процесса на основе признания уникальности личности ребенка и склонностей; - создания условий для ее развития на основе изучения задатков, способностей, интересов, cредовой подход, ориентирующий на использование возможностей внутренней 4 и внешней среды образовательного учреждения в воспитании и развитии личности ребенка. 1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе возрастные и индивидуальные особенности детей 4-5 лет. Учитывая значимость театральной педагогики, положительный накопленный опыт ее использования в нашем детском саду, была составлена данная рабочая программа для воспитанников 4-5 лет. Именно в среднем дошкольном возрасте, как правило, у ребенка сформирована потребность в перевоплощении: он способен взять на себя ту или иную роль, образ, который находится в кругу его жизненного окружения. В этом возрасте можно отметить такие положительные особенности: - речь сформирована, - голос ребенка становится звонче, - налаживается координация в пространстве, - ребенок начинает осознанно следить за правильностью и точностью своей речевой интонации, контролировать себя, исправлять неточности произношения и поведения на сцене (своего и сверстника). Пятый год жизни характеризуется активной любознательностью детей. Это период вопросов: «Почему?», «От чего?». Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями и событиями, может сделать простейшие обобщения. Он наблюдателен, способен определить: музыка веселая, радостная, спокойная. Ребенку понятно: как надо спеть песню, как двигаться в спокойном хороводе и как в подвижной пляске. Голос в этом возрасте приобретает звонкость, подвижность. Певческие интонации становятся более устойчивыми, без постоянной поддержки взрослого. Налаживается вокально-слуховая координация. Освоение основных видов движения - ходьбы, бега, прыжков - дает возможность детям шире использовать их в играх, танцах, образнопластических импровизаций. Одни стремятся, не подражая друг другу, по-своему исполнить роль (например, в сюжетной игре), другие проявляют интерес только к одному виду деятельности в зависимости от индивидуальных склонностей и способностей каждого. 1.2. Планируемые результаты РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ: повышение интереса у детей к театральному искусству; сформированы способности анализировать героев сказок, делать простейшие обобщения; дети умеют применять в спектаклях инсценировках полученные знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, используют различные средства выразительности речи; РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ: проявляют умение взаимодействовать и ладить со сверстниками в непродолжительных инсценировках или драматизациях; умеют делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями; пересказывают содержание произведения с опорой на рисунки в книге, с использованием настольного или магнитного театров, на вопросы воспитателя; могут исполнить небольшую роль в инсценировках или драматизациях при помощи взрослого. РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ: способны выразительно и эмоционально передавать игровые и сказочные образы: идет медведь, крадется кошка, бегают мышата, скачет зайка, ходит петушок, клюют зернышки цыплята, летают птички и т. д. могут самостоятельно выполнять танцевальные движения под плясовые мелодии; умеют выполнять движения, передающие характер изображаемых животных. 5 Предполагаемые умения и навыки: -умеют действовать согласованно -умеют произносить скороговорки, чистоговорки, потешки в разных темпах, с разной интонацией -хорошо передают чувства через мимику, жесты, пантомимику -знают 4-6 артикуляционных упражнений -умеют строить простейшие диалоги -создают выразительные образы с помощью атрибутов, элементов костюмов -создают оригинальные образы Мониторинг освоения программы проводится 2 раза в год (в середине октября и в конце апреля) путём наблюдения. Итогом реализации программы дополнительного образования является показ спектакля детьми для родителей и педагогов. 2. Содержательный раздел Программы 2.1. Описание образовательной деятельности Содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач. Методика работы объединения художественной направленности «Театральная шкатулка» начинается с организации сценического внимания. На первом этапе обучения ребенок, путем специальных упражнений (этюдов), знакомится с основами актерского мастерства, дисциплинирует психо-физический аппарат, приобретает навыки, помогающие ориентироваться в повседневной жизни. Знания, получаемые ребенком и базирующиеся на принципе урок – игра, укрепляет психику ребенка, делает его общительнее и коммуникабельнее, повышает общий интеллектуальный уровень, физическую готовность. На занятиях используются различные формы работы, это — индивидуальная (самостоятельное выполнение заданий); групповая, которая предполагает наличие системы «педагог - группа - воспитанник»; парная, которая может быть представлена парами, где действует разделение труда, которое учитывает интересы и способности каждого воспитанника. Во время выполнения конкретных задач одобряется творческая самостоятельность обучающихся. Например, сочинение и демонстрация этюда на определенную или свободную тему. В ходе выполнения задания проводится обсуждение и анализ. Наиболее подходящая форма оценки – это организованный просмотр спектакля, этюда или выступление перед зрителями. Анализ работы приучает обучающихся справедливо и объективно оценивать, прислушиваться к мнению других, исправлять ошибки. Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Содержание образовательной деятельности включает в себя: - рассказывание сказок с показом кукольного театра и беседы по ним - игры-драматизации -упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика) - задания для развития речевой интонационной выразительности - игры-превращения - упражнения на развития мимики, жестов, элементов искусства пантомимики - ритмические минутки - пальчиковые игры и упражнения - театрализованные этюды - словесные игры 6 Педагогические технологии, используемые в обучении: • Личностно – ориентированные технологии позволяют найти индивидуальный подход к каждому ребенку, создать для него необходимые условия комфорта и успеха в обучении. Они предусматривают выбор темы, объем материала с учетом сил, способностей и интересов ребенка, создают ситуацию сотрудничества для общения с другими членами коллектива. • Игровые технологии помогают ребенку в форме игры усвоить необходимые знания и приобрести нужные навыки. Они повышают активность и интерес детей к выполняемой работе. • Технология творческой деятельности используется для повышения творческой активности детей. • Технология исследовательской деятельности позволяет развивать у детей наблюдательность, логику, большую самостоятельность в выборе целей и постановке задач, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов. В результате происходит активное овладение знаниями, умениями и навыками. Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе. Используются следующие методы обучения: - словесный (рассказ, беседа); - наглядный (показ, демонстрация, экскурсия); - практический (работа над декорациями, костюмами); Чем полнее и эмоциональнее восприятие литературных произведений, тем выше театральное воплощение. Этому способствует: специально отведённое помещение, наличие различных видов кукольного театра, костюмы, различные атрибуты к занятиям, магнитофон, диски. 2.2. № 1 2 3 4 Учебный план Тема, цель занятия Вводное занятие: «В гостях у сказки». Цель: Игровое занятие с целью вызвать у детей интерес к театральной деятельности. «Ох, уж этот театр!» Цель: Рассказать о театре. Познакомить детей с техникой безопасности на занятиях по театрализации. Игровое задание: «Сказочные зверушки» /этюды/. «Курочка-Рябушечка». Цель: Презентация /с использованием ИКТ/ сказки «Курочка Ряба», беседа по ее содержанию, веселый танец по теме сказки. Цель: Пересказ сказки с помощью театра на магнитной доске. Игра: «Придумай другой конец сказки». Игра-танец: «Курочкамама и цыплятки-ребятки». Цель: Чтение сказки «Курочка Ряба на новый лад» /по мотивам сценария Поляк Лоры/. Разыгрывание этюдов на персонажей данного сценария. Цель: Распределение ролей. Разыгрывание сказки «Курочка Ряба на новый лад» /по мотивам сценария Поляк Лоры/. В.Г.Сутеев. «Про котѐнка, который забыл, как надо просить есть» Цель: Рассказывание сказки с помощью настольного театра. Беседа по содержанию сказки. Танец-игра: «Котята». Цель: Рассказывание вместе с детьми сказки. Игра: «Изобрази героя сказки» /этюды/. Танец: «Девочек и котят». Цель: Рассказывание сказки с помощью кукол и мягких игрушек. Музыкальная игра: «Кому из персонажей сказки подходит эта 4 14 музыка?» /отгадай и покажи персонажа/. Цель: Распределение ролей. Разыгрывание сказки В.Г.Сутеева «Про котѐнка, который забыл, как надо просить есть» Кол-во занятий 1 1 4 4 7 5 6 7 8 По мотивам русской народной сказки: «Заюшкина избушка». Цель: Рассказывание сказки с помощью настольного театра игрушек. Беседа по содержанию сказки. Танец-игра: «Заинька». Цель: Рассказывание вместе с детьми сказки. Игра: «Изобрази героя сказки» /этюды/. Танец: «Зайчиков и петушков». Цель: Рассказывание сказки с помощью детей. Музыкальная игра: «Кому из персонажей сказки подходит эта музыка?» /отгадай и покажи персонажа/. Цель: Распределение ролей. Разыгрывание сказки «Заюшкина избушка» /по мотивам русской народной сказки/. Словацкая сказка «У солнышка в гостях». Цель: Презентация /с использованием ИКТ/ словацкой сказки «У солнышка в гостях». Беседа по содержанию сказки. Хоровод: «Солнышко». Цель: Рассказывание вместе с детьми сказки. Игра: «Изобрази героя сказки» /этюды/. Танец: «Солнечная песня». Цель: Рассказывание сказки с помощью кукол и мягких игрушек. Музыкальная игра: «Кому из персонажей сказки подходит эта музыка?» /отгадай и покажи персонажа/. Цель: Рассказывание вместе с детьми сказки с показом иллюстраций. Игра: «Покажи героя сказки, а мы отгадаем, кто это» /этюды/. Танец: «Солнечная песня». Цель: Рассказывание сказки с переодеваниями. Музыкальная игра: «Кому из персонажей сказки подходит эта музыка?» 8 15 /отгадай и покажи персонажа/. Цель: Игра: «Отгадай по загадке персонажа из сказки». Ритмические упражнения с использованием движений персонажей из Словацкой сказки «У солнышка в гостях». Цель: Игра: «Узнай по описанию персонажа из сказки». Музыкальная игра: «Покажи кого-нибудь из персонажей, а мы угадаем» /этюды/. Цель: Распределение ролей. Разыгрывание словацкой сказки «У солнышка в гостях». «Колобок на новый ладок» по мотивам русской народной сказки Цель: Презентация /с использованием ИКТ/ сказки «Колобок на новый ладок» /по мотивам русской народной сказки/. Беседа по содержанию сказки. Танец: «Дружные ребята». Цель: Рассказывание вместе с детьми сказки. Игра: «Изобрази героя сказки» /этюды/. Игра: «Догонялки». Цель: Рассказывание сказки с показом настольного театра. Разыгрывание этюдов на персонажей данного сценария «Колобок на новый ладок» по мотивам русской народной сказки. Цель: Рассказывание сказки детьми с показом театра на магнитной доске. Ритмические упражнения с использованием движений персонажей из сказки «Колобок на новый ладок» по мотивам русской народной сказки. Цель: Рассказывание сказки детьми по иллюстрациям. Ряженье в персонажей сказки. Ритмические движения персонажей из сказки «Колобок на новый ладок» по мотивам русской народной сказки. Цель: Игра: «Отгадай по загадке персонажа из сказки». Музыкальная игра: «Узнай по музыке персонажей сказки» 8 16 /отгадай и покажи персонажа/. Цель: Игра: «Узнай по описанию персонажа из сказки». Музыкальная игра: «Покажи кого-нибудь из персонажей, а мы угадаем» /этюды/. Цель: Распределение ролей. Разыгрывание сказки «Колобок на новый ладок» по мотивам русской народной сказки. Инсценирование песни: «Два весѐлых гуся». Цель: Просмотр мультфильма / из серии «Веселая карусель»/ «Два весѐлых гуся». Беседа по содержанию мультфильма. Игра: «Изобрази героя песни» /этюды/. Цель: Исполнение с детьми песни «Два весѐлых гуся». Игра: 4 8 8 6 8 «Гуси, Гуси – га-га-га…». Ритмические упражнения с использованием подражательных движений. Цель: Игра: «Узнай по описанию персонажа из сказки». Музыкальная игра: «Покажи кого-нибудь из персонажей, а мы угадаем» /пантомима/. Цель: Примерка костюмов. Ритмические упражнения с использованием подражательных движений. Танец всех персонажей инсценировки. Цель: Исполнение с детьми песни «Два весѐлых гуся». Музыкальная игра: «Покажи когонибудь из персонажей, а мы угадаем» /этюды/. Цель: Распределение ролей. Инсценирование песни: «Два весѐлых гуся» с переодеваниями. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ ДРУГИХ 1 9 ГРУПП. ИТОГО 37 2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников Важнейшим условием развития детей является взаимодействие с родителями по вопросам развития ребёнка, непосредственного вовлечения их в театральную деятельность. Цель взаимодействия с семьёй: создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности ребёнка. Взаимодействие с семьёй должно быть построено на основе гуманно-личностного подхода, согласно которому признаётся право родителей на уважение, понимание. Основными формами взаимодействия с семьями в процессе реализации дополнительной образовательной программы являются: - информирование родителей о ходе образовательного процесса; - индивидуальные и групповые консультации; - организация спектаклей, концертов, выступлений. Мероприятие Анкетирование с целью выявления уровня осведомления родителей о дополнительной общеобразовательной Программе «Театральная шкатулка» Дата сентябрь Ответственный воспитатели Родительские собрания по ознакомлению родителей с работой театрального кружка, цели и задачи, помощь в организации работы. Распространение информационных материалов: папка - передвижка «Родительский вестник», памятки, буклеты Участие в совместных показах, выступлениях и конкурсах Открытые показы и выступления октябрь воспитатели В течение года воспитатели В течение года воспитатели май воспитатели 9 3. Организационный раздел 3.1. Материально-техническое обеспечение реализации Программы Материально-техническое обеспечение 1.Настольны театр игрушек 2. Настольный театр картинок 3. Фланелеграф 4. Теневой театр 5. Пальчиковый театр 6. Театр Би-ба-бо 7. Театр Петрушки 8. Детские костюмы для спектаклей 9. Взрослые костюмы для спектаклей 10. Элементы костюмов для детей и взрослых 11. Атрибуты для занятий и для спектаклей 12. Ширма для кукольного театра 13. Медиотека (аудио и CD диски) 14. Декорации к спектаклям 15. Методическая литература Техническое оборудование 1. Музыкальный центр, фотоаппарат 2. Проектор, компьютер, экран В качестве наглядных изображений в программе используются: • Стенд - книжка • Картинки с персонажами • Книги 3.2. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий В конце учебного года традиционно во всех возрастных группах в ДОУ проводится итоговое мероприятие «Творческий отчет», в котором принимают участие педагоги дополнительного образования и воспитатели детского сада. Данное мероприятие проводится в праздничной форме. Целью «Творческого отчета» является демонстрация части занятий по обучению чтению родителям дошкольников, а также показ уровня сформированности у детей знаний и умений, полученных за год. 3.3.Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, приспособленной для реализации Программы. Построения предметно-развивающей среды группы основывается на следующих принципах: Принцип дистанции, позиции при взаимодействии. Принцип активности, самостоятельности, творчества. Принцип стабильности — динамичности развивающей среды Принцип комплексирования и гибкого зонирования. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды. 10 11