1 Оглавление Разделы программы 1.Целевой раздел Программы. 1.1. Пояснительная записка 1.1.1. Цель и задачи реализации Программы 1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы 1.1.3.Значимые для разработки и реализации программы характеристики, в том числе возрастные и индивидуальные особенности развития детей дошкольного возраста 6-7(8) лет 1.2. Планируемые результаты освоения Программы 2. Содержательный раздел Программы 2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка 2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы 2.3. Особенности взаимодействия педагога с семьями воспитанников 2.4. Формы, методы, технологии организации обучающихся в структуре дополнительной образовательной деятельности. 3. Организационный раздел Программы 3.1. Материально-техническое и методическое обеспечение Программы 3.2.Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания 3.3. График реализации программы 3.4.Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий 3.5.Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды стр. 3-10 3 3-4 4-5 5-8 8-10 10-31 10-28 28-30 30-31 31 31-34 31-32 32-33 33 33 34 2 1. Целевой раздел Программы 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая Программа социально-педагогической направленности по освоению курса развития логического мышления и формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста «Сткпеньки к школе» разработана в соответствии с: - Федеральным законом от 29.12.2012 No273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Постановлением Правительства РФ от 15 августа 2013 г. N 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»; - Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». «Подготовка к школе» - это практический курс социально-педагогической направленности обучения воспитанников дошкольного (от 6 до 7 лет) возраста. Направлена программа на создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе; формирование общей культуры учащихся. Форма обучения - очная, подгрупповая. Форма организации - объединение, основная организационная форма воспитанников - занятие. 1.1.1. Цели и задачи реализации программы. Цель: интеллектуальная и мотивационная подготовка детей к школе, через системное использование интеллектуально-развивающих игр и упражнений. Основные задачи: Активизация имеющихся у детей знаний об окружающем мире; Развитие познавательных психических процессов; Развитие волевых качеств личности; Развитие произвольности поведения умения считаться с мнением других, и вести продуктивный диалог; Развитие мелкой моторики рук; Повышение мотивационной готовности детей к школе. Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют: забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка; создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству; максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса; 3 творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса; вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка; уважительное отношение к результатам детского творчества; единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи; соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения. Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при систематической и целенаправленной поддержке педагогом различных форм детской активности и инициативы. 1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы Содержание дополнительной общеразвивающей программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и выстроено исходя из их оснований, можно выделить следующие принципы построения реализации Программы; принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; принцип научной обоснованности и практической применимости; соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности; единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников; интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей; комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса; решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников; построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра. принцип наглядности: использование в работе с детьми различных видов наглядности способствует успешному усвоению программного материала; соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения. Основными подходами к формированию Программы являются: деятельностный подход, предполагающий развитие ребенка в деятельности; индивидуальный подход, предписывающий гибкое использование педагогами различных средств, форм и методов по отношению к каждому ребенку;личностно-ориентированный подход, который предусматривает организацию образовательного процесса на основе признания уникальности личности ребенка и склонностей; 4 создания условий для ее развития на основе изучения задатков, способностей, интересов, cредовой подход, ориентирующий на использование возможностей внутренней и внешней среды образовательного учреждения в воспитании и развитии личности ребенка. 1.1.3. Значимые характеристики для реализации программы. Возрастные особенности усвоения программного материала воспитанниками: Показатели Мышление Речь Произвольность познавательных процессов Объект познания Способ познания Условия успешности Форма общения Отношения со сверстниками Отношения со взрослыми Седьмой год жизни Наглядно-образное, начало формирования схематического Формирование планирующей функции речи Развитие целенаправленного запоминания образно- Предметы и явления, непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормы Общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование Собственный широкий кругозор и хорошо развитая речь Внеситуативно-деловое+внеситуативно-личностное Углубление как к партнеру по играм, предпочтения в общении Источник информации, собеседник Программа составлена с учетом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников, а также времени их пребывания в ДОУ: в режиме полного пребывания. Развитие логического мышления в соответствии с Программой осуществляется с учетом следующих условий: - ребенок должен быть психологически готов к обучению, у него должны быть достаточно развиты зрительное и слуховое внимание, мышление, память, устная речь, пальцевая моторика; - обучение следует проводить с использованием игровых методик, ориентируясь на игру как на основную форму деятельности дошкольника, так как именно игра наиболее доступна, понятна и интересна дошкольникам, именно в игре наиболее полно удовлетворяются их насущные потребности, только в игре можно «как бы мимоходом достигать обучения чтению и письму», о чем писал еще К. Д. Ушинский. «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский; -обучение должно проходить на положительном эмоциональном фоне, без какого бы то ни было давления, насилия, выражения взрослым своего недовольства и разочарования, если ребенок в чем-то не оправдал его ожиданий; Критерии достижения цели Программы: 1. системность диагностики познавательного роста обучающихся в области их грамотности; 2. изучение личного роста (нравственная воспитанность, приоритет духовных ценностей, способность проявлять чувства – сопереживание, негодование и т.д.); 3. система оценки обученности детей и система контроля за знаниями и умениями (графические отметки успеха – неуспеха, символы победы, отличия в проводимом конкурсе, викторине – флаг, цветок, игрушка); 5 4. эффективность обучения по Программе. Обретение высокого уровня освоения содержания Программы (овладение элементарными математическими представлениями, развитие познавательных процессов); 5. повышение уровня воспитанности; 6. интерес к занятиям, интерес к математике; 7. мотивация на дальнейшее обучение. Условия реализации Программы Для развития логического мышления требуется определенная готовность сенсомоторной и интеллектуальной сферы детей. Эффективность педагогического процесса зависит от соответствия форм, средств и методов работы, направленности упражнений, их дозировки возрастным особенностям детей. Закономерности возрастных периодов отражены в особенностях психических процессов, психических и личностных качествах детей. Развитие логического мышления у дошкольников — особая область познания, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное логическое мышление, повышать интеллектуальный уровень. Овладение простейшими умственными операциями ведет к более высокому уровню обобщения предметов и явлений по их существенным признакам. Таким образом, дошкольник подходит к осознанию логических связей. Одна из основных черт умственного развития дошкольников заключается в том, что разрозненные представления об отдельных предметах и их свойствах, характерные для детей предшествующей возрастной ступени, начинают объединяться и преобразовываться в еще не совершенные, однако целостные знания об окружающей действительности. Именно в дошкольном возрасте впервые появляется возможность отражения некоторых важных связей и зависимостей живой и неживой природы. У старших дошкольников можно сформировать начальное понимание некоторых общих связей окружающего мира. Объектом мыслительной деятельности детей становятся не только отдельные предметы и явления, но и такие общие свойства действительности, как пространство и время; ребенок начинает глубже понимать связи между живой и неживой природой, их отражение в жизни людей, интенсивно идет формирование его представлений об общественных отношениях людей и отражении их в математических символах и понятиях. У детей дошкольного возраста существенное изменение претерпевают познавательные потребности и мотивы. Исходной потребностью, в значительной мере определяющей как умственное, так и общее психическое развитие ребенка, является потребность в новых впечатлениях. С возрастом эта потребность усложняется количественно и качественно и к пяти годам выступает в форме потребности в новых, все более содержательных знаниях о предметах и явлениях окружающей действительности. Эту потребность удовлетворяет и развивает взрослый, который в процессе общения с ребенком передает ему новые знания, сообщает новые сведения, формирует новые познавательные умения (умение сравнивать предметы друг с другом, анализировать их, делать простые обобщения и выводы). Другой путь удовлетворения и развития данной потребности — собственная активная, преобразующая деятельность ребенка с предметами и явлениями. Дело в том, что дети, увидев новый предмет, стремятся познакомиться с ним практически — пощупать его, повертеть в руках, разобрать и по возможности собрать и т. д. В ходе реальных преобразований предметов они познают их скрытые свойства и связи. Здесь деятельность дошкольников выступает в форме своеобразного экспериментирования. Это самостоятельная деятельность детей, в которой ярко проявляется их инициатива и творчество. Данный процесс имеет чрезвычайно важное значение, поскольку в нем ярко проявляются и формируются познавательные потребности дошкольников, происходит становление новых мотивов поведения. В дошкольном возрасте ребенок приобретает умение анализировать свои действия, выделять их существенные звенья, сознательно изменять и перестраивать их в зависимости от 6 получаемого результата. Это, с одной стороны, дает возможность обучать дошкольника не только отдельным конкретным действиям, но и общим принципам, схемам действия, а с другой — подготавливает его к осознанию познавательных процессов (вначале во внешнем, а затем во внутреннем плане). Иначе говоря, последовательное формирование познавательной деятельности ведет к развитию способности управлять своими психическими процессами, что является фундаментом для возникновения более сложных структур мыслительной деятельности ребенка и формирования понятий. Здесь можно говорить о том, что у ребенка формируется умение учиться, развиваются начальные формы познавательной деятельности. Познавательный мотив вызывает существенные изменения психических процессов организма. Дети приобретают умение следовать требованиям взрослого, практически овладевают средствами усвоения знаний и умений, учатся элементарным формам анализа явлений, приобретают способность делать простейшие умозаключения и т. д. Все это оказывает положительное влияние на общее умственное развитие детей дошкольного возраста. В процессе учебной деятельности происходит формирование такой важной способности, как самоконтроль, т. е. умения контролировать процесс своей деятельности на основе задачи, поставленной взрослым. Самоконтроль позволяет значительно повысить уровень детских работ, ликвидировать механическую подражательность друг другу. В дошкольном возрасте ребенок приобретает умение анализировать свои действия, выделять их существенные звенья, сознательно изменять и перестраивать их в зависимости от получаемого результата. Это, с одной стороны, дает возможность обучать дошкольника не только отдельным конкретным действиям, но и общим принципам, схемам действия, а с другой — подготавливает его к осознанию познавательных процессов (вначале во внешнем, а затем во внутреннем плане). Иначе говоря, последовательное формирование познавательной деятельности ведет к развитию способности управлять своими психическими процессами, что является фундаментом для возникновения более сложных структур мыслительной деятельности. Индивидуальные особенности воспитанников Программа реализуется с учетом индивидуальных особенностей развития дошкольников. По Программе обучаются примерно 50 детей в возрасте от 6 до 7(8) лет. Психологические особенности Среди индивидуальных особенностей ребенка, на занятиях по обучению чтению необходимо учитывать темперамент воспитанников. Воспитателем дошкольного учреждения в процессе наблюдения за поведением и деятельностью детей в течение дня были определены типы темперамента и разработаны рекомендации по учету разных темпераментов обучающихся. Сангвиник. Ребенок верток и подвижен. Быстро переключается с одного задания на другое. Однако следует помочь ему сосредоточиться на выбранном занятии и довести дело до конца, опираясь на такое важное качество сангвиника, как целеустремленность. При этом с такими детьми следует быть требовательными. Меланхолик. Ребенок эмоционально очень чувствителен и легко раним. Для меланхолика самым главным является спокойная, доброжелательная психологическая атмосфера. Ребенка надо часто хвалить, демонстрируя веру в его способности. Даже если задание выполнено не очень хорошо, нужно уметь вселить в ребенка уверенность, одобряя саму попытку решить ту или иную задачу. Чаще проговаривайте положительные моменты, старайтесь отвлечь его от тревожных мыслей. Учить меланхолика делать самостоятельный выбор в привычных жизненных ситуациях (с кем танцевать в паре, какой танец ему больше нравится) Холерик. Такой ребенок быстрый, очень подвижный, с трудом переносит ожидания, у него легко возникают эмоциональные вспышки, настроение неустойчиво (быстро переходит от радости к гневу). 7 Такого ребенка нужно контролировать больше других. В обращении с ребенкомхолериком необходимо много терпения и спокойствия. Не следует раздражаться по поводу «неудобного» поведения ребенка, от этого он становится еще более неуправляемым. У такого ребенка на занятии обязательно должна быть интенсивная физическая нагрузка. Ругать и наказывать ребенка лучше после того, как он успокоится, а объясняя последствия его поступка. Ни в коем случае не стыдить при других! Ребенок и сам бы хотел научиться держать себя в руках, так поймите его и помогайте. Флегматик. Невозмутимый и спокойный, эмоционально сдержанный, усидчивый и дисциплинированный В совместных занятиях рекомендуются упражнения на развитие творческой фантазии. Чтобы поведение и мышление флегматика не стали стереотипными, давайте ему побольше творческих заданий, которые имеют несколько вариантов решения. Никогда не торопите его – флегматик от этого начинает действовать еще медленнее. Для такого ребенка совершенно неадекватна атмосфера спешки и четкого лимита времени, в этом случае он может «зависнуть», как компьютер. 1.2. Планируемые результаты освоения воспитанниками программы - - Ребенок в возрасте от 6 до 7(8) лет: умеет решать логические задачки и головоломки; умеет определять направление: вперед, назад, направо, налево, вверх, вниз; умеет сравнивать предметы, выявлять равенства- неравенства; умеет и правильно отвечать на вопросы: Сколько? Который? Какой по счету? умеет составлять и решать логические задачи; умеет выполнять задания, в которых необходимо выявить закономерность и продолжить ряд из предложенных предметов; находит лишний предмет из 4-5 предложенных предметов; умеет разделять предложенные предметы на две группы и находить для каждой группы общий признак. Механизм определения результативности программы: тестирование детей с целью выявления интересов к изучению грамоты, определение направленности способностей к различным видам речевого искусства; диагностирование детей по выявлению уровня сформированности общих и специализированных умений и навыков; организация практической деятельности с учётом программного содержания каждого года обучения и индивидуальных особенностей; оценивание полученных знаний (в форме опроса, игры, викторины конкурса): анкетирование родителей с целью исследования динамики роста ребёнка заинтересованности к обучению чтению и логическому мышлению. Уровни усвоения программы Низкий – ребёнок затрудняется в ответах на вопросы по программному содержанию, не всегда понимает поставленную задачу, воспринимает не все исходные элементы, входящие в образовательную ситуацию, вследствие чего допускает множество ошибок и не стремится к итоговому правильному результату; не видит все разнообразие возможных вариантов комбинаций, поэтому не может самостоятельно исправить их, с усложнением заданий постепенно замедляет темп работы. Дошкольник путается в математических понятиях. Затрудняется в определении геометрических фигур, в соотнесении цифры с количеством предметов. Уровень самостоятельности при выполнении заданий низкий, процесс решения поставленной задачи требует постоянного вмешательства педагога или помощи другого ребенка. Быстро утомляется. 8 Средний – ребёнок понимает поставленную задачу только после повторного сообщения инструкции, допускает ряд ошибок, однако стремится к правильному конечному результату; выполняет все задания в одинаковом темпе, действует уверенно и достаточно самостоятельно, однако наиболее сложные задания решает с помощью взрослого; ребенок находит лишние фигуры не менее чем в 70% заданиях и не дольше восьми минут; в большинстве заданий дает аргументацию своего выбора, однако, не всегда четкую и соответствующую верному решению; в ходе анализа арифметических задач ребенок принимает поставленную задачу частично, после дополнительных объяснений и вопросов педагога воспринимает отношения числовых величин в большинстве задач, видит излишние или недостающие для решения данные, при помощи взрослого формулирует вопрос и дает верный ответ, допускает логические ошибки, но исправляет их сам при помощи взрослых или сверстников. Высокий – дети хорошо ориентируются в пространстве, обозначают положение предмета по отношению к себе и от себя. Дошкольник понимает поставленную задачу полностью, стремится к положительному конечному результату; видит комбинацию всех возможных вариантов; выполняет все последующие задания в более быстром темпе; при нахождении лишних фигур правильно выполняет задание не менее чем на 94%, четко, точно и полно аргументирует свой выбор; выполняет задания по длительности не выше семи минут; в процессе восприятия и анализа логических задач ребенок видит комплекс взаимосвязанных величин; во всех группах задач дает верный ответ, определяя лишние или недостающие условия задачи, либо самостоятельно формулируя вопрос. Предлагаемая программа предусматривает, что по окончании курса обучающиеся будут уметь: - соблюдать правила поведения в школе, осознавая свою позицию ученика; - свободно считать в пределах 10; сравнивать числа в пределах 10; - знать «соседей» числа; - решать простые задачи (в одно действие); - на слух выделять звуки в слове, давать им характеристику (гласный-согласный, твёрдый - мягкий, звонкий - глухой); - составлять рассказ по картинке из 5-6 предложений; - пересказывать небольшие тексты; - правильно пользоваться карандашом, а также другими графическими материалами; - выполнять на слух инструкции для обучающегося; - ориентироваться в пространстве и времени, понимать отношение части и целого, - решать и составлять простые арифметические задачи на сложение и вычитание, - решать логические задачи. 2. Содержательный раздел Программы 2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка Содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач. Материал построен так, чтобы его можно было использовать в индивидуальных и групповых занятиях с учащимся. Цель проведения занятий — интеллектуальная и мотивационная подготовка детей к школе, через системное использование интеллектуально-развивающих игр и упражнений. Каждое занятие представляет собой комплекс, включающий не только игры и задания на развитие познавательных психических процессов, но и задания на развитие мелкой моторики. Занятия имеют четкую структуру: 9 1. Разминка (дидактические игры на развитие внимания и скорости мышления) (5 мин.) 2. Основная часть занятия (20 мин.) - 1-2 дидактических и развивающих игр, упражнений на развитие познавательных психических процессов; - динамическая пауза (физминутка или малоподвижная игра); - пальчиковая гимнастика; - работа в тетради; - игра (задание) на развитие речи 3. Заключительная часть (рефлексия) (5 мин.) Некоторые занятия носят тематический характер и построены в виде «Путешествий». Цикл занятий «Интеллектуально-познавательного блока» завершает интеллектуальная викторина «Умники и умницы». При проведении занятий целесообразно использовать соревновательный компонент – за каждый правильный ответ детям выдавать фишки. Это позволяет вести диагностику и выявлять лидеров на занятии. Для проведения занятия каждому ребенку необходимо было иметь тетрадь в клетку, простой карандаш, набор цветных карандашей. С детьми имеющих низкий уровень развития тех или иных познавательных психических процессов велись дополнительные коррекционно-развивающие занятия. Занятия с детьми подготовительной группы (6-7(8) лет): Месяц Цель занятия СЕНТЯБРЬ Занятие № 1 Тема: «Путешествие в лето» Цели: Активизация знаний детей; Развитие мышления, речи; Развитие воображения, пластичности движений; Развитие памяти; Развитие творческого воображения, мелкой моторики, словотворчества. Материалы: Картина о лете, аудио кассета «Волшебство природы», магнитофон, цветные карандаши. Содержание 1. Беседа с детьми о лете: 2. Разминка: «Что можно увидеть на летней полянке?» 3. Игра «Что может делать?...» - Что может делать цветок? - Что может бабочка? - Что может солнце? - Что может камень? 4. Психогимнастика. - Давайте представим, что все вы разные цветы (растения) на полянке 5. Игра «Слово за слово». - Давайте вспомним, какие цветы можно увидеть на летней полянке. 6. Домашнее задание: Нарисовать рисунок на тему «Летняя поляна». Занятие № 2 1.Беседа с детьми о Тема: «Домашние и дикие животные» домашних и диких Цели: животных. Активизация знаний детей, 2. Разминка: «Словесный развитие скорости мышления, волейбол» внимания; Тема: « Животные и их Развитие мыслительных детеныши». процессов; 3. Игра «Чем похожи – 10 Смена деятельности, развитие воображения; Развитие воображения, умение создавать образы на основе схематического изображения предметов, развитие мелкой моторики. Материал: тетради, простые карандаши, картинки с изображением животных, мяч. непохожи?» 4. Подвижная игра «Сова» 5. Работа в тетрадях: «На что похоже» 6.Домашнее задание. Придумать сказку «Про кота Ваську». Попросить родителей записать сказку в тетрадь. Занятие № 3 1. «Отгадай загадку» 2. Игра «Слово за слово» Ведущий начинает: «В лесу живут …». Дети по очереди повторяют данную фразу и прибавляют название «лесного жителя». 3. Игра «Пантомима» Детей просят изобразить жестами, мимикой, движениями различных зверей (лису, зайца, волка, белку, медведя). 4. Чтение сказки: Д. Хармса «Храбрый еж» 5. А сейчас предлагаю вам нарисовать в своих тетрадях «Что приснилось Ежу в зимнюю ночь?» 6. Домашнее задание: закончить рисунок и придумать рассказ «Зимний сон ежа». Цели: Развитие скорости мыслительных процессов; Активизация знаний; Развитие внимания, кратковременной Занятие № 4 1. «Отгадай загадку» Цели: 2. Игра «Слово за слово» Развитие мышления, образного Ведущий начинает: «В лесу воображения; живут …». Дети по очереди Развитие общей эрудиции; повторяют данную фразу и Развитие памяти; прибавляют название Развитие мелкой моторики, «лесного жителя». творческого воображения. 3. Игра «Пантомима» Материалы: картинки с изображением Детей просят изобразить зайца, волка, медведя; текст сказки Д. жестами, мимикой, Храмса «Храбрый еж»; тетради, карандаши. движениями различных зверей (лису, зайца, волка, белку, медведя). 4. Чтение сказки: Д. Хармса «Храбрый еж» 5. А сейчас предлагаю вам нарисовать в своих тетрадях 11 «Что приснилось Ежу в зимнюю ночь?» 6. Домашнее задание: закончить рисунок и придумать рассказ «Зимний сон ежа». ОКТЯБРЬ Занятие №1 Цели: Развитие скорости мыслительных процессов; Активизация знаний; Развитие внимания, кратковременной зрительной памяти; Развитие слуховой памяти, мелкой моторики; Развитие воображения и речи. Материалы: 4 карточки к игре «Внимание», тетради, карандаши. 1. Разминка: «Что может делать?...» туча, ветер, дерево, дождь, зонт? За каждый правильный ответ фишка 2.Пальчиковая гимнастика. «Гости» Стала Маша гостей созывать: Вращение кистей рук к себе И Иван приди, и Степан приди, Поочередный массаж кончиков И Матвей приди, и Сергей приди, пальцев правой руки. И Никитушка – ну, пожалуйста. Стала Маша гостей угощать: Вращение кистей рук от себя И Ивану блин, и Степану блин, Поочередный массаж кончиков И Матвею блин, и Сергею блин, пальцев левой руки. А Никитушки – мятный пряничек. 3. «Продолжи узор» работы в тетрадях. 4. Игра «Внимание» Детям дается задание нарисовать фигуру, которую они только, что видели (3-4). 5. Ребята, а теперь я предлагаю вам пофантазировать. «Что было бы, если люди 12 могли летать?» 6. Домашнее задание: «Нарисовать страну, в которой все люди умеют летать». Занятие №2 Цели: Развитие скорости мышления, активизация словаря (антонимы); Развитие зрительной памяти и внимания; Развитие детского словотворчества; Совершенствование коммуникативных умений и навыков; Развитие мелкой моторики; Развитие конструктивного мышления. Материалы: лото «Для малышей», тетради, простые карандаши. 1. Разминка «Рассуждалочки». - К каждому названному ведущим слову нужно подобрать антоним – слово с противоположным значением 2. Игра «Запомни картинку» Детям раздаются заранее карточки из лото с изображением 4-6 предметов и отдельно такие же картинки, но разрезанные. 3. Сочиним сказку вместе. Взяв одну из карточек «лото» детям предлагается придумать сказку с данными героями. (Взрослый начинает, а дети по «цепочке» дополняют). 4. Физминутка. Буратино потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся, три нагнулся. Руки в стороны развел, Потянулся и пошел. 5. Упражнение «Продолжи узор» - работа в тетрадях. 6. Упражнение «Что получится?» - Необходимо подумать и нарисовать, что получится, если к одной части изображения прибавить другое. 13 Занятие № 3 Цели: развитие мышления, умение применять обобщающие слова; развитие мелкой моторики; развитие зрительного внимания. Материалы: тетради, простые карандаши. Занятие № 4 Цели: развитие скорости мышления, умение употреблять обобщающие слова; развитие умений сравнивать предметы друг с другом; развитие кратковременной зрительной памяти, внимания; развитие мелкой моторики. Материалы: картинки с изображением шкафа и холодильника, магнитофонная запись песни «Чунга-чанга»; тетради, карандаши, набор карточек для игры «Внимание». 1. Разминка: «Назови, одним словом». 2. «Смешная история» «Жила была в деревне «столовой» на обеденном столе в конфетнице госпожа Шоколадная конфета. И вот однажды в конфетницу заглянул маленький озорной мальчишка Солнечный луч…» 3. Пальчиковая гимнастика «Здравствуйте» Я здороваюсь везде В доме и на улице Даже « здрасте» говорю Я соседней курице. 4. «Что получится?» (работа в тетради). Нарисуйте, что получится, если к одной части изображения прибавить другую. 5. Дорисуй узоры, не нарушая последовательность». 6. Домашнее задание. Нарисовать иллюстрацию к придуманной сказке. 1. Разминка: «Назови лишнее слово»: 2. Игра «Найди сравнения» - Скажите, чем похожи (и чем отличаются) «шкаф» и «холодильник». 3. Пальчиковая гимнастика «Здравствуйте» (см. занятие № 3) 4. Игра «Внимание». - Нарисуйте фигуру, которую вы только что видели. 5. «Дорисуй узор не нарушая последовательности». 6. Игра «Зеваки» (Чистякова М.И.) Под песню «Чунга-чанга». 14 Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу (слово «чунгачанга») дети останавливаются, хлопают 2 раза в ладони, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры и становится в круг. 7. Домашнее задание: Нарисовать сказочный остров «Чунга-чанга» и придумать сказку на тему «Что я видел на острове. Родители должны записать. НОЯБРЬ Занятие №1 Тема: «Путешествие в осенний лес» Цели: Развитие мышления и активизация знаний детей; Развитие внимания и памяти; Активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи; Развитие воображения и детского словотворчества; Совершенствование коммуникативных умений и навыков. Материалы: тетради, карандаши. 1. Игра «Тропинка» Дети выстраиваются друг за другом и идут по группе змейкой по воображаемой тропинке 2. Игра «Слово за слово» Ведущий говорит фразу: «В лесу растут деревья». Дети по очереди повторяют данную фразу и прибавляют название дерева. В конце игры все вместе повторяют фразу и все назван деревьев, которые вспомнили. 3. Графический диктант «дерево» 4. Физминутка Ветер дерево качает 5.Разучивание стихотворения Облетели листья клена, Клен от холода дрожит. На дорожке у балкона Золотой ковер лежит. 6. Придумай и расскажи рассказ. Детям дается задание придумать рассказ от имени листочка упавшего с дерева, на тему: «Что я видел в лесу?» (1-2). 6. Домашнее задание: Нарисовать дома рисунки на тему «В осеннем лесу» и 15 придумать рассказ на эту тему. Занятие №2 Цели: Развитие мышления и активизация знаний детей; Развитие внимания и памяти; Активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи; Развитие воображения и детского словотворчества; Совершенствование коммуникативных умений и навыков. Материалы: тетради, карандаши. Занятие №3 Цели: Развитие скорости мышления, активизация словаря (антонимы); Развитие зрительной памяти и внимания; Развитие детского 1. Игра «Постройся по счету» 2. Игра «Слово за слово» Ведущий говорит фразу: «В лесу растут деревья». Дети по очереди повторяют данную фразу и прибавляют название дерева. В конце игры все вместе повторяют фразу и все назван деревьев, которые вспомнили. 3. Графический диктант «дерево» 4. Физминутка Ветер дерево качает Вправо влево наклоняет. Раз наклон, два наклон, Зашумел листвою клен. (дети раскачиваются, делают наклоны вправо, влево, поднимают руки вверх и трясут кистями). 5.Разучивание стихотворения Облетели листья клена, Клен от холода дрожит. На дорожке у балкона Золотой ковер лежит. 6. Придумай и расскажи рассказ. Детям дается задание придумать рассказ от имени листочка упавшего с дерева, на тему: «Что я видел в лесу?» (1-2). 6. Домашнее задание: Нарисовать дома рисунки на тему «В осеннем лесу» и придумать рассказ на эту тему. 1. Разминка «Рассуждалочки». - К каждому названному ведущим слову нужно подобрать антоним – слово с противоположным значением; например: черный – белый. 16 словотворчества; Совершенствование коммуникативных умений и навыков; Развитие мелкой моторики; Развитие конструктивного мышления. Материалы: лото «Для малышей», тетради, простые карандаши. 2. Игра «Запомни картинку» Детям раздаются заранее карточки из лото с изображением 4-6 предметов и отдельно такие же картинки, но разрезанные. 3. Сочиним сказку вместе. 4. Физминутка. Буратино потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся, три нагнулся. Руки в стороны развел, Потянулся и пошел. 5. Упражнение «Продолжи узор» - работа в тетрадях. 6. Упражнение «Что получится?» Необходимо подумать и нарисовать, что получится, если к одной части изображения прибавить другое. Занятие № 4 1. Разминка: «Назови, одним словом»: развитие мышления, умение 2. «Смешная история» применять обобщающие слова; «Жила была в деревне развитие мелкой моторики; «столовой» на обеденном развитие зрительного внимания. столе в конфетнице госпожа Материалы: тетради, простые карандаши. Шоколадная конфета. И вот однажды в конфетницу заглянул маленький озорной мальчишка Солнечный луч…» 3. Пальчиковая гимнастика «Здравствуйте» 4. «Что получится?» (работа в тетради). Нарисуйте, что получится, если к одной части изображения прибавить другую. 5. Дорисуй узоры, не нарушая последовательность». Цели: 17 ДЕКАБРЬ Занятие №1 Цель: активизация знаний детей о зиме; развитие скорости мышления; развитие воображения, умения перевоплощаться ; развитие памяти; мелкой моторики руки. Материалы: картинки с изображением сосульки, снежинки, снеговика; релаксационная музыка; магнитофон; пиктограммы к стихотворению; тетради, карандаши. 1. Беседа с детьми о зиме: Какое сейчас время года? Какие изменения произошли в природе? Как называется 1-й зимний месяц и последний месяц года? 2. Отгадай загадку. 3. Игра «Что может делать?...» - сосулька, снежинка, снеговик. 4. Психогимнастика «Снежинки» 5. Разучивание стихотворения. Улицей гуляет Дедушка Мороз Иней рассыпает По ветвям берёз, 6.Домашнее задание. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению. Занятие №2 Цель: активизация знаний детей о зиме; развитие скорости мышления; развитие воображения, умения перевоплощаться ; развитие памяти; мелкой моторики руки. Материалы: картинки с изображением сосульки, снежинки, снеговика; релаксационная музыка; магнитофон; пиктограммы к стихотворению; тетради, карандаши. 1. Беседа с детьми о зиме: Какое сейчас время года? Какие изменения произошли в природе? Как называется 1-й зимний месяц и последний месяц года? 2. Отгадай загадку. 3. Игра «Что может делать?...» - сосулька, снежинка, снеговик. 4. Психогимнастика «Снежинки» 5. Разучивание стихотворения. Улицей гуляет Дедушка Мороз Иней рассыпает По ветвям берёз, 6.Домашнее задание. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению. Занятие № 3. Цель: Развитие внимания, 1.Разминка. Игра « “да”и “нет” не говорить». умения 2.Задание «Вспомним 18 подчиняться правилам игры; Развитие памяти, речи, воображения; Развитие слухового внимания, памяти, мелкой моторики руки. Материалы: мяч, пиктограммы к стихотворению, карандаши, тетради, рисунки снеговиков для игры «Найди отличия». стихотворение по картинкам». 3.Психогимнастика «Снеговик растаял». - А теперь все покружились и снеговиков вмиг превратились. Гордо стоят белоснежные снеговики. Не страшен им мороз, улыбаются снеговики. Но вот выглянуло солнышко. Стали снеговики грустными, печальными. Стали таять и растаяли. 4.Игра «Слушаем и рисуем». Детям необходимо прослушать рассказ и нарисовать рисунок, точно отражающий его содержание. 5. Игра «Найди отличия» для тех детей, которые быстро справились с заданием. 6. Домашнее задание. Придумайте сказку «Новогодние приключения снеговика». Занятие №4 1. Беседа с детьми о зиме: Какое сейчас время года? Цель: Какие изменения активизация знаний детей о зиме; произошли в природе? развитие скорости мышления; развитие воображения, умения Как называется 1-й зимний месяц и последний месяц перевоплощаться ; развитие памяти; мелкой моторики года? 2. Отгадай загадку. руки. 3. Игра «Что может Материалы: картинки с изображением делать?...» сосульки, снежинки, снеговика; - сосулька, снежинка, релаксационная музыка; магнитофон; снеговик. пиктограммы к стихотворению; тетради, 4. Психогимнастика карандаши. «Снежинки» 5. Разучивание стихотворения. Улицей гуляет Дедушка Мороз Иней рассыпает По ветвям берёз, 6.Домашнее задание. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению 19 ЯНВАРЬ 1.Разминка. «Один – много». Занятие № 1. Цель: 2.Игра «Где мы были вам не скажем, а что Развитие мышления и речи, делали, покажем». Развитие воображения, Развитие произвольного внимания, 3. Физкультминутка. мелкой моторики руки, умение «Царь Горох». Давным-давно жил царь ориентироваться на листе бумаги. Горох Материалы: тетради, карандаши. И делал каждый день зарядку. Он головой крутил- вертел И танцевал в присядку. Плечами уши доставал И сильно прогибался, Он руки к небу поднимал, За солнышко хватался. 4.Графический диктант. Занятие№2. Тема: «В стране геометрических фигур» Цель: Активизация знаний детей, развитие скорости мышления; Развитие зрительной памяти, внимания; Развитие логического мышления, зрительного внимания; Развитие мелкой моторики руки, творческого воображения. Материалы: набор геометрических фигур разного цвета, песочные часы, наборное полотно для задания «Расставь фигуры...». тетради с заданием, карандаши. 1. Игра «Кто ушел кто пришел». На доске оставляется шесть фигур (круг, квадрат, треугольник, квадрат, прямоугольник и ромб). Дети закрывают глаза, а ведущий убирает одну из фигур или меняет их местами.(5-6 заданий). 2. Задание « Назови предметы похожие на квадрат, круг, треугольник». 3. Задание «Расставь фигуры в ряду так, чтобы ряды не повторялись». - Фигуры жили в трех этажных домах, на каждом этаже по три квартиры. Чтобы фигуры не сорились нужно расселить их по квартирам так, чтобы этажи не повторялись. Пробное задание дети выполняют у доски, а потом работают самостоятельно в тетрадях, но перед работой в тетрадях проводим физкультминутку. 4.Физкультминутка. Раз - подняться потянуться, Два - согнуться, 20 разогнуться, Три - в ладоши три хлопка. На четыре руки шире, Пять - руками помахать, На четыре сесть опять. - Померили мы фигуры. Но Ластик снова может начать делать пакости. Давайте мы превратим злого и ужасного Ластика в добрую тетушку Стёрку и нарисуем ее портрет. 5. Рисование портрета тетушки Стёрки. Занятие №3. Тема: «В загадочной Циферии» Цель: развитие внимания, памяти, мышление; закрепление знаний числового ряда, состава числа 4, 5, 6. Материалы: фишки по 6 на каждого ребенка, тетради с заданием, карандаши, картина к заданию №3, набор цифр, наборное полотно. 1. Игра «Счет по цепочке».. 2. Задание «Расставь цифры в правильном порядке 3.Игра « Найди цифры на картине» - В загадочной Циферии живет один художник. Этот художник – ужасный чудак! Животных всю жизнь он рисует, но как! Жду я от вас поскорее ответ Из каких цифр создал мастер портрет? - Сколько восьмерок на картине? - Каких цифр больше единиц или четверок? - На какое животное похожа двойка? 4.Физминутка. Раз, два, три, четыре, пять. Все умеем мы считать. Отдыхать умеем тоже: Руки за спину положим, Голову поднимем выше И легко, легко подышим... ... 5.Игра «Веселый счет». 6.Игра «Кто в домике живет?» - С цифрами мы поиграли, а теперь им спать пора. Но некоторые цифры заблудились. 21 Помогите им найти свои домики. МАРТ Занятие№1. Тема: «Транспорт» 1. «Попробуй, повтори». 2.Веселые задачки на Цель: сообразительность от активизация знаний детей о греки. 3. Физминутка. различных видах транспорта; развитие мышления, речи, От зеленого причала Оттолкнулся пароход, воображения; тренировка мышц рук, развитие Он назад шагнул сначала , А потом шагнул вперед. памяти и глазомера. И поплыл, поплыл по речке, Материалы: тетради, карандаши. Набирая полный ход, И пускал трубой колечки Белоснежный пароход. (Движения по тексту.) 4.Отгадай загадку. 5.Графический диктант. «Поезд» 6.Игра «Хорошо и плохо». 7.Домашнее задание. Придумать и нарисовать вместе с родителями проект «Город без машин». Занятие №2 Тема: « Пришла Весна». 1.Беседа о весне: - Когда наступает весна? Назовите приметы весны, Цель: Развитие речи, мышления, весенние месяцы. Какая погода бывает весной? активизация знаний; Развитие памяти, внимания, Какое настроение бывает весной? Вы любите весну? тренировка мышц рук; Почему? Развитие воображения. 2. Игра «Закончи Материалы: магнитофон, аудиозапись предложение» плавной музыки, тетради, карандаши. 3. Задание « Скажи ласково» 4.Физминутка. Звучит музыка. Представьте себе, что вы маленькие бабочки, которые проснулись с первыми весенними лучами солнца. Вы расправляете усики, крылышки, взмах – и полетели! Внизу – первые цветы. Бабочки садятся на цветочки и пьют нектар. Подкрепившись, полетели дальше... 5.Графический 22 диктант.«Бабочка». Раскрасьте бабочку как вам нравится. 6. Домашнее задание. Придумать рассказ на тему «Весна пришла» и нарисовать картинку к нему. 1. Разминка «Кто это? Что это?» Из него видно, что делается на улице? Дедушка, который раздает подарки? Что получается, когда заплетают косички? Польза от коровы? Где можно увидеть себя? Съедобный герой русской сказки? Кокой день недели был вчера? Начало дня? 2. Игра « Кто больше найдет отличий?» Детям нужно найти отличия в картинках. 3. Игра «Шифровщики» - А хотите узнать, как зовут собачку клоуна? Ее кличка зашифрована вот на этой табличке. Если вы в правильном порядке расставите буквы, вы сможете узнать, как зовут собачку. 4.Игра «Будь внимателен». 5.Графический диктант «Заяц робот» 6. Домашнее задание «Придумать рассказ на тему «Приключения Зайцаробота» Занятие № 4 Цель: развитие познавательных психических процессов, активизация знаний 1. «Попробуй, повтори». 2.Веселые задачки на сообразительность от греки. 23 детей. Материалы: картинки для игры «найди сравнения, магнитофон, кассета с записью веселой музыки, тетради, карандаши для каждого ребенка, текст графического диктанта «заяц – робот». АПРЕЛЬ Занятие №1 Цель: Развитие интереса к предстоящему обучению в школе, Повышение мотивационной готовности; Развитие речи, умения отвечать на вопросы полным ответом, Развитие мелкой моторики, воображения. Материал: текст сказки №1 Панфиловой М.А. из серии «Лесная школа», цветные карандаши,1/2 альбомного листа на каждого ребенка. Занятие №2 Цель: Продолжать поддерживать интерес к предстоящему обучению в школе, преодоление тревожности перед предстоящим знакомством с учителем. Развитие памяти, речи. Развитие слухового внимания, умение отвечать на вопросы по сказке полным ответом. Развитие мелкой моторики руки и воображения. 3. Физминутка. От зеленого причала Оттолкнулся пароход, Он назад шагнул сначала , А потом шагнул вперед. И поплыл, поплыл по речке, Набирая полный ход, И пускал трубой колечки Белоснежный пароход. (Движения по тексту.) 4.Отгадай загадку. 5.Графический диктант. «Поезд» 6.Игра «Хорошо и плохо». 7.Домашнее задание. Придумать и нарисовать вместе с родителями проект «Город без машин». 1.Чтение сказки «Создание лесной школы». 2. Беседа по сказке: - Чему учился ежик в школе? - О чем он мечтал? -Кто будет учиться в лесной школе? - Какие предметы лесная детвора увидит в классе? 3.Физкутминутка. «Медвежата» 4. Рисование на тему «Моя школа» - А теперь я предлагаю вам нарисовать школу, в которой вы хотели бы учиться. 5. Выставка рисунков. 1. Чтение сказки « Букет для учителя» 2. Беседа по сказке: - Для чего нужен школьнику портфель? - Чем занимались родители будущих первоклассников? - Чем в это время занимались зверята? 3. Физкультминутка. «Зарядка бельчат» 4. Рисование на тему «Букет для учителя». 24 Материалы: текст сказки №2 « Букет учителю» Панфиловай М.А. из серии «Лесная школа», тетради, карандаши. - Нарисуйте зверят, которые собирают букет для своего учителя. 5.Домашнее задание. Придумать продолжение сказки «Как зверята собирались в школу» и рассказать ее родителям, чтобы они ее записали. Нарисовать иллюстрацию к сказке. Занятие № 3 Цель: Развитие мотивационной готовности к обучению в школе; Развитие зрительного внимания, памяти, речи; Развитие мелкой моторики, воображения. Материалы: текст сказки Панфиловой М.А. «Смешные страхи»; изображение 2-х букетов отличающихся друг от друга (10-15 отличий); тетради, карандаши. 1. Игра «Внимательный художник». - Сравните картинки и назовите, чем они отличаются друг от друга.(10-15 отличий) 2. Чтение сказки №3 «Смешные страхи». 3. Беседа по сказке. - Назовите время года, когда зверята пошли в школу? Как вы догадались? - Кто встречал зверят на 1-м уроке? - Чего боялся Зайчонок? - Как учитель Еж помог Зайчишке справиться со страхами? 4. Пальчиковая гимнастика. Зайчик. 5. Рисование на тему « Мое любимое занятие». - 6. Домашнее задание. Нарисовать портрет учителя Ежа. Занятие № 4 Цель: Развитие мотивационной готовности к обучению в школе; Развитие скорости мышления, зрительного и слухового внимания, активизация памяти; Развитие речи, умения отвечать на вопросы полным ответом. 1.Игра «Соберем портфель в школу». Передавая мяч друг другу, стоя в кругу, нужно назвать предметы (не повторяясь), которые необходимо иметь каждому ученику в портфеле. 2.Чтение сказки №4 «Игры в школе». 3. Беседа по сказке: - Какое первое задание нужно было выполнить на уроке математики? Материалы: мяч, текст сказки №4 из серии сказок Панфиловой М.А. «Лесная школа», «Игры в школе»; карточки для игры «будь внимателен», магнитофон с записью веселой 25 музыки; тетради с «зашифрованными словами», карандаши, карточка схема для задания «зашифрованное слово». МАЙ Занятие №1 Цель: Развитие интереса к предстоящему обучению в школе, Повышение мотивационной готовности; Развитие речи, умения отвечать на вопросы полным ответом, Развитие мелкой моторики, воображения. Материал: текст сказки №1 Панфиловой М.А. из серии «Лесная школа», цветные карандаши,1/2 альбомного листа на каждого ребенка. Занятие №2 Цель: Продолжать поддерживать интерес к предстоящему обучению в школе, преодоление тревожности перед предстоящим знакомством с учителем. Развитие памяти, речи. Развитие слухового внимания, умение отвечать на вопросы по сказке полным ответом. Развитие мелкой моторики руки и воображения. Материалы: текст сказки №2 « Букет учителю» Панфиловай М.А. из серии «Лесная школа», тетради, карандаши. - Почему Белочка и Волчонок не поняли задание? - В какие игры можно играть в школе? - Почему нельзя прыгать и бегать в классе? 4.Игра «Будь внимателен». 5.Задание «Зашифрованное слово» 1.Чтение сказки «Создание лесной школы». 2. Беседа по сказке: - Чему учился ежик в школе? - О чем он мечтал? Кто будет учиться в лесной школе? - Какие предметы лесная детвора увидит в классе? 3.Физкутминутка. «Медвежата» 4. Рисование на тему «Моя школа» - А теперь я предлагаю вам нарисовать школу, в которой вы хотели бы учиться. 5. Выставка рисунков. 1. Чтение сказки « Букет для учителя» 2. Беседа по сказке: - Для чего нужен школьнику портфель? - Чем занимались родители будущих первоклассников? - Чем в это время занимались зверята? 3. Физкультминутка. «Зарядка бельчат» 4. Рисование на тему «Букет для учителя». - Нарисуйте зверят, которые собирают букет для своего учителя. 5.Домашнее задание. Придумать продолжение сказки «Как зверята 26 собирались в школу» и рассказать ее родителям, чтобы они ее записали. Нарисовать иллюстрацию к сказке. Занятие № 3 Цель: Развитие мотивационной готовности к обучению в школе; Развитие зрительного внимания, памяти, речи; Развитие мелкой моторики, воображения. Материалы: текст сказки Панфиловой М.А. «Смешные страхи»; изображение 2-х букетов отличающихся друг от друга (10-15 отличий); тетради, карандаши. 1. Игра «Внимательный художник». - Сравните картинки и назовите, чем они отличаются друг от друга.(10-15 отличий) 2. Чтение сказки №3 «Смешные страхи». 3. Беседа по сказке. - Назовите время года, когда зверята пошли в школу? Как вы догадались? - Кто встречал зверят на 1-м уроке? - Чего боялся Зайчонок? - Как учитель Еж помог Зайчишке справиться со страхами? 4. Пальчиковая гимнастика. Зайчик. 5. Рисование на тему « Мое любимое занятие». - 6. Домашнее задание. Нарисовать портрет учителя Ежа. Занятие №4 Интеллектуальная викторина «Умники и умницы». 1. Разминка «Кто это? Что это?» 2. конкурс «Математический». На столах у вас лежат наборы цифр. Я буду задавать вопросы, а вы должны выбрать цифру. 3.конкурс «Грамотеев», 3-е задание: придумать предложение по схеме с заданными словами. Проводится анализ придуманных предложений Музыкальная пауза. 4.Конкурс «Юные Художники» На этих листах нарисованы различные фигуры. Нужно дорисовать их так чтобы Цель: Активизация знаний детей, воспитание дружеских взаимоотношений, развитие всех познавательных психических процессов. Материалы: 2 пирамидки с 6 цветными кольцами, веера цифр по кол-ву детей, 2 изображения торта с 4 розочками, картинка для задания «Чья тропинка длиннее», клубок ниток и ножницы, 2 набора крупных цифр от 1 до 10, 2 предметные картинки в конвертах, схемы простых предложений, магнитная доска с набором букв, 2 альбомных листа к заданию «Дорисуй фигуры, что бы получилась картина», 2 набора фломастеров, 2 картинки к заданию «Найди отличия», мольберт, медали для победителей, эмблемы 27 для участников викторины. получилась картина. (На столах лежат фломастеры, карандаши) 5.«Конкурс капитанов» Вот проверим мы сейчас У кого острее глаз. Повнимательней смотрите, Ни чего не пропустите. Как скажу я слово «три» отвернуться вы должны. Раз. Два. Три. (На мольберте 2 плаката. Задание: найти отличия). Капитан, какой команды нашел больше отличий та команда, и выиграла конкурс. Подведение итогов Викторины. Вручение наград. 2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Формы, способы методы и средства реализации Программы по обучению занимательной математике Формы образовательной деятельности Совместная деятельность Образовательная деятельность Режимные моменты Самостоятельная деятельность детей Формы организации детей Индивидуальные Подгрупповые групповые Наблюдение Игра Игровое упражнение Игровая ситуация Игровые технологии Беседа Совместная с воспитателем игра Совместная со сверстниками игра Индивидуальная игра Путешествия Групповые Подгрупповые Индивидуальные Индивидуальные подгрупповые Игровое упражнение Совместная с воспитателем игра Совместная со сверстниками игра Индивидуальная игра Ситуативный разговор с детьми Педагогическая ситуация Беседа Интегративная деятельность Сюрпризное появление игрушек, предметов Рассматривание изображений Индивидуальные игры, Совместные игры, Все виды самостоятельной деятельности, предполагающие развитие логического мышления детей Игры с природным материалом 28 Викторина Соревнования Открытые вопросы Проблемные ситуации Экскурсия Тематические досуги Конкурсы Мультимедийные презентации, слайдшоу. знакомых предметов на картинках (узнавание, называние) Физкультминутки Малоподвижные игры Вариативные формы, способы и средства с учетом индивидуальных особенностей форма Индивидуальная, совместная игра со сверстниками, Совместная деятельность воспитателя с детьми Самостоятельная деятельность детей Самостоятельная деятельность детей Индивидуальная Подгрупповая Групповая, совместные игры с детьми способ Беседа, Участие в малоподвижной игре Игра-ситуация Показ способов действия Напоминание Поручение холерик метод Индивидуальные Словесные Наглядные Создание ситуации успеха Решение проблемных ситуаций Напоминание Поручение сангвиник Индивидуальные Словесные Наглядные Практические Метод проговаривания средство Интегративная деятельность Малоподвижные игры Совместная с воспитателем игра Совместная со сверстниками игра Индивидуальная игра Путешествия Викторина Соревнования Открытые вопросы Проблемные ситуации флегматик 29 Групповая, Наблюдение Совместные Игровое упражнение игры с детьми Игровая ситуация Самостоятельная Игровые технологии деятельность ТКМ Тематические досуги Индивидуальные Словесные Наглядные Создание ситуации успеха Поручение Метод проговаривание меланхолик Самостоятельная Показ способов Создание ситуации деятельность действия успеха детей Напоминание Метод Индивидуальная Беседа, проговаривания Подгрупповая малоподвижные игры, Индивидуальные игры, предполагающие Словесные развитие логики детей Метод повышения самооценки Игровые пособия Дидактический материал Пособие для решения математических задач Дидактический материал, картотека игр, предполагающих развитие логики детей, разноуровневые задания 2.3. Особенности взаимодействия педагога с семьями воспитанников Работа с семьями воспитанников позволяет лучше узнать потребности в приобретаемых знаниях, улучшает общую атмосферу отношений сотрудничества в системе «родитель – педагог», повышает рефлексию педагога. Месяц Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Формы работы ознакомление родителей с учебно– образовательной программой, содержанием и её эффективностью; проведение родительских собраний «Будем грамотны», «В мир сказок». проведение практикумов «Как научиться правильно писать», «Ручка и карандаш – мои помощники», «Развиваем моторику рук»; изготовление игр, пособий. консультационная работа – индивидуальная, групповая. Беседа с родителями об успехах их детей проведение открытых занятий и воспитательных мероприятий с привлечением родителей разработка памяток для родителей «Как выполнить домашнее задание», «Звукобуквенный анализ слова», «Как составить рассказ по картинке» и т.п. анкетирование родителей с целью познания 30 Март Апрель Май особенностей ребёнка и его особенностей совместные мероприятия родителей и детей: тематическая и интегрированная образовательная деятельность проведение творческих отчетов для родителей индивидуальное консультирование; выступление на родительских собраниях в возрастных группах 2.4. Формы, методы, технологии организации воспитанников в структуре дополнительной образовательной деятельности. Развивающие занятия дополнительной общеразвивающей программы «Ступеньки к школе» имеют четко зафиксированное количество и разделение материала по разделам. Организация занятий предполагается во второй половине дня и определяются согласно требованиям СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». Продолжительность одного занятия соответствует возрастным особенностям детей и составляет - 30 минут. Образовательная деятельность воспитанников в условиях объединения имеет свою структуру: Вводная часть(5-10 мин). Включает разминки, игры-приветствия. Направлена на то, чтобы сбросить инертность физического и психического самочувствия, поднять мышечный тонус, повысить внимание и интерес детей к занятию, настроить на активную работу и контакт друг с другом. Основная часть (10-25 мин). Формирование новых и совершенствование ранее приобретенных навыков с помощью упражнений, игр, этюдов, поведенческих тренингов. Заключительная часть (5 мин). Задания и упражнения на развитие самоконтроля и адекватной самооценки. Подведение итогов. 3. Организационный раздел Программы 3.1. Описание материально-технического обеспечения программы: соответствие санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам; соответствие правилам пожарной безопасности; средства обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей; оснащенность развивающей предметно-пространственной средой; учебно-методический комплект, оборудование, оснащение. 3.2.Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания Велиева С.В. Диагностика психического Издательство «Речь» 2007 состояния детей Санкт-Петербург дошкольного возраста Марцинковская Т.Д. Диагностика психического Москва, ЛИНКА1997 развития детей ПРЕСС Поддьяков Н Психическое развитие и Санкт-Петербург2013 саморазвитие ребенкаМосква, Обруч 31 Безруких М., Морозова Л Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Пылаева Н., Ахутина Т. Урунтаева Г.А. Андрущенко А.В., Снегина Н.Г., Селиванова В.С. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. Тихомирова Л.Ф. Козлова С.А. дошкольника. Ближние и дальние горизонты Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 6-7,5 лет Приключения будущих первоклассников Методика развития и коррекции внимания у детей 6-7 лет Диагностика психологических особенностей дошкольника Готовиися к школе Новая школа Москва 1996 Издательство «Речь» Санкт-Петербург Москва, ЛИНКАПРЕСС 2007 Москва, Издательский центр «Академия» 1996 ООО «Фирма «Издательство АСТ» 1999 2005 Что необходимо знать к 1 классу. Ярославаль. Академия 1999 Развития Академия, К° Академия Холдинг. Упражнения на каждый Ярославаль 1999 день: развитие внимания и «Академия развития» воображения дошкольников «Академия, К» Мой мир.Приобщения ЛИНКА- ПРЕСС 2000 ребенка к социальному Москва миру. Коррекционноразвивающие занятия с дошкольниками Перечень используемых методических пособий, методик, технологий Печатные: учебные пособия, книги для чтения, раздаточный материал, дидактические игры, рабочие тетради Аудиовизуальные средства: магнитола, аудиозаписи Демонстративные пособия: муляжи, макеты Электронные образовательные ресурсы: мультимедиа, ноутбук Наглядные пособия: плакаты настенные, разрезные картинки, предметные картинки, азбука и т.д. При обучении на занятиях применяется различный дидактический материал, который позволят детям эффективно и качественно усваивать программный материал Наименование оборудования Развивающая игра «Речевой тренажер» Направление деятельности (целевое использование) Обучение согласованию слов по родам, числам и падежам, Образовательная область Познание 32 Шнуровка «Овощи и фрукты», Логопедическое лото «Говори правильно. Буква «С», дидактическая игра «Чей хвост?» Развивающая игра «Мои первые буквы», настольная игра «Звуки», развивающая игра «Времена года», «Веселый зоопарк». Развивающая игра-тренажер «Обучение грамоте». Игра «Кто что ест?» Дидактические наборы «Карточки цифры и картинки для счета», Развивающая игра «Собирайка. Большой-маленький», тренажер для развития математических способностей, Дидактическая игра «Собери слово» «Лото с предлогами» Счетный материал, набор геометрических фигур Буквы и цифры Пазл на тему «Фрукты» развивает сообразительность, фантазию, логическое мышление, обогащает словарный запас. Развитие у детей сенсорных Познание навыков, тренируется оптико-пространственное мышление, развивается наблюдательность внимание, развивает мелкую моторику рук, обогащается словарный запас, развивается творческое воображение, обучение чтению и т.д. Обучение чтению, развивает Познание внимание, сообразительность, навыки самоконтроля, формирует устойчивое желание учиться. Развивает внимание, память, мелкую моторику рук. Обучение чтению. Развитие сенсорных способностей, количество и счет. Способствует освоению детьми цифр и умению применять их в игровой и результативной деятельности. Развитие логического мышления, математических способностей, цветовосприятие, навыки классификации и самоконтроля. Способствует развитию фонематического слуха, связной речи, внимания, памяти, формирует умение правильно подбирать нужные предлоги к словам Развивает мышление, внимание, память. Способствует закреплению понятия количество и счет,геометрические фигуры, буква, цифра Закрепление знаний детей о разновидности фруктов Познание Познание Познание Коммуникация Познание Познание 33 Пазл на тему «Ягоды» Буквенно-математический планшет «Азбукварик» Трафареты для подготовки руки к письму «Домашние животные», «Динозавры», «Цветы», «Подводные обитатели», «Животные жарких стран», «Птицы», «Азбука», «Геометрические фигуры» Способствует расширению знаний детей о видах ягод. Развивает память, внимание и мышление Способствует развитию логики, воображению, усидчивости, внимания, формирует представления о буквах и звуках Развитие художественнотворческих способностей. Умение классифицировать. Закрепление знаний детей о животных, птицах, технике и пр. Познание Познание Художественное творчество 3.3. График реализации программы Занятия проводятся в течение всего учебного года с 01.09.2023 года по 31 мая 2024 года. На основании вышеизложенного материала для каждой группы составлено расписание образовательной деятельности по программе «Ступеньки к школе» на год. Программа «Ступеньки к школе» для дошкольников рассчитана на 1 год обучения для каждой возрастной группы. Программа предполагает проведение занятий с обучающимися 1 раз в неделю. Продолжительность занятий: подготовительная к школе – 30 минут. 3.4 Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий В конце учебного года традиционно во всех возрастных группах в ДОУ проводится итоговое мероприятие «Творческий отчет», в котором принимают участие педагоги дополнительного образования и воспитатели детского сада. Данное мероприятие проводится в праздничной форме. Целью «Творческого отчета» является демонстрация части занятий по обучению чтению родителям дошкольников, а также показ уровня сформированности у детей знаний и умений, полученных за год. 3.5.Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, приспособленной для реализации Программы. Построения предметно-развивающей среды группы основывается на следующих принципах: Принцип дистанции, позиции при взаимодействии. Принцип активности, самостоятельности, творчества. Принцип стабильности — динамичности развивающей среды Принцип комплексирования и гибкого зонирования. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды. 34 35