1 Оглавление 1.Целевой раздел Программы 1.1.Пояснительная записка программы 1.1.1.Цели и задачи реализации программы 1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы 1.1.3.Характеристика особенностей развития детей 1.2.Планируемые результаты 2.Содержательный раздел Программы 2.1.Описание образовательной деятельности 2.2.Тематический план 2.3.Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик 3-5 3 3 3-4 5 5 5-14 5-7 7-11 11-12 2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы 2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников 3.Организационный раздел Программы 3.1. Материально-техническое обеспечение реализации Программы 3.2. Описание обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания 3.3. Учебный план 3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий 3.5. Особенности организации развивающей предметно - пространственной среды 12-14 14 14-17 14-15 15 15-16 16-17 17 2 1. Целевой раздел Программы 1.1.Пояснительная записка программы Хореография в детском саду – это одно из любимейших детских занятий. Малыши настолько переполнены жизненной энергией, что абсолютно не могут усидеть на месте и обязательно всем видам деятельности предпочитают ту, где нужно двигаться. Поэтому и урок хореографии в детском саду, который обычно проходит под веселую музыку, кажется малышам заманчивым и привлекательным. Хореография в детском саду имеет довольно обширную программу – ребятишек обучают базовым движениям, развивается пластика, грация, координация движений. Здесь закладываются азы, и если у ребенка есть наклонность к танцам, обычно это видно уже на 1 этапе. Разумеется, кружок хореографии в детском саду не ставит целью превратить детишек в профессиональных танцоров и балерин – программа предполагает только обучить детей базовым движениям, объяснить понятия танцевальных позиций и обучить первичному пониманию сути танца. Именно поэтому хореография в саду не может полностью заместить посещение дополнительных курсов танцев, если ваш ребенок действительно тянется к освоению этого умения. К тому же, детсадовские занятия ни к чему не обязывают и не являются путем к развитию в сфере танцев. Разумеется, хореография для детей 5 лет еще не предполагает такие перспективы на ближайшее будущее, но приблизительно после семи лет детей из кружков активно привлекают на городские мероприятия. Если же ваш ребенок посещает хореографию для детей 7 лет и не теряет интереса на протяжении нескольких лет, вероятно, в вашей семье растет действительно талантливый танцор, и нужно поддерживать и поощрять его развитие. Программа курса хореографии «Путешествие в страну Хореография» предусматривает систематическое и последовательное обучение и ориентирована на работу с детьми 6-7 лет независимо от наличия у них специальных физических данных. 1.1.1. Цели и задачи реализации программы Цель: Формировать у детей творческих способностей через развитие музыкальноритмических и танцевальных движений. Укреплять здоровье, корректировать осанку детей за счет систематического и профессионального проведения НОД, основанного на классических педагогических принципах обучения и внедрению инновационных форм и методов воспитания дошкольников. Задачи: 1. Обучающие - научить детей владеть своим телом, обучить культуре движения, основам классического, народного, историко-бытового и бального танца, музыкальной грамоте, основам актерского мастерства, научить детей вслушиваться в музыку, различать выразительные средства, согласовывать свои движения с музыкой. 2. Развивающие - развитие музыкальных и физических данных детей, образного мышления, фантазии и памяти, формирование творческой активности и развитие интереса к танцевальному искусству. 3. Воспитывающие - воспитание эстетически-нравственного восприятия детей и любви к прекрасному, трудолюбию, самостоятельности, аккуратности, целеустремленности в достижении поставленной цели, умение работать в коллективе. 1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы 3 1. Принцип постепенного и последовательного повышения нагрузок. Постепенное повышение требований, предъявляемых организму в процессе тренировок. Однако, для улучшения возможностей необходим « отдых». Сочетание адекватной нагрузки и полноценного восстановления дает наилучшие результаты 2. Систематичность. Все занятия происходят регулярно. Повышение возможностей организма происходит только при повторных нагрузках, которые углубляют эти изменения и способствуют более важным перестройкам в организме. 3. Вариативность. Варьируются: интенсивность и продолжительность нагрузки, разносторонность нагрузки, физическое и психическое напряжение. Варьирование необходимо для предотвращения травм. Оно улучшает не только психическое, но и психологическое состояние человека. 4. Наглядность. Это показ руководителем определенных упражнений и использование различных шапочек и спортивного инвентаря. 5. Доступность. Упражнения разучиваются от простого к сложному, от известного к неизвестному, учитывая степень подготовленности ребенка. 6. Закрепление навыков. Это выполнение упражнений на повторных НОД и в домашних условиях. 7. Индивидуализация. Индивидуальный учет способностей каждого ребенка. Формирование творчества в танце – очень тонкий, хрупкий процесс. Поэтому, при использовании всех перечисленных методов обучения, необходимыми являются следующие условия: Чтобы дети не теряли интереса к изучаемому материалу, не следует работать над каждым упражнением или этюдом дольше 2-4 НОД подряд. Даже если за это время выполнены не все поставленные задачи, лучше обратиться к новому материалу, а к прежнему вернуться некоторое время спустя. В процессе обучения используются игрушки, атрибуты с целью побуждения детей к более выразительному исполнению движений. В связи с этим нужно отбирать яркий, эстетически – выразительный игровой материал в том количестве, которое необходимо для НОД. На НОД должна быть доброжелательная обстановка, искренний и чуткий интерес педагога к любым, малейшим находкам, успехам своих воспитанников; поддержка и поощрение их самостоятельности. Чрезвычайно важно воспитывать такое же внимательное отношение у детей друг к другу, их умение искренне радоваться достижениям своих товарищей, желание помочь им в преодолении встречающихся трудностей. Все это создает действительно творческую атмосферу на НОД, без которой невозможно становление и развитие творчества. Подходы: -индивидуальный подход к воспитанию и обучению дошкольника определяется как комплекс действий педагога, направленный на выбор методов, приемов и средств воспитания и обучения в соответствии с учетом индивидуального уровня подготовленности и уровнем развития способностей воспитанников. Он же предусматривает обеспеченность для каждого ребенка сохранения и укрепления здоровья, психического благополучия, полноценного физического воспитания. При этом индивидуальный подход предполагает, что педагогический процесс осуществляется с учетом индивидуальных особенностей воспитанников (темперамента, характера, способностей, склонностей, мотивов, интересов и пр.), в значительной мере влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях. Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воздействия с целью достижения оптимальных результатов воспитательного и обучающего процесса по отношению к каждому ребенку. - возрастной подход к воспитанию и обучению предполагает ориентировку педагога в процессе воспитания и обучения на закономерности развития личности ребенка 4 (физиологические, психические, социальные и др.), а также социально-психологические особенности групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом, что находит отражение в возрастной периодизации развития детей. 1.1.3. Характеристика особенностей развития детей 6 – 7 лет. Возрастные особенности детей позволяют осваивать сложные по координации движения, понимать сложные перестроения, чувствовать партнера и взаимодействовать друг с другом, при этом контролировать качество исполнение движения. Психологические особенности позволяют самостоятельно придумывать новые образы, интерпретировать знакомые образы, передавать их взаимодействие. Дети подготовительной группы способны к самостоятельному сочинению небольших танцевальных композиций с перестроением и комбинацией танцевальных движений. Задачей педагога на данном этапе остается формирование способов отношений между партнерами, восприятия и передачи музыкальных образов с оттенками их настроения и характера, образнопластического взаимодействия между несколькими партнерами. На данном этапе педагог создает детям как можно больше условий для самостоятельного творчества. Интенсивность нагрузки зависит от темпа музыкального произведения и от подбора движений. Наиболее нагрузочным является темп 150-160 акцентов в минуту, которому соответствуют быстрый бег, прыжки, подскоки, галопы, приседания. Для подбора упражнений соответствующие темпу музыке предлагаются следующие критерии: Быстрый бег – 160 акцентов в минуту; Подскоки, галоп – 120-150 акцентов в минуту; Маховые движения – 80-90 акцентов в минуту; Наклоны – 70 акцентов в минуту; Повороты, наклоны головы, растягивания – 40-60 акцентов в минуту. Определение сложности и доступности музыкально-ритмических композиций для детей, безусловно, относительно. Необходимо соотносить все характеристики с индивидуальными возможностями конкретного ребёнка. Но важно также ориентироваться на средние показатели уровня развития детей в группе. 1.2.Планируемые результаты К концу обучения занимающиеся дети выразительно, свободно, самостоятельно двигаются под музыку. Умеют точно координировать движения с основными средствами музыкальной выразительности. Владеют навыками по различным видам передвижений по залу и приобретают определённый «запас» движений в общеобразовательных и танцевальных упражнениях. Выполняют танцевальные движения: поочерёдное выбрасывание ног вперёд в прыжке; приставной шаг с приседанием, с продвижением вперёд, кружение; приседание с выставлением ноги вперёд; шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперёд. Владеют основными хореографическими упражнениями по программе этого года обучения. Умеют исполнять ритмические, бальные танцы и комплексы упражнений под музыку этого года обучения. 2.Содержательный раздел Программы 2.1. Описание образовательной деятельности Программа по хореографии рассчитана на один год обучения и направлена на всестороннее, гармоничное и целостное развитие личности детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет. Программа опирается на программы: Ритмическая мозаика Буренина А.И.(г. Санкт – Петербург 2000 год); «Са-фи-дансе» -танцевально-игровая гимнастика для детей – Фирилёва Ж.Ё., Сайкина Е.Г. 5 В программе представлены различные разделы, все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Игровой метод придаёт учебновоспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка. Программа рассчитана на 72 учебных часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю. С целью сохранения здоровья и исходя из программных требований продолжительность занятия соответствует возрасту детей. Продолжительность занятий для детей дошкольного возраста: 6- 7 лет – не более 30 минут Структура занятия по хореографии – общепринятая. Каждое занятие состоит из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной. Каждое НОД – это единое целое, где все элементы тесно взаимосвязаны друг с другом. Подготовительная часть занятия занимает 5-15% общего времени. Задачи этой части сводятся к тому, чтобы подготовить организм ребёнка к работе, создать психологический и эмоциональный настрой. В нее входят: гимнастика (строевые, общеразвивающие упражнения); ритмика; музыкально – подвижные игры; танцы (танцевальные шаги, элементы хореографии, ритмические танцы); музыкальноритмическая композиция. Основная часть занимает 70-85% от общего времени. В этой части решаются основные задачи, идёт основная работа над развитием двигательных способностей. В этой части даётся большой объём знаний, развивающих творческие способности детей. В нее входят: ритмические и бальные танцы, гимнастика. Заключительная часть занятия длится от 3 до 7 % общего времени. Здесь используются упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки, пальчиковая гимнастика. В конце занятия подводится итог, и дети возвращаются в группу. Занятия составлены согласно педагогическим принципам и по своему содержанию соответствуют возрастным особенностям и физическим возможностям детей, которые позволяют ребенку не только в увлекательной и игровой форме войти в мир музыки и танца, но и развивают умственные и физические способности, а также способствуют социальной адаптации ребенка. В программу входят следующие разделы: 1. Вводное занятие. На данном занятии дети узнают, что такое танец. Откуда идут его истоки? Как овладевают этим искусством? Узнают о том, как зародился танец, какие бывают танцы, в чем их отличие. Знакомятся с тем, что необходимо для занятий танцем (танцевальная форма, обувь). Чем дети будут заниматься на протяжении трех учебных лет. 2. Партерная гимнастика. Партерная гимнастика или партерный экзерсис. Экзерсис в хореографии является фундаментом танца. Экзерсис бывает партерный, классический, народно-характерный, джазовый и в стиле «модерн». Что такое партерный экзерсис и зачем его надо выполнять? П.э.- это упражнения на полу, которые позволяют с наименьшими затратами энергии достичь сразу трех целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. Эти упражнения также способствуют исправлению некоторых недостатков в корпусе, ногах и помогают вырабатывать выворотность ног, развить гибкость, эластичность стоп. 6 Для этих занятий необходимы мягкие коврики, на которых будет удобно заниматься на полу. 3. Упражнения на ориентировку в пространстве. Данная тема позволит детям познакомиться с элементарными перестроениями и построениями (такими как: круг, колонна, линия, диагональ, полукруг и др.),научит детей четко ориентироваться в танцевальном зале и находить свое место. В дальнейшем, повторяя и закрепляя этот раздел, дети научатся в хореографических этюдах сменять один рисунок на другой. 4.Упражнения для разминки. Данный раздел поможет детям подготовиться к началу занятия, разовьет у ребенка чувство ритма, умение двигаться под музыку. Послужит основой для освоения детьми различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков, необходимых при дальнейшей работе по программе «Танцевальный калейдоскоп». 5. Народный танец. В данном разделе тети будут знакомиться с элементами народного танца: позициями и положениями рук и ног, с различными танцевальными движениями, познакомятся с танцевальными перестроениями. Каждый учебные год внесет свои изменения в процесс освоения материала. С каждым годом он будет более насыщенный и сложный. После освоения комплекса различных движений дети будут знакомиться с танцевальными комбинациями, построенными на данных движениях. А из этих комбинаций в дальнейшем будут составлены и разучены тренировочные танцевальные этюды. Занятия народным танцем позволят детям познакомиться с основами актерского мастерства, помогут, развить в них более раскрепощенную личность. 6. Классический танец. Классический танец – основа всей хореографии. Он поможет детям познать свое тело, научиться грамотно, владеть руками и ногами, исполняя тот или иной танцевальный элемент. На занятиях классическим танцем, дети познакомятся с основными позициями рук и ног, различными классическими движениями (battement tendu, demi plie и др.), познакомятся с квадратом А.Я.Вагановой. с каждым учебным годом к более простым танцевальным движениям будут добавляться более сложные. В финале ознакомления детей с данным разделом им предлагается разучить танцевальные этюды. 7. Бальный танец. В раздел «бальный танец» включены такие танцевальные элементы как: подскоки, par польки, par вальса, полонеза. Дети научаться держать корпус и руки согласно тому времени, к которому относятся исполняемые танцевальные движения, постараются перенять манеру исполнения танцев того времени. Во время занятий бальным танцем большое внимание будет уделяться работе в паре, что имеет большое значение для данного вида искусства. На этих занятиях могут быть использованы различные атрибуты, например: веера, шелковые платочки, шляпы и др. Также как и после знакомства с предыдущими разделами детям предлагается изучить и исполнить этюды «Полька», «Вальс», «Чарльстон». 2.2.Тематический план. № 7 п/п Тематическое планирование. 1. Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей на начало года. 2. Классический танец: 1. Повтор 2 года обучения. 2. Движения рук: - port de bras. 3. Движения рук: -demi-plie ; - battement tendu; - passé; - relleve. 4. Танцевальные комбинации. 3. Народный танец: 1. Повтор 2 года обучения. 2. Положения и движения рук: - переводы рук из одного положения в другое; - скользящий хлопок в ладоши, «тарелочки»; - скользящий хлопок по бедру по голени (мальчики); - взмахи платочком (девочки). 3. Движения ног: - поклон в русском характере; - кадрильный шаг с каблука; - шаркающий шаг (каблуком, полупальцами по полу); - пружинящий шаг; - хороводный шаг; - хороводный шаг с остановкой ноги сзади; - хороводный шаг с выносом ноги вперед на носок; - переменный ход вперед, назад; - «ковырялочка» (с притопом, с приседанием, с открыванием рук); - ковырялочка с подскоком; - боковое «припадание» по 3 поз.; - «припадание» в повороте; - перескоки с ноги на ногу по 3 свободной позиции на месте и с продвижением в сторону; - поочередное выбрасывание ног перд собой или крест на крест на носок или ребро каблука (на месте или с отходом назад); - подготовка к «веревочке»; - «веревочка»; - прыжок с поджатыми; (девочки): - вращение на полупальцах; (мальчики): - присядка «мячик» (руки на поясе – кулачком, руки перед грудью «полочка»); - присядка по 6 поз. с выносом ноги вперед на всю стопу; - присядка по 1 свободной позиции с выносом ноги на носок или каблук; - скользящий хлопок по бедру, по голени; -одинарные удары по внешней и внутренней стороне голени с продвижением вперед и назад; - «гусиный шаг». 4. Движения в паре: - соскок на две ноги лицом друг к другу; - пружинящий шаг под ручку ( в повороте). 8 6. Упражнения на ориентировку в пространстве: - «воротца»; - «карусель». 5. Танцевальные комбинации. 4. Бальный танец: 1. Повтор 2 года обучения. 2. Положения и движения ног: Полька: - par польки (по одному, по парам); - par польки в сочетании с подскоками; - «пике» с одинарным и двойным ударом о пол (с продвижением назад); - прыжок из 6 во 2 позицию на одну ногу; - «подскоки» в повороте (по одному и по парам). Вальс: - par вальса (по одному, по парам); - par balance (на месте, с продвижением вперед, назад). Чарльстон: - основное движение – «чарльстона»; - двойной чарльстон; - чередование одинарного и двойного чарльстона; - чарльстон с точкой вперед, назад, с продвижением вперед, назад, с поворотом; - пружинящий шаг с открыванием рук в стороны. 3. Движения в паре: - легкий бег на полупальцах по парам лицом и спиной вперд с поворотом через середину; - легкий бег по парам на полупальцах по кругу (девочка исполняет поворот под руку на сильную долю такта). 4. Танцевальные комбинации. 5. Этюды: - «Русская плясовая»; - «Полька»; - «Чарльстон». 6. Подготовка к итоговому контрольному занятию. 7. Итоговое контрольное занятие. 8. Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей дошкольного возраста. ИТОГО: 72 часа. Календарно-тематический план. месяц С Е Н Т Я Б Р Ь О 1 неделя Занятие 1. Диагностика уровня музыкальнодвигательных способностей детей на начало года. Занятие 5. 2 неделя Занятие 2. Повторение 2 года обучения. Классический танец (положения и движения ног). 3 неделя Занятие 3. (к.т.) Движения ног: - relleve. 4 неделя Занятие 4. (к.т.) Движения ног: - battement tendu. Занятие 6. Занятие 7. Занятие 8 9 К Т Я Б Р Ь Повторение 2 года обучения. Народный танец (положения и движения рук, положения рук в паре). Занятие 9 (н.т.) Движения ног: - переменный ход вперед, назад. Повторение 2 года обучения. Народный танец (движения ног, упражнения на ориентировку в пространстве). Занятие 10. (н.т.) Упражнения на ориентировку в пространстве: - «воротца»; - « карусель». (н.т.) Движения ног: - поклон в русском характере. (н.т.) Движения ног: - хороводный шаг с остановкой ноги сзади. . Занятие 11. (н.т.) Движения ног: - «припадание» в повороте. Д Е К А Б Р Ь Занятие 13. (н.т.) Движения ног: - кадрильный шаг с каблука. Занятие 14. (н.т.) Движения ног: - шаркающий шаг (полупальцами по полу). . Я Н В А Р Ь Занятие 17. (н.т.) Движения ног: - поочередное выбрасывание ног перед собой или крест на крест на носок или ребро каблука на месте. Занятие 18. (н.т.) Движения ног: - подготовка к «веревочке». Занятие 15 (н.т.) Движения ног: - «ковырялочка» (с притопом, с приседанием, с открыванием рук). Занятие 19. (н.т.) Движения ног: - прыжок с поджатыми; (мальчики): - присядка «мячик» (руки на поясе – кулачком). Занятие 12. (н.т.) Танцевальная комбинация, основанная на движениях народного танца (хороводная). Занятие 16. (н.т.) Движения ног: - перескоки с ноги на ногу по 3 свободной позиции на месте. Ф Е В Р А Л Ь Занятие 21. (н.т.) Упражнения на ориентировку в пространстве: - «воротца». Движения ног: (мальчики): - одинарные удары ладонями по внутренней или внешней стороне голени с продвижением вперед и назад. Занятие 25. Занятие 22. (н.т.) Упражнения на ориентировку в пространстве: - «карусель». Танцевальная комбинация, основанная на основе движений народного танца (плясовая). Занятие 23 «Русская плясовая». Занятие 26. Занятие 27. Н О Я Б Р Ь М Занятие 20. (н.т.) Движения ног: - пружинящий шаг под ручку по кругу; (мальчики): -присядка по 6 позиции с выносом ноги вперед на всю стопу. Занятие 24. Повтор 2 года обучения. Бальный танец (движения ног, положения рук в паре, движения в паре). Занятие 28. 10 А Р Т (б.т.) Движения ног: Полька: - «подскоки» (по одному, по парам); - «подскоки» в повороте. А П Р Е Л Ь Занятие 29. (б.т.) Движения в паре: - легкий бег на полупальцах по парам, лицом и спиной вперед (с поворотом через середину); - легкий бег по парам на полупальцах по кругу (девочка выполняет поворот под руку на сильную долю такта). Занятие 33. (б.т.) Движения ног: Чарльстон: - чарльстон с продвижением вперд, назад и с поворотом. М А Й ИТОГО (б.т.) Движения ног: Полька: - «пике» с одинарным и двойным ударом о пол (с продвижением назад). Занятие 30. (б.т.) Движения ног: Чарльстон- par полонеза; - par полонеза (в парах, по кругу). (б.т.) Танцевальная комбинация, основанная на движениях бального танца («Полька»). (б.т.) Движения ног: Вальс: - par вальса (по одному, по парам). Занятие 31. (б.т.) Движения ног: Чарльстон: - основное движение «Чарльстона». Занятие 32. (б.т.) Движения ног: Чарльстон: - чередование двойного и одинарного чарльстона. Занятие 34. «Чарльстон». Занятие 35. Подготовка к контрольному итоговому занятию. Занятие 36. Диагностика уровня музыкальнодвигательных способностей детей. 72 часа 2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик. Культурные практики ребёнка обеспечивают его активную и продуктивную образовательную деятельность. Культурные практики – разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающегося с первых дней его жизни. Именно в этих практиках появляется и обогащается внутренний план действия, оформляется замысел, который становится артикулированным (словесно оформленным, осознанным), и осуществляется переход от изначальной процессуальности к результативности (воплощению артикулированного, оформленного замысла в определенном продукте - результате). Каждая из культурных практик, особым образом моделируя реальность, по-своему «прорывает» первоначальную ситуационную связанность и процессуальность ребенка. Так, сюжетная игра переводит внешнее действие во внутренний план «замысливания», но в максимальной степени сохраняет и провоцирует игровое отношение 11 как процессуальное (вне результативности) отношение к миру. Сюжет игры - это, в конечном итоге, виртуальный мир возможных событий, который строится по прихоти играющих и не имеет результативного завершения. − Игровая деятельность является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. В организованной образовательной деятельности она выступает в качестве основы для интеграции всех других видов деятельности ребенка дошкольного возраста. Игровая деятельность представлена в образовательном процессе в разнообразных формах - это дидактические и сюжетно-дидактические, развивающие, подвижные игры, игрыпутешествия, игровые проблемные ситуации, игры-инсценировки, игры-этюды и пр. При этом обогащение игрового опыта творческих игр детей тесно связано с содержанием непосредственно организованной образовательной деятельности. Организация сюжетноролевых, режиссерских, театрализованных игр и игр-драматизаций осуществляется преимущественно в режимных моментах (в утренний отрезок времени и во второй половине дня). − Коммуникативная практика, осуществляемая на фоне игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской деятельности, требует артикулирования (словесного оформления) замысла, его осознания и предъявления другим (в совместной игре и исследовании) и задает социальные критерии результативности (в совместной продуктивной деятельности). Коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи, освоение культуры общения и этикета, воспитание толерантности, подготовки к обучению грамоте (в старшем дошкольном возрасте). В учебном плане она занимает отдельное место, но при этом коммуникативная деятельность включается во все виды детской деятельности, в ней находит отражение опыт, приобретаемый детьми в других видах деятельности. − Музыкальная деятельность Музыкальная деятельность организуется в процессе занятий, которые проводятся педагогом в специально оборудованном помещении. - Двигательная деятельность Основа хореографии – музыка, а движения используются как средство более глубокого их восприятия и понимания. Через движения ребенок ярче и эмоциональнее воспринимает музыку, закрепляет знания о средствах музыкальной выразительности (лад, темп, динамика, ритм, регистр, строение музыкальной речи). Занятия хореографией помогут успешно проводить работу по формированию у детей красивой осанки, свободы и пластики движений. На занятиях постоянно уделяется внимание технике исполнения: прямая спина, ходьба с правильным положением стопы, легкость в беге, гибкость корпуса. Хореография является дополнительным резервом двигательной активности детей, источником их здоровья, радости, повышения работоспособности, разрядки умственного и психологического напряжения, следовательно, одним из условий подготовки к учебной деятельности в школе. 2.4.Способы и направления детской инициативы Танцевальная деятельность ребёнка в детском саду может осуществляться в форме самостоятельной инициативной деятельности – танцевльно-музыкальных игр и творческих импровизаций, в движении, театрально-исполнительской деятельности. Руководитель танцевального коллектива консультирует педагогов, дает необходимые рекомендации, оказывает практическую помощь в руководстве самостоятельной танцевальной деятельностью дошкольников. Самостоятельная танцевальная деятельность дошкольников носит инициативный, творческий характер, основывается на приобретенном опыте, отличается многообразием форм и является начальным проявлением самообучения. Деятельность педагога по поддержке детской инициативы с детьми 5-7 лет: 12 − Вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта. − Спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание; совершенствование деталей и т.п. Рассказывать детям о трудностях, которые вы сами испытывали при обучении новым видам деятельности. − Создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников. − Обращаться к детям с просьбой показать воспитателю и научить его тем индивидуальным достижениям, которые есть у каждого. − Поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворения его результатами. − Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей. − При необходимости помогать детям в решении проблем при организации игры. − Привлекать детей к планированию жизни группы на день, неделю, месяц. Учитывать и реализовывать их пожелания и предложения. − Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают: 1) обеспечение эмоционального благополучия через: − непосредственное общение с каждым ребенком; − уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям; 2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через: − создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; − создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; − недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.); 3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях: − создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья; − развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; − развитие умения детей работать в группе сверстников; 4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через: − создание условий для овладения культурными средствами деятельности; − организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей; − поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства; − оценку индивидуального развития детей; 13 5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. 2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников Основными формами взаимодействия с семьями в процессе реализации дополнительной образовательной программы являются: - информирование родителей о ходе образовательного процесса: индивидуальные и групповые консультации, организация концертов, выступлений. Мероприятие Анкетирование с целью выявления уровня осведомления родителей о хореографическом кружке «Путешествие в страну Хореография» Дата сентябрь Ответственный Хореограф, воспитатели Родительские собрания по ознакомлению родителей с работой хореографического кружка цели и задачи, форма одежды Распространение информационных материалов: папка - передвижка «Родительский вестник:», памятки, буклеты Участие в совместных праздниках, выступлениях и конкурсах Отчетный концерт хореографического кружка на итоговом собрании октябрь Хореограф, воспитатели В течение года воспитатель В течение года Хореограф, музыкальный руководитель Хореограф май 3. Организационный раздел Программы 3.1.Материально-техническое обеспечение реализации Программы: Технические средства обучения Учебно-наглядные пособия 1. ковровое покрытие; 2. музыкальный центр, с записями ритмичной музыки для сопровождения занятий; 3. видеозаписи разнообразных танцевальных движений 5. мультимедийная система; 6. индивидуальные коврики. 1. Игрушки 2. Дидактические игры, картотека игр, способствующая развитию музыкального слуха, чувства тритма, которые необходимы для занятий хореографией; 3. Детские музыкальные инструменты 4. Презентации 5. Костюмы 6. Атрибутика к танцам иллюстрации с изображением животных, сказки, стихи, подборка музыкальных произведений 7. Подборка упражнений и этюдов 8. Видеофильмы 9.Комплекс игр и заданий по разделам тем. 14 10.Альбом с фотографиями выступлений, занятий, жизни творческого коллектив DVD материалы с записями выступлений коллектива 11.DVD и видео материалы с записями выступлений известных хореографических коллективов 3.2. Описание обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания. 1. Азбука хореографии - Барышникова Т.(г. Москва 1999год). 2. Буренина А. И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного возраста. 2-е изд., СПб, ЛОИРО, 2007. 3. «Танцевальная мозаика» - хореография в детском саду - Слуцкая С.Л.(2006 год). 4. Ладушки «Потанцуй со мной дружок» - Каплунова И., Новоскольцева И.. 5. «Са-фи-дансе» - танцевально-игровая гимнастика для детей - Фирилёва Ж.Ё. 6. Слуцкая С. Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду - М.,ЛинкаПресс. 2006. 7. Танцевальная ритмика - Суворова Т. 8. Фирилева, Ж.Е., Сайкина, Е.Г. Са-фи-дансе. Танцевально-игровая гимнастика для детей: учебно-методическое пособие, СПб, Детство- пресс, 2001. 3.3. Учебный план Программа кружка по развитию творческих способностей «Путешествие в страну Хореография» в условиях дополнительного образования детей в МАДОУ «Детский сад № 9 «Теремок» ориентирована на работу с детьми независимо от наличия у них специальных физических данных в возрасте от 5-6 и 6-7 лет и рассчитана на 1 год. Состав хореографического кружка формируется с учётом образовательной потребности, интересов и желаний детей, членов их семей. Работа кружка строится на единых принципах и обеспечивает целостность педагогического процесса. Непосредственно образовательная деятельность кружка проводятся в соответствии с рекомендуемыми: продолжительностью режимных моментов для возрастных групп детского сада; объёмом учебной нагрузки с учётом требований СанПиН2.4.3648-20. Наполняемость группы на непосредственно образовательной деятельности в зависимости от запроса родителей детей. Непосредственно образовательная деятельность кружка проводится во вторую половину дня два раза в неделю. Ее продолжительность составляет не более 25 минут в день для детей 5-6 лет и не более 30 минут для детей 6-7 лет. Диагностика детей проводится в начале и в конце учебного года. На занятии используется коллективная, так и индивидуальная форма работы. В течение учебного года планируется ряд творческих показов: участие в концертных мероприятиях МАДОУ, утренниках, конкурсных выступлениях. Учебная нагрузка Образовательная Вид область деятельности неделя год ХудожественноХореография эстетическое 2 72 развитие . Организация образовательной деятельности 15 Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Игровой метод придаёт образовательной деятельности привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка. Программа рассчитана на 72 учебных часа для детей 5-6 и 6-7 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю. С целью сохранения здоровья и исходя из программных требований продолжительность занятия соответствует возрасту детей. Структура занятия по хореографии - общепринятая и состоит из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной. Подготовительная часть занятия занимает 5-15% общего времени. Задачи этой части сводятся к тому, чтобы подготовить организм ребёнка к работе, создать психологический и эмоциональный настрой. В нее входят: гимнастика (строевые, общеразвивающие упражнения); ритмика; музыкально - подвижные игры; танцы (танцевальные шаги, элементы хореографии, ритмические танцы); музыкально¬ритмическая композиция. Основная часть занимает 70-85% от общего времени. В этой части решаются основные задачи, идёт основная работа над развитием двигательных способностей. В этой части даётся большой объём знаний, развивающих творческие способности детей. В нее входят: ритмические и классические танцы, гимнастика. Заключительная часть занятия длится от 3 до 7 % общего времени. Здесь используются упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки, пальчиковая гимнастика. В конце занятия подводится итог, и дети возвращаются в группу. Рекомендуемая одежда и обувь для занятия: Для девочек: гимнастический купальник, юбочка шифоновая, волосы должны быть собраны в пучок, на ногах чешки. Для мальчиков: футболка, спортивные шорты, чешки. Формы подведения итогов: - выступления детей на открытых мероприятиях; - участие в тематических праздниках; - итоговое занятие; - открытые занятия для родителей; - отчетный концерт (1 раз в год). Основные формы работы: - по подгруппам; - групповая. Условия, необходимые для реализации Программы. Для эффективной реализации программы необходимы следующие условия: - личностное общение педагога с ребенком; - правильное покрытие пола; - на каждого ребёнка должно быть отведено 4 метра площади; - каждый ребенку рекомендуется иметь одежду и обувь для занятия; - широкое использование технических средств обучения (видео, аудио техника); - атрибуты, наглядные пособия; - зал предварительно проветривать и проводить влажную уборку; - результативность каждого занимающегося по итогам года. 3.4.Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий Праздники, которые отмечаются в детском саду, имеют свою цель: создать у детей радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъём, сформировать праздничную культуру. В основу классификации праздников выделены следующие виды: - государственно-гражданские: День защитника Отечества, День Победы, День космонавтики, День знаний, Россия – Родина моя; - международные: День защиты детей, Олимпийские игры, Чемпионаты мира 16 по различным видам спорта; - бытовые и семейные: День рождения, Папа, мама, я – спортивная семья, Моя дружная семья, туристический поход, День здоровья, Быть здоровыми хотим. - традиционные для региона: путешествие по Кувандыку и т.д. При организации праздников и развлечений соблюдаются следующие принципы: раскрытие творческих и индивидуальных особенностей детей; формирование осмысленной моторики; выражение коллективного общения; состояние всеобщей гармонии. Построение образовательного процесса программы позволяет детям проявлять возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков 3.5 Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает реализацию образовательного процесса программы. 17