Программа Путешествие в страну Хореография

1

Оглавление
1.Целевой раздел Программы
1.1.Пояснительная записка программы
1.1.1.Цели и задачи реализации программы
1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы
1.1.3.Характеристика особенностей развития детей
1.2.Планируемые результаты
2.Содержательный раздел Программы
2.1.Описание образовательной деятельности
2.2.Тематический план
2.3.Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных
практик

3-5
3
3
3-4
5
5
5-14
5-7
7-11
11-12

2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы
2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников
3.Организационный раздел Программы
3.1. Материально-техническое обеспечение реализации Программы
3.2. Описание обеспеченности методическими материалами и средствами обучения
и воспитания
3.3. Учебный план
3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
3.5. Особенности организации развивающей предметно - пространственной среды

12-14
14
14-17
14-15
15
15-16
16-17
17

2

1. Целевой раздел Программы
1.1.Пояснительная записка программы
Хореография в детском саду – это одно из любимейших детских занятий. Малыши
настолько переполнены жизненной энергией, что абсолютно не могут усидеть на месте и
обязательно всем видам деятельности предпочитают ту, где нужно двигаться. Поэтому и
урок хореографии в детском саду, который обычно проходит под веселую музыку,
кажется малышам заманчивым и привлекательным. Хореография в детском саду имеет
довольно обширную программу – ребятишек обучают базовым движениям, развивается
пластика, грация, координация движений. Здесь закладываются азы, и если у ребенка есть
наклонность к танцам, обычно это видно уже на 1 этапе. Разумеется, кружок хореографии
в детском саду не ставит целью превратить детишек в профессиональных танцоров и
балерин – программа предполагает только обучить детей базовым движениям, объяснить
понятия танцевальных позиций и обучить первичному пониманию сути танца. Именно
поэтому хореография в саду не может полностью заместить посещение дополнительных
курсов танцев, если ваш ребенок действительно тянется к освоению этого умения. К тому
же, детсадовские занятия ни к чему не обязывают и не являются путем к развитию в сфере
танцев. Разумеется, хореография для детей 5 лет еще не предполагает такие перспективы
на ближайшее будущее, но приблизительно после семи лет детей из кружков активно
привлекают на городские мероприятия. Если же ваш ребенок посещает хореографию
для детей 7 лет и не теряет интереса на протяжении нескольких лет, вероятно, в вашей
семье растет действительно талантливый танцор, и нужно поддерживать и поощрять его
развитие.
Программа курса хореографии «Путешествие в страну Хореография»
предусматривает систематическое и последовательное обучение и ориентирована на
работу с детьми 6-7 лет независимо от наличия у них специальных физических данных.
1.1.1. Цели и задачи реализации программы
Цель: Формировать у детей творческих способностей через развитие музыкальноритмических и танцевальных движений. Укреплять здоровье, корректировать осанку
детей за счет систематического и профессионального проведения НОД, основанного на
классических педагогических принципах обучения и внедрению инновационных форм и
методов воспитания дошкольников.
Задачи:
1. Обучающие - научить детей владеть своим телом, обучить культуре движения, основам
классического, народного, историко-бытового и бального танца, музыкальной грамоте,
основам актерского мастерства, научить детей вслушиваться в музыку, различать
выразительные средства, согласовывать свои движения с музыкой.
2. Развивающие - развитие музыкальных и физических данных детей, образного
мышления, фантазии и памяти, формирование творческой активности и развитие интереса
к танцевальному искусству.
3. Воспитывающие - воспитание эстетически-нравственного восприятия детей и любви к
прекрасному, трудолюбию, самостоятельности, аккуратности, целеустремленности в
достижении поставленной цели, умение работать в коллективе.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы

3

1. Принцип
постепенного
и
последовательного
повышения
нагрузок. Постепенное повышение требований, предъявляемых организму в процессе
тренировок. Однако, для улучшения возможностей необходим « отдых». Сочетание
адекватной нагрузки и полноценного восстановления дает наилучшие результаты
2. Систематичность. Все
занятия
происходят
регулярно.
Повышение
возможностей организма происходит только при повторных нагрузках, которые
углубляют эти изменения и способствуют более важным перестройкам в организме.
3. Вариативность. Варьируются: интенсивность и продолжительность нагрузки,
разносторонность нагрузки, физическое и психическое напряжение. Варьирование
необходимо для предотвращения травм. Оно улучшает не только психическое, но и
психологическое состояние человека.
4. Наглядность. Это показ руководителем определенных упражнений и
использование различных шапочек и спортивного инвентаря.
5. Доступность. Упражнения разучиваются от простого к сложному, от
известного к неизвестному, учитывая степень подготовленности ребенка.
6. Закрепление навыков. Это выполнение упражнений на повторных НОД и в
домашних условиях.
7. Индивидуализация. Индивидуальный учет способностей каждого ребенка.
Формирование творчества в танце – очень тонкий, хрупкий процесс. Поэтому, при
использовании всех перечисленных методов обучения, необходимыми являются
следующие условия:
Чтобы дети не теряли интереса к изучаемому материалу, не следует работать над
каждым упражнением или этюдом дольше 2-4 НОД подряд. Даже если за это время
выполнены не все поставленные задачи, лучше обратиться к новому материалу, а к
прежнему вернуться некоторое время спустя.
В процессе обучения используются игрушки, атрибуты с целью побуждения детей
к более выразительному исполнению движений. В связи с этим нужно отбирать яркий,
эстетически – выразительный игровой материал в том количестве, которое необходимо
для НОД.
На НОД должна быть доброжелательная обстановка, искренний и чуткий интерес
педагога к любым, малейшим находкам, успехам своих воспитанников; поддержка и
поощрение их самостоятельности.
Чрезвычайно важно воспитывать такое же внимательное отношение у детей друг к
другу, их умение искренне радоваться достижениям своих товарищей, желание помочь
им в преодолении встречающихся трудностей. Все это создает действительно творческую
атмосферу на НОД, без которой невозможно становление и развитие творчества.
Подходы:
-индивидуальный подход к воспитанию и обучению дошкольника определяется как
комплекс действий педагога, направленный на выбор методов, приемов и средств
воспитания и обучения в соответствии с учетом индивидуального уровня
подготовленности и уровнем развития способностей воспитанников. Он же
предусматривает обеспеченность для каждого ребенка сохранения и укрепления здоровья,
психического благополучия, полноценного физического воспитания. При этом
индивидуальный подход предполагает, что педагогический процесс осуществляется с
учетом индивидуальных особенностей воспитанников (темперамента, характера,
способностей, склонностей, мотивов, интересов и пр.), в значительной мере влияющих на
их поведение в различных жизненных ситуациях. Суть индивидуального подхода
составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воздействия с
целью достижения оптимальных результатов воспитательного и обучающего процесса по
отношению к каждому ребенку.
- возрастной подход к воспитанию и обучению предполагает ориентировку
педагога в процессе воспитания и обучения на закономерности развития личности ребенка
4

(физиологические, психические, социальные и др.), а также социально-психологические
особенности групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом, что находит
отражение в возрастной периодизации развития детей.
1.1.3. Характеристика особенностей развития детей
6 – 7 лет.
Возрастные особенности детей позволяют осваивать сложные по координации
движения, понимать сложные перестроения, чувствовать партнера и взаимодействовать
друг с другом, при этом контролировать качество исполнение движения. Психологические
особенности позволяют самостоятельно придумывать новые образы, интерпретировать
знакомые образы, передавать их взаимодействие. Дети подготовительной группы
способны к самостоятельному сочинению небольших танцевальных композиций с
перестроением и комбинацией танцевальных движений. Задачей педагога на данном
этапе остается формирование способов отношений между партнерами, восприятия и
передачи музыкальных образов с оттенками их настроения и характера, образнопластического взаимодействия между несколькими партнерами. На данном этапе педагог
создает детям как можно больше условий для самостоятельного творчества.
Интенсивность нагрузки зависит от темпа музыкального произведения и от
подбора движений. Наиболее нагрузочным является темп 150-160 акцентов в
минуту, которому соответствуют быстрый бег, прыжки, подскоки, галопы, приседания.
Для подбора упражнений соответствующие темпу музыке предлагаются
следующие критерии:
Быстрый бег – 160 акцентов в минуту;
Подскоки, галоп – 120-150 акцентов в минуту;
Маховые движения – 80-90 акцентов в минуту;
Наклоны – 70 акцентов в минуту;
Повороты, наклоны головы, растягивания – 40-60 акцентов в минуту.
Определение сложности и доступности музыкально-ритмических композиций
для детей, безусловно, относительно. Необходимо соотносить все характеристики с
индивидуальными возможностями конкретного ребёнка. Но важно также
ориентироваться на средние показатели уровня развития детей в группе.
1.2.Планируемые результаты
К концу обучения занимающиеся дети выразительно, свободно, самостоятельно
двигаются под музыку. Умеют точно координировать движения с основными средствами
музыкальной выразительности. Владеют навыками по различным видам передвижений
по залу и приобретают определённый «запас» движений в общеобразовательных и
танцевальных упражнениях. Выполняют танцевальные движения: поочерёдное
выбрасывание ног вперёд в прыжке; приставной шаг с приседанием, с продвижением
вперёд, кружение; приседание с выставлением ноги вперёд; шаг на всей ступне на месте, с
продвижением вперёд. Владеют основными хореографическими упражнениями по
программе этого года обучения. Умеют исполнять ритмические, бальные танцы и
комплексы упражнений под музыку этого года обучения.
2.Содержательный раздел Программы
2.1. Описание образовательной деятельности
Программа по хореографии рассчитана на один год обучения и направлена
на всестороннее, гармоничное и целостное развитие личности детей дошкольного
возраста от 5 до 7 лет. Программа опирается на программы: Ритмическая мозаика Буренина А.И.(г. Санкт – Петербург 2000 год); «Са-фи-дансе» -танцевально-игровая
гимнастика для детей – Фирилёва Ж.Ё., Сайкина Е.Г.
5

В программе представлены различные разделы, все разделы программы
объединяет игровой метод проведения занятий. Игровой метод придаёт учебновоспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и
освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию
мышления, воображения и творческих способностей ребёнка.
Программа рассчитана на 72 учебных часа. Занятия проводятся 2 раза в
неделю. С целью сохранения здоровья и исходя из программных требований
продолжительность занятия соответствует возрасту детей.
Продолжительность занятий для детей дошкольного возраста:
6- 7 лет – не более 30 минут
Структура занятия по хореографии – общепринятая. Каждое занятие состоит
из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной. Каждое НОД – это
единое целое, где все элементы тесно взаимосвязаны друг с другом.
Подготовительная часть занятия занимает 5-15% общего времени. Задачи
этой части сводятся к тому, чтобы подготовить организм ребёнка к работе, создать
психологический и эмоциональный настрой. В нее входят: гимнастика (строевые,
общеразвивающие
упражнения);
ритмика; музыкально – подвижные
игры;
танцы (танцевальные шаги, элементы хореографии, ритмические танцы); музыкальноритмическая композиция.
Основная часть занимает 70-85% от общего времени. В этой части
решаются основные задачи, идёт основная работа над развитием двигательных
способностей. В этой части даётся большой объём знаний, развивающих творческие
способности детей. В нее входят: ритмические и бальные танцы, гимнастика.
Заключительная часть занятия длится от 3 до 7 % общего времени. Здесь
используются упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление
осанки, пальчиковая гимнастика. В конце занятия подводится итог, и дети
возвращаются в группу.
Занятия составлены согласно педагогическим принципам и по своему
содержанию соответствуют возрастным особенностям и физическим возможностям
детей, которые позволяют ребенку не только в увлекательной и игровой форме
войти в мир музыки и танца, но и развивают умственные и физические способности,
а также способствуют социальной адаптации ребенка.
В программу входят следующие разделы:
1. Вводное занятие.
На данном занятии дети узнают, что такое танец. Откуда идут его истоки? Как
овладевают этим искусством? Узнают о том, как зародился танец, какие бывают танцы, в
чем их отличие. Знакомятся с тем, что необходимо для занятий танцем (танцевальная
форма, обувь). Чем дети будут заниматься на протяжении трех учебных лет.
2. Партерная гимнастика.
Партерная гимнастика или партерный экзерсис. Экзерсис в хореографии является
фундаментом танца. Экзерсис бывает партерный, классический, народно-характерный,
джазовый и в стиле «модерн». Что такое партерный экзерсис и зачем его надо выполнять?
П.э.- это упражнения на полу, которые позволяют с наименьшими затратами энергии
достичь сразу трех целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и
связок, нарастить силу мышц. Эти упражнения также способствуют исправлению
некоторых недостатков в корпусе, ногах и помогают вырабатывать выворотность ног,
развить гибкость, эластичность стоп.

6

Для этих занятий необходимы мягкие коврики, на которых будет удобно заниматься
на полу.
3. Упражнения на ориентировку в пространстве.
Данная тема позволит детям познакомиться с элементарными перестроениями и
построениями (такими как: круг, колонна, линия, диагональ, полукруг и др.),научит детей
четко ориентироваться в танцевальном зале и находить свое место. В дальнейшем,
повторяя и закрепляя этот раздел, дети научатся в хореографических этюдах сменять один
рисунок на другой.
4.Упражнения для разминки.
Данный раздел поможет детям подготовиться к началу занятия, разовьет у ребенка
чувство ритма, умение двигаться под музыку. Послужит основой для освоения детьми
различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и
навыков, необходимых при дальнейшей работе по программе «Танцевальный
калейдоскоп».
5. Народный танец.
В данном разделе тети будут знакомиться с элементами народного танца: позициями
и положениями рук и ног, с различными танцевальными движениями, познакомятся с
танцевальными перестроениями. Каждый учебные год внесет свои изменения в процесс
освоения материала. С каждым годом он будет более насыщенный и сложный. После
освоения комплекса различных движений дети будут знакомиться с танцевальными
комбинациями, построенными на данных движениях. А из этих комбинаций в
дальнейшем будут составлены и разучены тренировочные танцевальные этюды. Занятия
народным танцем позволят детям познакомиться с основами актерского мастерства,
помогут, развить в них более раскрепощенную личность.
6. Классический танец.
Классический танец – основа всей хореографии. Он поможет детям познать свое
тело, научиться грамотно, владеть руками и ногами, исполняя тот или иной танцевальный
элемент. На занятиях классическим танцем, дети познакомятся с основными позициями
рук и ног, различными классическими движениями (battement tendu, demi plie и др.),
познакомятся с квадратом А.Я.Вагановой. с каждым учебным годом к более простым
танцевальным движениям будут добавляться более сложные. В финале ознакомления
детей с данным разделом им предлагается разучить танцевальные этюды.
7. Бальный танец.
В раздел «бальный танец» включены такие танцевальные элементы как: подскоки,
par польки, par вальса, полонеза. Дети научаться держать корпус и руки согласно тому
времени, к которому относятся исполняемые танцевальные движения, постараются
перенять манеру исполнения танцев того времени. Во время занятий бальным танцем
большое внимание будет уделяться работе в паре, что имеет большое значение для
данного вида искусства. На этих занятиях могут быть использованы различные атрибуты,
например: веера, шелковые платочки, шляпы и др. Также как и после знакомства с
предыдущими разделами детям предлагается изучить и исполнить этюды «Полька»,
«Вальс», «Чарльстон».
2.2.Тематический план.
№
7

п/п Тематическое планирование.
1.
Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей на начало года.
2.
Классический танец:
1. Повтор 2 года обучения.
2. Движения рук:
- port de bras.
3. Движения рук:
-demi-plie ;
- battement tendu;
- passé;
- relleve.
4. Танцевальные комбинации.
3.
Народный танец:
1. Повтор 2 года обучения.
2. Положения и движения рук:
- переводы рук из одного положения в другое;
- скользящий хлопок в ладоши, «тарелочки»;
- скользящий хлопок по бедру по голени (мальчики);
- взмахи платочком (девочки).
3. Движения ног:
- поклон в русском характере;
- кадрильный шаг с каблука;
- шаркающий шаг (каблуком, полупальцами по полу);
- пружинящий шаг;
- хороводный шаг;
- хороводный шаг с остановкой ноги сзади;
- хороводный шаг с выносом ноги вперед на носок;
- переменный ход вперед, назад;
- «ковырялочка» (с притопом, с приседанием, с открыванием рук);
- ковырялочка с подскоком;
- боковое «припадание» по 3 поз.;
- «припадание» в повороте;
- перескоки с ноги на ногу по 3 свободной позиции на месте и с продвижением в
сторону;
- поочередное выбрасывание ног перд собой или крест на крест на носок или ребро
каблука (на месте или с отходом назад);
- подготовка к «веревочке»;
- «веревочка»;
- прыжок с поджатыми;
(девочки):
- вращение на полупальцах;
(мальчики):
- присядка «мячик» (руки на поясе – кулачком, руки перед грудью «полочка»);
- присядка по 6 поз. с выносом ноги вперед на всю стопу;
- присядка по 1 свободной позиции с выносом ноги на носок или каблук;
- скользящий хлопок по бедру, по голени;
-одинарные удары по внешней и внутренней стороне голени с продвижением
вперед и назад;
- «гусиный шаг».
4. Движения в паре:
- соскок на две ноги лицом друг к другу;
- пружинящий шаг под ручку ( в повороте).
8

6. Упражнения на ориентировку в пространстве:
- «воротца»;
- «карусель».
5. Танцевальные комбинации.
4.
Бальный танец:
1. Повтор 2 года обучения.
2. Положения и движения ног:
Полька:
- par польки (по одному, по парам);
- par польки в сочетании с подскоками;
- «пике» с одинарным и двойным ударом о пол (с продвижением назад);
- прыжок из 6 во 2 позицию на одну ногу;
- «подскоки» в повороте (по одному и по парам).
Вальс:
- par вальса (по одному, по парам);
- par balance (на месте, с продвижением вперед, назад).
Чарльстон:
- основное движение – «чарльстона»;
- двойной чарльстон;
- чередование одинарного и двойного чарльстона;
- чарльстон с точкой вперед, назад, с продвижением вперед, назад, с поворотом;
- пружинящий шаг с открыванием рук в стороны.
3. Движения в паре:
- легкий бег на полупальцах по парам лицом и спиной вперд с поворотом через
середину;
- легкий бег по парам на полупальцах по кругу (девочка исполняет поворот под
руку на сильную долю такта).
4. Танцевальные комбинации.
5.
Этюды:
- «Русская плясовая»;
- «Полька»;
- «Чарльстон».
6.
Подготовка к итоговому контрольному занятию.
7.
Итоговое контрольное занятие.
8.
Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей дошкольного
возраста.
ИТОГО: 72 часа.
Календарно-тематический план.
месяц
С
Е
Н
Т
Я
Б
Р
Ь
О

1 неделя
Занятие 1.
Диагностика
уровня
музыкальнодвигательных
способностей
детей на начало
года.
Занятие 5.

2 неделя
Занятие 2.
Повторение 2
года обучения.
Классический
танец (положения
и движения ног).

3 неделя
Занятие 3.
(к.т.)
Движения ног:
- relleve.

4 неделя
Занятие 4.
(к.т.)
Движения ног:
- battement tendu.

Занятие 6.

Занятие 7.

Занятие 8
9

К
Т
Я
Б
Р
Ь

Повторение 2 года
обучения.
Народный танец
(положения и
движения рук,
положения рук в
паре).
Занятие 9
(н.т.)
Движения ног:
- переменный ход
вперед, назад.

Повторение 2
года обучения.
Народный танец
(движения ног,
упражнения на
ориентировку в
пространстве).
Занятие 10.
(н.т.)
Упражнения на
ориентировку в
пространстве:
- «воротца»;
- « карусель».

(н.т.)
Движения ног:
- поклон в
русском
характере.

(н.т.)
Движения ног:
- хороводный шаг
с остановкой
ноги сзади.
.

Занятие 11.
(н.т.)
Движения ног:
- «припадание» в
повороте.

Д
Е
К
А
Б
Р
Ь

Занятие 13.
(н.т.)
Движения ног:
- кадрильный шаг
с каблука.

Занятие 14.
(н.т.)
Движения ног:
- шаркающий шаг
(полупальцами по
полу).
.

Я
Н
В
А
Р
Ь

Занятие 17.
(н.т.)
Движения ног:
- поочередное
выбрасывание ног
перед собой или
крест на крест на
носок или ребро
каблука на месте.

Занятие 18.
(н.т.)
Движения ног:
- подготовка к
«веревочке».

Занятие 15
(н.т.)
Движения ног:
- «ковырялочка»
(с притопом, с
приседанием, с
открыванием
рук).
Занятие 19.
(н.т.)
Движения ног:
- прыжок с
поджатыми;
(мальчики):
- присядка
«мячик» (руки на
поясе –
кулачком).

Занятие 12.
(н.т.)
Танцевальная
комбинация,
основанная на
движениях
народного танца
(хороводная).
Занятие 16.
(н.т.)
Движения ног:
- перескоки с
ноги на ногу по 3
свободной
позиции на месте.

Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь

Занятие 21.
(н.т.)
Упражнения на
ориентировку в
пространстве:
- «воротца».
Движения ног:
(мальчики):
- одинарные удары
ладонями по
внутренней или
внешней стороне
голени с
продвижением
вперед и назад.
Занятие 25.

Занятие 22.
(н.т.)
Упражнения на
ориентировку в
пространстве:
- «карусель».
Танцевальная
комбинация,
основанная на
основе движений
народного танца
(плясовая).

Занятие 23
«Русская
плясовая».

Занятие 26.

Занятие 27.

Н
О
Я
Б
Р
Ь

М

Занятие 20.
(н.т.)
Движения ног:
- пружинящий
шаг под ручку по
кругу;
(мальчики):
-присядка по 6
позиции с
выносом ноги
вперед на всю
стопу.
Занятие 24.
Повтор 2 года
обучения.
Бальный танец
(движения ног,
положения рук в
паре, движения в
паре).

Занятие 28.
10

А
Р
Т

(б.т.)
Движения ног:
Полька:
- «подскоки» (по
одному, по парам);
- «подскоки» в
повороте.

А
П
Р
Е
Л
Ь

Занятие 29.
(б.т.)
Движения в паре:
- легкий бег на
полупальцах по
парам, лицом и
спиной вперед (с
поворотом через
середину);
- легкий бег по
парам на
полупальцах по
кругу (девочка
выполняет
поворот под руку
на сильную долю
такта).
Занятие 33.
(б.т.)
Движения ног:
Чарльстон:
- чарльстон с
продвижением
вперд, назад и с
поворотом.

М
А
Й

ИТОГО

(б.т.)
Движения ног:
Полька:
- «пике» с
одинарным и
двойным ударом
о пол (с
продвижением
назад).
Занятие 30.
(б.т.)
Движения ног:
Чарльстон- par
полонеза;
- par полонеза (в
парах, по кругу).

(б.т.)
Танцевальная
комбинация,
основанная на
движениях
бального танца
(«Полька»).

(б.т.)
Движения ног:
Вальс:
- par вальса (по
одному, по
парам).

Занятие 31.
(б.т.)
Движения ног:
Чарльстон:
- основное
движение
«Чарльстона».

Занятие 32.
(б.т.)
Движения ног:
Чарльстон:
- чередование
двойного и
одинарного
чарльстона.

Занятие 34.
«Чарльстон».

Занятие 35.
Подготовка к
контрольному
итоговому
занятию.

Занятие 36.
Диагностика
уровня
музыкальнодвигательных
способностей
детей.
72 часа

2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных
практик.
Культурные практики ребёнка обеспечивают его активную и продуктивную
образовательную деятельность. Культурные практики – разнообразные, основанные на
текущих и перспективных интересах ребёнка виды самостоятельной деятельности,
поведения и опыта, складывающегося с первых дней его жизни.
Именно в этих практиках появляется и обогащается внутренний план действия,
оформляется замысел, который становится артикулированным (словесно оформленным,
осознанным), и осуществляется переход от изначальной процессуальности к результативности (воплощению артикулированного, оформленного замысла в определенном
продукте - результате).
Каждая из культурных практик, особым образом моделируя реальность, по-своему
«прорывает» первоначальную ситуационную связанность и процессуальность ребенка.
Так, сюжетная игра переводит внешнее действие во внутренний план
«замысливания», но в максимальной степени сохраняет и провоцирует игровое отношение
11

как процессуальное (вне результативности) отношение к миру. Сюжет игры - это, в
конечном итоге, виртуальный мир возможных событий, который строится по прихоти
играющих и не имеет результативного завершения.
− Игровая деятельность является ведущей деятельностью ребенка дошкольного
возраста. В организованной образовательной деятельности она выступает в качестве
основы для интеграции всех других видов деятельности ребенка дошкольного возраста.
Игровая деятельность представлена в образовательном процессе в разнообразных формах
- это дидактические и сюжетно-дидактические, развивающие, подвижные игры, игрыпутешествия, игровые проблемные ситуации, игры-инсценировки, игры-этюды и пр. При
этом обогащение игрового опыта творческих игр детей тесно связано с содержанием
непосредственно организованной образовательной деятельности. Организация сюжетноролевых, режиссерских, театрализованных игр и игр-драматизаций осуществляется
преимущественно в режимных моментах (в утренний отрезок времени и во второй
половине дня).
− Коммуникативная практика, осуществляемая на фоне игровой, продуктивной,
познавательно-исследовательской деятельности, требует артикулирования (словесного
оформления) замысла, его осознания и предъявления другим (в совместной игре и
исследовании) и задает социальные критерии результативности (в совместной
продуктивной деятельности). Коммуникативная деятельность направлена на решение
задач, связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех компонентов
устной речи, освоение культуры общения и этикета, воспитание толерантности,
подготовки к обучению грамоте (в старшем дошкольном возрасте). В учебном плане она
занимает отдельное место, но при этом коммуникативная деятельность включается во все
виды детской деятельности, в ней находит отражение опыт, приобретаемый детьми в
других видах деятельности.
− Музыкальная деятельность Музыкальная деятельность организуется в процессе
занятий, которые проводятся педагогом в специально оборудованном помещении.
- Двигательная деятельность Основа хореографии – музыка, а движения
используются как средство более глубокого их восприятия и понимания. Через движения
ребенок ярче и эмоциональнее воспринимает музыку, закрепляет знания о средствах
музыкальной выразительности (лад, темп, динамика, ритм, регистр, строение
музыкальной речи). Занятия хореографией помогут успешно проводить работу по
формированию у детей красивой осанки, свободы и пластики движений. На занятиях
постоянно уделяется внимание технике исполнения: прямая спина, ходьба с правильным
положением стопы, легкость в беге, гибкость корпуса. Хореография является
дополнительным резервом двигательной активности детей, источником их здоровья,
радости, повышения работоспособности, разрядки умственного и психологического
напряжения, следовательно, одним из условий подготовки к учебной деятельности в
школе.
2.4.Способы и направления детской инициативы
Танцевальная деятельность ребёнка в детском саду может осуществляться в форме
самостоятельной инициативной деятельности – танцевльно-музыкальных игр и
творческих импровизаций, в движении, театрально-исполнительской деятельности.
Руководитель танцевального коллектива консультирует педагогов, дает необходимые
рекомендации, оказывает практическую помощь в руководстве самостоятельной
танцевальной деятельностью дошкольников. Самостоятельная танцевальная деятельность
дошкольников носит инициативный, творческий характер, основывается на
приобретенном опыте, отличается многообразием форм и является начальным
проявлением самообучения.
Деятельность педагога по поддержке детской инициативы с детьми 5-7 лет:
12

− Вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным
признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования
продукта.
− Спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов
исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание;
совершенствование деталей и т.п. Рассказывать детям о трудностях, которые вы сами
испытывали при обучении новым видам деятельности.
− Создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность,
обретая уважение и признание взрослых и сверстников.
− Обращаться к детям с просьбой показать воспитателю и научить его тем
индивидуальным достижениям, которые есть у каждого.
− Поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворения его результатами.
− Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности
детей.
− При необходимости помогать детям в решении проблем при организации игры.
− Привлекать детей к планированию жизни группы на день, неделю, месяц.
Учитывать и реализовывать их пожелания и предложения.
− Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или
познавательной деятельности детей по интересам.
Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей,
соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:
1) обеспечение эмоционального благополучия через:
− непосредственное общение с каждым ребенком;
− уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
− создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников
совместной деятельности;
− создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и
мыслей;
− недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и
самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной,
познавательной и т.д.);
3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
− создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми,
в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным
общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе
ограниченные) возможности здоровья;
− развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать
конфликтные ситуации со сверстниками;
− развитие умения детей работать в группе сверстников;
4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на
уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и
более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной
деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через:
− создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
− организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи,
общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и
художественно-эстетического развития детей;
− поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового
времени и пространства;
− оценку индивидуального развития детей;
13

5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам
образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность,
в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на
основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников
Основными формами взаимодействия с семьями в процессе реализации дополнительной
образовательной программы являются:
- информирование родителей о ходе образовательного процесса: индивидуальные и
групповые консультации, организация концертов, выступлений.
Мероприятие
Анкетирование с целью выявления
уровня осведомления родителей о
хореографическом кружке
«Путешествие в страну Хореография»

Дата
сентябрь

Ответственный
Хореограф, воспитатели

Родительские собрания по ознакомлению
родителей с работой хореографического
кружка цели и задачи, форма одежды
Распространение информационных
материалов: папка - передвижка
«Родительский вестник:», памятки,
буклеты
Участие в совместных праздниках,
выступлениях и конкурсах
Отчетный концерт хореографического
кружка на итоговом собрании

октябрь

Хореограф, воспитатели

В течение года

воспитатель

В течение года

Хореограф, музыкальный
руководитель
Хореограф

май

3. Организационный раздел Программы
3.1.Материально-техническое обеспечение реализации Программы:
Технические средства
обучения

Учебно-наглядные пособия

1. ковровое покрытие;
2. музыкальный центр, с записями ритмичной музыки для
сопровождения занятий;
3. видеозаписи разнообразных танцевальных движений
5. мультимедийная система;
6. индивидуальные коврики.
1. Игрушки
2. Дидактические игры, картотека игр, способствующая
развитию музыкального слуха, чувства тритма, которые
необходимы для занятий хореографией;
3. Детские музыкальные инструменты
4. Презентации
5. Костюмы
6. Атрибутика к танцам иллюстрации с изображением
животных, сказки, стихи, подборка музыкальных
произведений
7. Подборка упражнений и этюдов
8. Видеофильмы
9.Комплекс игр и заданий по разделам тем.

14

10.Альбом с фотографиями выступлений, занятий, жизни
творческого коллектив DVD материалы с записями
выступлений коллектива
11.DVD и видео материалы с записями выступлений
известных хореографических коллективов

3.2. Описание обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и
воспитания.
1. Азбука хореографии - Барышникова Т.(г. Москва 1999год).
2. Буренина А. И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для
детей дошкольного возраста. 2-е изд., СПб, ЛОИРО, 2007.
3. «Танцевальная мозаика» - хореография в детском саду - Слуцкая С.Л.(2006 год).
4. Ладушки «Потанцуй со мной дружок» - Каплунова И., Новоскольцева И..
5. «Са-фи-дансе» - танцевально-игровая гимнастика для детей - Фирилёва Ж.Ё.
6. Слуцкая С. Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду - М.,ЛинкаПресс. 2006.
7. Танцевальная ритмика - Суворова Т.
8. Фирилева, Ж.Е., Сайкина, Е.Г. Са-фи-дансе. Танцевально-игровая гимнастика для
детей: учебно-методическое пособие, СПб, Детство- пресс, 2001.
3.3. Учебный план
Программа кружка по развитию творческих способностей «Путешествие в
страну Хореография» в условиях дополнительного образования детей в МАДОУ
«Детский сад № 9 «Теремок» ориентирована на работу с детьми независимо от наличия
у них специальных физических данных в возрасте от 5-6 и 6-7 лет и рассчитана на 1 год.
Состав хореографического кружка формируется с учётом образовательной потребности,
интересов и желаний детей, членов их семей. Работа кружка строится на единых
принципах и обеспечивает целостность педагогического процесса. Непосредственно
образовательная деятельность кружка проводятся в соответствии с рекомендуемыми:
продолжительностью режимных моментов для возрастных групп детского сада; объёмом
учебной нагрузки с учётом требований СанПиН2.4.3648-20.
Наполняемость группы на непосредственно
образовательной деятельности в
зависимости от запроса родителей детей. Непосредственно образовательная деятельность
кружка проводится во вторую половину дня два раза в неделю. Ее продолжительность
составляет не более 25 минут в день для детей 5-6 лет и не более 30 минут для детей 6-7
лет.
Диагностика детей проводится в начале и в конце учебного года. На занятии
используется коллективная, так и индивидуальная форма работы. В течение учебного
года планируется ряд творческих показов: участие в концертных мероприятиях
МАДОУ, утренниках, конкурсных выступлениях.
Учебная нагрузка
Образовательная Вид
область
деятельности
неделя
год
ХудожественноХореография
эстетическое
2
72
развитие
.
Организация образовательной деятельности
15

Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Игровой
метод придаёт образовательной деятельности привлекательную форму, облегчает процесс
запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий,
способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка.
Программа рассчитана на 72 учебных часа для детей 5-6 и 6-7 лет. Занятия
проводятся 2 раза в неделю. С целью сохранения здоровья и исходя из программных
требований продолжительность занятия соответствует возрасту детей.
Структура занятия по хореографии - общепринятая и состоит из трёх частей:
подготовительной, основной и заключительной.
Подготовительная часть занятия занимает 5-15% общего времени. Задачи этой
части сводятся к тому, чтобы подготовить организм ребёнка к работе, создать
психологический и эмоциональный настрой. В нее входят: гимнастика (строевые,
общеразвивающие упражнения); ритмика; музыкально - подвижные игры; танцы
(танцевальные шаги, элементы хореографии, ритмические танцы); музыкально¬ритмическая композиция.
Основная часть занимает 70-85% от общего времени. В этой части решаются
основные задачи, идёт основная работа над развитием двигательных способностей. В этой
части даётся большой объём знаний, развивающих творческие способности детей. В нее
входят: ритмические и классические танцы, гимнастика.
Заключительная часть занятия длится от 3 до 7 % общего времени. Здесь
используются упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки,
пальчиковая гимнастика. В конце занятия подводится итог, и дети возвращаются в группу.
Рекомендуемая одежда и обувь для занятия:
Для девочек: гимнастический купальник, юбочка шифоновая, волосы должны быть
собраны в пучок, на ногах чешки. Для мальчиков: футболка, спортивные шорты, чешки.
Формы подведения итогов:
- выступления детей на открытых мероприятиях;
- участие в тематических праздниках;
- итоговое занятие;
- открытые занятия для родителей;
- отчетный концерт (1 раз в год).
Основные формы работы:
- по подгруппам;
- групповая.
Условия, необходимые для реализации Программы.
Для эффективной реализации программы необходимы следующие условия:
- личностное общение педагога с ребенком;
- правильное покрытие пола;
- на каждого ребёнка должно быть отведено 4 метра площади;
- каждый ребенку рекомендуется иметь одежду и обувь для занятия;
- широкое использование технических средств обучения (видео, аудио техника);
- атрибуты, наглядные пособия;
- зал предварительно проветривать и проводить влажную уборку;
- результативность каждого занимающегося по итогам года.
3.4.Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
Праздники, которые отмечаются в детском саду, имеют свою цель: создать у
детей радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный
подъём, сформировать праздничную культуру. В основу классификации праздников
выделены следующие виды:
- государственно-гражданские: День защитника Отечества, День Победы,
День космонавтики, День знаний, Россия – Родина моя;
- международные: День защиты детей, Олимпийские игры, Чемпионаты мира
16

по различным видам спорта;
- бытовые и семейные: День рождения, Папа, мама, я – спортивная семья,
Моя дружная семья, туристический поход, День здоровья, Быть здоровыми хотим.
- традиционные для региона: путешествие по Кувандыку и т.д.
При организации праздников и развлечений соблюдаются следующие
принципы:
 раскрытие творческих и индивидуальных особенностей детей;
 формирование осмысленной моторики;
 выражение коллективного общения;
 состояние всеобщей гармонии.
Построение образовательного процесса программы позволяет детям проявлять
возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков
3.5 Особенности организации развивающей предметно-пространственной
среды.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает реализацию
образовательного процесса программы.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 30.06.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (35361) 2-40-52 (I корпус), +7 (35361) 2-05-69 (II корпус)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».