МАДОУ «Детский сад № 9 «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников Кувандыкского городского округа Оренбургской области» Образовательная программа, формируемая участниками образовательных отношений «ЭКОНОМИКА ДЛЯ ДОШКОЛЯТ» Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 9 «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников Кувандыкского городского округа Оренбургской области» Программа разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования Кувандык 1 МАДОУ «Детский сад № 9 «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников Кувандыкского городского округа Оренбургской области» I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Экономика – это все, что нас окружает. В.Никифоров Экономическое воспитание личности является одним из основных элементов общечеловеческой культуры. Какую бы сферу деятельности мы не взяли, человек не может обойтись в ней без экономических знаний. В связи с коренными изменениями экономического характера в современном обществе, сложившимися рыночными отношениями, которые определяют интерес к овладению основами современных экономических знаний и к познанию экономики как науки, возникла объективная потребность в организации начального экономического обучения и воспитания уже в дошкольном возрасте. Под начальным экономическим образованием понимается начальный этап становления и развития личности детей 5 – 7 лет посредством овладения ими основами экономических знаний, умений учебной и экономической деятельности. По данным психологов, на границе дошкольного и школьного возрастов происходит как бы смыкание связей между двумя важнейшими сферами жизни - миром человеческих отношений и предметным окружением. Один мир опосредуется иным. Старшие дошкольники начинают выделять себя в системе взаимоотношений через предметно - операциональную деятельность, в частности трудовую, которая потом начинает определять личностную природу в системе отношений. Конкретно в этот период происходит скачок в становлении личности, её базовых психических оснований. Именно поэтому экономическое воспитание детей надо начинать не позднее пяти лет. К тому же у детей данного возраста ярко выражено неосознанное стремление к познанию чего-либо нового, необычного. Для наиболее полного гармоничного развития детей тягу к познанию и восприятию нового необходимо сделать постоянной. Программа дополнительного образования «Экономика для дошколят» разработана учреждением самостоятельно, ориентирована на экономическое образование и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Программа направлена на обучение детей азам экономики, формирование у них экономических представлений и экономического сознания. Актуальность программы обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – дошкольным и школой. Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается детский словарь, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются правила их честного зарабатывания. Программа ориентирована на принцип тесной взаимосвязи нравственнотрудового и экономического воспитания. Чем младше ребенок, тем теснее и глубже должна быть эта взаимосвязь. Программа «Экономика для дошколят» реализуется в течение 2 лет работы с детьми от 5 до 7 лет: 2 МАДОУ «Детский сад № 9 «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников Кувандыкского городского округа Оренбургской области» - в группах общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет ежедневно в совместной деятельности педагога с детьми, другими детьми (25 минут), в самостоятельной деятельности детей при проведении режимных моментов в различных видах детской деятельности (25 минут); - в группе общеразвивающей направленности для детей 6-7 лет осуществляется ежедневно в совместной деятельности педагога с детьми, другими детьми (30 минут), в самостоятельной деятельности детей при проведении режимных моментов в различных видах детской деятельности (30 минут). Программа носит открытый характер и в течении двух лет может быть дополнена и скорректирован содержательный и организационный разделы. Цель Программы — помочь детям дошкольного возраста войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности. Основные задачи Программы: -помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества: понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей); -уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги; -осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения; -признавать авторитетными качества человека–хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.); -рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации; -применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях. Основополагающие принципы Программы: -научность, доступность, оптимальность в отборе содержания и определений; -учет возрастных и индивидуальных психических особенностей дошкольников, их интерес к экономическим явлениям, как к явлениям окружающей действительности; -тесная взаимосвязь нравственно – трудового и экономического воспитания; -комплексный подход к развитию личности дошкольника (связь этического, трудового и экономического воспитания). Таким образом, есть предположение, что внедрение Программы будет способствовать формированию и развитию у детей воображения, коммуникативных способностей, навыков взаимодействия со взрослыми и другими детьми, первоначальных навыков самопознания, самооценки и саморазвития личности. Прогнозируемые результаты: 1. Приближенность знаний к реальной действительности, начала экономического мышления. 3 МАДОУ «Детский сад № 9 «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников Кувандыкского городского округа Оренбургской области» 2. Интерес к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни. 3. Знания о новых профессиях, умение рассказывать о них. 4. Обогащенный словарный запас, связанный с областью экономики, трудовой деятельностью людей современных профессий. 5. Приобретение таких качеств как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша. 6. Общительность, чувство собственного достоинства, ответственность, стремление доводить начатое дело до конца. 7. Здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного приобретения, взаимосвязи понятий “труд-деньги”, понимание факта куплипродажи. Предметная среда 1. Пособия “Назови профессию”, “Профессии”, “Как товар приходит к человеку”. 2. Дидактические игры «Мой город», «Я – строитель», «Я – повар», «Из чего что сделано» 3. Посуда, книги разного качества (сорта). 4. Демонстрационные пособия “Гжель”, “Жестово”, “Дымковская игрушка”. 5. Мелкие игрушки (для магазина детских товаров). 6. Ценники. 7. Рекламные газеты. 8. Рекламные буклеты, красочные рекламные листки, газетные объявления. 9. Буклеты с изображением разнообразных товаров и игрушек для детей 10. Пособия или готовые материалы к играм (или готовые игры): “Супермаркет”, “Автосалон”, “Продукты”, “Путешествия”. 11. Мелкие монеты, которые сейчас в ходу, достоинством 1 коп., 5 коп., 10 коп. 12. Круг (большой) на листе ватмана с секторами; в каждом секторе отразить в рисунках, аппликациях содержание постоянных расходов: культурные, бытовые, налоги, банк, оплата за детский сад, за обучение и др. 13. Альбом нумизмата с купюрами и монетами разных стран. 14. Кошельки, сумочки величиной с образец “денег”, которые используются для игр и занятий. 15. Книга для детей “Деньги” А.Д.Шатова. 16. Экономическая настольная игра «Белка и компания» Способы проверки результатов программы Проверка результативности освоения обучающимся программы проводится в следующих формах: 1. Наблюдение педагога на каждом занятии. 2. Оценка уровня экономических знаний и представлений посредствам выполнения заданий: 4 МАДОУ «Детский сад № 9 «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников Кувандыкского городского округа Оренбургской области» II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1-й год обучения Педагогические задачи: Формировать представление о содержании деятельности людей некоторых профессий. Учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги. Поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым. Стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности. У каждого человека должно быть интересное дело. Воспитывать уважение к людям разных профессий, пробуждать интерес и желание знать о содержании их деятельности. Воспитывать уважение к профессиям близких им людей. Формировать представление о необходимости и важности труда, о том, что любая профессия украшает человека. Знакомить с экономическими категориями: «труд», «убыток», «своевременность (сроки) работы». Формировать социально-нравственные качества: трудолюбие – лень, умение планировать дела. Сентябрь «Профессии людей» 1.Чтение стихотворения С.Михалкова «А что у вас?». Обсуждение прочитанного 2.Чтение сказки Л.Н.Толстого «Наши пряли, а ваши спали» Игра по картинкам «Назови профессию» Октябрь «Почему все взрослые работают» 1. Беседа -Закрепление понятия «профессия» -Воспитывать уважение к людям разных профессий, пробуждать интерес и желание знать о содержании их деятельности -Воспитание уважения к профессиям близких им людей -Расширить знания о разнообразии профессий, качестве продукции -Развивать воображение, смекалку, сообразительность -Знакомство с экономическими категориями: «труд», «качество», «умелость» -Формирование социально-нравственных качеств: сообразительность, умение осознать свою вину, способность исправить ошибку -Беседа о необходимости трудиться -Знакомство с понятием «брак товара» -Знакомство с профессиями, у которых результат труда не так нагляден (учитель, писатель, воспитатель, милиционер) -Игра «Кто больше назовет профессий» 2.Игровое занятие «Профессии» -Закрепить знания детей о различных профессиях -Расширить знания детей о новых профессиях 5 МАДОУ «Детский сад № 9 «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников Кувандыкского городского округа Оренбургской области» Детям предлагается серия игр: «Угадай, о ком я говорю!» (педагог описывает профессию, не называя ее, а дети отгадывают название); «Подбери то, что тебе нужно для работы» (команда получает набор карточек с изображение предметов, необходимых человеку определенной профессии. Задача детей - угадать профессию). Ноябрь 1. «Когда продукт труда превращается в товар» -Знакомство детей с понятием «товар», с операциями купли-продажи -Знакомство с экономическими категориями: купля-продажа, обмен, торговля, прибыль -Воспитание уважения к результатам труда людей, бережного отношения ко всему, что дается детям для игр и забав -Формирование понимания того, что доброе отношение к окружающим людям вызывает ответную доброту и благодарность -Экскурсия по группе, называем находящиеся в ней вещи – товары если бы это был магазин -Обсудить процесс изготовления товара (посуды, бумаги, книг и т.п.) Вспоминаем пословицы и поговорки о труде и результатах труда 2. «Ценность и украшение товара – его качество» -Формирование понимания, что каждый товар имеет свою цену -Формирование понимания зависимости между качеством товара и его ценой -Знакомство с экономическими категориями: качество, цена, продажа, ярмарка -Воспитание уважительного отношения к результатам добросовестного труда, отрицательного отношения к лени -Рассказ педагога о том, что товары бывают разного качества (демонстрация посуды разного качества) -Беседа с детьми о применении посуды разного качества в разных жизненных ситуациях -Чтение стихотворения К.И.Чуковского «Федорино горе» (Почему же вся посуда сбежала от Федоры?) Декабрь 1.В гостях у сказки Формирование понимания зависимости между качеством товара и его ценой Знакомство с экономическими категориями: качество, цена, продажа, ярмарка Воспитание уважительного отношения к результатам добросовестного труда, отрицательного отношения к лени Чтение истории 16 «Как Миша задумал ярмарку устроить» из книги Т.Поповой и др. «Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом» Сюжетно-ролевая игра « Ярмарка» 2. «Менеджер – интересная профессия» -Знакомство с профессией менеджера, с содержанием работы менеджера -Воспитание интереса к данной профессии, желание узнать о ней как можно больше, уважение к людям труда -Рассказ воспитателя о профессии «менеджер», беседа с детьми, ответы на вопросы детей Январь 6 МАДОУ «Детский сад № 9 «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников Кувандыкского городского округа Оренбургской области» 1.«Сколько заработал – столько купил» -Учить детей делать покупку с учетом заработанных денег, умению -Соотносить свои желания и возможности в условиях игровой ситуации развитие творчества -Активизация усидчивости, старательности, аккуратности, желания достигать качественного результата -Художественная деятельность: рисование, аппликация на тему «Гжель», «Жестово», «Дымковская игрушка» 2.Развлечение -Познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями -Научить определять разницу между «хочу» и «надо» -Игра «Хочу и надо» - определить к какому понятию «хочу» или «надо», относится изображенный на картонке предмет и приклеить картинку на соответствующее панно Февраль Педагогические задачи: Развивать у детей интерес и положительное отношение к рекламе Дать представление о рекламе, о ее назначении Учить детей правильно воспринимать рекламу ("Не покупай все, что рекламируется. Прежде, чем купить – подумай, нужна ли тебе эта вещь, хватит ли денег на ее приобретение») Воспитывать разумные потребности. 1.«Что такое реклама» (блок из 2 занятий) -дать знания о рекламе как средстве сообщения информации о товарах, продуктах, всего, что нужно людям для их повседневной жизни; о их месте продажи - интерес к рекламе, рекламной деятельности -расширить представления о рекламе как информации, содержащей привлекательное сообщение для покупателей -экономические категории: реклама, привлекательность -рассматривание рекламных газет, их ярких иллюстраций -чтение детям рекламных текстов, рассказ воспитателя об особенностях содержания этих текстов (положительная оценка достоинств товара, призыв приобрести товар, адрес, где его можно купить) -чтение отрывка из книги Э.Успенского «Бизнес крокодила Гены» о рекламе 2.Закрепление понятия «реклама» -рассказ детей о видах рекламы -подбор материала к теме из книги Э.Успенского «Бизнес крокодила Гены» Март 1.Реклама в сказках -Уточнить представление о назначении рекламы -Развивать понимание зависимости между спросом на товар и его ценой -Развивать способность критически оценивать рекламу экономические категории: реклама, выгода -Формировать отрицательное отношение к глупости, обману, излишней доверчивости 7 МАДОУ «Детский сад № 9 «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников Кувандыкского городского округа Оренбургской области» -Чтение истории «Как Сорока Мишин товар хвалила» из книги Т.Поповой и др. «Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом» 2.«Кто делает рекламу?» -Закрепление понятия «реклама» -Знакомство с понятием «рекламоизготовители», с профессиями людей, изготавливающих рекламу; «рекламное агентство» -Воспитание осознанного отношения к явлению рекламы, интереса к профессиям рекламной деятельности -Экономические категории: реклама, покупатели, продавцы, товар -Рассказ педагога, показ разных средств изготовления рекламы -Чтение стихотворения С.Михалкова «Как старик корову продавал», ответы детей на вопросы о прочитанном -Рассматривание детьми рекламных листков и буклетов Апрель 1.«Сказочный рекламный агент» -Сформировать представление о профессии рекламного агента -Экономические категории: реклама, рекламный агент, расчет -Формировать положительное отношение к смекалке, расчетливости -Чтение и беседа с детьми по сказке Ш.Перро «Кот в сапогах» 2.Работа с рекламными буклетами (детского содержания) -Знакомство с понятием «Реклама товаров для детей» -Формируем представление о целесообразности покупки -Экономические категории: рекламодатель, реклама, выгода -Беседа с детьми, рассматривание содержания рекламных листков и буклетов -Чтение неоконченного рассказа «Пришла Маша в магазин игрушек…», придумывание конца рассказа 3.« Играем в рекламу» -Продолжаем знакомить детей с новым социальным явлением – реклама -Закрепляем знания о том, что реклама бывает разной: печатная, телевизионная, уличная и т.д. -Учить детей составлять рекламу самостоятельно, в виде рисунков, стихов и т.д. -Чтение стихотворения Э.Успенского «Реклама» -Рассматривание реклам, выполненных детьми с родителями. Показ и «зачитывание» своей рекламы детьми Май 1. «Играем в рекламу» (продолжение предыдущего занятия) -Развитие воображения, творчества детей -Чтение стихотворения А.Беспаловой «Реклама» -Дети придумывают рекламу, используя разные ее средства изображения (устная, в стихах, в прозе, рисуют и т.д.) 2. Развлечение «Прогулка по сказочному городу» -Формировать у детей положительное отношение к доступной, красивой и понятной рекламе -Выявить, как обогатились знания детей, выявить результат проведенной работы 8 МАДОУ «Детский сад № 9 «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников Кувандыкского городского округа Оренбургской области» -Путешествие ребят по «сказочному городу», разгадывание символики – рекламы сказочных домиков, ответы детей на вопросы педагога 2-й год обучения Педагогические задачи: Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости. Воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами. Дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей и к ним следует относиться с уважением. Сентябрь 1.Знакомство детей с понятием «деньги» знакомство с экономическими категориями: обмен, убытки, выгода, деньги, бартер рассказ педагога о том, как появились деньги, что такое деньги, о заменителях денег чтение сказки «Бобовое зернышко», понятие «обмен товарами» 2.« В гостях у сказки» помочь понять суть натурального обмена (бартера) уточнить знания об операции взаимообмена товарами развивать умение рассуждать о выгодных и невыгодных сделках формировать отрицательное отношение к обману, излишней доверчивости чтение РНС «Лисичка со скалочкой», «Мена» диалог с детьми о прочитанном 3.«Какие бывают деньги» дать понятие о деньгах как о средстве купли-продажи знакомство с экономическими категориями: деньги, монеты, купюры, достоинство денег воспитываем интерес к деньгам как к культурно-историческому явлению рассказ педагога о деньгах, как о культурно-историческом явлении и средстве купли-продажи, демонстрация внешнего вида денег, понятия «купюры», «монеты», покупательная способность денег в зависимости от их достоинства 4.«Какие бывают деньги» (продолжение) рассматривание с детьми изображения современных денег рассуждения детей о том, почему монеты разного размера, а купюры разного цвета; что означают цифры, изображенные на деньгах рассказ педагога о том, где изготавливаются деньги выполнение детьми заданий в рабочих тетрадях Октябрь 1.Понятие «деньги» закрепление понятий «монеты», «купюры», «деньги» знакомство с новыми понятиями «дорогой», «дешевый» рассказ педагога диалог с детьми с использованием игр «Дороже-дешевле», «Оцените товар», «Сколько стоит?» 2.Викторина «Денежные знаки» знакомство с денежными знаками в процессе игры 9 МАДОУ «Детский сад № 9 «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников Кувандыкского городского округа Оренбургской области» продемонстрировать ребенку, что деньги служат средством обмена предметами (товарами) между людьми занятие проходит в виде игр по подгруппам. Игры: «Знакомство с денежными знаками», «Обмен» 3.«Деньги счет любят» расширить представление о деньгах, их ценности развивать способность разумно расходовать деньги экономические категории: затраты, прибыль чтение истории 8 «Как Миша понял, что деньги счет любят» из книги «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом» беседа с детьми по сказке, ответы детей на вопросы педагога 4.«В гостях у сказки» расширить представление о деньгах, их ценности развивать способность разумно расходовать деньги экономические категории: деньги, расход воспитание экономности, бережливости чтение сказки Г.-Х.Андерсена «Огниво» беседа с детьми по сказке, ответы детей на вопросы педагога Ноябрь 1.О том, как правильно деньгами распоряжаться развивать способность разумно расходовать деньги расширить представление о деньгах, их ценности экономические категории: прибыль, потребление, накопление воспитание экономности, бережливости чтение истории 9 «Как Миша учился деньги делить» из книги «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом» беседа с детьми по сказке, ответы детей на вопросы педагога выполнение детьми практических заданий по теме. 2.«Чем лучше качество, тем дороже вещь» закрепление понятий «дорогой», «дешевый» помочь понять связь цены и качества товара экономические категории: цена, качество товара, сорт товара, брак воспитание уважения к труду людей демонстрация детям товаров одного вида, но разного качества, сравнение товаров, диалог с детьми игра «Экскурсия по группе», разговор о необходимости вещей разного сорта и разной стоимости 3.«В гостях у сказки» формировать понимание зависимости между качеством товара и его ценой развивать у детей смекалку, сообразительность знакомство с экономическими категориями: качество, цена, продажа, деньги чтение РНС «Вкусный хлеб», «По копейке блестка» диалог с детьми о прочитанном, ответы на вопросы 4.« Откуда у людей берутся деньги» формирование представления о значении труда, как средстве заработка денег воспитание положительного отношения к тем, кто добросовестно трудится воспитание трудолюбия, старательности, стремления к справедливости 10 МАДОУ «Детский сад № 9 «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников Кувандыкского городского округа Оренбургской области» экономические категории: зарплата, профессия, труд рассказ педагога о том, что все взрослые работают и получают зарплату, о необходимости иметь профессию чтение грузинской сказки «Заработанный рубль», ответы детей на вопросы по сказке Декабрь 1.Практическая деятельность закрепление понятия необходимости труда как средстве зарабатывания денег воспитание положительного отношения к тем, кто добросовестно трудится воспитание трудолюбия, старательности, стремления к справедливости диалог с детьми о разнообразии профессий, о том, как люди зарабатывают деньги в городе, в деревне 2.«Бюджет семьи» знакомство дошкольников с понятием «бюджет семьи» знакомство с экономическими категории: бюджет, зарплата, пенсия, стипендия, детское пособие рассказ педагога с использованием пособий игра «Если бы я был(а) папой, мамой» 3.«В гостях у сказки» формировать представление о том, что деньги, потраченные разумно, могут стать источником дохода, прибылью воспитывать бережное отношение к деньгам, уважительное отношение к родителям чтение китайской сказки «Новогодний подарок» диалог с детьми о прочитанном, ответы на вопросы 4.«Что такое налоги и почему их надо платить» знакомство с экономическими категориями: налог формируем понятие истинного богатства человека чтение истории 13 «Почему Миша платит налоги» из книги «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом» беседа с детьми по сказке, ответы детей на вопросы педагога Январь 1.Практическая деятельность по теме «Бюджет» закрепляем понятие «бюджет семьи» через практическую деятельность понимание связи между величиной бюджета и богатством семьи рассуждения детей, ответы на вопросы 2.«Бюджет моей семьи» (закрепление понятия) закрепление понятий «бюджет семьи», «богатые-бедные», «династия» понимание связи между величиной бюджета и богатством семьи воспитывать бережное отношение к деньгам, уважительное отношение к родителям занятие проходит в виде активного диалога между педагогом и детьми, закрепляем понятия, беседуем, отвечаем на появившиеся вопросы 3.Игра: «Бюджет семьи, доход, расход» закрепить составляющие семейного бюджета: пенсия, зарплата, стипендия углубить представления детей о доходе, его динамике дать представление о сущности расходов, показать их многообразие 11 МАДОУ «Детский сад № 9 «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников Кувандыкского городского округа Оренбургской области» воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги уточнение имеющихся у детей знаний о том, из чего складывается бюджет семьи игра «Семейный бюджет» 4.«В гостях у сказки» формировать представление о рациональной трате денег при совершении покупок развивать умение рассчитывать, предвидеть выгоду воспитывать чувство сострадания к героям сказок, терпящим бедствия чтение сказки К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха» диалог с детьми о прочитанном, ответы на вопросы Февраль 1.«Меценаты. Благотворительная деятельность» знакомим детей с формами благотворительности воспитываем уважительное отношение к меценатам, спонсорам формируем понятие истинного богатства человека знакомство с экономическими категориями: богатство, благотворительность, щедрость, меценатство рассказ воспитателя об известных русских меценатах, о спонсорах, которые в наше время помогают бедным и нуждающимся: сиротам, талантливым, но бедным детям, детским садам и школам. Диалог с детьми по рассказанному, ответы на вопросы 2.«Благотворительность приносит не только добро, но и выгоду» знакомим детей с формами благотворительности воспитываем уважительное отношение к меценатам, спонсорам формируем понятие истинного богатства человека знакомство с экономическими категориями: спонсор, благотворительность чтение истории 15 «Праздник в Мишином магазине» из книги «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом» беседа с детьми по сказке, ответы детей на вопросы педагога выполнение детьми практических заданий по теме. 3.Благотворительность. Практическая деятельность воспитываем уважительное отношение к меценатам, спонсорам формируем понятие истинного богатства человека 4.«В гостях у сказки» формируем представление о разнообразии денежных знаков в определенной стране, понимание ценности денежных знаков в определенной стране знакомим с экономическими категориями: монета настоящая (фальшивая), деньги, валюта, достоинство монеты формирование социально-нравственного качества – стремление к справедливости Чтение сказки Г.-Х.Андерсена «Серебряная монетка» диалог с детьми о прочитанном, ответы на вопросы Март 1.Ценность денег научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка 12 МАДОУ «Детский сад № 9 «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников Кувандыкского городского округа Оренбургской области» дать понятие о накоплении денежных средств воспитывать бережное отношение к деньгам игра «Купи другу подарок» (выбрать подарок, определить стоимость и выбрать соответствующие монеты. Покупает тот, кто заплатит за товар соответствующую цену); игра «Копилка» (выбрать монеты разного достоинства, чтобы они в сумме составляли: для первой копилки – 5 рублей, для второй - 10). 2. Музей денег закрепить знания о возникновении металлических денег, о валютах разных стран (презентация) воспитывать интерес к истории других стран через культурное понятие «деньги» стимулировать активность детей обсуждение – что такое музей, для чего он нужен, что в нем хранится рассматривание детьми выставки вместе с педагогом беседа, активный диалог о деньгах, используемых в нашей стране и в других странах игра «Назови какую-нибудь валюту» 3.Игровое занятие «Покупаем подарок бабушке - сказочнице» закрепить знание детей о товаре и стоимости закрепить навыки счета и знаний цифр воспитывать уважение к чужому труду дети «едут» в гости к бабушке – сказочнице, предварительно идут в «магазин» и выбирают подарок, покупают его. 4. Игра «Где? Что? Почем?» в игровой занимательной форме закрепить у детей экономические знания: деньги, товар, покупатель, продавать, стоимость, знание о магазинах и их назначении воспитывать у детей интерес к экономике, такие качества как экономность, рациональность играют две команды, отвечают на вопросы и зарабатывают деньги, затем обе команды идут в «магазин игрушек», где на заработанные деньги дети «покупают» понравившиеся игрушки Апрель 1. Развлечение «По одежке – протягивай ножки» Закрепление полученных знаний в различных видах деятельности Научить соотносить стоимость покупки с заработанными деньгами (желаемое и возможное) Воспитывать у детей желание качественно выполнять работу Закрепить понятия: покупка, распродажа, дорого, дешево Рассказ педагога о том, кто такие купцы, почему их так называют Творческая деятельность детей (рисование изделий наподобие изделий гжельских мастеров, чтобы продать их купцам) 2.Продажа «купцам» своих изделий (купцы – воспитатели, сотрудники детского сада). Детям дается установка на то, что с купцами можно торговаться, если им кажется, что цена изделия занижена. Дети получают «деньги», складывают их в свой кошелек 3.Игра 13 МАДОУ «Детский сад № 9 «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников Кувандыкского городского округа Оренбургской области» В импровизированном магазине игрушек дети покупают понравившуюся игрушку. Задача ребенка – соотнести стоимость игрушки с заработанными деньгами (желаемое и возможное) 4.Практическая деятельность Создание игровых ситуаций для решения задач морального плана: купить вскладчину игрушку для детей всей группы; купить подарок няне на день рождения. Требования к уровню подготовки обучающихся к концу периода обучения: Дети должны иметь представление: о производстве как воздействии человека на природу с целью создания экономических благ; о производителе, о собственных затратах производителя, о прибыли производителя; о материальных затратах, о трудовых затратах, об увеличении прибыли за счет снижения затрат; о качестве производимого товара; о потребителе; о товарах и услугах; о различных видах ресурсов (природных, экономических, трудовых); о банке как посреднике на рынке денег, принимающем вклады и предоставляющем займы; о банковском проценте как цене, которую платят за использование чужих денег; об обмене (бартере). Список использованной литературы Воронина М. М. Школа юного экономиста. – М., 2008. – 312 с. Киреева Л. Г. Играем в экономику. Комплексные занятия, сюжетноролевые и дидактические игры. – М., 2008. – 169 с. 3. Кулакова М. В. Занимательная экономика в стихах, сказках, ребусах, загадках. Экономика от А до Я. – Н. Новгород, 1997. – 125 с. 4. Липсиц И. П. Удивительные приключения в стране «Экономика». – М., 2013. – 336 с. 5. Сасова И. А. Экономика. 1 класс. Тетрадь творческих заданий. ФГОС. – М., 2015. – 56 с. 6. Смирнова Т. В. Белка и компания - книга для чтения.- М., 2013. – 144 с. 7. Смирнова Т. В. Путешествие в компании Белки и ее друзей. Задачник-рабочая тетрадь по экономике. М., 2013. – 96 с. 8. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. – М., 2006. – 88 с. 9. Фесюкова Л.Б., Гехт А.Э.Хочу быть предприимчивым: Рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – М., 2004. – 48 с. 1. 2. 14