Содержание Разделы программы 1.Целевой раздел Программы. 1.1. Пояснительная записка 1.1.1. Цель и задачи реализации Программы 1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы 1.1.3.Значимые для разработки и реализации программы характеристики, в том числе характеристики развития детей от 5-7 лет 1.2. Планируемые результаты освоения Программы (промежуточная аттестация) 2. Содержательный раздел Программы 2.1. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы 2.2. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка (перспективное и тематическое планирование по возрастам) 2.3. Особенности взаимодействия педагога с семьями воспитанников 3. Организационный раздел Программы 3.1. Описание материально-технического обеспечения Программы 3.2.Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания 3.3. График реализации программы 3.4.Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий 3.5.Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды стр. 3-6 3 4 4-5 5 5-6 7-21 7 7-20 20-21 21-23 21-22 22 22 22 22-23 I. Целевой раздел 2 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по курсу обучения технологии владения мячом «Школа мяча», (далее Программа) разрабатывалась в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 N 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Деятельность по реализации дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности по курсу обучения технологии владения мячом «Школа мяча» в дошкольном учреждении направлена на максимальное удовлетворение образовательных интересов обучающихся и запросов их родителей (или законных представителей) на основе дифференциации и индивидуализации обучения с помощью современных образовательных программ и технологий. Физическое воспитание играет главную роль во всестороннем развитии современного дошкольника. Дошкольный возраст – это возраст, в котором закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств, формирования основ здорового образа жизни. В детском организме заложены большие возможности для тренировок, а это дает возможность внедрять доступные детям элементы спорта в систему физического воспитания ДОО. Ведь освоение элементов спортивных игр в дошкольном возрасте составляет основу для дальнейших занятий спортом. В играх и действиях с мячом дошкольники совершенствуют навыки большинства основных движений. Вместе с тем игры с мячом – это своеобразная комплексная гимнастика. В ходе игр дети упражняются не только в бросании и ловле мяча, забрасывании его в корзину, ударам по мячу ногой, ведении ногой, ударам по цели и на дальность с места и разбега, но и также в ходьбе, беге, прыжке. Все эти движения дети выполняют в постоянно изменяющейся обстановке. А это способствует формированию у детей старшего дошкольного возраста умений самостоятельно применять движения в зависимости от условий игры. Упражнения и игры с мячом при соответствующей организации и способах проведения благоприятно влияют на физическое развитие и работоспособность ребенка. Разнообразные спортивные упражнения позволяют всесторонне воздействовать на мышечную систему детей. Укреплять их костный аппарат, развивать дыхательную и сердечно — сосудистую системы, регулировать обмен веществ, усиливая его функциональный эффект. Элементы спорта помогают значительно повысить функциональные возможности детского организма. Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста занимают действия с мячом. Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку. Упражнения с мячом различного объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кистях, усиливают кровообращение. Они укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник, и способствуют выработки хорошей осанки. Программа предназначена для детей от двух до семи лет. Это как раз, тот возраст, когда нужно прививать навыки здорового образа жизни, умение следить за собой и своим телом. Но самое главное – «весёлый мяч» помогает детям развивать двигательные навыки и приобщает их к здоровому образу жизни. Занятия проводятся в игровой форме, поскольку игра – необходимая составляющая детской жизни. На занятиях – ребенок вместе с инструктором отправляется в увлекательное путешествие в мир игры, фантазии и здоровья, учится свободно владеть мячом. 1.1.1 Цели и задачи реализации программы 3 Цель программы – повышение результативности физического развития дошкольников посредством освоения движений с мячом и изучения доступных элементов техники наиболее популярных спортивных игр – волейбола, баскетбола, футбола. Задачи: 1. Приобщать детей к здоровому образу жизни и систематическим физкультурным занятиям, формировать интерес к командно-игровым видам спорта. 2. Обеспечивать оптимальный объём двигательной активности и улучшение функционального состояния организма на фоне положительных эмоций при выполнении игровых и соревновательных действий; 3. Содействовать формированию первоначальных умений выполнения движений с мячом, освоению элементов техники доступных видов спортивных игр (футбол, баскетбол, волейбол) и развитию двигательных способностей; 4. Формировать представления об общих правилах, культуре и способах ведения соревновательной борьбы; 5. Развивать волевую, мотивационную и эмоциональную сферы, зрительно-моторную координацию, создавать условия для нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста. 6. Развивать глазомер, координацию, ритмичность, согласованность движений. 7. Воспитывать умение играть коллективно, подчинять собственные желания интересам коллектива, оказывать помощь товарищам в сложных ситуациях. 1.1.2 Принципы и подходы к формированию программы Принципы: - Индивидуализации в методике и дозировке физических упражнений в зависимости от особенностей нарушений опорно-двигательного аппарата и общего состояния ребенка; - Системности воздействия с обеспечением определенного подбора упражнений и последовательности их применения; - регулярности воздействия, которое обеспечивает развитие и восстановление функциональных возможностей организма; - Длительности применение физических упражнений, поскольку восстановление нарушенных функций возможно лишь при условии длительного и упорного повторения упражнений; - Разнообразия и новизны в подборе и применении физических упражнений, целесообразно через каждые 2-3 недели обновлять 20-30 % упражнений; - Умеренности воздействия физических упражнений, продолжительность занятий не более 30 минут в сочетании с дробной физической нагрузкой; - Соблюдение цикличности при выполнении физической нагрузки в соответствии с показаниями, чередование упражнений с отдыхом, упражнениями на расслабление; - Всестороннего воздействия на организм ребенка с целью совершенствования механизмов регуляции и адаптации к физическим нагрузкам; - Учета возрастных особенностей – при комплектовании групп детей с одинаковой патологией возрастной шаг должен составлять один год. Дополнительная общеразвивающая программа основывается на следующих научнообоснованных подходах: - Центральной категорией деятельностного подхода является категория деятельности, предполагающая активное взаимодействие ребёнка с окружающей его действительностью, направленное на её познание и преобразование в целях удовлетворения потребностей. - Любая ценная, с точки зрения взрослого человека, деятельность не будет иметь развивающий эффект, если она не имеет для ребёнка личностного смысла. Личностный подход в широком значении предполагает отношение к каждому ребёнку как к самостоятельной ценности, принятие его таким, каков он есть. 4 - Культурологический подход ориентирует образование на формирование общей культуры ребёнка, освоение им общечеловеческих культурных ценностей. 1.1.3 Значимые для разработки и реализации программы характеристики, в том числе характеристики развития детей от 4-7 лет. (4-5 лет) В этом возрасте у детей появляется возможность выполнять более сложные по координации движения. Возрастает способность к восприятию тонких оттенков музыкального образа, средств музыкальной выразительности. Задача педагога состоит в том, чтобы создать условия для поиска характерных особенностей пластики персонажей, деталей их поведения. Выразительность исполнения образных движений, воссоздавая образ в целом. (5-6 лет) В старшей группе навыки катания предметов (мячи, обручи, шары) получают дальнейшее развитие. Прежде всего, закрепляются навыки, полученные в предыдущей возрастной группе. Умения соблюдать точное направление и соразмерять прилагаемые усилия при попадании в предметы и прокатывании мячей между предметами продолжают развиваться. Попадание в цель становится менее случайным, т. к. дети овладевают умением целиться и соразмерять свои движения с силой и направлением броска. (6-7 лет) У детей 7-го года жизни совершенствуются и закрепляются навыки всех способов катания, бросания и ловли, метания в цель и вдаль. Значительно улучшается владение мячом. Ребенок довольно свободно его держит, передает, бросает и ловит. Передавая мячи, друг другу или перебрасывая в разных положениях, дети действуют уверенно и ловко. Совершенствуются и навыки ловли мяча. 1.2. Планируемые результаты Реализация дополнительной общеразвивающей программы призвана способствовать: - позитивным изменениям, направленным на обеспечение доступности, равных возможностей в получении дополнительного образования детей, наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей детей; - созданию необходимых условий для развития индивидуальных способностей, двигательной активности в интересной для ребенка деятельности; - созданию механизмов как внешней, так и внутренней системы оценки результативности; - повышению физической выносливости; - улучшение осанки, гибкости суставов; - совершенствованию чувства ритма, музыкальности, двигательной культуры. Воспитанники смогут уметь использовать приобретенные знания, умения и навыки в практической деятельности и повседневной жизни: проявлять умения и навыки, личностную индивидуальность при выполнении физических упражнений; иметь навыки самостоятельной работы. Ребенок сможет овладеть: комплексами упражнений, активизирующих работу систем организма, а также расслабляющих и укрепляющих мышцы, развивающих мышечную силу, различного рода группировками, перекатами, т.д; комплексами упражнений, развивающих чувство ритма, совершенствующих двигательные, психомоторные способности каждого воспитанника, равновесия, ориентации в пространстве. 5 Освоение детьми содержания комплексов физических упражнений в совокупности поможет естественному развитию организма ребенка, функциональному совершенствованию и коррекции работы отдельных органов и систем, профилактике простудных заболеваний и плоскостопия. С целью определения физического развития воспитанников, занимающихся по дополнительной общеразвивающей программе «Школа мяча» проводится промежуточная аттестация раз в год (май). Для проведения аттестационного тестирования используются следующие формы: Мониторинг заболеваемости, Наблюдение, Анализ полученных данных, Беседа с родителями, Отслеживание дальнейшей спортивной деятельности выпускников (спортивные кружки и секции). Формой подведения итогов реализации Программы являются ежегодное проведение «Недели открытых дверей». Также используются тестовые задания на выявление уровня владения мячом для детей старшего и подготовительного возраста. Критерии оценки выполнения: 3 балла – правильное выполнение движений, навык сформирован и автоматизирован; 2 балла – неправильное выполнение после третьего движения, есть отдельные изолированные движения, но навык не автоматизирован; 1 балл – ребёнок не может выполнить задание уже на втором движении; 0 баллов – отказ от выполнения движения. Диагностика по определению уровня усвоения программы (старшая группа) Виды движений № Ф.И. ребенка бросание вверх в и парах ловля двумя рука ми с м с м отбивание двумя одной рукам рукой с и, стоя продви на жением месте вперед с м с м в горизонт. цель с R 5 м с м метание В верт. цель с R4м с м Вдаль , не менее 6м с м Сумма баллов, уровень забрасывание В В корзин баскетболь у, ную стоящ корзину ую на полу с м с м с м Высокий уровень – от 22 до 27 баллов. Средний уровень – от 13 до 21 балла. Низкий уровень – от 0 до 12 баллов. Диагностика по определению уровня усвоения программы (подготовительная к школе группа). Виды движений № Ф.И. ребенка бросание вверх в и парах, ловля с двумя поворо рука том ми кругом отбивание от одной стены рукой от пола, продви гаясь бегом с с м с м м с м забрасывание в в баскетб.к баскетб орзину .корзин стоя на у после месте изведения за головы с фиксац ией останов ки с м с м пионе рбол с элементы спортивных игр баскет волейб футбол бол ол м с м с м с м Сумма баллов, уровень с Высокий уровень – от 24 до 30 баллов. 6 м Средний уровень – от 14 до 23 баллов. Низкий уровень – от 0 до 13 баллов 2. Содержательный раздел Программы 2.1. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы К формам обучения относятся: занятия, подвижные игры, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия: дни здоровья, соревнования, физкультурные праздники. Методы обучения: Рассказ и показ педагога дополнительного образования, упражнения. Общеразвивающие упражнения: - упражнения в беге; - прыжковые упражнения; - упражнение для мышц рук; - упражнение для мышц туловища; - упражнения для мышц ног. Игровой метод - двусторонняя игра, один против другого или в парах, Соревновательный метод - внутригрупповые соревнования, Поточный метод - дети выполняют упражнения друг за другом в указанном интервале, Интервальный метод - смена выполнения упражнений по времени. 2.2. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка (перспективное и тематическое планирование по возрастам) Программа «Школа мяча» для дошкольников рассчитана на 1 год обучения для каждой возрастной группы. Программа предполагает проведение занятий с воспитанниками 1 раз в неделю. Продолжительность занятий соответствует возрастной группе детей: средняя группа – 20 мин., старшая – 25 мин, подготовительная к школе – 30 мин. Занятия по программе «Школа мяча» включают в себя: - аудиторные занятия (развивающая образовательная деятельность с обучающимися – занятия), - внеаудиторные занятия (конкурсы, соревнования, открытые занятия, отчеты для родителей). Каждое занятие имеет следующую структуру: 1) Вводная часть: - ходьба; - бег. 2) Основная часть: - общеразвивающие упражнения, - основные движения с мячом, - подвижная игра. 4) Заключительная часть: - игра малой подвижности, - релаксация, - дыхательная гимнастика. Содержание дополнительной программы физкультурно-спортивной направленности «Школа мяча» Средняя группа 7 Ме № ся заня ц тия Тема занятия Задачи 1.Диагн остика 1. Выявить уровень физической подготовленности детей. 3-4 2.Диагн остика 1. Выявить уровень физической подготовленности детей. 1 3. История возникн овения мяча. Броски мяча 4. Броски мяча 1. Углубить представление детей о спортивных играх с мячом. 2. Познакомить с историей возникновения мяча. 3. Развивать ориентировку в пространстве. 1. Учить бросать мяч вверх и ловить двумя руками не менее 10 раз подряд. 2. Закреплять умение самостоятельно принимать и.п. при прокатывании мяча. 3. Воспитывать самостоятельность. Подбрас ывание мяча 1. Продолжить учить бросать мяч вверх с хлопками. 2. Упражнять в перебрасывании мяча. 3. Воспитывать ловкость октябрь сентябрь 1-2 2 3 Содержание Отбивание мяча-не менее 10 раз не теряя его (дети стоят на месте, наклоняя тело несколько вперед, рука ведущая мяч, при этом согнута в локте, кисть свободно расставленными пальцами накладывается на мяч сверху и от себя, равномерно, согласованно с передвижением) Броски мяча в корзину 2-мя руками из-за головы (с расстояния 3м., высота 2 м.) Подбрасывать и ловить мяч двумя руками на месте Броски мяча об пол и ловля 2 руками в движении Броски мяча на меткость в цель Перебрасывание мяча через сетку. Перебрасывание мяча друг другу. Отбивание мяча на месте. Подбрасывание мяча с хлопками в движении. Броски мяча в цель на меткость. Знакомство с историей возникновения мяча. Р/н/и «Свечки», «Одноручье». Беседа «Спортивные игры с мячом». Д/и «Что это за мяч?» П/и «Пятнашки с мячом» Броски мяча вверх и ловля его на месте не 10 раз подряд. Прокатывания мяча одной рукой и двумя руками из разных и.п. между предметами (ширина 90-40см., длина 3-4м.) Прокатывание мяча ногами по прямой П/и «Ловкий стрелок» Подбрасывание мяча вверх с хлопками Перебрасывание мяча друг другу из разных и.п. П/и «Ловишка с мячом» 8 Броски мяча 1. Отрабатывать броски мяча вверх в движении. 2. Развивать глазомер, координации движений. 3. Отрабатывать бросок мяча ногой в цель. 1 Броски мяча 2 Перебра сывание мяча 1. Учить бросать мяч об пол и ловить его двумя руками не менее 10 раз подряд. 2. Упражнять в перебрасывании мяча друг другу. 3. Воспитывать настойчивость. 4. Учить передавать друг другу мяч ногами. 1. Учить бросать и мягко ловить мяч в парах разными способами. 2. Развивать ловкость, внимание, глазомер. 3 Перекат ывание набивно го мяча 1. Упражнять в перекатывании набивного мяча друг другу. 2. Развивать координацию движений, внимание. 4 Перебра сывание мяча 1 Перебра сывание мяча 2 Броски мяча 1. Учить перебрасывать мяч через сетку. 2. Совершенствовать метание набивного мяча. 3. Воспитывать выдержку. 1. Продолжать учить перебрасывать мяч через сетку. 2. Развивать быстроту, ловкость, умение быть организованным. 1. Упражнять в быстрой смене движений. 2. Закреплять умение работать в парах. 3. Развивать внимание. 3 Отбиван ие мяча декабрь ноябрь 4 1. Учить отбивать мяч одной рукой на месте. Броски мяча вверх и ловля его в движении (не менее 10 раз подряд) Броски мяча об пол и ловля 2 раза на месте (не менее 10 раз подряд) П/и «Ловишка с мячом» Броски мяча ногой в цель (3 раза из 10) Броски мяча об пол и ловля 2 руками в движении (не менее 10 раз) Перебрасывание мяча друг другу в разных направлениях стоя, сидя Передача мяча друг другу в парах П/и «Мяч в воздухе» Перебрасывание мяча сидя и стоя спиной друг к другу Перебрасывание мяча друг другу в разных построениях (парами, тройками) Перебрасывание мяча друг другу в разных построениях (парами, тройками) с помощью ног П/и «Мяч в воздухе» Забрасывание мяча в корзину Перекатывание набивного мяча друг другу Ударить перед собой мяч, повернуться кругом, поймать мяч П/и «Кого назвали, тот и ловит» Перебрасывание мяча через сетку. Метание набивного мяча из-за головы П/и «Гонка мячей по шеренгам» Перебрасывание мяча через сетку Прокатывание в ворота набивного мяча головой П/и «Мяч – капитану» Бросок мяча об стенку и ловля его 2 раза Перебрасывание мяча через сетку в парах Передача мяча друг другу парами с помощью ног П/и «Вышибалы» Отбивание мяча правой и левой рукой на месте 9 1 Забрасы вание мяча 1. Добиваться активного движения кисти руки при броске мяча в корзину. 2. Закрепить умение подбрасывать и мягко ловить мяч с хлопком. 2 Перебра сывание мяча 3-4 Перебра сывание мяча 1.Упражнять в перебрасывании мячей в парах различными способами. 2.Развивать силу броска, точность движений, глазомер. 1. Учить управлять своими движениями в разных игровых ситуациях. 2. Развивать чувство ритма, точности. 1 Забрасы вание мяча 2 3 21 Отбиван ие мяча 20 4 январь февраль 2. Учить останавливать мяч ногой. 3. Упражнять в быстрой смене движений. 4. Развивать ловкость. 1. Учить отбивать мяч в движении. 2. Развивать глазомер, ловкость при броске мяча в корзину. Броски мяча Перебра сывание мяча 1. Учить забрасывать мяч в кольцо с трех шагов. 2. Продолжать учить принимать правильное и.п. при метании в вертикальную цель. 3. Учить забрасывать мяч в ворота. 4. Совершенствовать прыжки на мячах-хоппах. 1. Учить определять направление и скорость мяча. 2. Отрабатывать навык отбивания мяча змейкой. 3. Развивать быстроту, выносливость. 1. Учить правильно, ловить и бросать мяч, регулировать силу броска. Бросок мяча об стенку и ловля его 2 раза Остановка мяча ногой П/и «Пятнашки на улиточках» Отбивание мяча правой и левой рукой в движении (5 – 6 м.) Забрасывание мяча в баскетбольное кольцо Забрасывание мяча в ворота П/и «Лови – не лови» Забрасывание мяча в баскетбольное кольцо Подбрасывание мяча с хлопками в движении Прыжки на мячах Забрасывание мяча в ворота П/и «Ловкий стрелок» Перебрасывание мяча через сетку в парах Перебрасывание мяча одной рукой через сетку, ловля 2 руками П/и «Мельница» Перебрасывание мяча в парах с отскоком от земли Перебрасывание мяча из одной руки в другую Перебрасывание мяча друг другу одной рукой, ловля двумя руками П/и «Ловишка с мячом» Забрасывание мяча в баскетбольное кольцо (с 3-х шагов) Метание мяча в вертикальную цель (с 3 – 4 м.) Броски мяча в цель (ворота) с помощью ног Прыжки на мячах – хоппах П/и «Гонка мячей по шеренгам» Бросок мяча об стену и ловля его 2 раза (с хлопком) Отбивание мяча одной рукой змейкой Броски мяча вверх, ловля мяча сидя П/и «Не урони мяч» Перебрасывании мяча через сетку одной рукой, ловля двумя руками (в парах) 10 4 1 март 2 3 4 апрель 1 2 2. Учить передавать мяч ногами друг другу. 3. Развивать координацию движений, глазомер, внимание. Отбиван 1. Учить правильно, ловить ие мяча мяч, удерживать кистями рук. 2. отрабатывать навык ведения мяча в ходе до обозначенного места. 3. Учить останавливать мяч ногой. 4. Развивать ловкость, мышление. Перебра 1. Продолжать учить сывание правильно ловить мяч, мяча удерживать кистями рук. 2. Упражнять в непроизвольном действии с мячами. 3. Развивать координацию. Знакомс 1. Познакомить с мячами тво с фитболами. мячами - 2. Учить правильно сидеть на фитбола фитболах. ми 3. Развивать выносливость, координацию движений. Перебра 1. Отрабатывать умение сывание быстро и точно передавать мяча мяч через сетку. 2. Продолжать учить гасить скорость летящего мяча. 3. Отрабатывать умение передачи мяча дуг другу. 4. Совершенствовать прыжки на мячах - хоппах. Упражн 1. Учить отбивать фитбол ения с двумя руками. мячом - 2. Совершенствовать навыки фитболо ведения мяча. м 3. Продолжать учить регулировать силу отталкивания н/мяча. Упражн 1. Продолжать учить гасить ения с скорость летящего мяча, мячом - удерживать его кистями рук. фитболо 2. Развивать равновесие, м координацию движений при балансировке на фитболе. Перебра 1. Закреплять умение ловко сывание принимать, быстро и точно Перебрасывание мяча с одной руки в другую Передача мяча друг другу ногами П/и «Охотники и куропатки» Отбивание мяча правой, левой рукой в движении Перебрасывание мяча друг другу в парах из разных и.п. Броски мяча вверх, дотронуться носков ног, поймать мяч Остановка мяча ногой П/и «Мельница» Перебрасывание мяча стоя и сидя спиной друг к другу Сидя бросить мяч, вскочить на ноги и поймать мяч Прыжки на мячах – хоппах П/и «Лови – не лови» Прокатывание фитбола по г/скамейке; между ориентирами Упражнение с фитболами сидя, лежа. П/и «Пятнашки на улиточках» Перебрасывание мяча через сетку 2 раза из - за головы Передача мяча друг другу ногой Прыжки на мячах - хоппах П/и «Мяч в воздухе» Отбивание фитбола 2 руками в ходьбе Отбивание мяча правой, левой рукой в движении Прокатывание в ворота набивного мяча друг другу П/и «Салки с мячом» Перебрасывание фитбола друг другу в парах Из положения лежа на (фитболе) на животе переход, прокатываясь вперед (руки упор на полу) П/и «Вышибалы» Перебрасывание мяча через сетку (в парах) 11 мяча передавать мяч партнеру. 2. Отрабатывать мягкую ловлю мяча двумя руками с хлопком. 3. Упражнять в прыжках на мячах -хоппах. 1. Развивать равновесие, координацию движений при балансировке на фитболе. 2. Отрабатывать плавные движения при ведении мяча змейкой. 3. Воспитывать уверенность. 1. Добиваться активного движения кисти руки при броске мяча в корзину. 2. Закреплять умение занимать правильное и.п. при метании на дальность. Отбиван ие мяча 4 Школа мяча 1-2 Диагнос тика 1. Выявить уровень физической подготовленности детей. 3-4 Диагнос тика 2. Выявить уровень физической подготовленности детей. См. приложение 1 Итогово е Забрасы вание мяча 21 20 июнь май 3 1. Учить забрасывать мяч в кольцо с трех шагов. 2. Продолжать учить Броски мяча вверх с хлопками за спиной Прыжки на мячах - хоппах Передача мяча в парах, тройках с помощью ног П/и «Попади мячом в цель» Балансировка на фитболе (сидя, стоя на коленях, руки в стороны; лежа на животе, руки в стороны) Отбивание мяча змейкой П/и «Догони мяч» Забрасывание мяча в баскетбольную корзину (с 3 шагов) Метание набивного мяча на дальность Перебрасывание набивного мяча друг другу П/и «Вышибалы» Ведение мяча в движении – м. не теряя мяча (дети передвигаются на слегка согнутых ногах, наклоняя тело несколько вперед, рука ведущая мяч, при этом согнута в локте, кисть со свободно расставленными пальцами накладывается на мяч сверху и от себя, равномерно) Ведение мяча ногой в движении 10м. не теряя мяча (согласованно с передвижением) Броски мяча в корзину 2-мя руками из - за головы (с расстояния 3м., высота - 2м.) Подбрасывать и ловить мяч двумя руками на месте Броски мяча об пол и ловля двумя руками в движении Броски на меткость мяча в ворота (3 из 10) Перебрасывание мяча через сетку Перебрасывание мяча друг другу Отбивание мяча на месте Подбрасывание мяча с хлопками в движении Броски мяча ногой в ворота на меткость Развлечение «Разноцветный быстрый мяч» Забрасывание мяча в баскетбольное кольцо (с 3-х шагов) Метание мяча в вертикальную цель 12 2 3 4 1 июль 2 3 принимать правильное и.п. при метании в вертикальную цель. 3. Учить забрасывать мяч в ворота. 4. Совершенствовать прыжки на мячах-хоппах. Броски 1. Учить определять мяча направление и скорость мяча. 2. Отрабатывать навык отбивания мяча змейкой. 3. Развивать быстроту, выносливость. Перебра 1. Учить правильно, ловить и сывание бросать мяч, регулировать мяча силу броска. 2. Учить передавать мяч ногами друг другу. 3. Развивать координацию движений, глазомер, внимание. Отбиван 1. Учить правильно, ловить ие мяча мяч, удерживать кистями рук. 2. отрабатывать навык ведения мяча в ходе до обозначенного места. 3. Учить останавливать мяч ногой. 4. Развивать ловкость, мышление. Перебра 1. Продолжать учить сывание правильно ловить мяч, мяча удерживать кистями рук. 2. Упражнять в непроизвольном действии с мячами. 3. Развивать координацию. Знакомс 1. Познакомить с мячами тво с фитболами. мячами - 2. Учить правильно сидеть на фитбола фитболах. ми 3. Развивать выносливость, координацию движений. Перебра 1. Отрабатывать умение сывание быстро и точно передавать мяча мяч через сетку. 2. Продолжать учить гасить скорость летящего мяча. 3. Отрабатывать умение передачи мяча дуг другу. (с 3 – 4 м.) Броски мяча в цель (ворота) с помощью ног Прыжки на мячах – хоппах П/и «Гонка мячей по шеренгам» Бросок мяча об стену и ловля его 2 раза (с хлопком) Отбивание мяча одной рукой змейкой Броски мяча вверх, ловля мяча сидя П/и «Не урони мяч» Перебрасывании мяча через сетку одной рукой, ловля двумя руками (в парах) Перебрасывание мяча с одной руки в другую Передача мяча друг другу ногами П/и «Охотники и куропатки» Отбивание мяча правой, левой рукой в движении Перебрасывание мяча друг другу в парах из разных и.п. Броски мяча вверх, дотронуться носков ног, поймать мяч Остановка мяча ногой П/и «Мельница» Перебрасывание мяча стоя и сидя спиной друг к другу Сидя бросить мяч, вскочить на ноги и поймать мяч Прыжки на мячах – хоппах П/и «Лови – не лови» Прокатывание фитбола по г/скамейке; между ориентирами Упражнение с фитболами сидя, лежа. П/и «Пятнашки на улиточках» Перебрасывание мяча через сетку 2 раза из - за головы Передача мяча друг другу ногой Прыжки на мячах - хоппах П/и «Мяч в воздухе» 13 август 4 Упражн ения с мячом фитболо м 1 Упражн ения с мячом фитболо м 2 Перебра сывание мяча 3 Отбиван ие мяча 4 Школа мяча 4. Совершенствовать прыжки на мячах - хоппах. 1. Учить отбивать фитбол двумя руками. 2. Совершенствовать навыки ведения мяча. 3. Продолжать учить регулировать силу отталкивания н/мяча. 1. Продолжать учить гасить скорость летящего мяча, удерживать его кистями рук. 2. Развивать равновесие, координацию движений при балансировке на фитболе. 1. Закреплять умение ловко принимать, быстро и точно передавать мяч партнеру. 2. Отрабатывать мягкую ловлю мяча двумя руками с хлопком. 3. Упражнять в прыжках на мячах -хоппах. 1. Развивать равновесие, координацию движений при балансировке на фитболе. 2. Отрабатывать плавные движения при ведении мяча змейкой. 3. Воспитывать уверенность. 1. Добиваться активного движения кисти руки при броске мяча в корзину. 2. Закреплять умение занимать правильное и.п. при метании на дальность. Отбивание фитбола 2 руками в ходьбе Отбивание мяча правой, левой рукой в движении Прокатывание в ворота набивного мяча друг другу П/и «Салки с мячом» Перебрасывание фитбола друг другу в парах Из положения лежа на (фитболе) на животе переход, прокатываясь вперед (руки упор на полу) П/и «Вышибалы» Перебрасывание мяча через сетку (в парах) Броски мяча вверх с хлопками за спиной Прыжки на мячах - хоппах Передача мяча в парах, тройках с помощью ног П/и «Попади мячом в цель» Балансировка на фитболе (сидя, стоя на коленях, руки в стороны; лежа на животе, руки в стороны) Отбивание мяча змейкой П/и «Догони мяч» Забрасывание мяча в баскетбольную корзину (с 3 шагов) Метание набивного мяча на дальность Перебрасывание набивного мяча друг другу П/и «Вышибалы» Старшая группа Ме № ся заня ц тия Тема занятия Задачи сен 1-2 тя бр ь Вводные 1. Выявить уровень занятия. физической Диагнос подготовленности детей. тика физичес кой подгото Содержание Отбивание мяча-не менее 15 раз не теряя его (дети стоят на месте, наклоняя тело несколько вперед, рука ведущая мяч, при этом согнута в локте, кисть свободно расставленными пальцами накладывается на мяч сверху и от 14 ноябрь октябрь вленнос ти воспита нников 3-4 2.Диагн остика 1. Выявить уровень физической подготовленности детей. 1 3. История возникн овения мяча. Броски мяча 1. Углубить представление детей о спортивных играх с мячом. 2. Познакомить с историей возникновения мяча. 3. Развивать ориентировку в пространстве. 2 Беседа о спортив ной игре «Волейб ол » 3 Беседа о спортив ной игре «Баскет бол » 4 Беседа о спортив ной игре «Футбол » 1 Броски мяча 1. Познакомить детей со спортивной игрой волейбол, правилами игры. 2. Закреплять умение мягко ловить мяч кистями рук. 3. Воспитывать целеустремленность 1. Познакомить детей со спортивной игрой баскетбол, правилами игры. 2. Упражнять в забрасывании мяча в корзину, мягкой ловле кистями рук. 3. Развивать глазомер, ловкость. 1. Познакомить детей со спортивной игрой футбол, правилами игры. 2. Закреплять умение мягко ловить мяч ногой. 3. Воспитывать целеустремленность 1. Учить бросать мяч об пол и ловить его в движении не менее 10 раз подряд. 2. Закрепить навык перебрасывания мяча от плеча одной рукой. 3. Закреплять навык передачи друг другу мяча с себя, равномерно, согласованно с передвижением) Подбрасывать и ловить мяч двумя руками на месте Броски мяча об пол и ловля 2 руками в движении Броски мяча на меткость в цель Перебрасывание мяча через сетку. Перебрасывание мяча друг другу. Отбивание мяча на месте. Подбрасывание мяча с хлопками в движении. Броски мяча в цель на меткость. Знакомство с историей возникновения мяча. Беседа «Спортивные игры с мячом». Д/и «Что это за мяч?» П/и «Что это за мяч?» П/и «Горячая картошка», «Акулы» Беседа о спортивной игре «Волейбол» Броски мяча вверх и ловля его на месте не 20 раз П/и «Ловишка с мячом» Беседа о спортивной игре «Баскетбол» Забрасывание мяча в баскетбольное кольцо Броски мяча вверх с хлопком. П/и «Охотники и куропатки» Беседа о спортивной игре «Футбол» Забрасывание мяча в ворота. Броски мяча друг другу. П/и «Охотники и куропатки» Броски мяча вверх и ловля его в движении (не менее 20 раз) Перебрасывание мяча снизу, от плеча одной рукой (3 – 4 м.) Передача мяча друг другу парами, в тройках П/и «Лови – не лови» 15 декабрь помощью ног. 4. Развивать глазомер, координацию движений. 1. Учить бросать мяч и ловить его двумя руками одновременно. 2. Развивать ловкость при ловле мяча с поворотом кругом. 3. Останавливать мяч в движении. 4. Воспитывать настойчивость в достижении результатов. 1. Учить отбивать мяч по кругу. 2. Закреплять умение бросать мяч и ловить его двумя руками одновременно. 3. Закреплять умение отбивать движущийся мяч ногой. 4. Развивать внимание, координацию движений. 1. Учить перебрасывать и ловить два мяча одновременно. 2. Упражнять ведению мяча по кругу. 3. Совершенствовать прыжки. 4. Совершенствовать умение передавать друг другу мяч ногой в движении. 5. Развивать ловкость 1. Учить управлять своими движениями в разных игровых ситуациях. 2. Упражнять в метании набивного мяча на дальность. 3. Развивать чувство ритма. 2 Броски мяча 3 Отбиван ие мяча 4 Перебра сывание мячей 1 Отбиван ие мяча 2 Баланси 1. Учить балансированию на ровка на фитболе, сохраняя фитболе равновесие. 2. Продолжать учить перебрасывать мяч через сетку. 3. Совершенствовать навыки ведения мяча Броски малого мяча об пол, ловля обеими руками одновременно. Броски мяча вверх с поворотом кругом Присесть на корточки, бросить мяч вверх, вскочить на ноги, поймать мяч . Остановка движущегося мяча с помощью ног П/и «Мяч в воздухе» Отбивание мяча по кругу . Броски малого мяча об пол, ловля обеими руками одновременно .Перебрасывание мяча друг другу разными способами Остановка и отбивание мяча с помощью ног П/и «Кого назвали, тот и ловит» Перебрасывание двух мячей впарах одновременно Ведение мяча, продвигаясь по кругу Прыжки на мячах - хоппах Передача мяча ногой в движении П/и «Охотники и зверь» Отбивание мяча поочередно правой, левой рукой несколько раз подряд Перебрасывание двух мячей в парах одновременно Метание набивного мяча на дальность П/и «Гонка мячей по шеренгам» Балансировка на фитболе (сидя, стоя на коленях, руки в стороны; лежа на животе, руки в стороны) Перебрасывание мяча через сетку Ведение мяча в движении П/и «Меткий стрелок» 16 3 4 1 январь 2 3-4 Забрасы вание мяча 1. Добиваться активного движения кисти руки при броске мяча в корзину. 2. Упражнять в быстрой смене движений. 3. Закреплять умение ловко принимать, быстро и точно передавать мяч партнеру. 4. Закреплять умение забрасывать мяч в ворота в движении. 5. Развивать ориентировку в пространстве. Бросани 1. Учить соразмерять силу е и броска с расстоянием. 2. Продолжать учить гасить ловля скорость летящего мяча, мяча удерживать его кистями рук. 3. Развивать глазомер Ведение 1. Учить вести мяч с поворотом. мяча 2. Закрепить умение делать хороший замах, энергичный бросок. 3. Закрепить умение вести мяч ногой, с помощью ориентиров. 4. Развивать выносливость. Ведение 1. Учить управлять мячом, мягко отталкивая кистью. 2. мяча Закреплять умение работать в парах. 3.Упражнять в непроизвольном действии мячом 4. Развивать внимание. Перебра 1. Учить ловко принимать и сывание точно передавать мяч друг другу во время ходьбы. мяча 2. Упражнять в быстрой смене движений. 3. Упражнять в умении передачи мяча в движении. 4. Развивать ориентировку в пространстве. Забрасывание мяча в корзину с трех шагов Прокатывание набивного мяча из разных и.п. Перебрасывание мяча через сетку одной рукой, ловля двумя руками Броски мяча в ворота в движении П/и «Горячая картошка» Бросание и ловля набивного мяча Забрасывание мяча в корзину с трех шагов Перебрасывание мяча в парах разными способами П/и «Пятнашки на улиточках» Ведение мяча с поворотом .Бросание мяча до указанного ориентира .Прыжки на мячах - хоппах .Ведение мяча ногой с помощью ориентиров П/и «Мяч капитану» Ведение мяча, продвигаясь бегом. Перебрасывание мяча через сетку в парах Подбрасывание и ловля мяча с поворотом П/и «Мяч - ловцу» Перебрасывание мяча друг другу во время ходьбы Ведение мяча с поворотами Отбивание мяча по кругу. Передача мяча ногой в движении П/и «Мельница» 17 Забрасы вание мяча 21 2 20 Броски мяча 3 Передач а мяча 4 Баланси ровка на фитболе 1 Отбиван ие мяча 2 Ведение мяча март февраль 1 1. Учить отбивать мяч ладонями в движении 2. Упражнять ведению мяча в беге. 3. Упражнять в перебрасывании мяча ногой друг другу в движении. 4. Развивать глазомер, ловкость, чувство ритма. 1. Закреплять навык забрасывания мяча в корзину. 2. Упражнять в быстрой и точной передаче мяча в парах, во время ходьбы. 3. Упражнять в умении броска в ворота на меткость. 4. Развивать глазомер, ловкость. 1. Учить определять направление и скорость мяча, удерживать кистями рук. 2. Упражнять вперебрасывании набивного мяча в парах. 3. Передача мяча в парах. 4. Развивать координацию движений 1. Закреплять навык устойчивого равновесия при балансировке на фитболе. 2. Продолжать учить гасить скорость летящего мяча, удерживать его кистями рук. 3. Развивать внимание. 1. Закреплять умение отбивать мяч ладонями в нужном направлении. 2. Упражнять в точной передаче мяча друг другу. 3. Закреплять умение останавливать мяч ногой в движении. 4. Совершенствовать технику движений. 1. Учить мягкими, плавными движениями вести мяч в разных направлениях. 2. Добиваться активного движения кисти руки при броске мяча в корзину. Броски мяча о стену, ладонью отбить обратно, затем поймать Ведение мяча, продвигаясь бегом Подбрасывание малого мяча одной рукой и ловля 2 руками одновременно П/и «Ловишка с мячом» Забрасывание мяча в баскетбольное кольцо (с 3 шагов) Перебрасывание мяча друг другу во время ходьбы Бросание мяча в вертикальную цель (с 3-4м.) Бросок мяча ногой в ворота на меткость П/и «Попади мячом в цель» Передача мяча с отскоком от пола из одной руки в другую в движении Перебрасывании мяча друг другу во время ходьбы.Перебрасывание набивного мяча в парах П/и «Мельница» Лежа на животе на фитболе, поворот на спину Балансировка на фитболе лежа на животе Перебрасывание мяча через сетку двумя руками из-за головы П/и «Охотники и куропатки» Отбивание мяча толчком двух ладоней в нужном направлении . Перебрасывание мяча друг другу в парах во время бега. Остановка и передача мяча в движении П/и «не урони мяч» Ведение мяча в разных направлениях, с остановкой на сигнал . Бросание мяча в корзину двумя руками из-за головы Ведение мяча в движении .Прыжки 18 3 Ведение мяча 4 Забрасы вание мяча 3. Закреплять умение вести мяч ногой с помощью ориентиров. 4. Развивать ориентировку в пространстве. 1. Продолжать учить мягкими, плавными движениями вести мяч в разных направлениях, останавливаться на сигнал. 2. Упражнять в слитном выполнении замаха и броска мяча в корзину с разного расстояния 1. Продолжать учить занимать правильное и.п. при забрасывании мяча в корзину. 2. Закреплять умение гасить скорость летящего мяча, удерживать его кистями рук. 3. Закреплять умение броска мяча ногой в ворота на меткость. 4. Отрабатывать навык отбивания мяча на месте. 5. Развивать выносливость 1. Закреплять умение правильно ловить мяч, удерживать кистями рук. 2. Упражнять в точной передаче мяча друг другу. 3. Развивать глазомер, ловкость. на мячах – хоппах П/и «Лови – не лови» Ведение мяча правой, левой рукой в разных направлениях, с остановкой на сигнал . Бросание мяча в корзину от плеча с разного расстояния П/и «Пятнашки на улиточках» Забрасывание мяча в корзину с трех шагов Отбивание мяча толчком двух ладоней в нужном направлении .Бросок мяча в ворота на меткость . Отбивание мяча на месте П/и «Футбол» Броски мяча 2 Перебра сывание мяча 1. Закреплять умение ловко принимать, быстро и точно передавать мяч партнеру. 2. Отрабатывать мягкую ловлю мяча двумя руками с хлопком. 3. Упражнять в прыжках на мячах -хоппах. Перебрасывание мяча через сетку (в парах) Броски мяча вверх с хлопками за спиной Прыжки на мячах - хоппах Передача мяча в парах, тройках с помощью ног П/и «Попади мячом в цель» 3 Отбиван ие мяча 1. Развивать точность движений при переброске мяча через сетку. 2. Отрабатывать навык ведения мяча змейкой. 3. Отрабатывать умение передачи мяча ногой в движении. Перебрасывание мяча через сетку, отбивание толчком двух ладоней .Ведение мяча змейкой, с остановкой на сигнал .Передача мяча ногой в движении Прыжки на мячах хоппах П/и «Гонка мячей по апрель 1 Броски мяча с хлопком и ловля его в движении Перебрасывание 2 мячей одновременно в парах Перебрасывание мяча друг другу от плеча одной рукой (3-4м.) П/и «Салки с мячом» 19 4 май 14 4. Совершенствовать прыжки на мячах - хоппах. Перебра 1. Упражнять в сы вание перебрасывании мячей в парах различными мяча способами. 2. Закреплять умение видеть мяч, быстро реагировать на его полет. 3. Развивать координацию движений. Диагнос 1. Выявить уровень тика физической подготовленности детей. Итогово е См. приложение шеренгам» Перебрасывание мяча стоя и сидя спиной друг к другу .Отбивание фитбола двумя руками в ходьбе. Перебрасывание мяча через сетку П/и «Пятнашки на улиточках» Ведение мяча в движении – м. не теряя мяча (дети передвигаются на слегка согнутых ногах, наклоняя тело несколько вперед, рука ведущая мяч, при этом согнута в локте, кисть со свободно расставленными пальцами накладывается на мяч сверху и от себя, равномерно) Ведение мяча ногой в движении 10м. не теряя мяча (согласованно с передвижением) Броски мяча в корзину 2-мя руками из - за головы (с расстояния 3м., высота - 2м.) Подбрасывать и ловить мяч двумя руками на месте Броски мяча об пол и ловля двумя руками в движении Броски на меткость мяча в ворота (3 из 10) Развлечение «Разноцветный быстрый мяч» 2.3. Особенности взаимодействия педагога с семьями воспитанников Важнейшим условием развития детей является взаимодействие с родителями по вопросам физического развития ребёнка, непосредственного вовлечения их физкультурно-оздоровительную деятельность Цель взаимодействия с семьёй: создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности ребёнка. Взаимодействие с семьёй должно быть построено на основе гуманно-личностного подхода, согласно которому признаётся право родителей на уважение, понимание. Задачи взаимодействия педагога дополнительного образования по реализации дополнительной общеразвивающей программы «Школа мяча» с семьёй: - Изучение отношения родителей к различным вопросам физического развития детей, условий организации разнообразной деятельности в семье; - Информирование родителей об актуальных задачах обучения детей на разных возрастных этапах их развития и о возможностях педагога и семьи в решении данных задач; 20 - Создание условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагога и родителей с детьми, возникновению чувства единения, радости, гордости за полученные результаты; - Привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях. - Поощрение родителей за внимательное отношений к разнообразным стремлениям и потребностям ребёнка и создание необходимых условий для их удовлетворения в семье. Перспективный план работы с родителями Формы работы Задачи Организация совместных практических мероприятий с детьми и родителями – развлечения. досуги, праздники. Доставить радость общения и единения детям и родителям; повышать интерес детей к физической культуре, в частности к играм с мячом. Открытые мероприятия для родителей по оказанию дополнительной услуги «Школа мяча» Познакомить родителей со структурой занятия, показать разнообразные методы и приемы организации детей на занятии. Консультации Дать представление родителям о значении игр и игр-упражнений с мячом во всестороннем развитии ребенка. Информирование родителей о формировании умений использовать игры с мячом в оздоровлении детей, развитии социальных качеств. Обратить внимание на вопросы оздоровления детей, укрепления их иммунной системы. Привлечь родителей к выполнению совместных заданий с детьми. Наглядная информация Общее родительское собрание Домашние задания Средний дошкольный возраст Спортивное развлечение «Мой весёлый звонкий мяч» Старший дошкольный возраст Спортивноразвлекательное мероприятие, посвященное 23 февраля. «Летние олимпийские игры» Неделя здоровья. Открытое занятие для родителей по реализации дополнительной общеразвивающей программы «Школа мяча» «Учимся играть вместе: развивающие игры с мячом» Неделя здоровья. Открытое занятие для родителей по реализации дополнительной общеразвивающей программы «Школа мяча» «Игры с мячом – польза для всего организма» «Главная игрушка в жизни ребёнка-мяч» «Такие разные мячи» «Игры с мячом как средство физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста» Оформление коллажа из фотографий «Мяч помощник нам в игре, ты бери его везде» 21 3. Организационный раздел 3.1. Описание материально-технического обеспечения Программы № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10 Наименование оборудования Мяч резиновый малый Мяч резиновый большой Мяч мини-баскетбольный Мяч мини-футбольный Набивной мяч Мяч-хопп Фитбол Баскетбольная корзина Футбольные ворота Конкус-ориентир Количество 25 шт. 25 шт. 10 шт. 10 шт. 15 шт. 6 шт. 15 шт. 4 шт. 1 пара 8 шт. 3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания 1. Адашкявичене Э.Й. Баскетбол для дошкольников. М.,1983. 2. Алексанрова Е.Ю. Оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении. Волгоград, 2007. 3. Буцинская П.П., Васюкова В.И., Лескова Г.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду. М., 1990. 4. Вавилова Е.Н. Учите детей бегать, прыгать, лазать, метать. М., 1983. 5. Гришин В.Г. Игры с мячом и ракеткой. М., 1982. 6. Конеева Е.В. Детские подвижные игры. РНД., 2006. 7. Николаева Н.И. «Школа мяча». М., 2008. 8. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с дошкольниками. М., 1988. 9. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка. М., 2008 10.Филлипова С.О. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения. СПб., 2005 11.Харченко Т.Е. Утренняя гимнастика в детском саду. М., 2011. 12.Яковлева Л.В. Юдина Р.А. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет. Владос,2003 3.3. График реализации Программы Программа «Школа мяча» для дошкольников рассчитана на 1 год обучения для каждой возрастной группы. Программа предполагает проведение занятий с обучающимися 1 раз в неделю. Продолжительность занятий: средняя группа – 20 минут, старшая – 25 мин, подготовительная к школе – 30 мин. 3.4.Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий 1. Проведение спортивных праздников и развлечений: «Мой веселый звонкий мяч», «Летние олимпийские игры» и др. 2.Участие в ежегодном творческом отчете. 22 3.Участие в городских спортивных мероприятиях («Папа, мама, я – спортивная семья»). 4. Консультация для родителей (назначение игр и игр-упражнений с мячом во всестороннем развитии ребенка). 3.5.Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды Развивающая среда физкультурного зала соответствует требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13, ФГОС ДО и обеспечивает возможность двигательной активности детей, а также совместной деятельности детей и взрослых. Принципы построения предметно-развивающей среды: 1. дистанции, позиции при взаимодействии; 2. активности, самостоятельности, творчества; 3. стабильности - динамичности; 4. эмоциональности, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого; 5. сочетание привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды; Занятия проводятся в спортивном зале. В зале созданы условия для нормального психосоциального развития детей: спокойная и доброжелательная обстановка, внимание к эмоциональным потребностям детей, представление самостоятельности и независимости каждому ребенку, представление возможности каждому ребенку самому выбрать себе партнера для общения, созданы условия для развития и обучения. 23