I. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Адаптированная образовательная программа по развитию ребенка-инвалида дошкольного возраста разработана в соответствии: Приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17 октября 2013 года «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования; ч.1 ст.79 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30.08.2013 №1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»; Приказом Минздравсоцразвития РФ № 379н от 4 августа 2008 г. «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации». Программа реализуется с 13.08.18. до 31.05.2024 г. Приказ о зачислении в МБДОУ «Детский сад №14 «Золотая рыбка» от 13.08.2018 №50, (реорганизация в форме присоединения к МАДОУ № 9 «Теремок» 2022 г.). Программа предназначена для педагогов, работающих с детьми-инвалидами 2-7 лет с деформацией левой кисти. Состоит из игровых упражнений и занятий, по развитию способностей к самообслуживанию, обучению. В Программу включены комплексы дидактических игр, занятий, игровых ситуаций, упражнений, проводимых воспитателем, в ходе индивидуальной работы с ребенком, в режимных моментах, в совместной деятельности. 1.1.1. Цели и задачи реализации Программы Цель: обеспечение коррекции нарушений развития ребёнка-инвалида, оказание квалифицированной помощи в освоении Программы. Создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьей воспитанника и развития компетентности родителей; обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада. Задачи: - Совершенствовать навыки самообслуживания (формирование привычки следить за внешним видом, быстро и правильно умываться, самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать свои вещи, выполнять правила культуры еды); - способствовать формированию элементарных навыков обучения; 1.1.2.Принципы и подходы, реализуемые в Программе Реализация Программы осуществляется на основе принципов и подходов: Принцип гуманизма - веры в возможности ребенка. Реализация гуманистического подхода предполагает поиск позитивных ресурсов для преодоления возникших трудностей и проблем, сохранения веры в положительные качества и силы человека. Основа взаимоотношений с ребенком - вера в позитивные силы и возможности ребенка. Решение проблемы с максимальной пользой и в интересах ребёнка. 2 Принцип системности. Принцип системного подхода - предполагает понимание человека как целостной системы. В соответствии с принципом системности организация коррекционно-развивающей работы с ребенком - инвалидом, имеющим трудности в развитии, должна опираться на компенсаторные силы и возможности ребенка. Единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений ребенка - инвалида. Всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка, а также участие в данном процессе всех участников образовательного процесса. Принцип непрерывности. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи и определения подхода к решению проблемы. Принцип реальности. Предполагает, прежде всего, учет реальных возможностей ребенка и ситуации. Коррекционно-развивающая работа должна опираться на комплексное, всестороннее и глубокое изучение личности ребенка. Принцип деятельностного подхода. Предполагает, прежде всего, опору коррекционноразвивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту, а также его целенаправленное формирование, так как только в деятельности происходит развитие и формирование ребенка. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников) и детей. Такой тип взаимодействия предполагает базовую ценностную ориентацию на достоинство каждого участника взаимодействия, уважение и безусловное принятие личности ребенка, доброжелательность, внимание к ребенку, его состоянию, настроению, потребностям, интересам. Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частью социальной ситуации развития ребенка в организации, условием его эмоционального благополучия и полноценного развития. Позитивная социализация ребенка предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми, направленного на создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире. Индивидуализация дошкольного образования предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития, с характерными для данного ребенка спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и возрастные психологические особенности. Для реализации этого принципа необходимы регулярное наблюдение за развитием ребенка, сбор данных о нем, анализ его действий и поступков; помощь ребенку в сложной ситуации. Возрастная адекватность образования. Этот принцип предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями ребенка. Важно использовать все специфические виды детской деятельности, опираясь на особенности возраста и задачи развития, которые должны быть решены в дошкольном возрасте. Деятельность педагога должна быть мотивирующей и соответствовать психологическим законам развития ребенка, учитывать его индивидуальные интересы, особенности и склонности. Развивающее вариативное образование. Этот принцип предполагает, что образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учетом его интересов, мотивов и способностей. Данный принцип предполагает работу педагога с ориентацией на зону ближайшего 3 развития ребенка (Л.С. Выготский), что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей ребенка. Содержание программы построено в соответствии с принципами структурированного обучения: 1. Занятие строится исходя из интересов ребенка (больше любит рисовать, играть с куклами, пазлами и т.д.). 2. Последовательность в своих действиях (все сказанное педагогом подтверждается последующими действиями). 3. От простого к сложному. Занятия начинаются с простых знакомых ребенку упражнений, которые связаны с положительными эмоциями. 4. Многократное повторение, не только на занятиях, но и в бытовых ситуациях, игре способствует выработке и закреплению необходимого навыка или знания. 5. В работе используется принцип наглядности в обучении с последующим переносом в игровую деятельность. Содержание Программы построено в соответствии с подходами: Индивидуальный подход - предполагает, что педагогический процесс осуществляется с учетом индивидуальных особенностей ребенка – инвалида, в значительной мере влияющих на его поведение в различных жизненных ситуациях. Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воздействия с целью достижения оптимальных результатов воспитательного и обучающего процесса по отношению к ребенку-инвалиду Социокультурный подход образования определяется характером взаимодействия ребенка со взрослыми, другими детьми, предметно-пространственным миром. Возрастной подход к воспитанию и обучению предполагает ориентировку педагога в процессе воспитания и обучения на закономерности развития личности ребенка-инвалида (физиологические, психические, социальные и др.), а также социально-психологические особенности, обусловленные его возрастом. Личностно-ориентированный подход - в своей работе педагоги следуют правилам, выработанными практикой личностно - ориентированного воспитания: выбирают формы воспитательного процесса, которые не наносят ущерба здоровью ребенка-инвалида; поддерживают его эмоциональное благополучие. Деятельностный подход - предполагает, что в основе развития ребенка инвалида лежит не пассивное созерцание окружающей действительности, а активное и непрерывное взаимодействие с ней. 1.1.3 Индивидуальные особенности Ребенок - инвалид посещает общеразвивающую группу . Категория: «ребенок-инвалид» установлена до 01.04.2024. Группа здоровья: v. Краткая психолого-педагогическая характеристика Социальное развитие. Ребенок дружелюбен по отношению к окружающим. В поведении свойственна подражательность действиям. Способность к общению. Ребенок открыт, доброжелателен по отношению к сверстникам и к взрослым. Легко идет на контакт. Способность к самообслуживанию. Культурно-гигиенические навыки соответствуют возрасту: ребенок умеет есть ложкой, пить из чашки, знает свою кроватку, может самостоятельно раздеться. Требуется помощь взрослого при одевании. 4 Игра. Игровые умения в стадии формирования. Ребенок принимает участие в играх, , но ему требуется поддержка и помощь воспитателя в качестве постоянного привлечение внимания. Формируются начальные игровые умения, манипулирование предметами. Познавательное развитие. Познавательная деятельность характеризуется неустойчивостью внимания. Объем памяти соответствует возрасту ребёнка. Отмечается средний уровень восприятия. Речевое развитие. Сформированность речи соответствует возрасту. Активный словарь пополняется. Показания к проведению реабилитационных или абилитационных мероприятий: 1. Способность к самообслуживанию – 1 - (до 05.03.2020г.); 2- (до 01.04.2021г.); 3- (до 01.04.2022 г.), 4- (до 01.04.2023г.), 5-(до 01.04.2024 г.). 2. Способность к обучению – 1 (до 05.03.2020г.) 1.1.4. Планируемые результаты 2-4 года. Раздевается (перед сном) и одевается (после сна) с Способность к самообслуживанию помощью взрослого. Сама снимает и одевает колготки, носки, сандалики. Бережно относится к одежде, а также к игрушкам и другим предметам. Ребенок соблюдает гигиенические правила. Умеет мыть руки с мылом перед едой и после пользования туалетом, загрязнения (с частичной помощью взрослого); Старается завертывать рукава (с помощью взрослого.) Находит свое полотенце по картинке. Правильно вытирает руки (насухо). Проситься в туалет. Соблюдает правила поведения во время мытья рук. (не шумит, не разбрызгивать воду). Открывает и закрывает кран с помощью взрослого. Пользуется только своей расческой, носовым платком. Умеет пользоваться салфеткой. Пытается соблюдать правила поведения за столом во время еды. Благодарит взрослого после приема пищи и после какой -либо помощи (при напоминании взрослым) Правильно держит ложку. Старается есть аккуратно (не всегда получается). Говорит, что хочет пить, хочет в туалет. Знает свою кровать. 5-7 лет. Умеет быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу (раскладывать одежду в определенные места, опрятно заправлять постель, самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, палитру, протирать столы. 5 Способность к обучению С интересом занимается индивидуально. Знает только два цвета (желтый, зеленый). Знает, что мяч круглый. Сенсорное развитие соответствует возрасту. Собирает пирамидки, собирает матрешку, полянку. Развитие мелкой и общей моторики рук и развитие речи соответствуют возрасту ребенка. Может сама собрать шарики в лабиринте. Лепит шарик, колбаску, умеет расплющивать шарик во время лепки. Собирает прищепки по цвету. Координацию движения развита хорошо. Ребенок легко повторяет простые действия, подражает, повторяет звуки. Легко передвигается по скамейке, ходит по узкой палочке. 2. Содержательный раздел 2.1 Взаимодействие с педагогами и семьей ребенка-инвалида Основные формы взаимодействия с семьей: - знакомство с семьей: встречи - знакомства, посещение семьи; - ознакомление родителей с адаптированной развивающей программой, ее целями и задачами; - социально-педагогическая диагностика (беседы, тестирование, анкетирование); - индивидуальное консультирование по результатам коррекционно-развивающей работы с ребенком; - обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития в разных видах детской деятельности (семинары-практикумы, мастер-классы, тренинги, папкипередвижки, информационные буклеты); - совместная деятельность: привлечение родителей к организации конкурсов, семейных праздников, выставок творческих работ. Принципы взаимодействия с семьей: Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива ДОУ и родителей в поиске современных форм и методов сотрудничества с семьей; Принцип открытости и доверия – предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду; Принцип сотрудничества - общение «на равных»; совместная деятельность, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения; Принцип согласованного взаимодействия - возможность высказывать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах воспитания; Принцип воздействия на семью через ребенка – если жизнь в группе эмоционально насыщена, комфортна, содержательна, то ребенок обязательно поделится впечатлениями с родителями. План развивающей работы в условиях семьи Направление Способность к самообслуживанию Содержание Развивать представления ребенка об одежде, название вещей. Развивать умения последовательно одеваться. Воспитывать бережного отношения к одежде. Способствовать выполнение совместных действий, сопровождаемых комментарием родителей. 6 (частичная помощь взрослого). Способствовать в умении овладеть простейшими микропроцессами. (помочь надеть или снять носочки, колготки, маячку) Научить соблюдать гигиенические правила. Учить мыть руки с мылом перед едой и после пользования туалетом, загрязнения; Упражнять в умении завертывать рукава с помощью взрослого. Учить находить свое полотенце. Учить насухо вытирать руки. Формировать умение проситься в туалет Учить соблюдать правила поведения во время мытья рук Учить вести себя в соответствии с правилами поведения (не шуметь, не разбрызгивать воду). Упражнять в умении завертывать рукава самостоятельно и с помощью взрослого. Учить открывать и закрывать кран самостоятельно. Совершенствовать умение мыть руки с мылом перед едой и по мере загрязнения, после пользования туалетом. Учить пользоваться индивидуальной расческой, носовым платком, салфеткой. Формировать правильное поведение за столом во время еды. Учить благодарить взрослого после приема пищи и после какой либо помощи. Совершенствовать умение правильно держать ложку. Воспитывать культуру поведения за столом. Совершенствовать умение есть аккуратно. Упражнять в умении жестом или звуками подавать знак, что ребенок хочет пить. Сформировать представление о предметах одежды и обуви, о правилах обращения с предметами для самообслуживания(мыло полотенце, водопроводный кран), Учить жестами или звуками обращаться за помощью. Совершенствовать умение самостоятельно и с помощью взрослого одеваться, раздеваться, аккуратно складывать одежду и вешать, ставить на место обувь. Воспитывать стремление быть опрятным. Воспитывать бережное отношение к своим вещам. Взрослые должны содействовать в процессе, связанном с прогулкой и сном, приучать ребенка одеваться с помощью взрослого (снимать шапку, сапоги, шорты), приводить в порядок и аккуратно складывать одежду, ставить на место обувь. Учить бережно относиться к вещам, игрушкам и другим предметам. Учить обращать внимание за порядок в комнате. Приучать с помощью взрослого убирать игрушки. Формировать представление детей о том, что нельзя шуметь, когда ложишься спать. Учить слушать взрослого, выполнять указания взрослого, откликаться на просьбы и требования. 7 Способность к обучению Развивать цветоразличения и форм предмета. Развивать произвольное внимание. Способствовать сенсорному развитию. Способствовать развитию мелкой моторики рук и общей моторики рук. Развивать координацию движений. Развивать подражательность. Учить выполнять простые действия. Учить повторять разные звуки. Способствовать развитию речи и слуховой памяти. Ребенок - инвалид в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка - инвалида, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико - социальной экспертизы имеет ограничения: 1. Способность к самообслуживанию – 1 - (до 05.03.2020г.), 2. Способность к обучению – 1 (до 05.03.2020г.) 2- (до 01.04.2024 г.) Формы организации совместной деятельности: - игровая деятельность (дидактические игры и упражнения, игровые ситуации, игрыдраматизации, подвижные и музыкальные игры с правилами); - режимные моменты; - рисование; Индивидуальные занятия направлены на развитие и поддержку способностей ребенка в соответствии с его возможностями. Они строятся на оценке достижений ребенка и определения зоны его ближайшего развития. Обязательным условием развития ребенка является взаимодействие с другими детьми в микрогруппах, что способствует формированию социальных навыков общения и взаимодействия. Педагоги способствуют взаимодействию детей в микрогруппах через организацию игровой и исследовательской деятельности. Дети, манипулируя с проедметами и игрушками помогают ребенку общаться, взаимодействовать с другими детьми, согласовывать свои действия. Педагог Воспитатель Задачи коррекционно-развивающей работы Самообслуживание. Совершенствовать умение с помощью взрослого одеваться, раздеваться, аккуратно складывать одежду и вешать, ставить на место обувь. Воспитывать стремление быть аккуратным, опрятным. Закрепить правила поведения в раздевальной комнате. Формировать умение правильно садиться за стол. Учить находить свою кроватку. Формировать умение правильно нести стульчик к столу. Развивать умение замечать непорядок в одежде и устранять его при помощи взрослых. Воспитывать у ребенка опрятность, привычку следить за своим внешним видом. Воспитывать привычку при помощи взрослых,умываться, мыть руки 8 с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом. Закреплять умение пользоваться расческой, носовым платком; Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи: умение брать пищу понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно держать столовыми приборами (ложка,). Способность к обучению. Организовать индивидуальную работу с облегченным вариантом подачи программного материала, в соответствии с возможностями ребенка. Отведение более длительного интервала времени на усвоение изучаемого материала. Развитие цветоразличения, целостного восприятия. Способствовать изучению форм. Развивать произвольного внимания. Способствовать сенсорному развитию. Способствовать развитие мелкой моторики руки и развитию речи. Развивать общую моторику. Развивать координацию движений. Развивать подражательность. Учить выполнять простые действия. Учить повторять разные звуки. Способность к самообслуживанию Первая степень самообслуживания – способность к самообслуживанию при более длительной затрате времени, дробности его выполнения, сокращении его объема с использованием при необходимости вспомогательных технических средств. План работы воспитателя Сентябрь, октябрь, ноябрь 2018 Навыки личной гигиены Учить мыть руки с мылом перед едой и после пользования туалетом, загрязнения; Упражнять в умении завертывать рукава с помощью взрослого. Учить находить свое полотенце по картинке. Учить насухо вытирать руки. Формировать умение проситься в туалет Учить соблюдать правила поведения во время мытья рук. Дидактическая игра «Поможем кукле Маше помыть руки». Дидактическая игра «Найди свой полотенец по картинке» Самообслуживание Совершенствовать умение самостоятельно и с помощью взрослого одеваться, раздеваться, аккуратно складывать одежду и вешать, ставить на место обувь. Воспитывать стремление быть аккуратным, опрятным. Закрепить правила поведения в раздевальной комнате. Формировать умение правильно садиться за стол. Учить находить свою кроватку. Формировать умение правильно нести стульчик к столу. Игровая ситуация «Кукла Маша собирается спать». Дидактическая игра «Кукла Маша собирается на прогулку» Дидактическая игра «Накроем на стол». Навыки культурной еды Формировать умение правильно держать ложку. 9 Учить пользоваться салфеткой во время приема пищи. Упражнять в умении жестом или звуками подавать знак, что ребенок хочет пить. Дидактическая игра «Накроем на стол». Игровая ситуация «Вместе пообедаем». Декабрь, январь, февраль 2019 Навыки личной гигиены Учить мыть руки с мылом перед едой и после пользования туалетом, загрязнения; Упражнять в умении завертывать рукава с помощью взрослого. Учить находить свое полотенце по картинке. Учить насухо вытирать руки. Формировать умение проситься в туалет Учить соблюдать правила поведения во время мытья рук Учить вести себя в соответствии с правилами поведения (не шуметь, не разбрызгивать воду). Упражнять в умении завертывать рукава самостоятельно и с помощью взрослого. Учить открывать и закрывать кран самостоятельно. Совершенствовать умение мыть руки с мылом перед едой и по мере загрязнения, после пользования туалетом. Учить пользоваться индивидуальной расческой, носовым платком. Дидактическая игра «Моем руки» Чтение А.Барто «Девочка чумазая» Игровая ситуация «Наши чистые ручки» Самообслуживание Учить жестами или звуками обращаться за помощью. Совершенствовать умение самостоятельно и с помощью взрослого одеваться, раздеваться, аккуратно складывать одежду и вешать, ставить на место обувь. Воспитывать стремление быть опрятным. Воспитывать бережное отношение к своим вещам. Формировать умение правильно садиться за стол. Учить находить свою кроватку. Формировать умения правильно вести себя в раздевальной комнате Дидактическая игра «Кукла Маша раздевается перед сном» Игровая ситуация «Оденемся после сна». Навыки культурной еды Совершенствовать умение правильно держать ложку. Воспитывать культуру поведения за столом. Совершенствовать умение есть аккуратно. Упражнять в умении жестом или звуками подавать знак, что ребенок хочет пить. Дидактическая игра «как правильно вести себя за столом» Игровая ситуация «накрываем на стол и будем обедать» Март, апрель, май 2019 Навыки личной гигиены Учить мыть руки с мылом перед едой и после пользования туалетом, загрязнения; Упражнять в умении завертывать рукава с помощью взрослого. Учить находить свое полотенце по картинке. Учить насухо вытирать руки. 10 Формировать умение проситься в туалет Учить соблюдать правила поведения во время мытья рук Учить вести себя в соответствии с правилами поведения (не шуметь, не разбрызгивать воду). Упражнять в умении завертывать рукава самостоятельно и с помощью взрослого. Учить открывать и закрывать кран самостоятельно. Совершенствовать умение мыть руки с мылом перед едой и по мере загрязнения, после пользования туалетом. Учить пользоваться индивидуальной расческой, носовым платком. Дидактическая игра «Моем руки» Чтение стихотворения В. Степанова «Чистюля» Игровая ситуация «Веселые ладошки» Самообслуживание Учить жестами или звуками обращаться за помощью. Совершенствовать умение самостоятельно и с помощью взрослого одеваться, раздеваться, аккуратно складывать одежду и вешать, ставить на место обувь. Воспитывать стремление быть опрятным. Воспитывать бережное отношение к своим вещам. Формировать умение правильно садиться за стол. Учить находить свою кроватку. Формировать умения правильно вести себя в раздевальной комнате Дидактическая игра «Кукла Маша раздевается перед сном» Игровая ситуация «Оденемся после сна». Формировать представление детей о том, что нельзя шуметь, когда ложиться спать. Навыки культурной еды Совершенствовать умение правильно держать ложку. Воспитывать культуру поведения за столом. Совершенствовать умение есть аккуратно. Упражнять в умении жестом или звуками подавать знак, что ребенок хочет пить. Учить благодарить взрослого после приема пищи. Дидактическая игра «Как правильно вести себя за столом» Игровая ситуация «Накрываем на стол и будем обедать» Способность к обучению Первой степени - способность к обучению, а также к получению образования определенного уровня в рамках государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях общего назначения с использованием специальных методов обучения, специального режима обучения, с применением при необходимости вспомогательных технологических сред и технология. План работы воспитателя Сентябрь, октябрь, ноябрь 2018 Развитие цветоразличения, целостного восприятия. Изучение форм. Настольная игра «Собери пирамидку по цвету», «Собери пирамидку». Развитие произвольного внимания: упражнения «Хлопни в ладоши, если увидишь зайчика», «Топни ножками, если увидишь котенка». Сенсорное развитие. «Собери стаканчики по цвету», «Собери стаканчики по форме», «Домик», «Собери и разбери матрешку», «Разноцветные шнурки», «Полянка». Развитие мелкой моторики рук: «Перекати шарики по дорожке», «Полянка», «Домики», «собери бусинки», Закрути шуруп». 11 Развивать общую моторику и координацию движений. Пальчиковая игра «Мальчикипальчики». «Греем ладошки». «Тест месим на пирожки» Развивать координацию движений: Игры в движении «Пройди по мостику», «По ровненькой дорожке», «Ручеек», «Переползи по скамейке». Развивать подражательность. Упражнения «Кто это?», «Что делает Зайка?» Учить выполнять простые действия: Возьми мыло. Помой руки. Вымой руки. Возьми полотенце. Вытри лицо. Вытри руки. Возьми зубную щетку. Почисти зубы. Возьми расческу. Причеши волосы. «Бусинки». «Одень сандалики». Декабрь, январь, февраль 2019 Развитие целостного восприятия. Изучение форм. Настольная игра «Какой формы предмет», «Собери пирамидку». Развитие внимания. Упражнения «Прыгни как зайка если увидишь красный шарик», «Топни ножками, если услышишь музыку». Сенсорное развитие. «Собери стаканчики по цвету», «Собери стаканчики по форме», «Домик», «Собери и разбери матрешку», «Разноцветные шнурки», «Полянка». «Большеменьше», «Много- мало» Развитие мелкой моторики рук: «Перекати шарики по дорожке», «Полянка», «Домики», «Собери бусинки», «Волшебные камушки» «Паровозик», «Безиборд». Развивать общую моторику и координацию движений. Пальчиковая игра «Рыбки». «Зайка». «Веселые пальчики» Развивать координацию движений: Игры в движении «Паровозик», «По ровненькой дорожке», «Все за мной», «Переползи по скамейке». Развивать подражательность. Упражнения «Кто, что делает?», «Что делает мальчик?» Учить выполнять простые действия: Возьми мыло. Помой руки. Вымой руки. Возьми полотенце. Вытри лицо. Вытри руки. Возьми зубную щетку. Почисти зубы. Возьми расческу. Причеши волосы. «Бусинки». «Одень сандалики» Учить повторять разные звуки. Упражнение «Кто как кричит?» «Что это за звук?» Март, апрель, май 2019 Развитие цветоразличения, целостного восприятия. Изучение форм. Настольная игра «Собери пирамидку по цвету», «Собери пирамидку». Развитие произвольного внимания: упражнения «Хлопни в ладоши, если увидишь зайчика», «Топни ножками, если увидишь котенка». Сенсорное развитие. «Собери стаканчики по цвету», «Собери стаканчики по форме», «Домик», «Собери и разбери матрешку», «Разноцветные шнурки», «Полянка». Развитие мелкой моторики рук: «Перекати шарики по дорожке», «Полянка», «Домики», «собери бусинки», Закрути шуруп». Развивать общую моторику и координацию движений. Пальчиковая игра «Мальчикипальчики». «Греем ладошки». «Тест месим на пирожки» Развивать координацию движений: Игры в движении «Пройди по мостику», «По ровненькой дорожке», «Ручеек», «Переползи по скамейке». Развивать подражательность. Упражнения «Кто это?», «Что делает Зайка?» Учить выполнять простые действия: Возьми мыло. Помой руки. Вымой руки. Возьми полотенце. Вытри лицо. Вытри руки. Возьми зубную щетку. Почисти зубы. Возьми расческу. Причеши волосы. «Бусинки». «Оденьсандалики». Учить повторять разные звуки. упражнение «Ау-ау», «Иа-иа». Способствовать развитию речи и слуховой памяти. Речевая игра «Повтори», «Что это, Кто Это?» Сентябрь-декабрь 2019 12 Игры и упражнения, направленные на формирование навыков самообслуживания. Игры занятия с игрушками: « Оденем куклу после сна»; «Строим машинам гараж»; «Домовенок Кузя делает зарядку»; «Накормим гостей обедом». Январь-март 2020 Игры на развитие мелкой моторики, умения застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки: «Ловкие ручки» - завязывание бантов; «Шнуровка» - работа с различными видами шнуровок; «Картинки из мозаики»- выкладывание цветов из элементов мозаики. «Удобный инструмент»- обматывание палочки (ручки инструмента) лентой; «Бабушкины помощники» - наматывание ниток на клубок. Способность к самообслуживанию - вторая степень - способность к самообслуживанию при более длительной затрате времени, дробности его выполнения, сокращении его объема с использованием при необходимости вспомогательных технических средств. План работы воспитателя Сентябрь-декабрь 2020 Игры: «Сушка белья» - развешивание кукольной одежды на бельевой веревке; «Бусы» выкладывание геометрических фигур из бумаги по шнуру. Работа с наборами «овощи» и «фрукты» Игры и упражнения, направленные на формирование навыков самообслуживания. Игры - занятия с игрушками: « Оденем куклу после сна»; «Строим машинам гараж»; «Домовенок Кузя делает зарядку»; «Накормим гостей обедом». Январь-апрель 2021 Нанизывание деревянных бус на ленту «Красивые бусы». Работа с наборами «дикие животные», «домашние животные». «Сушка белья» - развешивание кукольной одежды на бельевой веревке; «Бусы» - выкладывание геометрических фигур из бумаги по шнуру. Игры: «Наматывание», «Узелки», «Жгутики»; «Режим дня», «Что сначала, что потом». Игры и упражнения, направленные на формирование навыков самообслуживания. Игры – занятия с куклой: «Зайка заболел»; «Угостим Мишку чаем»; «Готовим обед для гостей»; «Помоги Петрушке разложить вещи в шкафчике», «Доброе утро!», «Угадай на ощупь». Игры с влажным песком Сентябрь2021-май 2024 Дидактические игры: «Поймай мыло», «Переливание воды из одного кувшина в другой», «Плыви рыбка». Игровые упражнения: «Где же наши ручки, глазки и т.п.», «Найди свою щетку», «Сними свое полотенце», «Открой (закрой) тюбик с зубной пастой и т.д.». Дидактические игры: «Такие разные носочки», «Найди пару», «Перекладывание помпонов в банку», «Подбери к шнурку бусинку», «Копилка». Сюжетно – ролевые игры: "Кукла идет на прогулку», «Я сам одеваюсь, я уже большой», «Я умею раздеваться и аккуратно складывать вещи» Дидактические игры: «Перекладывание шаров», «Просеивание фасоли», «Перекладывание бусин». Сюжетно – ролевые игры: «Кукла Катя обедает», «Катя заболела» Дидактические игры: «Наш малыш», «Сок для зайца», «Покормим зверей салатом», «К нам медведица пришла, медвежонка принесла…», «Покормим куклу кашей», «Покормим 13 зверей салатом» Сюжетно – ролевые игры: «Кукла Катя обедает», «Катя заболела» Упражнение «Раздевалочка». «Заправляем кровати». Игра- тренинг «Учимся заправлять постель», « Покажи, как ты умеешь», «Сложи вещи в шкафу», Игры на мелкую моторику «Застёжки» Беседа «Чем больше науки, тем умнее руки» Регламентирование образовательной деятельности с ребенком- инвалидом Способность к самообслуживанию Способность к обучению виды деятельности Осуществляется в совместной деятельности с воспитателями, другими детьми, самостоятельной деятельности при проведении режимных моментов в различных видах детской деятельности. осуществляется в совместной деятельности с воспитателем. Воспитатели организуют образовательную деятельность в совместной деятельности с ребенком, другими детьми, самостоятельной деятельности при проведении режимных моментов в различных видах детской деятельности. Реализация Программы в совместной деятельности воспитателей с ребенкоминвалидом, другими детьми формы совместной деятельности длительность Дидактические игры 3 мин Сюжетно-ролевые игры 5 мин Пальчиковые игры 3 мин Артикуляционная гимнастика 3 мин Игры с песком и водой 5 мин Музыкальные игры 5 мин Чтение художественной литературы, слушание 5 мин произведений в аудиозаписи Игровые ситуации 5 мин Всего: 34 мин Реализация Программы в процессе самостоятельной деятельности формы совместной деятельности длительность Развивающие игры, игры с мозаикой, вкладышами, 6 мин конструктором настольным. Игры с крупными пазлами, кинетическим песком. сюжетно-ролевые игры 10 мин Всего 16 мин 2.1. Особенности взаимодействия с семьей воспитанника. Основные формы взаимодействия с семьей: - знакомство с семьей: индивидуальные беседы; - ознакомление родителей с адаптированной развивающей программой, ее целями и задачами; 14 - социально-педагогическая диагностика (тестирование, анкетирование); - индивидуальное консультирование по результатам коррекционно-развивающей работы с ребенком; - просветительская деятельность (тренинги, папки-передвижки, информационные буклеты); - совместная деятельность: привлечение родителей к организации конкурсов, семейных праздников, выставок творческих работ. Принципы взаимодействия с семьей: Принцип активности и сознательности – участие педагогов, специалистов и родителей в поиске современных форм и методов сотрудничества с семьей; Принцип открытости и доверия – предоставление каждому родителю сведений о ходе развивающей работы с ребенком; Принцип сотрудничества – оказание помощи в развитии ребенку только в совместной деятельности педагогов с родителями, построенной на доверительных отношениях и открытости. Принцип согласованного взаимодействия - возможность высказывать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах воспитания; Принцип воздействия на семью через ребенка – если жизнь в группе эмоционально насыщена, комфортна, содержательна, то ребенок обязательно поделится впечатлениями с родителями. План коррекционно-развивающей работы в условиях семьи Направление Содержание Самообслуживание Гигиенические навыки: - закрепление умения выполнять утренние и вечерние гигиенические процедуры (туалет, мытье рук, мытье ног и т.д.); - пользоваться туалетными принадлежностями (бумага, жидкое и твердое мыло, паста, салфетка, губка, полотенце, расческа, щетка, зеркало, носовой платок); - соблюдать правила хранения туалетных принадлежностей; -выражать благодарность за оказываемые виды помощи. Прием пищи: - закрепление умения пользоваться ложкой, вилкой, чашкой, салфеткой (с учетом возможностей); соблюдать опрятность при приеме пищи, выражать благодарность после приема пищи (знаком, движением, речью). Одежда и внешний вид: - обучить умению различать разные виды одежды по их функциональному использованию; соблюдать порядок последовательности одевания и раздевания. Хранить в соответствующих местах разные предметы одежды; правильно обращаться с пуговицами, молнией, шнурками и др.; выбирать одежду по погоде, по сезону; контролировать опрятность своего внешнего вида с помощью зеркала, инструкций взрослых. 15 III. Организационный раздел 3.1. Описание используемых специальных методов, методических пособий и дидактических материалов, психолого-педагогических условий реализации Программы. Для коррекционной работы педагоги используют следующие специальные методы: Наглядные методы - практическая деятельность организованна на основе наглядного показа, демонстрация изображений, картинок. Словесные методы – чтение художественной литературы (стихотворения, произведения, сказки и другое), игры-потешки, песенки Игровые методы - игра, упражнения. Практические методы - упражнение (подражательно-исполнительского характера), экспериментирование. Индивидуальные методы - обеспечивают структуру отношений, при которой педагог имеет возможность реагировать на желания и потребность ребенка. Описание используемых специальных методов, методических пособий и дидактических материалов Психолого – педагогические условия реализации Программы В дошкольном учреждении созданы условия для реализации адаптированной программы. Имеется: Медицинский блок – оснащен медицинским оборудованием, имеется изолятор. Музыкальный зал – оснащен оборудованием и инвентарём в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования, музыкальным центром, фортепиано, баяном. Спортивный зал – оснащен атрибутами для обучения элементам спортивных игр, спортивным оборудованием, нетрадиционным оборудованием.. Специально подготовленная среда в групповой комнате включает в себя пространство с материалами: - для упражнений в развитии социальных навыков и навыков самообслуживания (раковина и полотенце для умывания, шкафчик для одевания, раздевания, предметы для стирки, глажки); для упражнений в развитии познавательных интересов (дидактические игры, развивающие игры, уголок книги, уголок природы, стол с водой и песком.) - для снятия мышечного, эмоционального напряжения (мягкий диван, массажные мячики, мягкие подушки.) Оснащение игрушками, дидактическими играми, пособиями и материалами для работы с ребенком-инвалидом Сенсорика: «Логический домик», «Полянка», «Логическая Уголок познавательного улитка», «Собери шурупы по цвету», «Найди вторую половину», «Бизиборд», «Деревянная дощечка», «Подбери развития по цвету пуговки», «Музыкальная бабочка», игра «Развиваем пальчики», «Цветные шарики- лабиринта», «Лабиринт», «Цветные фигурки», «Мозаика», «Логические стаканчики». Пазлы: «Сказки», «Игрушки», «Зоопарк». Уголок конструирования Конструкторы: строительный материал мягкий, кубики деревянные 16 Уголок экспериментирования с песком и водой Центр творчества Центр речевого развития Центр книги Центр физкультуры и здоровья Уголок уединения Чаша для воды или песка. Природный материал: песок, камни. материал для игр с водой и песком. Игрушки: пластмассовые, резиновые. альбом, акварельные краски, кисти, цветные карандаши, баночка для воды, восковые мелки, салфетки, трафареты, пластилин карточки: «Овощи – фрукты», «Моя семья», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Деревья», «Наш дом», «Бытовая техника», «Музыкальные инструменты», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Одежда», «Посуда», «Инструменты», «Профессии», «Дикие и домашние животные», «Времена года». Литература в соответствии с образовательной программой мячи резиновые и пластмассовые разных размеров; ленты.; флажки , погремушки ;кегли; массажные коврики, дуги для прокатывания мяча, маски для подвижных игр Диванчик, мягкие подушки В ДОУ педагогическим коллективом созданы специальные педагогические условия, включающие: - использование в образовательной деятельности форм и методов работы с ребенком-инвалидом, соответствующих его возрастным и индивидуальным особенностям; - построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослого с ребенком, ориентированного на интересы и возможности ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития; - поддержку инициативы и самостоятельности ребенка в специфических для него видах деятельности; - создание условий для овладения культурно-гигиеническими навыками, навыками самообслуживания. В группе воспитатели создают для ребенка атмосферу доброжелательности, психологической безопасности. Педагоги стремится к безоценочному принятию ребенка, пониманию его ситуации. Используемая литература: 1. Хохрякова Ю.М. Сенсорное воспитание детей раннего возраста – изд-во 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. «Сфера»,2011 Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с малышами – М.,2008 Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе 2-7 лет – М.,2016 Голубева Л.Г. Гимнастика и массаж для самых маленьких – М., 2006 Комарова Т.С. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет – М.,2017 Мартынова Е.А. Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий – Волгоград: Учитель, 2014 Померанцева И.В. Вилкова Н.В. Семенова Л.К. Спортивно-развивающие занятия в первой младшей группе – изд-во «Учитель»,2008 Соломенникова О.А Ознакомление с природой в детском саду с детьми 2-3 лет – М.,2014 17 9. Чевычелова Е.А. Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет – изд-во «Учитель», 10. 11. 12. 13. 2012 Гербова В.В. Ильчук И.П. Книга для чтения В детском саду и дома. – изд-во «Оникс»,2008 Горюнова Т.М. Развитие детей раннего возраста – М.,2009 Лебедева С.А. Играем вместе с детьми -М.,2009 Пенькова Л.А. Развитие игровой активности дошкольников – М., 2010 3.2. Описание особенностей развивающей предметно – пространственной среды Эффективным условием реализации инклюзивного образовательного процесса является организация развивающей предметно-пространственной среды, стимулирующей развитие самостоятельности, инициативы и активности ребенка. Характеристики развивающей предметно-пространственной среды: • безопасность; • комфортность; • соответствие возрастным особенностям развития и интересам; • вариативность; • информативность. Создание предметно-развивающей среды является одним из условий успешной реализации Рабочей программы. Мебель подобрана по ростовым показателям и расположена в соответствии с требованиями. Расстановка мебели, игрового и дидактического материала в групповой комнате согласовывается с принципами развивающего обучения, индивидуального подхода, дифференцированного воспитания. Для достижения комфортности и безопасности обстановки в группе продуманы детали интерьера, созданы условия достаточной освещенности. При оформлении групп используются реалистическое изображение предметов и явлений. Цветовой дизайн и оформление помогают сенсорному развитию дошкольников, создают дополнительные зрительные горизонты. Задачи оформления: —реализовать личностно-ориентированную модель воспитания: воспитатель строит общение с детьми на равных «глаза в глаза»; ребенок может взглянуть на взрослого сверху, т.е. ломается традиция, когда ребенок смотрит на нас, взрослых, снизу вверх; —стимулировать развитие игровой деятельности детей (игрушки, атрибуты, модульная мебель, нестандартная архитектура позволит придумывать новые сюжеты игр); —решать задачу коммуникативного развития ребенка (развитие диалогового общения); —реализовать потребность в движении (лазанье, прыжки, ловля, ползание); —развить самостоятельность (вмешательство взрослых сведено до минимума). Такой подход к организации жизненного пространства в группе создает у детей благоприятное эмоциональное состояние, желание общаться друг с другом и взрослыми. Предметная среда строится с учетом организации деятельности детей: а) в непосредственно-организованной деятельности — подбор дидактического материала, который будет соответствовать изучаемой теме; б) для совместной деятельности воспитателя с детьми. Взрослый дополняет, насыщает, изменяет предметную среду материала ми для игры, рисования, конструирования и других видов деятельности в соответствии с возникшими у детей интересами; 18 в) для самостоятельной деятельности детей. Создаются условия для развития, творческого самовыражения, осознания себя, кооперации с равными без взрослых посредников, для свободного упражнения в способах действия и умениях, замысливании и реализации собственных задач. Материалы многослойны, полифункциональны, обеспечивают занятость детей с разной степенью освоения того или иного вида деятельности. Ребенок в предметной среде свободно выбирает материалы, а предметы, в свою очередь, наталкивают его на новые формы активности и стимулируют рождение новых замыслов, без навязывания учебных задач и регламентации деятельности. В группе ведется постоянная работа над модернизацией среды, поиск более совершенных форм: оборудование кабинетов современными средствами ТСО, Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных центров, оснащённых большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающие оборудование и пр.) Все предметы доступны детям. В качестве центров развития выступают: Центр познавательного развития: уголок конструирования, экспериментирования с водой и песком, уголок природы; Центр творчества: материалы для рисования, лепки; Центр безопасности: плакаты, машины разных служб-скорая помощь, полиция, пожарная; Центр сюжетно-ролевых игр:семья, больница, шоферы, магазин и т.д.; Уголок уединения; Центр речевого развития; Центр книги; Центр театра; Центр физкультуры и здоровья. Подобная организация пространства позволяет детям выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу даёт возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учётом индивидуальных особенностей детей. Обстановка в группах создаётся таким образом, чтобы предоставить ребёнку возможность самостоятельно делать выбор. В каждом центре содержится достаточное количество материалов для исследования и игры. 19